Клубы-олигархи КХЛ легально обходят и жесткий потолок зарплат. В финалы конференций попали только богачи

Одна из главных претензий к КХЛ — предсказуемость. С целью сделать турнир более интригующим перед сезоном был введен потолок зарплат, заставивший богатых срезать игрокам оклады и от кого-то отказываться. Но состав финалов конференций, стартующих сегодня и завтра, все равно можно было предсказать ещё в межсезонье — на Западе сыграют ЦСКА и СКА, на Востоке — «Ак Барс» и «Авангард». Metaratings.ru рассказывает, почему в таких раскладах отчасти виноваты и лазейки в потолке зарплат.

Илья Ковальчук
Илья Ковальчук

Армейские клубы вообще встретятся друг с другом в финале Запада в пятый раз за шесть лет — ранее только «Локомотиву» удалось прервать гегемонию базовых клубов сборной. А ведь в первые сезоны существования КХЛ в финалы конференций выходили ХК «МВД», «Атлант», пражский «Лев», «Трактор», «Сибирь», которых сейчас невозможно представить в четвёрке сильнейших.

Однако, доминирование ЦСКА (пусть теперь не такое очевидное, с седьмым матчем против «Локо»), СКА, «Ак Барса» и «Авангарда» нельзя списать только на их финансовое превосходство. Выход этой четвёрки в очередной раз доказывает, что в командных видах спорта на результат прежде всего влияют выстроенные годами система, стратегия и философия.

Все четыре клуба начали свое планомерное развитие, благодаря которому доминируют, ещё несколько лет назад. Например, «Авангард» сделал огромный скачок после появления в руководстве Александра Крылова, «Ак Барс» в это время принял стратегию развития, а ЦСКА решил полностью довериться Игорю Никитину.

Потенциально добавить интриги могло введение жесткого потолка зарплат в нынешнем сезоне. Болельщики рассчитывали, что это равномерно распределит хоккеистов по клубам и приведёт к неожиданным результатам. Однако в реальности потолок не сработал. Хотя он и не мог сработать в первый же сезон.

Потолок зарплат действительно не проявил себя. Переход от системы с клубами-олигархами ко множеству сильных и равных команд невозможен за один год. Просто хотя бы из-за того, что богатые клубы распоряжались таким большим количеством активов, что смогли всё равно оставить себе основные, избавившись от ненужных.

Например, в межсезонье такие клубы, как ЦСКА, начали активно переподписывать игроков на более низкие оклады. Естественно, обновить соглашения со всеми было невозможно, поэтому некоторых хоккеистов пришлось отпустить. Однако у армейцев благодаря выстроенной системе остался запас прочности, позволивший команде Никитина вновь выйти в финал Запада.

Вообще, фундаментальная цель потолка зарплат — это не равномерно распределить сильных хоккеистов по разным клубам, а защитить маленькие команды от богатых, тем самым дать им время на построение «чемпионского окна».

То есть, при идеально работающем потолке зарплат ЦСКА и СКА не могут просто так скупать звезд из других клубов, тем самым позволяя им выстраивать долгосрочную стратегию развития. Иногда команды годами копят активы, чтобы выстрелить в один-два сезона. Из последних примеров — это «Тампа Бэй Бакканирс» в НФЛ и «Тампа Бэй Лайтнинг» из НХЛ.

Построить звёздный коллектив можно и при потолке зарплат, как зачастую происходит в НБА, где регулярно создаются суперкоманды. Однако всё это связано с мягкостью потолка — его можно обойти налогом на роскошь. В КХЛ такая система действовала несколько лет, и вот в начале 2020 года лига утвердила неприкосновенный потолок в 900 млн. Правда, оставив много лазеек, чтобы его преодолеть.

Во-первых, в реальности потолок зарплат намного выше, чем 900 млн. Согласно регламенту, за порог можно вывести до 20% от личных и командных премиальных. То есть, такое дополнение оставляет еще 360 млн пространства, и потолок, фактически, повышается до 1,26 млрд рублей.

Во-вторых, под потолком не учитываются доходы хоккеистов до 21 года. Такой пункт регламента с одной стороны стимулирует клубы растить талантливую молодёжь, но и с другой стороны скупать ведущих проспектов, распределяя доступный зарплатный фонд на более важные позиции. По сути, такой стратегии в нынешнем сезоне придерживается СКА.

В-третьих, под потолком никак не учитываются бонусы за выход в финалы конференций и бонусы за спортивные достижения в рамках всей лиги — попадание в топ-3 в списке снайперов, ассистентов и так далее. Такое допущение выглядит не просто лазейкой, а гигантским окном возможностей, через которое пролезают богатые клубы. Если команда выходит в финал конференции, то игрок с зарплатой условно 30-50 миллионов может получить абсолютно любой бонус, хоть свыше 100 млн.

Например, ранее сообщалось , что «Ак Барс» за проход в финал конференции выплатил по 6 млн рублей всем своим хоккеистам. По информации Metaratings.ru , такое поощрение прежде всего связано с проходом именно уфимского клуба, а не просто с выходом в полуфинал Кубка Гагарина.

По информации источника Metaratings.ru , за проход «Авангарда» казанские хоккеисты могут получить минимум по 9 миллионов рублей. То есть, только за преодоление второго и третьего раунда плей-офф «Ак Барс» выплатит своим хоккеистам свыше 300 млн рублей — более трети от потолка, но все это в рамках правил.

Как сообщил нам источник, близкий к СКА, хоккеисты петербургского клуба за выход в финал Кубка Гагарина получат минимум по 10 млн рублей. Причём руководство армейцев выплатит им такие премии не за сам по себе проход в решающую серию сезона, а за победу над ЦСКА. Если бы в предыдущем раунде плей-офф москвичи уступили «Локомотиву», СКА сейчас играл бы с ярославцами за премиальные иного уровня, а может игроки остались бы вовсе без дополнительных вознаграждений.

В ЦСКА есть бонусная часть за победу в Кубке Гагарина. Точные данные неизвестны, но, по информации источников Metaratings.ru , у некоторых хоккеистов общая сумма доходит до 1 млн долларов. А это уже около 70 млн рублей — 1/13 от всего разрешенного заработного фонда. Да, эти деньги не гарантированы игрокам, ведь надо выиграть еще два раунда плей-офф, однако всё равно таким богатым клубам есть чем завлечь хоккеистов, в отличие от «Северстали» или «Амура».

Многим болельщикам, ставящим в пример КХЛ главную лигу мира, кажется, что высокая конкуренция в Северной Америке поддерживается именно благодаря потолку зарплат, который действует с 2004 года. Но это немного не так.

Несмотря на потолки, неравенство между клубами НХЛ всё же есть. Прежде всего, потолок зарплат ограничивает только гонорары хоккеистов внутри клубов, но не мешает им зарабатывать на своём бренде. Отчасти в североамериканских лигах потолок зарплат и был введен, чтобы уменьшить влияние команд с больших рынков. Однако все равно крупные города, такие как Торонто, Лос-Анджелес или Нью-Йорк привлекательнее для спортсменов как для жизни, так и с точки зрения дополнительного заработка, нежели маленькие эдмонтоны или коламбусы.

Также потолок зарплат ограничивает непосредственно фонд оплаты труда, но никак не влияет на инфраструктуру клубов. Чем богаче команда, тем больше средств она вкладывает в комфорт хоккеистов, у нее лучше база, самолёты и так далее. Хоккеисты могут за меньшие деньги подписаться с условным «Нью-Йорк Рейнджерс», но работать в более комфортных условиях, чем, например, в «Аризоне».

Самое же большое неравенство в НХЛ касается подписных бонусов. Потолок зарплат регулирует именно объём заработного фонда, но не структуру выплат гонораров. И зачастую хоккеисты большую часть положенных денег получают в межсезонье в виде подписных бонусов, которые могут превышать 10 млн долларов.

Богатые клубы могут себе позволить выделить миллионы долларов хоккеисту в конкретный момент, например, 1 июля. А бедные клубы так поступить не могут, и заранее говорят об условиях и сроках оплаты. Например, Александр Овечкин получает зарплату равномерно в течение года, а не просто несколькими траншами.

Кажется, что все три вышеприведенных фактора незначительны, но возможно, что именно из-за них Артемий Панарин перешел в «Рейнджерс», а не во «Флориду». По крайней мере, схема его контракта намекает на это — из 82 млн, положенных по контракту, 74 прописаны именно как подписные бонусы. Как только и КХЛ придёт к реально жесткому потолку, именно эти факторы выйдут на передний план.

Очевидно, что хоккеисты будут предпочитать Москву, Петербург или Казань Череповцу, хотя «Северсталь» один из немногих клубов КХЛ, у которого вообще за всю историю существования лиги ни разу не было ни финансовых проблем, ни каких-либо задолженностей перед игроками.

Так что для четкой работы всей системы потолок зарплат не должен быть единственным механизмом, регулирующим поведение клубов и хоккеистов на рынке. Фонд заработной платы — это только ограниченное пространство между низшим и высшим порогами.

В НХЛ есть ещё ряд искусственных условий, позволяющих клубам развиваться в течение некоторого времени в рамках своей стратегии, не опасаясь, что богатые команды перехватят их активы. Например, после драфта права на хоккеистов закрепляются за клубами на несколько лет, а сами игроки выступают на контрактах новичков, тем самым разгружая платёжку. И таких нюансов там десятки.

КХЛ также стоит проработать собственную стратегию, опираясь на российские реалии. Сперва надо решить вопрос с арендами внутри лиги — они как бы запрещены, но все прекрасно о них знают. Главная же проблема, которая в будущем будет перекрывать все — это переход за денежную компенсацию. Невозможно строить долгосрочный проект, если знаешь, что твоего хоккеиста всегда смогут купить, а взамен ты получить лишь несколько миллионов рублей, на которые нельзя будет найти достойную замену.

***

Ну а пока в финалах конференций КХЛ играют те, кому положено по статусу и возможностям. Сегодня, 2 апреля, состоится первый матч между ЦСКА и СКА, и аналитики букмекерской компании «Фонбет» считают фаворитами серии московских «армейцев» с коэффициентом 1,53 против 2,50 на петербургских. «Ак Барс» примерно в такой же степени ( 1,57 против 2,40 ) фаворит противостояния с «Авангардом», которое начнется 3 апреля.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте