Скандалы, ссоры, публичные оскорбления стали неотъемлемой частью нашей фигурки в последние годы. Теперь с этим намерены бороться. Федерация фигурного катания России выпустила этический кодекс для спортсменов, тренеров и судей.
Отныне фигуристам запрещается демонстрировать свои эмоции, публично высказываться в СМИ и соцсетях, если на то не было разрешения от федерации. А какие ещё требования прописаны в кодексе и кто от нововведений пострадает больше всего? Metaratings.ru рассказывает о самых интересных положениях.
Что стало поводом создания кодекса и кто попадает под его действие?
Этический кодекс федерации фигурного катания был утверждён в конце сентября. Немаловажную роль в появлении этого документа сыграл скандал с Елизаветой Нугумановой. Летом фигуристка обвинила свой уже бывший тренерский штаб (в первую очередь досталось Евгению Рукавивцыну) в буллинге. Ещё в разгар этой истории в федерации отметили, что необходимо создать комитет по этике для подобных дел. Не прошло и трёх месяцев, как сформировали целый кодекс с правилами.
Теперь нельзя критиковать судей
Большинство требований, прописанных в кодексе, достаточно типичны и базовы: необходимо соблюдать правила соревнований, относиться с уважением к своим соперникам, в основе деятельности участников спортивных состязаний должен стоять принцип чистой борьбы (то есть без употребления допинга).
Впрочем, есть и более интересные, нетипичные положения, на которые следует обратить внимание.
- 1. Избегать публичного осуждения в некорректной и грубой форме итогов соревнований и решений судейской бригады, в том числе в сети «Интернет», социальных сетях и других информационных сообществах или ресурсах.
Проще говоря: нельзя критиковать решения судей. Это пункт распространяется как на спортсменов, так и на тренеров. И, конечно, уже сейчас понятно, что в этом отношении многим будет непросто.
Ни одно соревнование не проходит без обсуждения судейских решений. Этим «грешат» многие. В том числе Евгений Плющенко. Он многократно публично высказывал своё недовольство судьями из-за оценок «ангелам» его академии и непрозрачно намекал на предвзятость судей в отношении конкретных тренерских штабов (понятно каких). Теперь Евгению Викторовичу и многим другим придётся быть сдержаннее.
Не лишним будет отметить, что судьям тоже необходимо соблюдать ряд требований. Например, быть беспристрастными, не оказывать предпочтения по территориальным и иным признакам. И что важно: теперь судьи обязаны предупреждать о личной заинтересованности перед стартом каждого турнира (речь идёт о родственных, рабочих связях между судьями и тренерами/спортсменами).
Запрещено устраивать конфликты
Другой пункт предписывает:
- 2. Избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации самого Спортсмена или его соперников, а также авторитету ФФККР.
Это правило также распространяется на всех. Тут снова вспоминается Плющенко и его неоднократные перепалки с тренерским штабом Этери Тутберидзе. Во-первых, их личные публичные «переклички» с Этери. Во-вторых, чуть было не состоявшийся бой-спарринг с хореографом Алексеем Железнякоквым (он из группы Тутберидзе).
Конфликтные ситуации возникали и между спортсменами. Достаточно вспомнить нашумевшую пресс-конференцию Алины Загитовой и Евгении Медведевой после первого розыгрыша Кубка Первого канала с громкими высказываниями «победитель здесь только один», «меня не трогай – я не пахну». Из свежего: как раз история с буллингом Нугумановой.
Надо уметь проигрывать
Следующее правило навеяно, конечно, эмоциональным «взрывом» Александры Трусовой на Олимпийских играх в Пекине.
- 3. Сохранять самообладание в случае проигрыша, с достоинством отдавая должное победе и мастерству соперника.
Фигуристка, раздосадованная вторым местом, устроила «прожарку» тренерам и чуть было не саботировала церемонию награждения в женских соревнованиях на ОИ. Теперь такие эмоции недопустимы. Хочешь не хочешь – придётся контролировать себя. Как – это уже личное дело каждого спортсмена.
Лучшие букмекеры для ставок на фигурное катание
Закрыться от журналистов!
Эти три пункта можно объединить в одну группу и назвать их «минимизация общения со СМИ».
- 4. Воздерживаться от публичных выступлений, в том числе в СМИ, в период проведения соревнований, если иное не было обговорено с пресс-атташе ФФККР;
- 5. Не отвечать на гипотетические вопросы («что, если…?» и т.п.);
- 6. Не обсуждать вопросы, решение которых находится в стадии обсуждения.
Зачем это нужно? Опять-таки, чтобы сократить количество неблагоприятных комментариев, которые гипотетически могут нанести имидживый ущерб как спортсменам, так и федерации в целом. Из-за этого нововведения многим придётся с особенным усилием следить за тем, что они говорят. Например, Алёне Косторной, которая обычно очень активно и ярко выступает в публичном пространстве.
Кстати, жёсткие публичные высказывания Тутберидзе в адрес американского блогера Дэйва Лиза («Дэйв, ты дерьмо», например) будут как-то учитываться? Или в адрес американцев можно?
Наконец, ФФККР хочет отобрать хлеб у инсайдеров и объявлять все новости исключительно сама первой. За разглашение «конфиденциальной информации» прописан штраф в 100 рублей. В понятие «конфиденциальная информация» входит куча всего: от календаря до сведений о травмах, от списков кандидатов в сборные до итогов совещаний ФФККР.
Что грозит за нарушение кодекса?
Эти правила являются не просто рекомендациями, а носят обязательный характер. Уже даже прописаны наказания за нарушения. Это может быть как предупреждение или штраф, так и исключение из сборной. Так что всё очень серьёзно.
Этим этическим кодексом ФФККР пытается минимизировать концентрацию токсичности в нашей фигурке (что неплохо). Однако делается это за счёт ограничения свободы слова и свободы мысли (что совсем не хорошо), ведь именно эта свобода во многом делает фигурное катание и его главных персонажей настолько популярными и интересными публике.