«Уровень женского биатлона в России не слишком высок». Тренер Андрей Падин – о возвращении в сборную

Известный биатлонный тренер Андрей Падин с марта 2023 года работает в группе Михаила Шашилова и будет участвовать в подготовке женской сборной России к новому сезону. В состав группы вошли Ирина Казакевич, Тамара Дербушева, Анастасия и Наталия Шевченко, Анастасия Батманова, Юлия Шеллер, Кира Дюжева и Анна Грухвина.

Именно Падину своим прогрессом обязаны лидеры белорусского биатлона Антон Смольский и Дмитрий Лазовский, а также лучшая биатлонистка прошедшего сезона по рейтингу СБР Виктория Сливко. В эксклюзивном интервью Metaratings.ru специалист рассказал, как будет готовиться Сливко, почему он выбрал группу Шашилова, что считает критериями успеха и почему не видит проблем в самоподготовке лидеров сборной.

Андрей Падин. Фото: СБР
Андрей Падин. Фото: Андрей Аносов / СБР

– За прошедший год у вас было немало предложений о продолжении тренерской карьеры. Почему выбрали вариант именно с женской сборной России?

– Предложения действительно были. Я выбрал группу Михаила Викторовича Шашилова, руководствуясь тем, что мы земляки, и в планах у меня было больше прикрепиться к региональной федерации (Федерации биатлона Свердловской области – прим. Metaratings). Из этих соображений я решил, что мне там будет лучше и комфортнее, и с нашей кочевой жизнью я буду больше находиться дома, помогая и региональной, и национальной команде.

– Вы приступили к работе в марте и застали конец сезона с национальной командой. Успели сделать выводы на будущее?

– Я действительно приступил к работе в марте, а выводы формируются не только при работе, но и из показательных выступлений. Биатлон – достаточно публичный и популярный вид спорта, который находится постоянно на виду. Все выводы можно сделать не только профессионалам, но и болельщикам, даже не находясь на рабочем месте.

– Вы работали как с мужскими, так и с женскими командами. Насколько существенна разница между ними и как работать комфортнее?

– У нас циклический вид спорта. Я бы не сказал, что разница глобальная. Я исхожу из того, что биатлон, как передвижение на лыжах с винтовкой, прежде всего мужской вид спорта. Сегодня он стал и женским. Нагрузка на человеческий организм ложится одинаковая.

Есть маленький нюанс только в том, что женские гонки немного сокращены. В лыжных гонках сокращаются мужские дистанции и приравниваются к женским, а в биатлоне они пока разнятся. Что мужчины, что женщины выполняют равнозначный объём нагрузки. Разница в том, что у женщин ниже скорость передвижения, чем у мужчин, а нагрузка одинаковая.

Михаил Шашилов
Михаил Шашилов. Фото: Андрей Аносов / СБР

– У вас в штабе есть разделение функционала между вами, Михаилом Шашиловым и Николаем Загурским?

– Этого разделения пока нет. У нас в группе есть как опытные спортсменки, так и вновь прибывшие. Мы не разделяем своих обязанностей, а работаем групповым методом, поэтому мы взаимозаменяемые.

– То есть вы в равной степени вовлечены в стрелковую и функциональную подготовку?

– Да, вы правильно поняли. Так и есть.

– Вы принимали непосредственное участие в составлении планов на предсезонную подготовку?

– Конечно. Это одно из условий моей работы. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше, поэтому в обсуждении и принятии решений мы участвуем коллегиально.

– У вас в группе три новых спортсменки: бывшая лыжница Анна Грухвина и юниорки Юлия Шеллер и Кира Дюжева. Как можете оценить их потенциал?

– На сегодня это сложный вопрос. Сначала надо досконально изучить спортсмена, узнать его лимитирующие факторы и постараться их устранить. Пока это будет выявляться в процессе подготовки. Также мы будем отталкиваться от нашего этапного тестирования, которое пройдёт в Москве в июне.

Первый учебно-тренировочный сбор направлен на восстановление работоспособности и подготовку к последующей работе. У нас прошло три тренировочных дня, поэтому пока рано говорить о глобальных целях вновь прибывших спортсменов. Мы пока поверхностно знаем их слабые стороны.

– Насколько вам интересно работать с молодёжью ради не сиюминутных задач, а отдалённой перспективы?

– Я думаю, что каждый тренер хочет работать на долгосрочную перспективу и участвовать в продолжительном, а не одномоментном проекте. Интересно работать везде и всегда по-своему. Конечно, для этого нужен интерес тренера и такая же отдача спортсмена.

Анна Грувихина
Анна Грувихина. Фото: @gruhvina

– Второй год подряд вашу группу пополняет бывшая лыжница. Что ждёте от Анны Грухвиной и насколько это перспективное направление – брать спортсменок из лыжных гонок?

– Это не новое направление. Оно было и в предыдущие годы. Светлана Ишмуратова тоже была приглашена перед Олимпийскими играми в Нагано и впоследствии стала двукратной олимпийской чемпионкой. Это неплохое направление. Мы все понимаем, что сейчас уровень женского биатлона не слишком высок. Почему бы его не усилить спортсменками из лыжных гонок с потенциалом в стрельбе, который они могут реализовать и принести большую пользу нашему с вами любимому виду спорта?

– Многие ожидали увидеть в вашей группе Викторию Сливко, которая последние годы тренируется по вашим планам. Почему она решила готовиться самостоятельно и как вы намерены контролировать её работу?

– Я и в прошлом году рекомендовал ей работать в группе, но это чисто её решение. С моей стороны не было настойчивости, потому что она уже профессиональная и состоявшаяся спортсменка. Она приняла такое решение, потому что ей комфортно работать в таком режиме.

Возможно, после первого года индивидуальной подготовки ей стало ещё легче. И обременять себя распорядком, который может в лёгкой форме создать дискомфорт, она не захотела. Ничего страшного в этом нет. Я всегда готов принять любой выбор Вики. В любом случае я буду ей помогать в том же объёме, что и в прошедшем сезоне.

– Павел Ростовцев говорил, что является сторонником дисциплины в команде, то есть все спортсмены на централизованной подготовке должны присутствовать на всех сборах и работать по планам национальной команды. Как в условиях отсутствия международных стартов сохранить у спортсменов мотивацию и готовность к дисциплине?

– Это зависит от того, насколько сам спортсмен мотивирован и хочет показать достойный результат. Дисциплина всегда играла решающую роль не только в спортивных баталиях, но и в любой другой трудовой среде. Дисциплинированный спортсмен – это 80 процентов успеха. Он будет соблюдать режим дня, распорядок питания и будет последователен во всём. В любой национальной команде дисциплину должен соблюдать любой профессиональный спортсмен.

– Как вы относитесь к изменениям в календаре в предстоящем сезоне и насколько считаете его сбалансированным и подходящим для национальной команды?

– Изменения в календаре связаны с сокращением гонок и количества соревнований в декабре. Декабрьский календарь этого года больше соответствует нагрузке спортсменов на этапах Кубка мира и вписывается в три недели соревновательной деятельности. Далее происходит двухнедельный перерыв и очередной трёхнедельный триместр, потом снова двухнедельный перерыв и главный старт сезона – Спартакиада сильнейших спортсменов России на новом, неизвестном для нас комплексе в Златоусте.

Дальше у нас идёт этап Кубка России в Уфе и чемпионат России в Тюмени. На мой взгляд, календарь сбалансированный и достаточно уютный. Есть время и для реализации спортсменами своих достижений и для тренировочной работы между блоками соревнований. При этом он достаточно хорош, чтобы каждый спортсмен мог проявить себя на различных стартах.

– Мой коллега Руслан Васильев считает Раубичи лучшим центром для подготовки на постсоветском пространстве. Вы разделяете его точку зрения? И какие задачи ставите перед командой на первый сбор?

– Сбор в Раубичах продлится 16 дней. 31 мая мы его уже закончим. У нас идёт адаптация спортсменов к тренировочной нагрузке и подготовка всех систем организма к последующей работе. Тренировки больше посвящены аэробной и силовой выносливости. Я соглашусь, что этот комплекс – один из лучших на постсоветском пространстве. Он зарекомендовал себя с лучших сторон. Здесь проходили чемпионаты мира и Европы. Когда был Советский Союз, сборная СССР проводила здесь хорошую летнюю подготовку. Здесь очень большой выбор действий.

Любые тренерские фантазии можно использовать во всех направлениях, было бы желание. Комплекс отвечает всем современным требованиям. Можно расселить большое количество команд. Всем хватает места на стрельбище, есть стрелковый тир и закрытое стрельбище на десять коридоров. Вдобавок ко всему есть продолжительная лыжероллерная трасса, велодорожка в город, игровой зал.

– Вам удалось отдохнуть во время паузы в карьере? Сейчас готовы гореть работой?

– Желание работать всегда было. Есть такая пословица: сколько ни отдыхай, не отдохнёшь. Конечно, продолжительный отдых мне сильно помог в домашних и семейных делах, потому что последние годы у меня были очень насыщенными в работе, а тут я продолжительное время побыл дома с семьёй и сильно привык к этому, стал домашним. Поэтому первый выезд на тренировочный сбор был для меня волнительным. Я уехал из дома на продолжительное время, но раз дал согласие и решил работать, назад дороги нет. Я к этому готов.

Андрей Падин
Андрей Падин

– Что для вас стало бы критерием успешной работы?

– Я всегда считал критерием работы прогресс спортсмена. Понятно, что тренерскую работу оценивают по медалям и успехам, но так бывает не всегда. Можно выиграть медаль, но при этом остаться на своём уровне. Хотелось, чтобы спортсмены имели существенный прогресс, а он банальный и простой – бежать быстрее и стрелять точнее. Важно, чтобы стрельба была надёжная, чтобы ты на рубеже не переживаешь за спортсменов, а был уверен в их профессионализме.

При этом важно не терять, а только увеличивать скорость, чтобы с идеальной стрельбой можно было показывать высокие результаты и завоёвывать долгожданные медали. Лучше ставить цель не сверху – завоевание медалей, а снизу – повысить скорость и улучшить стрельбу. А эти два фактора приведут нас к завоеванию медалей.

– Много было шума по включению в состав Антона Бабикова. Почему, когда ему предложили всё-таки тренироваться со сборной, он решил уйти на самоподготовку?

– Я только поверхностно владею этой ситуацией и сильно в неё не вникал. Но я всегда говорил спортсменам, что тренер им нужен на первых этапах подготовки. Когда они становятся состоявшимися спортсменами с большим опытом работы со многими специалистами, от которых они берут самое лучшее, им нужен тренер только посоветоваться и подсказать.

Состоявшийся спортсмен должен уметь составлять свою тренировочную программу. Какой-то совет он может спросить у тренера. Антон Бабиков – состоявшийся спортсмен с большим опытом. Когда он отказывался, руководствовался тем, что может от каждого тренера взять по зерну и составить тренировочную программу, которая его приведёт к успеху. Тем более сейчас хватает показательных моментов.

В своё время многие уходили из команды на самоподготовку. Тот же Антон Шипулин готовился вместе с Алексеем Волковым. Можно привести пример Бьорндалена, который в большинстве случаев работал индивидуально. Мы не можем сказать, приведёт ли этот путь к успеху Антона Бабикова, но он имеет на него право. Почему его не брали в команду изначально? Возможно, не хватило каких-то баллов, чтобы быть основательно в команде. А когда спортсмен по каким-то критериям проходит на седьмых-восьмых ролях, то место могут отдать более молодому и перспективному спортсмену.

Пройдите квиз и получите бонус для ставок

Тест0 вопросов0 минут
Кто выиграл ЧМ после допинг-скандала, кого Губерниев называл балдой? Квиз об истории российского биатлона
Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте