«Рубин» не стоит особняком, «Акрону» всё по силам». Чемпион Европы Макаров – о «Локо», Хабаровске и Кипре

1 комментарий

В 2013 году юношеская сборная России под руководством Дмитрия Хомухи на дисциплине, характере и сэйвах Антона Митрюшкина через серии пенальти добралась до победы на чемпионате Европы. Спустя два года эта же команда уже в другом стиле, с кучей забитых голов, дошла до финала Евро среди 19-летних, где проиграла Испании с Родри, Асенсио и Себальосом.

Важным игроком основы в команде Хомухи был опорник «Локомотива» Сергей Макаров – сначала он держал центр поля вместе с Дмитрием Бариновым, а по необходимости переквалифицировался и в правого защитника. В основе «Локо» он застал Лассана Диарра и Леонида Кучука, а затем отправился в увлекательное путешествие – Белоруссия, Кипр, родной Хабаровск, снова Белоруссия, Волгоград. В новом сезоне Макаров намерен побороться за выход в Премьер-лигу с тольяттинским «Акроном».

Сергей Макаров
Сергей Макаров. Фото: ФК Акрон

Перед началом сезона чемпион Европы, пробившийся в юношеские сборные страны из небольшого села в Хабаровском крае, рассказал в большом интервью Metaratings.ru :

  • жив или мёртв футбол на Дальнем Востоке;
  • впечатлял ли в 2015 году Родри;
  • каково играть с Бариновым и куда нельзя переходить Миранчуку;
  • почему Макаров полгода не играл на Кипре;
  • как «Ротор» умудрился вылететь дважды за год;
  • какие задачи по силам «Акрону».

– Как пробиться из села Некрасовка в Хабаровском крае в «Локомотив», сборные разных возрастов, Премьер-лигу?

– Получилось тяжело, неожиданно. Единицы оттуда вырвались. Кто-то заканчивал академию в «СКА-Хабаровск», а мне удалось из глубинки выбраться. Играли на турнире, там меня заметили, поехал на просмотр в «Локомотив» и остался. Без везения не обошлось: на Дальнем Востоке немного шансов попасть на хороший турнир, сыграть с хорошими академиями, а нам такая возможность предоставилась.

– Любовь к футболу тебе привил отец, а тренировал ли он тебя как-то по-особенному?

– Нет, но мне отец с ранних лет как мяч подарил, так я с ним вообще не расставался. Когда начал взрослеть, с ним уже на поле ходили тренировались, потом меня заметил тренер сельской команды, а потом и «СКА-Хабаровск».

– Ты ещё ребёнком через всю страну переехал в Москву. Как проходил переезд?

– С самого детства я жил футболом, пропадал на улице с утра до вечера. Знал: если уеду, то у меня есть только одна цель – прорваться в футболе. Адаптация проходила легче, потому что нас взяли вдвоём с Сашей Максименко (он начал сезон 2022/23 в «СКА-Хабаровск-2» – прим. Metaratings). Нас хорошо приняли в интернате, проблем никаких не было. Первое время скучал по дому, но через месяц приехала мама, побыл с ней месяц, а затем уже сам приехал на каникулы.

– Ты рассказывал, что твой брат играл в селе. Пробился ли он в футбол, какие проблемы развития футбола на Дальнем Востоке видишь на его примере?

– Брат ещё играет на любительское уровне, тренирует команду 2015 года рождения в «СКА-Хабаровск». Тяжело пробиться в том плане, что скауты мало смотрят. В Хабаровске много перспективных ребят, но туда мало кто заглядывает – далеко находимся.

– Сейчас РФС создал ЮФЛ, в том числе зону Дальнего Востока. Поможет ли это?

– Надеюсь, что это очень сильно поможет таким ребятам, как я. Тем, кто не только из Хабаровска, но и с близлежащих сёл. Надеюсь, у них будет шанс проявить себя и уехать в хорошие академии.

– С каждым годом команд там всё меньше, теперь прекратила существование «Чита». Футбол на Дальнем Востоке умирает?

– Умирает. Везде в регионах умирает, не только «Чита» закрылась. Многие команды исчезли рядом с Хабаровском. «Луч» раньше играл в Премьер-Лиге. Мало заинтересованных людей, которые возьмут клуб и будут вести его.

– Проблема в политической воле или народу не интересен футбол?

– Не знаю, но нынешний губернатор в Хабаровске очень любит спорт, в том числе и футбол, очень сильно заинтересован. В прошлом году команда попала в стыки, сейчас тоже стоит задача. Плюс идёт реконструкция стадиона.

При этом все живут футболом, неравнодушны к «СКА-Хабаровск». Ещё есть хоккейный «Амур», команда «Нефтяник» по хоккею с мячом, но в основном все увлекаются футболом.

Команды на Дальнем Востоке закрываются – не с кем играть, поэтому теперь во Второй лиге приходится летать на матчи через всю страну. А я недавно вот слетал в Хабаровск – оклемался только через три дня.

– Ты немного играл за «СКА-Хабаровск» в РПЛ – почему команда тогда оказалась неконкурентоспособна?

– Я приходил туда после полугода простоя. Я был очень рад вернуться в родной город, где воспитывался и познавал футбол. То, что команда набрала весной только одно очко – совокупность факторов. Конечно, внутри все были недовольны таким результатом, но что было, там и останется.

– Ты забил победный пенальти в финале юношеского Евро, до этого забил и в полуфинале. О чём надо думать перед пенальти в послематчевой серии?

– Там уже вообще ни о чём не думаешь: выбираешь угол и пробиваешь. Там сил нет думать.

Денис Якуба говорил мне , что никто из той сборной не выделялся, включая Головина. Можешь ли ты кого-то выделить?

– У нас сборная была целостная. Не было одного яркого игрока, который особенно себя проявлял. Все вносили свой вклад. А Саню Головина на каком-то этапе даже не ставили в состав. Потом Слуцкий ему доверил шанс в ЦСКА – и Саня себя очень хорошо проявил.

– Евро-2013 вы проходили с ничьими и сериями пенальти, а на Евро-2015 была другая игра? Вы забивали 3 Испании, 2 Германии, 4 Греции.

– Нет, по стилю и принципам ничего не поменялось. Тщательно разбирали каждого соперника, выполняли требования Дмитрия Ивановича Хомухи. У нас бывали теории по часу-полтора два раза в день, хорошо пользовались слабыми сторонами каждого игрока.

– Почему Хомуха не на виду после такой блестящей работы со сборной? Только сейчас он возглавил «Калугу». Тебя это удивляет?

– Конечно, удивляет. Такой тренер – выиграл Евро, дошёл до финала на следующем, на ЧМ мы вылетели только от бразильцев. Не знаю, с чем это связано. Может, он сам не хотел в клуб.

– На юношеском чемпионате мира 2013 вы проиграли Японии и Тунису. Чего не хватило, недооценили соперников после Евро?

– Нет, японцы выделялись – всё мобильные, маленькие, юркие, как будто их на поле не 11, а 15-16. Плюс в Эмиратах в ноябре было очень жарко – только к третьей игре в группе перестроились, выиграли у Венесуэлы и попали на Бразилию.

– Твой партнёр по той сборной Денис Якуба рассказывал мне, что перестраиваться из опорника в крайнего защитника – почти заново учиться играть в футбол. Тебе тоже пришлось – было ещё тяжелее, чем ему?

– Нет, мне было легче, поскольку Денис играл слева, а я справа, и у меня правая нога ведущая. В тактическом плане было тяжеловато делать перестроения.

– В финале Евро-2015 за Испанию против вас играл один из лучших опорников мира Родри. Тогда разница в уровне между вами была намного меньше, чем сейчас?

– Мне тогда, кроме Асенсио и Себальоса, никто не запомнился. Вообще не помню, что он тогда играл. Значит, не выделялся на то время.

– Получается, до этого возраста мы можем конкурировать с испанцами, а дальше происходит разрыв?

– Когда мы выиграли Евро-2013, мало кто из пацанов стал играть в Премьер-лиге. Большая часть игроков осталась играть в дубле и тренироваться в основе. А многие итальянцы, которых мы обыграли, заиграли в Серии А. В 2015-м против нас играл Вернер, который к тому моменту провёл под 70 матчей в Бундеслиге. В то время у нас мало давали шансов молодым. По сравнению с теми временами сейчас играет очень много молодых футболистов – взять тот же «Локомотив», где игроки могут очень быстро попасть в основу.

– Но всё равно ваша команда лучше раскрылась, чем чемпионы-2006. Не было звездной болезни, как у команды 2006-го?

– Может, она и была, но долгой и затяжной точно не было. Хомуха после побед на Евро говорил: «Ребят, не живите прошлым. Если будете жить этим, в дальнейшем у вас ничего не получится».

– Получили ли какие-то большие премии за евро?

– Баснословных денег нам не давали. Дали нормальную сумму, но квартиру и машину на неё не купишь.

– В 2013 году ты говорил, что алкоголь пробовал только когда был совсем маленьким. Сейчас остаёшься таким же образцовым профи?

– После игры могу бокал-два пива выпить. Вино или шампанское только на праздники, дни рождения.

– Ещё один твой экс-партнёр по юношеской сборной Гасилин уже завершил карьеру и играет в медиалиге. Следишь за этой движухой?

– Конечно, слежу. Каждый тур Медиалиги смотрел, в «Броуках» много футболистов, которые играли в Премьер-Лиге. Интересно смотреть, на финал пришло 15 тысяч человек – людям это нравится и мне тоже. Тарасов недавно закончил играть, интересно посмотреть, как выглядит тот же T-Killah, который вплотную не тренировался и не занимался. Сейчас «Амкал» и 2Drots хотят ввести в Кубок России – почему бы и нет, они заслужили. На трибунах будет много народу, а мы же играем для зрителей.

– Что нужно сделать профессиональным клубам, чтобы тоже привлечь эту аудиторию? Играете-то вы лучше.

– Взять пример с тех же «Броуков» – активно вести и развивать свой канал, больше общаться игрокам и всем. Футболисты у нас в основном закрытые – по себе скажу, что мало интервью давал. Надо быть раскрепощённее.

Мы идём навстречу идеям и активностям ребят из медиаслужбы «Акрона» – это правильно и нужно, чтобы болельщики видели изнутри, как мы тренируемся, с каким настроением. Наш вратарь Алил Магомедов за месяц раза четыре брал камеру, снимал влоги для канала «Акрона».

– Многие не понимают, что в последнее время происходит с «Локомотивом» – новая стратегия, постоянно меняющиеся тренеры, игроки. А ты понимаешь?

– Не понимаю. Когда убрали Юрия Палыча, я тоже не понимал. После предыдущего ухода Сёмина команда долго не могла ничего выиграть, а тут человек вернулся, взял чемпионат, Кубок – и его убрали. Сейчас тоже непонятно, что происходит. Но, по крайней мере, много молодых игроков стало, как и в целом в нашем футболе.

– После ухода Сёмина Кикнадзе обвинял его в том, что он не хотел работать с молодёжью. Ты тоже не получил шанса при Сёмине?

– Я приехал на первый сбор после аренды. У меня оставалось полгода контракта. В то время Денисов и Тарасов были в форме, так что Юрий Палыч сказал, что будет мало игровой практики. Посоветовал продлить контракт и уйти в аренду – больше мы не разговаривали.

– Чем тебе запомнились Баринов, Миранчук? Ты с ними ещё на связи?

– В 14 лет я перешёл в «Локомотив», чуть позже Баринов из «Сатурна». Так и жили в интернате друг напротив друга, проводили всё время вместе. Когда начали подрастать, и с Миранчуками начали общаться.

Наш год считался самым сильным – мы выиграли чемпионат Москвы, Кубок России, первенство России. У нас с Бариновым было хорошее взаимопонимание, знали, что каждый будет делать. Сейчас связь оборвалась, немного общались, когда играли в Премьер-Лиге.

– Недавно были новости об интересе «Валенсии» к Баринову. Веришь, что переход в Европу вообще возможен для русского игрока в 2022-м?

– Насколько я знаю, интерес «Валенсии» реален и до сих пор в силе. Если перейдёт, буду рад за него. Поиграть в хорошем европейском клубе – одна из футбольных мечт.

Сергей Макаров и Дмитрий Баринов
Сергей Макаров и Дмитрий Баринов

– «Аталанта» хочет продать Миранчука. Стоит ли ему соглашаться на любое предложение в Италии, чтобы не возвращаться в Россию?

– В Россию ему возвращаться точно не надо, он востребованный футболист и в Россию в любой момент может вернуться. Я считаю, что он себя неплохо проявлял в играх, в которых ему давали время – забивал, отдавал. Как и любому футболисту, надо попасть в свою команду и к своему тренеру. Лёха – игрок, которому нужно доверие, и в какой-то момент он сделает тебе гол или голевую передачу.

– Моуринью может стать для Миранчука тем самым его тренером?

– Не знаю. Надеюсь, если Лёха перейдёт, ему дадут больше свободы и времени – и он начнёт забивать и отдавать голевые, как умеет.

– Ты называл образцом для себя Лассана Диарра. Удалось ли что-то поспрашивать, чему-то поучиться у него в «Локомотиве»?

– Это до сих пор для меня пример игры. Его видение поля, отбор – всё на высшем уровне. Я с ним не общался – смотрел со стороны, как он всё делает, пытался перенять. Мне 17 лет было – как молодой подойдёт и начнёт спрашивать?

– Ты попадал в заявку при Кучуке. Почему после третьего места у него сразу не задался следующий сезон? Много говорилось о недовольстве игроков его методами.

– Мне было 17-18 лет. Понятно, что там был костяк, который имеет своё мнение. Но мы, молодые, ничего этого не слышали. Если недовольство было, оно проходило мимо нас. Мы просто приезжали и тренировались.

– Что такое чемпионат Белоруссии и какими историями он тебе запомнился?

– После ухода Кучука у меня появился вариант с арендой в «Минск». Мне даже за дубль какое-то время не давали играть. Говорили: «Готовься с основой, может, выйдешь». Поэтому только тренировался.

Это был мой первый полноценный сезон во взрослом футболе, где я отыграл чемпионат от звонка до звонка. Силовой, неуступчивый чемпионат.

– Позже ты вновь поиграл в Белоруссии – за «Ислочь». Смотрел матчи чемпионата в начале пандемии? Не жалел, что за несколько месяцев до ковида уехал в «Ротор» и сидел на карантине?

– Матчи смотрел, общался со знакомыми, друзьями, которые там остались. Но о переходе не жалел – «Ротор» шёл на первом месте в ФНЛ и выходил в Премьер-Лигу, это всё равно шаг вперёд.

– Почему ты не сыграл на Кипре ни одного матча?

– Я приехал в «Анортосис» в июле – команда уже была укомплектована. Там можно было заявить максимум пять игроков не из Евросоюза, я был шестым. Мне руководство сказало: «Не переживай, сейчас до начала чемпионата мы место освободим». Но игрок не захотел уходить, в итоге я просто полгода тренировался.

– Евгений Савин перевез свой клуб на Кипр. Насколько там футбол интересен людям, можно ли привлечь аудиторию?

– Народу много ходит. Домашняя арена забивалась битком, на выезде много людей было. Людям интересно смотреть. По сути, на Кипре нет других видов спорта, кроме футбола. Там на трибунах очень горячо: когда мы с «Локомотивом» играли против «Аполлона» в Лиге Европы, атмосфера была один в один как с «Бешикташем» в Турции. Болельщики на Кипре сумасшедшие в плане футбола, живут им. Там очень громко.

Поехать на Кипр доигрывать, расслабиться не получится. Там на улице тебе просто не дадут прохода – все будут спрашивать. Даже меня спрашивали, почему не играю. А на товарищеских матчах мне кричали с трибун: «Русский, вперёд!»

– Fan ID помешает нам создать такую атмосферу на трибунах?

– Конечно, помешает. Большинство болельщиков против, они не будут ходить на матчи. При пустых трибунах играть вообще не то.

– Ты тоже не понимаешь, зачем это нужно?

– Для кого-то нужно, но я не понимаю. Не вижу причин лишать людей возможности болеть за свою команду.

– Как «Ротор» мог вылететь из ФНЛ в прошлом сезоне? Что не так в клубе?

– До сих пор не могу дать ответ. Нет слов. Всё было – стадион, болельщиков по 20-25 тысяч приходило. Состав, тренерский штаб во главе с Дмитрием Хохловым – футболистом высочайшего уровня. И контакт был. Первые матчи не задались – и всё полетело. У нас была куча моментов, а мы могли забить максимум один, когда моментов было на пять-шесть мячей.

Все надеялись, что серия прервётся. После зимы с новым тренером Артёмом Куликовым достойно смотрелись по игре в кубковом матче с «Рубином», хоть и проиграли. А потом всё опять пошло заново. Не понимаю – состав, тренеры были сильные. Это для меня тоже загадка.

Макаров

– Если вспоминать вылет из РПЛ, как команда отреагировала на увольнение Хацкевича, когда ещё были шансы спастись? Ждали Сёмина?

– Не ко мне вопрос, почему ему не дали доработать. Мы шли с 4-очковым отрывом от зоны прямого вылета – и Хацкевича убрали. Мы не понимали, почему это произошло. Потом пришёл Батуренко из «Локомотива» – думали, что как минимум имевшийся отрыв мы сохраним, но не сохранили. Сёмин? Так понимаю, он ждал окончания сезона – если бы мы остались в РПЛ, он бы с большой вероятностью возглавил клуб, а в подвешенном состоянии он приходить не хотел.

– Уже в 24 ты выходил с капитанской повязкой в Премьер-Лиге, а по ходу сезона в ФНЛ при Хохлове её лишился. С чем это было связано?

– Просто решение тренера. Не знаю, почему он так решил. Но не суть – для меня это не так важно, меня это вообще не задевало.

– Валерий Карпин вообще капитанскую повязку называет тряпочкой. Ты того же мнения?

– Не просто тряпочка, к капитану всё-таки прислушивается команда. Но, по большому счёту, все, кто играет, должны быть капитанами, лидерами. Тогда будет идеально.

– «Ротор» проиграл «Акрону» оба матча в прошлом сезоне, какое впечатление оставила команда?

– По весеннему матчу чувствовалось, что это боевая, организованная команда. Виталий Николаевич Панов на тот момент совсем недавно пришёл в команду, сборы не проводил, но уже был виден его рисунок, его требования.

– Что скажешь о подходе Панова, стиле игры?

– С первого дня он был общительным, шёл на контакт, подсказывал, задавал вопросы, решал их на месте, мог остановить тренировку и показать, как правильно сделать. Он полностью погружён в процесс. Ставит атакующий агрессивный стиль, который многим подходит и нравится. Но всё по ситуации: где-то он требует вертикально сыграть, где-то – взять паузу и подержать мяч.

Фото: ФК Акрон
Фото: ФК Акрон

– Ты говорил, что у «Акрона» есть вообще всё для хороших результатов. Что такого есть в «Акроне», чего не хватает в других командах?

– Здесь очень тщательный подход. Не знаю, как наш тренер по физподготовке Рамиль Шарипов находит время пристально следить за каждым футболистом, объяснить, что лучше сделать. Плюс ты можешь сразу сделать все восстановительные процедуры на базе – и потом ехать домой. Ездить из Тольятти в Жигулёвск на тренировки за месяц уже привык.

– Были ли другие предложения летом, почему выбрал «Акрон»?

– Были, но «Акрон» был более заинтересован и имеет большие цели и задачи.

– А стоит ли так заявлять о задаче выйти в РПЛ при такой сильной конкуренции в этом сезоне?

– Нормальная задача, выполнимая с таким составом и тренерским штабом.

– То есть считаешь, что «Акрон» ничем не уступает командам, кроме, может, «Рубина», который стоит особняком?

– Да и «Рубин» не стоит особняком. Всё по силам, тем интереснее будет выйти в Премьер-Лигу с такой конкуренцией.

***

24 июля новая команда Сергея Макарова примет на своём поле новичков Мелбет Первой лиги из Ярославля. Эксперты букмекерской компании Мелбет считают «Акрон» явным фаворитом встречи и дают на его победу коэффициент 1,60 . На ничью можно поставить за 3,82 , а на победу гостей – за 5,90 .

Тест0 вопросов0 минут
Квиз: Как хорошо вы знаете историю ФНЛ?
Комментарии (1)
  • Андрей Захаров
    1 год назад

    Все клубы РПЛ вылетали в первый дивизион, хоть и было это в, СССР

    0
Девушки в спорте