«Звонит Константин Сарсания: «Выбирай, куда поедешь – «Реал» или «Милан?» Интервью Эрика Корчагина

Эрик Корчагин – обладатель яркой карьеры и пример, почему футболисты стремятся в большие европейские лиги. Уже в 15 лет российский нападающий уехал из Моздока в Сент-Этьен, рубился на уровне академий против Анри и Анелька, попал на просмотр в мадридский «Реал» и выступал за клубы из Нидерландов и Дании.

В большом интервью Metaratings.ru экс-нападающий ПСВ, «Динамо» и «Локомотива» рассказал:

  • чем занимается после ухода из «Долгопрудного»;
  • как оказался в одной команде с Роналдиньо, Пуйолем и Вальдеррамой;
  • благодаря кому в 15-летнем возрасте попал в академию «Сент-Этьена»;
  • чем запомнился матч против Анри, Анелька и Саа в полуфинале Кубка Гамбарделла;
  • как получил приглашение на просмотр в мадридский «Реал»;
  • Что за реформа в Нидерландах вынудила вернуться в Россию;
  • из-за чего подрался с Александром Точилиным на сборах «Динамо»;
  • почему считает Юрия Красножана лучшим тренером в карьере;
  • как отреагировал на обвинения в покупке места в составе «Локомотива».
Эрик Корчагин
Эрик Корчагин

– Вы долгое время проработали скаутом в «Долгопрудном». Чем занимаетесь сейчас?

– После «Долгопрудного» я работал в селекционном отделе «Химок». Тогда команда ещё выступала в Премьер-лиге при Сергее Юране и Владимире Габулове. Совсем недавно перешёл на работу в селекцию ФШМ по академии.

– Какими находками футболистов особенно гордитесь?

– Андрей Мостовой – это парень, которого мы забрали в «Долгопрудный» из академии «Локомотива», когда он там оказался не нужен. Буквально на днях я был на матче «Краснодара», сейчас там играет Александр Эктов, который начинал у нас во Второй лиге.

– В 2017 году вы вместе с Радославом Батаком сыграли в благотворительном матче с участием Роналдиньо, Пуйоля, Саморано, Росси, Роберто Карлоса, Вальдеррамы и других мировых звёзд. Как это стало возможным?

– Мне позвонил Батак, с которым мы давно дружим, и спросил: «Полетишь со мной в Мексику на благотворительный матч»? Когда я услышал, кто там будет, ответил: «Конечно, полечу».

– Кто из звёзд удивил?

По футбольным качествам удивил Пуйоль. Насколько же он даже тогда был в порядке, неуступчивый, его просто не пройти. По человеческим качествам удивил Роналдиньо – он в общении очень простой парень, никогда никому ни в чём не отказывает. Мы сфотографировались, а ещё меня дети попросили его автограф, он без вопросов расписался для них.

Эрик Корчагин с футбольными легендами
Эрик Корчагин с футбольными легендами

– У вас удивительная карьера. Вы уже в 15 лет оказались во Франции. Как это произошло?

– Я выступал за сборную своего возраста, к нам приехал ныне покойный Константин Сарсания. На тот момент он был агентом и спросил: «Ребят, хотите играть в Европе?»

– Были те, кто отказался?

– Нет, конечно. Вскоре я оказался в «Сент-Этьене», но так как мне было 15 лет, требовалось разрешение родителей. Со мной во Францию полетел отец. Вместе с Сарсанией они решили вопрос.

– Кого ещё из ваших бывших партнёров по той сборной трудоустроил Сарсания?

– Задержались в Европе только мы с Рафаэлем Зангионовым, он поиграл в Бельгии за «Андерлехт». Остальные почти сразу вернулись в Россию.

– В дальнейшем с Константином сотрудничали?

– Конечно, он меня даже однажды отправил на просмотр в мадридский «Реал». Я был в академии «Сент-Этьена», удачно провёл турнир, забил восемь или девять голов, став лучшим бомбардиром. Звонит в тот же день Сарсания: «Выбирай, куда поедешь – в «Реал» или «Милан»? Подумал, что это шутка, а он уже знал, что я удачно сыграл турнир. Мне было 17 лет, и я выбрал Мадрид.

Эрик Корчагин
Эрик Корчагин

– Что представлял из себя просмотр?

– Сбор был недельный. Я каждый день тренировался с новой командой «Реала». Не понимал, откуда у них столько составов и при этом все высококачественные. Одной из этих команд был дубль мадридцев, и я просто не успевал за их игровым темпом. Всё очень быстро, но при этом мы почему-то играли на плохих полях. И даже на них воспитанники показывали феноменальный контроль мяча. За время этой поездки я сходил на матч «Реала» против «Сосьедада». Как вчера помню, что в перерыве на поле вышел Влад Радимов. Про меня же сказали, что парень неплохой, но не лучше нашего нападающего. Я спокойно собрал вещи и вернулся в «Сент-Этьен».

– С какими трудностями столкнулись во Франции?

– Никаких проблем не испытал, кроме того, что очень скучал по дому. Отец первое время приезжал на какое-то время и уезжал, поэтому зачастую поддержки не хватало, приходилось быть самостоятельным.

– Вам предоставили отдельное жильё или у клуба был свой интернат?

– Сначала мы жили в городе, где клуб нам снимал большую квартиру. Затем «Сент-Этьен» построил шикарную базу с отличными условиями, и мы уже жили там.

– Неприятные случаи во Франции случались? Например, с буйными болельщиками?

– Я в академии дошёл только до дубля, да и мы не давали повода. Ведь мы в своём возрасте стали чемпионами Франции. Кубок Гамбарделла – это главный турнир во Франции среди клубных академий, который выиграть невероятно сложно. Уровень – запредельный: африканцы, бразильцы, главные таланты.

Тьерри Анри, Николя Анелька, Давид Трезеге
Тьерри Анри, Николя Анелька, Давид Трезеге

– С кем из топов пересекались на Кубке Гамбарделла?

– У нас был полуфинал против «Клерфонтена» – это мощнейшая академия, воспитавшая в то время Тьерри Анри, Николя Анелька и Луи Саа. Против всей этой троицы довелось сыграть. Я был моложе ребят на год. В том матче я вышел один на один с вратарём, пробил ему в руку, а тот оказался за пределами штрафной и его удалили.

– Кто встал на ворота?

– На ворота встал Луи Саа, но самое удивительное случилось позже. «Клерфонтен» играл в меньшинстве, матч закончился – 0:0. Началась серия пенальти, Саа потащил несколько ударов, и мы вылетели с турнира. Спустя год уже я играл против своих ровесников, и «Сент-Этьен» стал чемпионом Франции.

– На уровне академии вы задали высокую планку, но так и не добрались до основного состава «Сент-Этьена». Что помешало?

– В 1998 году я поехал на молодёжный чемпионат Европы в Румынию. Тогда собралась хорошая банда: Евсеев, Титов, Бут. Мы дошли до четвертьфинала и после турнира мне позвонил Сарсания: «Ты понравился спортивному директору ПСВ, они хотят тебя подписать». В тот момент меня всё устраивало в «Сент-Этьене», руководство было не против моего перехода, и я подумал, почему не попробовать?

– В ПСВ вы пересекались с Рудом Ван Нистелроем. Какое впечатление произвёл знаменитый нападающий?

– Топовый футболист. Его иногда спускали к нам за дубль тренироваться, я на него смотрел и восхищался. Не случайно, что после ПСВ он играл в МЮ и «Реале».

– Ещё в том ПСВ играли Дмитрий Хохлов и Юрий Никифоров. Они вам на правах старших товарищей как-то помогали?

– Мы встречались очень редко, потому что они были в первой команде. Сейчас общаемся с Димой, а Юру часто вижу на матчах «Динамо».

– Насколько следите за выступлениями Александра Головина, Далера Кузяева и остальных представителей России в Европе?

– Конечно, слежу. Я не согласен с теми, кто считает, что Головин перестал прогрессировать в «Монако». Он – лидер команды и заметно, что продолжает развиваться. Матчи «Гавра» мне не довелось видеть в этом сезоне, поэтому про Далера что-то сказать мне сложно, но надеюсь, он задержится в Европе.

– Не пожалели о том, что не остались во Франции?

– Нет, я в принципе по жизни стараюсь ни о чём не жалеть. В дубле ПСВ ко мне после одного из матчей подошёл мужчина и сказал: «Я – главный тренер «МВВ Маастрихт» Вим Куверманс. Собирай вещи, завтра у тебя первая тренировка, а послезавтра дебют в Эредивизи». Мне было 22 года, надо было видеть мои глаза в тот момент. Я ответил: «Конечно, еду» и следующие полтора года отыграл в чемпионате Нидерландов.

– При каких обстоятельствах вы вернулись в чемпионат России? Не было желания задержаться в Европе подольше?

– У меня был долгосрочный контракт с ПСВ. Я ездил по арендам: сначала «МВВ Маастрихт», затем датский «Академиск». Пока меня не было, в Нидерландах ввели закон, что иностранным футболистам, уехавшим в другой чемпионат, по возвращению должны были увеличить зарплату с целью привлечь и удержать качественных легионеров. На меня этот закон распространялся, поэтому мне было сложнее найти команду в Нидерландах. Честно говоря, к тому моменту я уже наелся Европой и хотел просто вернуться домой.

– Вы перешли в московское «Динамо». Дмитрий Булыкин рассказывал, что в то время база клуба была в ужасном состоянии.

– Мы жили в Новогорске на втором этаже. Если сравнивать с нынешними временами, то база действительно была не в лучшем состоянии, но мы не обращали внимание на такие вещи.

Эрик Корчагин в составе «Динамо»
Эрик Корчагин в составе «Динамо»

– Виктора Прокопенко не стало в 2007 году. В 2003-м он тренировал «Динамо», как вам работа с ним?

– Виктор Евгеньевич запомнился не только очень позитивным и приятным человеком, но ещё и сильным тренером.

– В 2003-м «Динамо» разгромило «Зенит» со счетом 7:1. Вы забили три гола. Можно сказать, что это был лучший матч в вашей карьере?

– Знаете, на эту тему всегда удивляюсь, почему все помнят мой хет-трик «Зениту», но никто не помнит, что год спустя я забил три уже «Ротору». Причём после первого тайма счёт был 0:0, а во втором мы забили пять.

Эрик Корчагин
Эрик Корчагин

– Тот «Зенит» тренировал Властимил Петржела, сверкали молодые Аршавин и Кержаков, а команда заняла по итогам сезона второе место. В тот день вы уничтожили будущего вице-чемпиона страны.

– Конечно, на тот момент «Зенит» уже был клубом с амбициями и неплохим бюджетом. Пожалуй, этот матч можно назвать лучшим в моей карьере.

– С Радославом Батаком вы подружились именно в «Динамо». Он сейчас тренер. Никогда не хотели попробовать себя в этой роли?

– Пока не хочется, потому что это очень тяжёлая и неблагодарная работа.

– Другой представитель «Динамо» из бывшей Югославии Йован Танасиевич сейчас скаут «бело-голубых». Поддерживаете с ним общение?

– Конечно, даже когда работал в «Химках», у нас были рабочие моменты. По сей день дружим.

– «Динамо» потом возглавил чех Ярослав Гжебик. Что можете рассказать о нём?

– Очень нетипичный чех. Сколько я работал с европейскими тренерами, но Гжебик так физически тебя уничтожал, что я с тренировок полз до базы.

– К вам в «Динамо» переходил Андрей Канчельскис, но чешский тренер с ним не сработался. Что там было?

– На эту позицию у Гжебика уже были футболисты, которых он привёл в команду, поэтому на Андрея изначально тренерский штаб не рассчитывал. Классическая история – игрок оказался не нужен тренеру и тут нечего искать.

– Тогда же на сборах у вас случилась драка с Александром Точилиным. Что не поделили?

– Сразу скажу, что с Саней мы часто общаемся, недавно виделись на Кубке Легенд. Тогда же Гжебик не видел его в «Динамо». Атмосфера была достаточно напряжённой в том числе на фоне больших нагрузок и усталости, и у нас случился конфликт на двусторонке буквально из ничего. Я такой человек, что если нахожусь в команде, то живу ей, ни с кем не ссорюсь и ничего не делю.

– Вас как-то «Динамо» наказало за ту драку?

– Меня – никак, потому я не был инициатором, а Саню отправили со сборов домой. Тут история в том, что у Гжебика были свои футболисты на позицию Точилина. Он хороший парень, просто в тот момент у него сдали нервы.

– Тем не менее, вскоре вы покинули «Динамо» и оказались в «Шиннике».

– За три тура до окончания чемпионата России-2004 пришёл Романцев. Его оставили на следующий сезон. Мне пришло предложение от «Шинника». Я пришел к Олегу Ивановичу и спросил, что делать. Он ответил: «Смотри сам». Тогда был приток португальцев, и я ушёл к Олегу Долматову в «Шинник».

– В Ярославле вы столкнулись с ожесточённой конкуренцией на позиции нападающего.

– У нас было три нападающих на два места. Были я с Антоном Хазовым и вскоре пришёл Паша Погребняк. Долматов стал меня пробовать на фланге, ему не нравилось, как я играю, а Хазов с Погребняком забивали, и команда шла хорошо. Если анализировать ту ситуацию, то Олег Васильевич поступил правильно.

– По Павлу Погребняку уже было заметно, что это будущий обладатель Кубка УЕФА и футболист, который поедет покорять Бундеслигу и АПЛ?

– Я бы не сказал. Хороший футболист, но то, что у него так удачно карьера сложится, было сложно представить.

– Следующим пунктом вашей карьеры стал нальчикский «Спартак» под руководством Юрия Красножана.

– Для меня Юрий Красножан – самый сильный тренер из всех, с кем я работал. Я не знаю, почему он не задержался в топ-клубах Премьер-лиги. Тогда же в Нальчике была сумасшедшая атмосфера, стадион битком, люди сидели даже на заборах, чтобы посмотреть игру. Мы в 2006 году даже в лидерах шли в середине сезона.

Эрик Корчагин в составе «Спартака» из Нальчика
Эрик Корчагин в составе «Спартака» из Нальчика

– Почему из Нальчика, где вам было комфортно, вы перешли в «Локомотив»?

– Разный уровень турнирных задач и амбиций. Меня позвал Анатолий Бышовец, у него была заинтересованность во мне.

– В то время были лучшие годы карьеры Дмитрия Сычёва. Тяжело было навязывать конкуренцию в нападении?

– Мы играли в схему с одним нападающим, на это место помимо меня претендовали Сычёв, Траоре, О’Коннер и вскоре взяли Одемвингие. Пять нападающих на одно место – нереально на что-то претендовать.

Эрик Корчагин
Эрик Корчагин

– Бранислав Иванович начинал в том «Локомотиве» и впоследствии стал мировой звездой.

– Мы очень дружили в то время. Он – потрясающий футболист и человек. По нему как раз-таки было заметно, что футболист европейского уровня.

– С кем ещё сдружились в той команде?

– Спахич, хоть он и был своеобразным. С Малхазом Асатиани долго общались. Естественно, Рома Концедалов, с которым мы вместе в Нальчике поиграли.

– Как отреагировали на обвинения в том, что вы платили деньги, чтобы вас брали в состав «Локомотива»?

– Откуда пошёл этот бред – для меня загадка, потому что я никогда в жизни подобного не делал. Деньги для меня никогда не стояли в приоритете, когда речь шла о футболе. За такую клевету нужно отрывать руки, потому что это полнейшая ложь и провокация. Насколько я помню, у меня была самая низкая зарплата в клубе. Даже никаких подъёмных не было при подписании контракта на два года.

– Вы не задавались вопросом, почему при такой достаточно яркой карьере с наличием сильных матчей, вам так и не довелось сыграть за сборную России?

– Я был во второй сборной России, молодёжной, юношеской, но в основную меня так и не вызывали, хотя я демонстрировал неплохой уровень не на протяжении нескольких матчей, а стабильно в долгий срок. Сейчас я вижу, что футболист сверкнул, разочек проявил себя, его уже в сборную вызывают, хотя он только начал играть. Возможно, времена изменились. У меня же хорошая форма была на протяжении нескольких лет стабильно.

Юрий Алеманов
Юрий Алеманов
Корреспондент
Юрий Алеманов в команде Metaratings.ru с 2020 года. С особым вниманием следит за жизнью футбольного ЦСКА. Специализируется на эксклюзивных новостях, а также делает большие и ламповые интервью с легендами Российской Премьер-Лиги.
Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте