«Медведева и Рублева стоит сравнивать с Кафельниковым и Сафиным». Турсунов – о Кубке Дэвиса и Контавейт

Полный успехов российского тенниса сезон красиво завершился в начале декабря: российская сборная во главе с Даниилом Медведевым и Андреем Рублевым выиграла главный командный турнир – Кубок Дэвиса.

Побеждал в турнире с другим форматом, но с тем же легендарным названием со сборной России и Дмитрий Турсунов – в 2006 году он в полуфинале переиграл 17:15 в пятом сете американца Энди Роддика, а в финале в паре с Маратом Сафиным принес важнейшую победу над аргентинцами.

Дмитрий Турсунов
Дмитрий Турсунов

В эксклюзивном интервью Metaratings.ru Дмитрий Турсунов сравнил сборную России-2006 с нынешней, поделился мнением насчет значимости Кубка Дэвиса и дальнейшими планами тренерской работы с Анетт Контавейт – финалисткой Итогового турнира 2021 года, выигравшей под руководством Турсунова четыре турнира WTA.

– Победа на Кубке Дэвиса – это очень круто? Вы побеждали в 2006-м, на каком месте в вашем личном рейтинге стоит эта победа?

– Да, круто, что ребята выиграли. Понятно, критики скажут, что обыграли не сильнейших теннисистов. Каждый принимает для себя решение, насколько это важно. Но факт, что они выиграли чемпионат мира, и это на данный момент сильнейшая команда, которая выступала на Кубке Дэвиса. Тот факт, что наши ребята собрались вместе и выиграли – это круто. А кто там приехал, не доехал, дошел, не дошел до них – это же не от ребят зависит.

– Вы согласны с Шамилем Тарпищевым, что эта команда – сильнейшая за всю историю России? Даже сильнее вашего коллектива в 2006-2007 годах.

– Да, она сильнее и по рейтингу, и по составу, сто процентов. По игре очень сложно судить, смог бы я из 2006-го обыграть Андрея Рублева или Даню Медведева – никто не может ответить на этот вопрос. Наверное, их стоит сравнивать с Маратом Сафиным и с Женей Кафельниковым в самый пик их формы. Наверное, Андрей и Даня – похожая на них команда. Но тут есть и Карен Хачанов, и Аслан Карацев, поэтому у нас достаточно плотный состав, такого состава давно не было.

– Девочки выиграли, мужчины выиграли. Можем говорить, что Россия сейчас лидер теннисного пула?

– Мне очень тяжело придерживаться категоричных версий, что мы везде чемпионы в теннисе. По командным состязаниям – да. Но кто-то может сказать, что девочки Шлемы не выигрывают, а Бенчич скажет, что победили, потому что замену произвели (смеется). Я не привык так говорить, но по факту да, мы сейчас одни из сильнейших.

Тарпищев, Медведев, Рублев, Карацев, Хачанов, Донской
Тарпищев, Медведев, Рублев, Карацев, Хачанов, Донской

– Вы согласны со сравнением, что Кубок Дэвиса в олимпийский сезон – это как чемпионат мира по хоккею после Олимпиады, что его ценность после Игр падает?

– В теннисе никто не подготавливается к Олимпиаде весь год, жертвуя своим графиком. У абсолютно всех игроков в теннисе есть свой личный сезон, который важнее любой Олимпиады.

– И Кубка Дэвиса?

– Если игрок достиг всего в личной карьере и не хватает только вишенки на торте – Олимпийских игр и Кубка Дэвиса – значит, будут подгонять свой график под эти турниры. Но ни одного такого топового игрока я не знаю. Абсолютно все концентрируются на личном сезоне. Лучше пускай игрок выиграет Большой шлем, чем угробит всю карьеру, пытаясь гоняться за Кубком Дэвиса, когда его не выиграть, потому что самостоятельно его выиграть нельзя.

Давайте возьмем Роджера Федерера, который безумно играл, но второй номер был гораздо слабее и без него он в одиночку не мог выйти в финал Кубка Дэвиса. Поэтому все концентрируются на личном сезоне. Его гораздо сложнее было выстроить, когда Кубок Дэвиса играли в четыре, а не в один этап, то есть сейчас гораздо проще.

Но сказать, что сейчас Олимпиада как-то помешала всем остальным сыграть, очень сложно.

Если бы кто-то хотел выиграть Кубок Дэвиса, то мог пожертвовать тем же Берси, другими турнирами. Поэтому Олимпиада никакого отношения к Кубку Дэвиса не имеет.

Специалисты из других видов спорта, где этот турнир считается верхом и отсчет идет на четыре года вперед, идут на жертвы, но не в теннисе. У нас четыре Олимпиады в году – четыре Больших шлема, на которых концентрируются.

– Насколько Кубок Дэвиса престижный турнир для тенниса, давайте будем честны?

– Это зависит от нации, поддержки игроков.

– А как мировое теннисное сообщество оценивает турнир?

– Понятно, что победитель Большого шлема стоит выше победителя Кубка Дэвиса. Все-таки это индивидуальный вид спорта и, если ты выиграл шлем, то сам. Как ты выиграл командный чемпионат, не совсем понятно – сидел на лавочке и бил в кастрюлю или же отыграл все матчи и вытащил команду. Да, это круто, но, если ты сумел выиграть Кубок Дэвиса, никто не считает свою карьеру завершенной. Турнир Большого шлема важнее для большинства игроков. Но думаю, что есть теннисисты, которые любят играть в Кубке Дэвиса, потому что им кажется более патриотичным выступать за страну, им нравится атмосфера.

– С другой стороны, не каждого человека поздравляет Владимир Путин, а Кубок Дэвиса он отметил. Кстати, девочек он публично не поздравлял.

– Этот момент тоже имеет большую ценность и для самого Кубка Дэвиса – насколько страны оценивают победу. Если страны полностью игнорируют, то что играть, зачем стараться? Если же значимость подчеркивается руководящими лицами в том числе, то турнир приобретает ценность. Думаю, это хорошо для тенниса и ребят в целом, и для болельщиков – значит, это не прошло незамеченным.

Борис Ельцин и Дмитрий Турсунов после победы над Энди Роддиком
Борис Ельцин и Дмитрий Турсунов после победы над Энди Роддиком

– Видели, кстати, освистывание Медведева испанцами и последствия?

– Нет, не видел. Но Даня, мне кажется, тролль. У него хорошее чувство юмора в моем понимании, но оно не совсем простое для многих. Да и на самом деле это часть Кубка Дэвиса, когда трибуны ходят ходуном. Понятно, что не в этом году, но раньше было прикольно, когда выступаешь в Южной Америке – летают стулья, стоит свист, тебя называют ослом. Это все неотъемлемая часть и атрибутика турнира. Сейчас все-таки мало зрителей допускается на стадион и сложно в одном месте провести турнир между несколькими странами, где болельщики одной команды могут заполнять весь стадион.

– Этот теннисный год все-таки российский? Даня выиграл US Open, обе команды выиграли командные турниры, вы как российский тренер дошли до финала, Аслан Карацев просто разорвал, медали на Олимпиаде.

– Больше соглашусь, чем нет. Мы можем стараться не хвастаться, но то, что вы сейчас говорите, и не будет хвастовством, потому что это действительно объективные заслуги. Мальчики выиграли Кубок Дэвиса, девочки – Кубок Билли Джин Кинг, Даня выиграл и шлем, и год закончил вторым в мире. Если бы не робот Новак, Даня мог быть и первым. И Андрей тоже в пятерке. Ребята идут хорошо, это круто.

Не любитель хвастаться, но со временем стал понимать, что надо отдавать себе должное, потому что остальные делают то же самое. Если другие могут сказать, что они чемпионы, то почему мы так не можем говорить? А то у нас как-то испокон веков – мы выиграли, но Бенчич попыталась омрачить этот момент – будто если бы не поставили Самсонову, то она выиграла бы. Надо быть объективным: в этом году были очень хорошие результаты, надо их отпраздновать.

– Можете подвести итоги для Анетт Контавейт? Продолжаете с ней работать? Какие дальнейшие планы?

– Мы договорились продолжать работать дальше. Она уже начала заниматься подготовкой. Чуть позже, чем хотела, но это хорошая проблема. Анетт хорошо выступила на Итоговом турнире. Немного обидно за нее, потому что она спокойно могла выиграть оба матча против Мугурусы, но, мне кажется, не совсем справилась с давлением, выступила не так, как обычно. Было много невынужденных ошибок, Анетт много суетилась, торопилась.

В целом для нее это был прекрасный сезон. Теперь задача подтвердить этот сезон следующим, поднять свою игру на более качественный уровень. Сейчас будет немного сложнее, потому что есть ожидания от нее и у нее самой, и у окружающих. Интересно, как она будет справляться, сможет ли поднять уровень своей игры, чтобы показать всем, что это была не случайность.

Дмитрий Турсунов и Анетт Контавейт
Дмитрий Турсунов и Анетт Контавейт

– Вы работали над психологией, над чем сейчас будете работать в первую очередь?

– Не совсем, не то что мы сидели с психологом. Это одна из составляющих – как ты воспринимаешь происходящее на корте? Это не клиническая психология, а познание себя, взаимодействие с самим собой, со своим характером. У нас у всех есть свои тараканы в голове, и ты должен понимать, как с этим справляться. Теннис – это не только физический вид спорта, где встал и побежал. На этом уровне важно психологическое состояние: как ты себя чувствуешь, какое твое состояние, о чем ты думаешь, доверяешь ли ты себе?

Если это одна из частей, которая мешает в данный момент, мы это обсуждаем. Если в данный момент нужно подкорректировать технические моменты, мы поработаем над ними. Нет такого, что сейчас работаем над икроножной мышцей, а завтра мы будем работать над плечами. Все делается в комплексе, и мы часто отталкиваемся от ситуации, в которой оказываемся. Сейчас не так много времени до начала следующего сезона, поэтому нам приходится адаптироваться под это. Какие-то вещи, которые хотели начать, займут много времени, отложим на следующий раз.

– Контракт подписан на сезон?

– Договорились так, что пока работаем, а дальше будем смотреть. Я считаю, будет контракт или не будет – он абсолютно бесполезен. Если игроку не хочется работать, а ты на контракте, будешь насиловать его и заставлять отрабатывать этот контракт. Считаю, что нужно работать, пока работа идет, а дальше – как человек посчитает нужным. Контракт больше про финансовую часть, а продолжать работать, если кто-то не хочет, зачем? Это как брак. Если один человек не хочет находиться в браке, тоже не скажешь, что у тебя подпись стоит в паспорте и все.

– Давай будем честны, во многих видах спорта так и есть. Для этого и заключаются контракты на срок, чтобы потом сказать: «Ребята, дайте мне денег за этот срок, тогда я уйду».

– Это является предохранителем. Тебе должны выплатить средства, если тебя увольняют раньше времени. Сложно представить, что кто-то будет бегать, судиться с игроком. Я считаю, что, если игрок не может сдержать слово, поступает гадко в адрес тренера или наоборот – рано или поздно это аукнется. Понятно, что мы можем подписать контракт, но из этих контрактов люди как-то все равно выбираются.

Я не акцентирую внимание на таких вещах. Мне нравится доверять людям. Понятно, что я много обжигаюсь на этом, но, тем не менее, хочется жить проще и не обкладывать себя контрактами, чтобы тебя кто-то не обманул. Можно назвать это наивным, утопическим подходом к жизни.

– Скоро Новый год. Любите этот праздник? Как будете праздновать?

– Я не особо его праздную. Сейчас многие делают акцент именно на празднованиях – люди сильно заранее планируют, чем будут заниматься, как и с кем праздновать. Я не фанат этого. По большей части, я праздники игнорирую. В детстве это было прикольно, были сюрпризы. Сейчас меня сложно удивить в таком преклонном возрасте. Я сам могу себе подарить любой подарок.

– Учитывая, как Анетт поднялась, надо верить в чудеса, сколько бы лет вам ни было.

– Я больше сейчас верю в необъяснимые вещи, чем раньше. Я стараюсь не очаровываться, чтобы не разочаровываться. Я больше сижу, созерцаю и наблюдаю, что происходит. Так проще – меньше расстройств, обид, потому что часто ожидания портят реальность.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте