«Родители бесполезных фигуристов разжигали историю с русскими». Варданян – об уходе из венгерской федерации

Гурген Варданян 5 лет отработал на посту спортивного директора Федерации фигурного катания Венгрии. На прошедшем чемпионате Европы представители сборной страны пробились в произвольную программу во всех видах и увеличили свои квоты на следующий Евро – таких результатов венгерские фигуристы не показывали 70 лет.

Однако весной разгорелся скандал: родители некоторых местных фигуристов обвинили федерацию в том, что их детей задвигают в пользу якобы привезённых руководством россиян. История получила широкую огласку в прессе – и в начале мая Варданян покинул свой пост.

Гурген Варданян
Гурген Варданян

Бывший член фигурист сборной СССР и известный тренер, воспитавший первую венгерскую чемпионку Европы Юлию Шебештьен, впервые рассказал о ситуации в интервью Metaratings.ru. Из первой части большого разговора вы узнаете:

  • на каком уровне катались дети родителей, устроивших скандал;
  • почему Варданян считает венгерскую систему отбора на соревнования максимально справедливой;
  • сколько венгров на самом деле было в составе сборной и почему федерация не привозила никаких российских юниоров;
  • как венгерские фигуристы добились успехов при Варданяне;
  • хочет ли кто-то проводить чемпионат Европы после отказа Венгрии.

– Расскажите об истории с недовольством родителей венгерских фигуристов. Что произошло на самом деле?

– Очень громко сказано про недовольство родителей. Никто не возмущался, кроме двух родителей, у которых дети очень плохо катались и не выполняли технические требования федерации. Их ещё два-три года назад отчислили из сборной.

Мама одного из спортсменов была недовольна, что её сын Береи Мозеш Ёжеф не смог участвовать на чемпионатах ISU. Он очень слабо катался. Я бы сказал, даже позорно. Она на протяжении 10 месяцев устраивала скандалы в прессе и заявила, что спортсмены из России, которых якобы сюда привезли, занимают место её сына.

Но это не так. Речь идёт об Александре Власенко, который более четырёх лет назад переехал с семьей в Венгрию, они с младшим братом здесь начали тренироваться. В последнем сезоне Саша выполнил все необходимые технические требования федерации и завоевал возможность участвовать на юниорском на чемпионате мира и на взрослом чемпионате Европы и мира, но на последний он не поехал из-за болезни.

Береи Мозеж Ёжеф, о котором мы ранее упоминали, не смог поехать на чемпионат мира, поскольку у него не было даже технического минимума.

– Какой у вас принцип отбора?

– У нас очень чётко и прозрачно работает система по отбору спортсменов на чемпионаты Европы, мира и юношеский ЧМ. Чтобы завоевать путевки на каждый чемпионат, спортсмены обязаны были выступить на трёх отборочных соревнованиях. По сумме двух лучших результатов спортсмены получали право поехать на чемпионаты ISU.

Никаких противников этой системы не было, потому что она была правильной. Во многих странах объявляли состав просто по итогам чемпионата страны. Дорого организовывать три соревнования, но мы на это шли. Мы хотели, чтобы на большие турниры отбирались лучшие. Я общался с коллегами и многими специалистами из других федераций, все приветствовали такой отбор.

Также мы прописали чёткие критерии отбора в разные группы сборной Венгрии, для маленьких возрастов – все знают, что нужно сделать, чтобы попасть в группу постарше и иметь больше льда.

Team Gurgen

– Вся история началась со слов 14-летней фигуристки Вивьенн Папп: «У меня были отличные результаты, но вскоре сюда привели россиянку. Поеду туда, где меня ждут и ценят. Моя прекрасная страна во мне не нуждается». До прихода российских фигуристов она была лидером у вас, могла претендовать на что-то серьёзное в будущем?

– В прошлом году весной ко мне пришли отец с дочкой Полиной Джуманиязовой и показали свои венгерские паспорта. Документы подавали в Москве. Её бабушка и дедушка были венграми. Естественно, я не мог отказать: любой гражданин Венгрии имеет право выступать за свою страну, отказ означал бы дискриминацию граждан Венгрии. Полина очень хорошо выступила на первых же тестовых соревнованиях.

Родители Папп говорили, что их дочка очень хорошо катается, но хорошо катаются те, кто что-то выигрывают или стоят на пьедестале, в худшем случае входят в десятку на чемпионате мира среди юниоров. Родители начали провоцировать: якобы, федерация привезла русскую девочку. Но никто никого не привозил. Ни одна федерация юниоров не приглашает, и нам это тоже было неинтересно. Однако, если спортсмен имеет венгерское гражданство и хорошо катается, мы отказать не можем.

Семья Папп не хотела подписывать контракт с федерацией. У нас это обязательное условие для выступления на международных соревнованиях. Родители упёрлись, мы отправили её на первый этап Гран-при, пошли на уступки. А на второй этап без подписи контракта с федерацией уже не отправили.

После этого они заявили, что будут менять спортивное гражданство. Грозились, что её ждут во всех странах, но до сих пор никто её не взял. У меня есть информация, что она везде получила отказ. Во-первых, ни одна федерация не хочет иметь дело с такими родителями. Во-вторых, им объясняли, что юниоров никуда не зовут, им не дают гражданство. Да, мы приглашали взрослых в танцах и в парах, но такой опыт есть во всех странах. Даже в России с Александром Смирновым каталась японка Юко Кавагути.

– Вы разговаривали с Папп?

– Естественно, но она маленький ребёнок и говорит то, что слышит от родителей. Родителям я объяснял. Они думали, что, если ребёнок хоть чуть-чуть умеет кататься, то до конца своей жизни будет ездить на турниры. Не важно, какой результат, пусть будет участником. Я против – нам нужны результаты. Федерация получает государственную помощь, которая зависит от результатов наших спортсменов на чемпионатах ISU.

– Ещё писали о насилии над детьми: что их заставляли кататься с травмами, босиком выполнять на льду упражнения в наказание за ошибки. Что можете ответить по этому поводу?

– Это писали про тренера Юлию Шебештьен, но это неправда. Это только слова, пока ни одного доказательства нет.

– Почему вы столько времени никак не реагировали на эту ситуацию? Вам запрещали что-либо говорить?

– Нет. Всё, что они писали, было сшито белыми нитками, ни одного правдивого слова там не было и нечего на это реагировать. Президент федерации дал несколько интервью, в которых чётко объяснил позицию, но родители бесполезных фигуристов через некоторых журналистов пытались разжечь и разыграть историю с русскими спортсменами. СМИ нагло врали, что на чемпионате Европы была только одна венгерка. Но четверо из шести спортсменов, которые выступали на чемпионате Европы и мира, имеют венгерский паспорт.

До того, как я стал спортивным директором, украинский танцор Даниил Семко уже выступал с венгерской партнёршей, но она бросила кататься. А Даня у нас давно живёт, прекрасно говорит на венгерском, у него менталитет стал венгерским, он гражданин Венгрии. По интернету нашел себе другую партнёршу Марию Игнатьеву. Специалистам очень понравилось новая пара и мне тоже. Одиночник Саша Власенко с семьей живёт в Венгрии уже более четырёх лет, а они говорили, что федерация привезла сюда русских…. Они здесь давно уже выступали, и все не первый сезон.

В парном катании в прошлом году у нас выступали две гражданки Венгрии с венгерскими партнёрами. Оба партнёра бросили кататься. Для Марии Павловой мы нашли нового партнёра – Алексея Святченко, а для второй девочки федерация подбирает партнёра. Среди одиночниц выступала Юлия Ланг.

Почти все сборные выставляют фигуристов из разных стран. Можем вспомнить, как украинка Алёна Савченко с французом Брюно Массо выиграла первую олимпийскую медаль для Германии. Польская команда целиком состояла из русских фигуристов… И этот список можно продолжать, он будет очень длинным.

– Вы знакомы со многими российскими тренерами. С кем-то разговаривали на тему этого скандала?

– Я эту ситуацию обсуждал с очень многими тренерами и руководителями по всему миру. Никто не может понять этого безобразия.

Алексей Мишин, Олег Протопопов и Гурген Варданян
Алексей Мишин, Олег Протопопов и Гурген Варданян

Как журналисты со слов мамы фигуриста, который не может выполнить минимальный технический уровень, могли так искусно тиражировать ложь? Венгрия – спортивная страна, здесь много чемпионов Европы, мира, Олимпийских игр. Я понять не могу, почему эти знаменитые спортсмены не получали даже десятой части внимания, которую получили мама и сын? Беда, что таким людям дают возможность бездоказательно распространять вранье.

Два журналиста, которые нарушили этические принципы профессиональной журналистики или «кодекс чести», писали об этом, остальные их перепечатывали. Эти двое даже не соизволили хотя бы раз позвонить и у меня спросить про эту историю. Поэтому мое уважение к ним на нуле. Никогда с ними не буду разговаривать, пусть это будет на их совести.

Они делали это ради хайпа?

– Думаю, ради денег, больше не для чего. Самое интересное, что эти журналисты – бывшие титулованные спортсмены, которые выигрывали чемпионаты мира и Европы. И они вмешались в эту грязную историю с одной ненормальной мамочкой. Кстати, мама Береи Мозеш Ёжеф работает руководителем отдела маркетинга и коммуникаций венгерского епископа. Она использовала свои связи с журналистами, чтобы поливать грязью Федерацию фигурного катания Венгрии.

– Почему в сборной Венгрии нет спортсменов, которые родились в стране, а не приехали?

– Для подготовки спортсмена, который родился в Венгрии, нужно минимум 12-14 лет. За пять лет я сделал достаточно. От предшественников я получил фигурное катание Венгрии в очень плачевном состоянии. Мы очень много финансово помогали клубам. Начали работу с 5-летними детьми. По истечении пяти лет работы 9-10 летние фигуристы на европейских детских турнирах занимали очень хорошие места. Почти во всех разрядах и категориях были на пьедесталах.

Пройдёт ещё 7-8 лет – и поколение, которое сейчас вырастает, может чего-то добиться. Естественно, важно готовить тренерский состав, мотивировать их учиться. Заинтересованность тренеров в результатах очень мала, есть только у одного-двух тренеров. Остальные работают по инерции и не интересуются результатами. Массовость поддерживают в своих клубах – и больше ничего.

Мы для всех клубов написали критерии, по которым они должны развиваться. Если спортсмен не может выполнять критерии федерации, то он выпадет из сборной. Сейчас в Венгрии немного фигуристов, но с моего прихода их количество почти утроилось. Я надеюсь, что эти спортсмены к 2030 году покажут достаточно хорошие результаты. Я свою работу выполнял четко и грамотно, уверен в правильности своих действий, потому что фигурное катание Венгрии поднялось на более высокий уровень.

– На чемпионате Европы натурализованная пара Павлова и Святченко заняла пятое место, а в танцах Игнатьева и Семко стали десятыми. Это хороший результат для Венгрии?

– Естественно. В этом году у нас и в мужском, и в женском одиночном катании спортсмены тоже попали в произвольную программу на чемпионате Европы. Такие результаты у Венгрии были около 70 лет назад последний раз. На чемпионате Европы 2024 года мы заработали по две квоты в танцах и парах, а также по одной в женском и мужском одиночном катании. Такого количества спортсменов у страны на чемпионате Европы не было тоже около 70 лет.

Мария Павлова и Алексей Святченко
Мария Павлова и Алексей Святченко

– На что эти пары могут рассчитывать на Олимпийских играх?

– Я думаю, скоро у нас будет еще одна спортивная пара. Юлия Щетинина уже начала кататься с новым партнёром. Обе спортивные пары могут быть в десятке на Олимпиаде. И танцевальная пара тоже может прибавить и быть где-то рядом с 10-м местом.

В одиночном катании Юлия Ланг не очень хорошо выступала в этом сезоне, но у нее есть потенциал, она может побороться за топ-15. И Саша Власенко тоже может быть в районе 15-20 места, если освоит хотя бы один-два четверных, помимо тройного акселя, которым он уже владеет. Для Венгрии будет очень хорошо, если спортсмены отберутся на Олимпиаду во всех видах.

– А без натурализованных спортсменов Венгрия может рассчитывать на серьезный результат?

– В 2026-м году нет, в 30-м будет больше возможностей, уверен в этом. В 30-м году Венгрия может завоевать квоту и для участия в командном турнире.

– В руководстве венгерской федерации вас поддерживали в скандальной ситуации?

– В руководстве венгерской федерации меня поддерживали всегда, я 5 лет проработал здесь.

Я 34 года живу в Венгрии, посвятил федерации всю свою сознательную жизнь. Даже когда я работал в Англии, к нам очень много приезжало венгерских спортсменов, мы с ними работали и ездили на соревнования.

– Сейчас они были заинтересованы в том, чтобы вы продолжали работать?

– Да, они хотели, чтобы я остался. Президент очень похвалил мою работу на последнем заседании президиума. Он отметил, что со скромным бюджетом мы достигли больших результатов, и Венгрия снова появилась на карте мирового фигурного катания.

– Ваша жена была капитаном сборной Венгрии, она тоже ушла из федерации?

– Она сейчас не моя жена, а бывшая супруга и мама моего сына. Она была капитаном всех сборных команд Венгрии по фигурному катанию. Ерана Ипакян всегда работала вместе со мной, и она сейчас тоже уходит из федерации.

– После вашего ухода Венгрия отказалась от проведения чемпионата Европы в следующем году из-за влияния конфликта на Украине. Эта новость стала для вас сюрпризом или вы были в курсе?

– Нет, этого я не знал. Знал, что вопрос еще решается, потому что с января в стране была тяжелая финансовая ситуация. Министерство спорта не смогло нас поддержать. Решили отказаться не только от чемпионата Европы по фигурному катанию, отказались и от женского гандбольного Евро и еще нескольких соревнований. Некоторые пытались связать это со скандалом с мамой фигуриста, но дело действительно в финансах.

Юлия Ланг
Юлия Ланг

– После отстранения России сколько европейских стран готовы принимать такие турниры?

– Не знаю. Знаю только, что ISU снова принимает заявки на проведение чемпионата Европы, от которого Венгрия отказалась. Но пока не слышал, чтобы какая-либо страна отозвалась.

– Вы сталкивались с дискриминацией из-за связи с Россией?

– Собственно вся эта история связана с этим, но это пусть будет на совести некоторых Венгерских журналистов.

– Ходили слухи, что вице-президент ISU Александр Лакерник работает консультантом в сборной Венгрии. Это правда?

– Это не правда. Пять лет подряд раз в год в августе Александр Лакерник приезжал на наши тестовые соревнования, такие же прокаты проходят у российских сборных. Он был как судья на этих соревнованиях, делился мнением о наших спортсменах, давал им очень ценные указания. Он ездил и во многие другие страны тоже.

– Недавно Исполком ФФККР выбрал Антона Сихарулидзе и.о. президента ФФККР. Ему хватит компетенции, чтобы удержать отечественное фигурное катание на высоком уровне?

– Знаю Антона очень давно, это правильное решение, он талантливый человек и со всем справится.

– Вы для себя не исключаете вариант работы в России?

– Я ничего не исключаю. В своей жизни я работал во многих странах, изучил, как развивается фигурное катание в мире. Поступают предложения, но пока об этом не хочу говорить.

– В будущем готовы будете вернуться в Венгрию?

– Пока над этим не задумывался. Президент сказал, что не хочет терять со мной контакт. Если он будет нуждаться в моей помощи, я готов буду ему помочь. Но на данный момент я не собираюсь дальше ничего делать для венгерского фигурного катания.

– Какие планы теперь?

– Сейчас нет планов, я многое сделал и, надеюсь, ещё больше работы будет впереди. Сейчас небольшой перерыв. Я очень рад, что сейчас уже не имею отношения к некоторым фигуристам и родителям, которые позорят свою страну. У меня обязательно будут предложения. Подожду всех и выберу наилучший вариант для себя.

***

Вторую часть беседы с Гургеном Варданяном, в которой речь пойдёт о жизни российского фигурного катания в изоляции, читайте на Metaratings.ru в ближайшие дни.

Пройдите квиз и получите бонус для ставок

Тест0 вопросов0 минут
Квиз: Как хорошо вы знаете историю фигурного катания на Олимпиадах?
Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте