«Сейчас из ЦСКА нельзя просто уволиться». Поварницын – о допуске россиян на Олимпиаду и итогах сезона

В прошедшем сезоне 2022/2023 Александр Поварницын входил в число лучших биатлонистов страны: стал вторым в общем зачёте PARI Кубка России, вошёл в топ-5 Кубка Содружества и рейтинга СБР, стал чемпионом России в суперперьсьюте. В марте Александр не смог добраться до медалей чемпионата страны в Ханты-Мансийске, но сезоном остался удовлетворён.

Александр Поварницын после победы в суперперьсьюте в рамках чемпионата России
Александр Поварницын после победы в суперперьсьюте в рамках чемпионата России. Фото: Амир Закиров/Минспорт УР

В интервью Metaratings.ru победитель и призёр чемпионата мира среди юниоров – 2015, который дебютировал на Кубке мира ещё в 2016 году и ездил на Олимпиаду в Пекин в качестве запасного, рассказал:

  • почему сменил регион перед началом сезона;
  • за какие места мог бы бороться на Кубке мира;
  • что думает об условиях МОК по допуску российских спортсменов;
  • насколько тяжело дался переход из юниорского биатлона в мужской.

– Масс-старт у тебя получился не совсем удачным, ты занял 11-е место. Почему?

– Были очень сложные ветровые условия, слишком захлестнула гонка. Ход был хорошим, я показал второй ход после Эдика и Серохвостова. Где-то как раз не хватило контроля при борьбе с ветром на последнем рубеже. По идее, там все начали промахиваться в ветровой порыв. Плюс была нехватка концентрации, но совсем чуть-чуть. Тренер смотрел – промахи были очень недалёкие. Даже имея два промаха, а не три, как у меня, можно было бороться за шестёрку сильнейших.

– В день масс-старта было больше зрителей, чем в остальные дни. Атмосфера могла тебе помешать или наоборот больше подбадривала?

– Я привык сильно не обращать внимание на болельщиков. Слышно, что трибуны орут, но это больше шум. Болельщики на трибунах радуют. Приятно, что люди приходят и смотрят биатлон. Но в гонке это никак не мешает нам.

– Какой вывод можешь сделать для себя по итогам сезона?

– Функционально весь сезон получился на очень хорошем уровне, поставлю минус себе за стрельбу. Почему-то к концу сезона стрельба развалилась, не удавалось собраться и показать стабильную качественную стрельбу, которая была до этого. Я думаю, что чуть-чуть эмоции и ожидания в конце сезона меня начали переполнять, потому что я чувствовал, что могу бороться за призовые места.

Я ставил перед собой цель стабильно провести этот сезон. По пятибалльной шкале ставлю себе четвёрку – есть над чем работать. На следующий сезон ставлю цель стабильно бороться за медали и улучшить стрелковые навыки. Функционально мы постараемся выйти на ещё более высокий уровень, только надо улучшить стрельбу.

– В октябре ты перешёл из Удмуртии в Тюмень. Почему?

– В первую очередь, меня не устраивала зарплата, которую предлагали в Удмуртии. Я хотел больше материального обеспечения в плане лыж, патронов и т.д. Хотелось найти регион, где гораздо больше ресурсов для того, чтобы ты мог достигать всех своих целей в спорте высших достижений.

В психологическом плане мне переход тоже помог, с новым руководством мы наладили отношения. Хочу сказать огромное спасибо школе биатлона Удмуртии. Я считаю, что это одна из сильнейших школ в нашей стране, особенную благодарность хочу выразить Сергею Викентьевичу Перевощикову (помощник директора ССШОР по биатлону в Ижевске, – прим. Metaratings), который помогал мне в последний предолимпийский год.

– Сейчас всё так, как ты хотел? Всё ли для тебя комфортно?

– Да, кроме проблем с поставками лыж. Их очень тяжело находить из-за запрета на продажу лыж в Россию. Хотелось бы иметь больше пар в обойме. Очень важно при тёплой погоде иметь хорошие лыжи. Масс-старт я бежал на лыжах Александра Логинова, и это было что-то с чем-то по сравнению с первыми двумя гонками, когда я действительно имел проблемы с лыжами и не реализовал свои кондиции. С винтовкой проблем нет.

– Условия МОК по допуску российских спортсменов можно назвать унизительными?

– Каждый должен заниматься своими делами. Наша задача – бегать и показывать результаты. Пускай другие люди, приближённые спортивные чиновники думают о том, как будет лучше для нас.

– Но будут россияне, которые поедут на Олимпиаду?

– Я думаю, какой-то итог мы увидим ближе уже к зимним Олимпийским играм. Можно будет сделать какие-то выводы и дать определённые прогнозы по кейсу летней Олимпиады.

Александр Поварницын
Александр Поварницын

– Нет у тебя опасений, что в случае недопуска на Олимпиаду многие спортсмены, не только биатлонисты, сменят гражданство?

– Не знаю, в нынешнее время это тяжело будет сделать. Нельзя забывать, что многие спортсмены сборной России являются военнослужащими и представляют ЦСКА. Сейчас, в такое время, нельзя просто взять и уволиться.

– Ты сам над этим не думал ведь?

– Нет пока. Я всё-таки верю, что что-то сдвинется в мировой повестке, и у нас появится шанс вернуться на мировую арену.

– Без выступлений на международных соревнованиях уровень российского спорта упадёт?

– Безусловно. Если нет конкуренции или она ограничена искусственно, это на руку никому не идёт. Сложно сказать. Сейчас в мужском биатлоне конкуренция достаточно высокая: три группы, сильные белорусы, региональные спортсмены, которые борются между собой. Благодаря внутренней конкуренции в этом сезоне мы ещё не сильно просели.

– Как ты сумел сохранить мотивацию без международных стартов?

– Это именно мое внутреннее. Мне хотелось проявить себя после прошлого сезона, где я был запасным на Олимпиаде. Я начал тот сезон неплохо, но в его середине произошло небольшое выгорание после того, как не получились главные старты. Ставил перед собой цель держать себя на высоком уровне и получать удовольствие от гонок. Для этого нужно постоянно иметь физические кондиции, я к этому шёл.

– СБР сумел провести полноценный сезон?

– Да, это был хороший уровень для российских соревнований, гонки транслировались на ТВ. Это напоминало мировое первенство. Я надеюсь, что мы не потеряем этот уровень и будем дальше его повышать. Только мне кажется, что календарь нужно двигать в те места, где мы можем собирать больше болельщиков и создавать более комфортные условия для спортсменов.

– Но если говорить про твою форму, как смог бы выступить на Кубке мира в этом сезоне?

– Если бы я бегал на Кубке мира, то достаточно стабильно мог бы попадать в топ-30, пару раз смог бы попасть в топ-10 или даже в шестёрку сильнейших. Это реально, были шансы.

– Следил за чемпионатом мира?

– Да, следил за доминированием Йоханнеса Бё. Безусловно, человек огромного таланта. Мы видим, что Эдуард Латыпов сейчас показывает такой уровень. Безусловно, если бы Эдик был там, то смог бы навязать конкуренцию. Остальные команды немного просели или Бё так сильно выступал, поэтому думаю, что мог бы заехать в топ-6.

Эдуард Латыпов
Эдуард Латыпов. Фото: Андрей Аносов/СБР, Александра Киселева

– Кроме Йоханнеса Бё, кого сможешь отметить?

– Закономерностью было доминирование всех норвежцев. Бё сам тренируется, но остальные ребята все занимали от первого до четвёртого места. Виден общий класс и уровень спортсменов, они нашли общую методику, которая приносит им результаты.

– Как тебе первоапрельская шутка от Дмитрия Губерниев, который в прямом эфире объявил, что Анатолий Хованцев теперь тренер женской сборной России по биатлону? Поверил бы?

– Я бы, конечно, не поверил, у меня есть опыт общения с руководством СБР, понимаю, что вряд ли такое решение будет принято. Есть молодые тренеры, которые хорошо работают, они достойны дальше работать.

А шутка достаточно интересная, но в отношении Хованцева немного грубоватая. Человек с громким именем. Не знаю, как он воспринял. Всё-таки Дмитрий сегодня старался сделать шоу первоапрельское. Его коллеги тоже интересные вещи придумали, когда организовали Александру Попову отдельную группу поддержки в эфире и на трибунах. Это классно, ему было приятно, что в его последней личной гонке его так поддерживали.

– В футболе ввели Fan ID для болельщиков. Как к этому относишься, хотел бы такую систему в биатлоне?

– Не хочу, чтобы Fan ID ввели и в биатлоне тоже. Fan ID отпугивает людей от спорта. Например, увидел афишу, захотел сходить на игру, а с картой болельщика ты в моменте не сходишь, нужно к этому готовиться. Не знаю, как это влияет на безопасность, но если мы говорим о привлечении людей на стадион, то это больше отталкивает. Если тебе нужно получить какое-то разрешение, то это усложняет твою жизнь. Просто сходить и посмотреть гораздо проще, чем увидеть афишу и в итоге ждать, одобрят тебе Fan ID или нет.

– В юниорском возрасте у тебя было много побед. Это сильно давило?

– При переходе в мужскую команду давило. Я думал, что будут такие же результаты, что с такой же легкостью смогу выигрывать. Но сейчас я понимаю, что мужской спорт гораздо тоньше юниорского. В мелочах ты тоже должен быть силён, никогда не расслабиться. Только дашь слабину – и сразу получишь.

– Как справлялся с давлением?

– Да никак. Конечно, переживал, когда не было успехов, но в тоже время случались и успехи, которые подстёгивали, не давали впасть какую-то депрессию. На меня благотворно влияло, что я был в обойме сборной России, потому что понимал, что в будущем есть какой-то потенциал.

– Какой пока самый яркий момент в твоей карьере?

– Я бы ничего не выделил, моя карьера по большей части волнообразная. Хотел бы, чтобы на каком-то главном старте сезона, лучше международном, я оказался на гребне волны девятибалльного шторма, который вынесет меня на самую вершину.

Пройдите квиз и получите бонус для ставок

Тест0 вопросов0 минут
Кто выиграл ЧМ после допинг-скандала, кого Губерниев называл балдой? Квиз об истории российского биатлона
Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте