Мужская сборная России по биатлону столкнулась с приятной проблемой, когда на пять олимпийских путевок всерьез претендуют минимум шесть спортсменов. СБР опубликовал список на поездку в Пекин, куда не вошел Антон Бабиков, до этапа Кубка мира в Антхольце, а потом он неожиданно победил в индивидуальной гонке и заставил заговорить многих о необходимости своего попадания на Олимпийские игры.
Старший тренер мужской национальной команды Юрий Каминский в большом интервью Metaratings.ru рассказал, сможет ли Бабиков принять участие в Олимпиаде, несмотря на статус запасного, в каком сейчас состоянии находится лидер команды Эдуард Латыпов и побежит ли он ближайшие гонки, а также поделился мыслями о преимуществе иностранной вакцины от ковида над российской и сборной России по лыжным гонкам над биатлонной.
«Бабиков лишь отчасти проявил себя с позиции быстрой и точной стрельбы, что мы от него прежде всего ждали»
– Что вообще происходит в российском биатлоне?! Это был первый вопрос, который мне прислали из редакции после мужской индивидуальной гонки в Антхольце и фееричной победы Антона Бабикова
– То, что мы сегодня понимаем в биатлоне: если ты не можешь быстрее бежать, то ты должен точно стрелять. И тогда ты можешь победить.
– Для вас не поразительно, что так воспряли духом норвежцы, которые на предыдущих этапах либо отсутствовали, либо были весьма неубедительны?
– Ничего поразительного: их лидеры до этого этапа провели почти две недели в горах и показывают хороший ход. Мы в это время находились в Рупольдинге. Несмотря на то, что Карим Халили живет рядом со стадионом, он справился с акклиматизацией и хорошо выглядел в стрельбе. Как итог – первый личный подиум в карьере. Антон Бабиков выиграл гонку за счет качественной стрельбы и не просел ходом.
Возможно, на разнице в результатах команд сказывается высота, на которой они живут. Одни находятся на высоте стадиона в 1600 метров. Другие – от 900 до 1000 метров. В разные дни спортсмены попадают в акклиматизационные ямы. Отсюда может быть и разница в результатах, особенно в стрельбе. Антон и Карим хорошо справились в сложной ветровой ситуации. Это не может не радовать в преддверии Олимпийских игр.
– Большинство болельщиков сейчас будоражит ситуация с Антоном Бабиковым. Как победитель этапа на Кубке мира может не поехать на Олимпиаду? Вы видели шквал критики, который выливается в прессе?
– Не видел.
– Но, согласитесь, ситуация с системой отбора в команду шоковая?
– Во-первых, отбор в команду был завершен 18 января, а 19-го была подана олимпийская заявка. И в целом для того, чтобы кого-то менять, нужно иметь вескую причину, например, болезнь.
– Возможно ли все-таки привезти Бабикова на Олимпиаду, чтобы он прошел акклиматизацию наравне со всеми спортсменами? Особенно с учетом того, что и на Играх ему светила бы только индивидуальная гонка, где он проявляет себя особенно ярко.
– В плане индивидуальной гонки согласен. Объясню, почему я не очень отстаивал место Бабикова в команде. В тех гонках, которые у нас считались отборочными на Олимпиаду, он лишь отчасти проявил себя с позиции быстрой и точной стрельбы, что мы от него прежде всего ждали. И получилось больше стартов именно таких, где он как раз в стрельбе провалился.
– Но это были старты на небольшой высоте или совсем не на высоте.
– Да, и гонка в Рупольдинге в их числе (Бабиков стал 71-м в спринте – прим. Metaratings ). Но это не значит, что горы на него лучше воздействуют психологически. Возможно, в тех гонках он не справился именно с психологической нагрузкой. А кто сказал, что на Олимпийских играх психологическая нагрузка будет легче? Карим Халили, напротив, лишний раз подтвердил, что в нужный момент он может собраться и выдать свой максимум. Он уже неоднократно это проявлял, начиная с прошлого сезона, и лично меня в этом абсолютно убедил. Я в нем нисколько не сомневаюсь.
– И все-таки возможен ли такой вариант, который используется в лыжных гонках, когда спортсмены едут на Игры исключительно к определенным гонкам?
– Не знаю.
– А если вдруг кто-то, не дай бог, заболевает или сдает положительный тест?.
– Тогда мы официально спортсмена заменим.
– Но тогда, по правилам въезда в Китай, ему нужен спецкарантин?
– Нет, как нам объяснили, нужно два отрицательных ПЦР-теста. А спортсмены будут их сдавать регулярно и на Чемпионате Европы, и на этапах Кубка IBU, поэтому можно будет въезжать практически сразу. Надеюсь, мы сможем достаточно быстро провести замену в случае необходимости.
– Давайте рассмотрим такую ситуацию: Бабиков стартует на Чемпионате Европы и пробегает там четыре гонки. После такой соревновательной нагрузки он еще будет в состоянии в случае необходимости выступить на Олимпиаде?
– Там будет перерыв в шесть дней, этого будет достаточно и для отдыха, и для акклиматизации в Китае. Там 5 февраля эстафета, он туда не попадает. А индивидуальная гонка, профильная для него на сегодняшний день, будет 8 февраля – времени у него достаточно. Плюсы и минусы сегодняшней конкуренции в биатлоне в том, что мы можем рассматривать спортсменов на определенные дистанции, исходя из их состояния. Но в то же время мы ограничены количественным составом. В этом есть определенное преимущество у лыжников: почему-то у них в Играх будут участвовать восемь спортсменов, а у нас пять.
Мы пришли к выводу: чем дольше спортсмен будет находиться в Китае, тем лучше он приспособится к тем условиям и ситуациям, особенно в плане стрельбы, чтобы увереннее себя чувствовать на дистанции. Нужно время, чтобы не просто акклиматизироваться к высоте и времени, но еще и почувствовать ветер, нюансы подхода к стрельбищу и своеобразность трассы – к ней тоже надо привыкнуть. Много деталей, которые необходимо прочувствовать именно на пекинской биатлонной трассе, которые будут иметь решающее значение.
«Нас уверяли, что «Спутник V» признают на равных с другими вакцинами. А потом уже пошли различные варианты»
– В каком состоянии находится сейчас Эдуард Латыпов, который был на карантине и уже три недели не стартовал?
– Да, он три недели не стартовал, и у него столько же времени не было серьезных тренировочных работ. Только накануне переезда он провел серьезную тренировку на уровне четвертой пульсовой зоны.
– И он все это время тренировался самостоятельно?
– Да, ему только массажист помогал контролировать стрельбу, и стрелял он неплохо. Мы все время были на связи. Еще были пульсовая информация и видеозаписи его тренировок. Все заданные пульсовые режимы Эдуард выдерживал. Поскольку интенсивность была невысокая, трудно пока оценить его истинное состояние. Но стартовать нужно. Без высокой соревновательной интенсивности невозможно подводиться к основным стартам, поэтому он будет стартовать в Антхольце.
– Почему наших биатлонистов не привили иностранными вакцинами, как это сделали, к примеру, некоторые лыжники из российской сборной?
– Потому что нас уверяли, что наш «Спутник V» признают на равных с другими вакцинами на всех кубковых гонках! А потом уже пошли различные варианты, из-за которых спортсмены оказываются в неравных условиях. Иностранцы в этом плане более привилегированные.
У нас четыре человека сделали прививки вакциной Pfizer, и двое потом заболели. Получается, 50 процентов. Большинство в команде привиты «Спутником», и из всех заболел только один. Считайте сами: у нас статистика однозначно в пользу нашей прививки. Но ее пока в мире не признают, и с ней ты должен в два раза дольше пребывать в карантине в случае положительного теста. Ненормальная какая-то ситуация.
Ради того, чтобы избежать этой дискриминации, мы решили не рисковать здоровьем спортсменов. Это для нас важнее всего. Мы видим, что на сегодня наша вакцина работает не хуже, а даже лучше иностранных. Я знаком со многими исследованиям, в которых говорится, что даже при дискриминационных условиях «Спутник V» не уступает «Пфайзеру». Но это почему-то совсем не учитывается на практике.
– Российская лыжница Диана Головань в интервью «СЭ» рассказывала, что была три месяца по контракту в Китае, тренировалась и соревновалась с местными спортсменами, в том числе и на олимпийской трассе. Она говорит, что трасса очень подходит российским лыжникам длинным пологими подъемами, в которые надо катить, а не бежать.
– Я бы не стал говорить, что она подходит именно нашим. Она подходит определенному типу спортсменов чисто физически, технически и физиологически. Также все зависит от того, насколько мы в летне-осенний период проработали в тренировках именно особенности этой трассы. Мы о них знали и к ним готовились. А как получится в итоге – увидим на Олимпиаде.
***
22 января на этапе Кубка мира в Антхольце состоится мужской масс-старт, и аналитики букмекерской компании Betcity выделяют четверых фаворитов: коэффициент на победу Йоханнеса Бё равен 3,20 , а шансы на триумф Тарьея Бё, Стурлы Лагрейда и Кентена Фийона Майе оцениваются одинаковой котировкой 5,00 . В то же время успех Александра Логинова можно заиграть за кэф 10,00 .
Получить бонус за регистрацию в БК Betcity