«Разделяем амбиции игроков. Не считаем себя могильщиками талантов». Интервью гендиректора «Нефтехимика»

«Нефтехимик» – один из самых эффективно работающих клубов КХЛ последних лет. Начиная с сезона 2019/20 команда трижды пробивалась в плей-офф КХЛ, но в этом сезоне команде немного не хватило для выхода в Кубок Гагарина. Кроме того, клуб регулярно зарабатывает на продаже воспитанников нижнекамского хоккея в другие команды лиги. Генеральный директор «Нефтехимика» Игорь Ларионов в интервью Metaratings.ru рассказал о секретах успеха и устройстве клубного менеджмента.

Игорь Ларионов. Фото: ХК «Нефтехимик»
Игорь Ларионов. Фото: ХК «Нефтехимик»

Из интервью с Игорем Ларионовым вы узнаете

  • насколько выгодным оказался для «Нефтехимика» переход Марата Хайруллина в СКА;
  • чего ждут в нижнекамском клубе от составителей календаря;
  • за какое достижение болельщики команды могут выиграть автомобиль;
  • о чём мечтает директор «Нефтехимика».

– По ходу сезона в команду пришло 12 хоккеистов. У вас нет позиции спортивного директора или генерального менеджера. Насколько вам сложно всё совмещать и успевать за всем?

– Нет такого. У нас есть селекционеры, которые выполняют большую работу. Один отвечает за молодежь, а другой – за взрослых спортсменов. После этого мы с Олегом Юрьевичем [Леонтьевым] и остальным тренерским штабом узнаем максимальное количество информации об игроке и принимаем решение.

Я думаю, что это нормальная практика. Не во всех клубах есть спортивные директоры и генеральные менеджеры. Мы обходимся тем, что организовываем работу таким образом, что у нас с тренерским штабом складывается полное взаимопонимание в формировании команды, поиска нужных позиций и квалификаций. Взаимопонимание и принятие быстрых решений очень помогают.

– Согласно исследованию Sports.ru, Нижнекамск – самый хоккейный город по среднему количеству игроков КХЛ на 100 тысяч населения. Насколько вас удивили эти цифры?

– Конечно, для нас это было приятной новостью.

С другой стороны, я не хотел бы обольщаться такими расчетами, потому что вся суть заложена в методологии этого расчёта, которая может быть спорной. У каждого будет свое мнение. Однако факт остается фактом – у нашего небольшого города достаточно хорошая школа. В Нижнекамске растят игроков, которые становятся не только звёздами, прославляющими всю Россию, но и ответственными гражданами, которые с уважением относятся к истории клуба, города и республики. Очень радует, что хоккеисты, достигая высоких спортивных достижений, не забывают то, где они росли, где их воспитывали и дали путёвку в жизнь.

Игорь Ларионов с воспитанниками нижнекамского хоккея. Фото: ХК «Нефтехимик»
Игорь Ларионов с воспитанниками нижнекамского хоккея. Фото: ХК «Нефтехимик»

– «Нефтехимик» эффективен в плане использования финансов. Выбрасывая ковидный сезон, за последние 4 года вы трижды попадали в плей-офф, а в этом году не хватило всего трёх очков. Как вам удавалось сохранять стабильность? Что влияет на успехи клуба?

– Как и в любом успехе, дело в коллективной работе. Также акционеры дают нам своевременное финансирование и гарантированное обеспечение всем необходимым для сохранения клуба. Работа тренерского штаба и команды направлена при минимальном бюджете на поиски новых талантов, новых возможностей и раскрытие новых игроков, которые в благодарность привносят такую яркую игру. Так что нам помогает сохранять стабильность командная работа и правильно выстроенные отношения между акционерами, работниками офиса, тренерским штабом, игроками и другим персоналом вплоть до водителей. Я считаю это важным критерием общего командного успеха.

Развитие профессионального спорта у нас в республике поставлено на очень высоком уровне. Посмотрите, в каком ещё регионе две команды играют в КХЛ? Безусловно, этим можно гордиться. Даже не тем, что есть два клуба, а тем, что они развиваются, находят внутренние резервы для прогресса и создают качественную конкуренцию, тем самым давая толчок для развития каждому клубу.

Поэтому за результат я благодарен акционерам и генеральном спонсору клуба в лице «Нижнекамскнефтехима», который дает возможность сохранять и развивать профессиональный и детско-юношеский хоккей, а также руководству города и республики за всестороннюю поддержку.

– Как вам удается так выгодно продавать тех же ребят в Санкт-Петербург? Хайруллин, Чивилёв, Нугманов сейчас играют в СКА.

– Чтобы не было неточных оценок: «Нефтехимик» – это клуб со своими задачами и амбициями, который получает определённый бюджет и должен максимально его использовать. Да, мы уже второй год подряд входим в топ-5 по эффективности использования средств, так что, наверное, в этом случае трансферная политика является тем инструментом, который позволяет привлекать новых игроков и успешно продавать своих воспитанников.

За последние 2-3 года у нас было очень много трансферов, связанных со СКА, «Спартаком», «Авангардом» и с той же самой «Сибирью», когда мы обменяли Никиту Сетдикова на Михаила Назарова. Также мы в очень сложный период сезона 2022/23 получили права на Андрея Тихомирова.

Рынок формирует предложения. Мы работаем с теми, кто даёт лучшие условия. Если мы говорим о СКА, то их предложения настолько превышали все остальные, что если бы мы пошли по регламенту КХЛ, давая наши квалификационные предложения, условия встречных предложений мы бы уже не смогли повторить. У нас просто не было бы таких денег. В итоге мы получили бы на 30% меньше денег, чем по нашей сделке, поэтому она была выгодна для обеих клубов. Мы напрямую договорились со СКА и получили на 30 миллионов больше. Они заключили с Хайруллиным трехлетний контракт, и от этого выиграли все.

Мы, конечно, защищали интересы клуба. Мы понимали, что не удержим Марата, потому что вели с ним переговоры и поняли, что он хочет бороться в топ-клубе за Кубок Гагарина. Мы разделяем такие здоровые амбиции игроков и не считаем себя могильщиками талантов. В итоге от этой сделки наш клуб заработал деньги, сохранил хорошие отношения с Хайруллиным и дал ему возможность развиваться. Мы радуемся, когда Марат забивает голы и делает хорошие передачи в новой команде.

Марат Хайруллин в составе «Нефтехимика». Фото: ФК «Нефтехимик»
Марат Хайруллин в составе «Нефтехимика». Фото: ФК «Нефтехимик»

– Можно ли Марата называть сбалансированным игроком, поскольку парень может сыграть и в центре, и меньшинстве, и в большинстве, а также является лидером раздевалки.

– Да, Марат безусловно очень талантливый и сбалансированный игрок высокого уровня и ментально, и физически. Многие смотрят только на очки, но хоккей – это про множество других вещей. Хайруллин как настоящий лидер ведёт за собой команду. Когда Марат был капитаном в «Нефтехимике», он показывал всем игрокам пример своим отношением, работой и игрой. Он – настоящий лидер.

– В случае переходов ваших ребят не в «Ак Барс», а в другие клубы, общественность удивляется. Что можете сказать о взаимоотношениях с «Ак Барсом»? Казань действительно предлагает не те условия?

– У нас абсолютно правильные рыночные условия со всеми командами.

– Нет какой-то принципиальности?

– Нет-нет. У нас прекрасные личные отношения с руководством «Ак Барса». Мы часто созваниваемся и обмениваемся событиями по трансферам, но не всегда переходы в Казань успешно завершаются. Это можно понять, потому что у каждого клуба свои цели и свое понимание. Когда мы находим с руководством команды общие решения, устраивающие всех, то сделка реализуется. Если кто-то из сторон не согласен, то мы ищем другого партнера.

«Ак Барс» – наш дружественный клуб, у нас очень много общего. В командах переплетаются игроки и тренеры, я вижу в этом только позитив и нормальное развитие. Тот факт, что с казанским клубом не всегда получаются сделки – это не критерий каких-то разногласий. Это бизнес.

– Самый известный воспитанник «Нефтехимика» – двукратный обладатель Кубка Стэнли Михаил Сергачёв. Недавно он вернулся после долгого восстановления и снова получил травму. Диагноз известен: перелом двух костей. Как вы восприняли это событие?

– Когда мы увидели кадры этого столкновения, не знали, чем это завершится. Мы видели, что его увезли на носилках. Очень переживаем за Михаила, потому что считаем его другом нашего клуба. Желаем ему скорейшего выздоровления и продолжаем наши совместно начатые коллаборации.

Михаил Сергачёв. Фото: сайт НХЛ
Михаил Сергачёв. Фото: сайт НХЛ

– Вы сами играли в хоккей. Что чувствует человек, когда травмируется и существует вне льда?

– Конечно, травмы приносят и физическую, и психологическую боль. В первую очередь, необходимо принять экстренные меры, чтобы определить диагноз и постараться нивелировать травму. С психологией сложнее – ей бинты не помогут. Игроку необходима поддержка близких по духу людей и соратников по команде. Думаю, что мы все вместе поможем Мише справиться с этой бедой и скорее выздороветь, потому что считаем его своим близким другом.

– Профессиональный спорт – это большие деньги, но также и травмы. Насколько тяжело ребятам даются деньги?

– Деньги просто так не платят. Контракты нужно не только подписывать, но и отрабатывать. Чем выше уровень конкуренции, тем выше вероятность травм. Теперь объяснимо, почему у хоккеистов такие высокие контракты – они занимаются очень опасным и контактным видом спорта. В последние годы было много травм и даже гибелей спортсменов. Люди теряют жизнь в безобидных ситуациях, играя в хоккей. Каждый делает свой выбор, начиная заниматься профессиональным спортом. Это все окупается эмоциями от успехов – деньги не имеют большого значения.

– В октябре 2023 года «Нефтехимику» исполнилось 55 лет. Что это значит для вас и всей системы?

– Конечно, это знаковое событие для любого человека или организации, потому что это достаточно большой срок существования и развития. Мы решили, что это событие не должно оказаться рядовым, незамеченным и забытым. Мы счастливчики, поскольку до сих пор общаемся и дружим с людьми, которые стояли у истоков создания клуба, которые играли в самой первой команде 55 лет назад. Мы отразили это и в нашей книге, и в нашем фильме. Мы сделали всё возможное для того, чтобы отразить историю и вклад в создание команды тех, кто стоял в основании «Нефтехимика».

Когда мы праздновали юбилей, то в первую очередь постарались отдать должное болельщикам и ветеранам, которые стояли у истоков. Это люди, которые сыграли ключевую роль в развитии клуба. Мы сделали всё, чтобы создать праздник для наших поклонников.

– В КХЛ растёт посещаемость. Есть ли у вас вопросы к расписанию? В декабре и феврале было всего два домашних матча.

– Объективно, конечно, мы были расстроены, когда увидели календарь. У нас было 7 матчей в сентябре, 7 матчей в октябре, 8 в ноябре, 2 в декабре, 9 в январе и 2 в феврале. Рваный режим, который влияет на команду из-за перелетов, подготовки и восстановления, а также на болельщиков, которые ждут нас дома. Когда команда проводит 9 матчей через день, то не все могут успеть на все игры, потому что есть работа и другие обязанности. К тому же, это большие финансовые затраты.

Для клуба это тоже большая проблема. Одно дело, когда мы играли по 4-5 домашних матчей – это было нормально. Люди были готовы потратить деньги на билеты, атрибутику, питание и прочие развлечения. Мы обсуждали это с лигой. В этом году, наверное, форс-мажорная ситуация, связанная с тем, что в КХЛ появился дополнительный клуб. Было неизбежно уплотнение графика, у нас даже были две игры подряд за два дня. Конечно, это всё наложило отпечаток.

С другой стороны, я посмотрел, что у всех команд примерно одинаковая ситуация: сдвоенные матчи, длинные серии по 6-8 игр через день и так далее. Конечно, хотелось бы, чтобы в будущем при формировании календаря была определённая ритмичность и равное распределение матчей дома и на выезде.

– КХЛ призывает клубы к самоокупаемости. Насколько вы развиваетесь в коммерческом плане? Как прокачиваете медийную активность?

– Действительно, как мы и говорили, в основе любого достижения стоит команда. У нас очень классный, молодой, интересный и креативный клуб, который активно работает в части становления партнёрских отношений. Мы всё делаем, чтобы «Нефтехимик» развивался и зарабатывал дополнительные деньги вне отведённого для нас бюджета. Каждый сезон у нас есть 30% прироста. Это общекомандная работа, которая позволяет смотреть дальше в будущее и планировать новые вещи, которые вы отметили.

К юбилею наши партнеры подарили нам новый дизайн формы, которая стала запоминающейся. Сейчас мы играем в этой форме в выходные и праздничные дни. Я думаю, что всё это маленькие слагаемые большого успеха, к которому мы должны идти. Как мне кажется, мы движемся в правильном направлении.

Форма «Нефтехимика»
Форма «Нефтехимика»

– Реально ли болельщику выиграть автомобиль? Расскажите об этой акции.

– Мы сделали шоу бросков для привлечения зрителей. Нужно попасть в цель от ворот до ворот – это очень тяжело даже для профессионального игрока. Наш партнёр поддержал эту идею, и, действительно, автомобиль будет разыгран по итогам этого сезона.

Мы говорили с нашим партнёром – нам сказали, что если даже машина не будет разыграна в бросковом конкурсе, то победителя выберут рандомно, используя все заявки с номерами, которые оставляли болельщики. Каждый будет иметь возможность выиграть машину. Очень важно, что конкурс проводится не для галочки – несмотря ни на что, определится реальный победитель.

– В КХЛ теперь больше конкуренции: 23 команды, добавилась «Лада». Насколько это интересно и в то же время сложно для хоккеистов и тренерского штаба?

– Я думаю, что привлечение клубов с богатой хоккейной историей – это правильный шаг. Мы знаем о достижениях «Лады», выросли на этих победах. Я считаю, что время не умаляет достоинства этой команды. У нас есть не менее именитые клубы, такие как «Югра», «Ижсталь», которая в свое время играла на равных со столичным ЦСКА в первенстве СССР. Мне кажется, чем больше будет охват регионов, тем популярнее будет хоккей, выше будет конкуренция и больше людей будет заниматься спортом. Это будет интересно и для тех, кто играет в хоккей, и для тех, кто приходит на стадионы поболеть за своих кумиров. Отличный стимул для развития.

– Назовите фаворита Кубка Гагарина.

– Чтобы никого не обидеть, назову несколько команд, которые своей игрой мне импонируют: «Металлург», СКА, «Авангард», «Торпедо» и московское «Динамо». Я надеюсь, что ЦСКА, пройдя через тяжелый, тернистый путь, своей игрой докажет, что они – классная, профессиональная, сильная команда, которая может позволить себе расслабиться по ходу чемпионата и выдать свои лучшие матчи в плей-офф.

– Иван Федотов, который когда-то играл в Нижнекамске, тоже поможет?

– Да, мы за него переживаем, потому что Федотов – талантливый парень, который сейчас восстанавливается. Я желаю ему профессиональных успехов, мы хорошо с ним знакомы, общаемся. Поддерживаю Ивана в такой ситуации. Понятно, что потеряв сезон, приходится тяжело снова вкатываться на высоком уровне. Я вижу, что у него хороший прогресс и верю в его успешное будущее.

– О чём мечтает Игорь Ларионов?

– Поднять Кубок Гагарина над головой.

Дмитрий Лёвин
Дмитрий Лёвин
Корреспондент
Дмитрий Лёвин – главный по хоккею на Metaratings.ru. Следит за всеми матчами КХЛ и знает всех игроков в лиге. Регулярно достаёт инсайды и делает большие интервью с главными людьми российского хоккея.
Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте