Фрибет 15000 ₽
Рунет выбирает
84
83
82
75
81

«За день до игры с «Динамо» спросил жену, куда мне бить пенальти». Интервью Яна Казаева из «Балтики»

02.06.2022
15:15
Читать полностью

Ян Казаев – один из ключевых игроков «Балтики». В этом сезоне 30-летний полузащитник получил серьёзную травму, но забил девять голов в Олимп-ФНЛ и смог побить личный рекорд. Также его уверенный удар с пенальти в ворота московского «Динамо» едва не выбил москвичей из Кубка России.

В большом интервью Metaratings.ru полузащитник калининградского клуба:

  • рассказал, какой тренер Сергей Игнашевич и чему он научил игроков «Балтики»;
  • объяснил, почему знал заранее, в какой угол пробьёт московскому «Динамо» с пенальти в 1/4 финала Кубка России;
  • поделился, как одним из первых разглядел потенциал Андрея Мостового;
  • вспомнил, как обанкротился «Тосно» и почему в «Томи» со второго месяца после перехода не давали зарплату;
  • признался, как его искусственно убрали из состава «Сочи».
Ян Казаев

«Я так понимаю, что «Балтику» ожидает сильное обновление – процентов на 50»

– «Балтика» заняла по итогам сезона в ФНЛ 10-е место. Заслуженно или могли рассчитывать на большее?

– Я считаю, что по нашему потенциалу мы могли рассчитывать на большее, но, если мы находимся на 10-м месте, значит заслужили его.

– Что не получилось?

– Первый фактор – у нас не заладилось начало сезона, была провальная полоса. Под конец 2021 года начали нагонять, и после сборов вроде всё так гладко шло, особенно первые игры, но потом посыпались травмы.

– Есть у нынешней команды потенциал бороться за выход в РПЛ в следующем сезоне?

– Я так понимаю, что команду ожидает сильное обновление – процентов на 50. Арендные уйдут, кто-то пойдёт на повышение, с кем-то не продлят контракт. Так что в следующем сезоне мы увидим новую «Балтику», и я не знаю какой она будет. Возможно, что новая команда будет еще сильнее, посмотрим.

– У тебя самый результативный сезон в карьере – 9 голов. Как оцениваешь прошедший год лично для себя?

– В целом, сезон для меня неплохой, но могло быть и лучше. Меня немного подкосила травма. Гладко прошли сборы, я набрал хорошую форму, но пропустил из-за повреждения третий сбор и выбыл ещё на месяц. Саму травму я получил на заключительной товарищеской игре второго сбора с «Тоболом». Была предыгровая тренировка, и я почувствовал дискомфорт. Сделал массаж, вышел на матч и в конце первого тайма после легкой передачи получил практически разрыв прямой мышцы бедра.

– Как проходило восстановление?

– Серьёзная травма, но операции удалось избежать. Я консультировался с питерским врачом, которому давно доверяю, и именно он мне сказал, что мышца заживёт. «Просто дай ей время и покой и раньше положенного не выходи на поле», – сказал он мне. Когда вернулся в строй, на тренировках ещё где-то мог аккуратничать, а в официальных играх это просто нереально – ты выходишь и у тебя азарт.

– У тебя получилось очень яркое возвращение в игре против «Текстильщика».

– Получилось забить через несколько минут после выхода на замену. Самые положительные эмоции, идеальное возвращение. Вышло не без доли везения, но я был заряжен забить.

«Игнашевич говорит: «Зачем ты нюхаешь нашатырь? Это тебе не поможет, потому что всё идёт от головы»

– Можно назвать заслугой Сергея Игнашевича, что ты стал чаще бить с ударных позиций и забивать?

– Нет, я бы так не сказал. Всегда заряжен и стремлюсь к воротам соперника. Забивал и до прихода Сергея Игнашевича, что видно по моей статистике. Если есть момент – стараюсь бить, когда вижу, что есть шанс на гол.

– Как поменялась твоя игровая роль после назначения в «Балтику» Сергея Игнашевича?

– Когда Сергей Игнашевич только пришёл в «Балтику», он меня ставил в нападение. Это не совсем комфортная позиция для меня, но если надо, то сыграю везде, где потребуется. Мне без разницы, где играть, но удобнее в тройке инсайдом.

С приходом Сергея Игнашевича у нас кардинально сменилась тактика и игровая схема, мы стали играть совсем в другой футбол по сравнению с тем, во что играли с Евгением Калешиным. При Калешине мы разыгрывали мяч от ворот, всё низом. При Игнашевиче же у нас вертикальный футбол, более быстрый темп, в том числе переход из обороны в атаку, и более силовая манера игры.

– Сергей Игнашевич – легенда нашего футбола, но какой он тренер знают только те, кто с ним работал. Если бы ты мог его описать тремя эпитетами, какой он?

– Он дисциплинированный, требовательный, ещё он максималист.

– Когда Игнашевичу было 29 лет, он сказал: «Я обычно отказываюсь от послематчевых интервью, потому что долго прихожу в себя. Не хочется на эмоциях ляпнуть что-то в камеры и потом жалеть». Насколько Сергей Николаевич не стесняется эмоций перед игроками «Балтики» после неудачных матчей?

– Я никогда не слышал, чтобы Сергей Николаевич после неудачных матчей выплёскивал на игроков эмоции. После провальных матчей он ничего не говорит, а уже на следующий или через день с холодной головой от него идёт разбор и оценка игры.

– Продолжу исследовать Игнашевича, мы знаем, со сколькими большими тренерами он работал, наверняка же рассказывал вам любопытные истории из своей карьеры.

– Да, случалось. Он учил нас абстрагироваться от болельщиков, давал полезные игроцкие советы из своего футбольного опыта. Например, говорит: «Зачем ты нюхаешь нашатырь? Это тебе не поможет, потому что всё идёт от головы». Он очень психологически был устойчив как футболист. Теперь он учит нас быть такими же.

– У вас очень веселый капитан – бывший игрок сборной Черногории Младен Кашчелан. Вы с ним дружите?

– Я с ним отлично общаюсь, как и со остальными ребятами, но со всеми в команде близко общаться невозможно. Младен – большой профи, в 39 лет выдерживать уровень ФНЛ – это достойно уважения. Он давно в России, хорошо знает русский, иногда подшучивает над ребятами помладше, разряжает обстановку в коллективе.

«Я ехал в такси за день до игры с «Динамо» и спросил жену, куда мне бить пенальти»

– Давай обсудим Кубок России. Как тебе обновлённый формат с группами из трёх команд, благодаря которому «Балтика» смогла занять первое место?

– На формат мне всё равно, это вообще непринципиально. Я так понимаю, он даёт преимущество командам РПЛ, потому что по старому формату проиграл один матч – вылетел, а тут, если проиграл, можно крупно выиграть следующий матч и остаться в турнире.

– «Динамо» дошло до финала, но кажется у «Балтики» были отличные шансы их выбить. Какое впечатление оставила команда Сандро Шварца?

– Я бы не сказал, что меня кто-то впечатлил из игроков соперника. Понятно, что они более мастеровитые, но, насколько я помню матч, игра была равная. Первый тайм за «Динамо», второй – за нами. Всё решила серия пенальти. Динамовцы били здорово, сильно в угол. Да и мы неплохо пробивали, их вратарю больше повезло в тот день.

– Динамовцы били здорово, но и ты был в полном порядке. Ты шёл бить пятым, а это чаще всего решающий удар, и на него ставят только надёжных исполнителей.

– Перед игрой ко мне подошёл Дмитрий Мичков, ассистент Сергея Игнашевича, и спросил: «Пенальти пробьёшь?» Ответил ему, что пробью. Думаю, он ко всем подходил, а когда уже матч дошёл до серии пенальти, он снова подошёл ко мне и спросил: «Вторым будешь бить?» Я ему предложил поставить меня пятым. В голове себе так и решил, что пятый, возможно, будет решающим, и, если я его забью, то мы победим.

Нервничал ли перед ударом? Конечно, переживал, но я чётко знал, что буду бить вправо. Я ехал в такси за день до игры и спросил жену, куда мне бить: вправо или влево. Она ответила: «Вправо».

– Есть связь с тем, что после вылета из Кубка вы из пяти матчей ФНЛ выиграли только один?

– Не, если что-то и надломило нас, то скорее матч в Астрахани против «Волгаря». Вели 1:0, затем забили чистый гол, но его почему-то отменили. Засчитай второй гол – игра была бы решена. После судья начал раздавать налево и направо карточки, меня удалили, остальных просто посадили на карточки, закончили 2:2, а следующую игру пропустило четыре человека. Так что этот матч тоже надломил, но тут всегда много нюансов. Не было такого, что мы проиграли и поплыли.

– В сентябре 2019-го твой гол «Локомотиву» помог выбить «железнодорожников» из Кубка России. Это пока твой единственный гол в ворота клуба РПЛ?

– Вроде, единственный. Не только я был героем того матча. Бориско вытащил нам серию пенальти. Матч крутейший, на всю жизнь останется в моей памяти. Я забил при домашних трибунах, на которых собралось около 15 тысяч человек. Тогда весь город нас благодарил за победу, а это дорого стоит.

«Мы играли с «Долгопрудным», и после матча я сказал генеральному директору «Химок» присмотреться к Андрею Мостовому»

– Сейчас прошли стыковые матчи за выход в РПЛ. «Химки» обыграли «СКА-Хабаровск». Ты топил за свою бывшую команду из Подмосковья?

– Если честно, я болел за «СКА-Хабаровск». Мне хотелось поддержать более слабую команду, ещё и со своей лиги. А ещё хотелось, чтобы команды из РПЛ полетали в Хабаровск.

– Расскажи подробнее, что такое выезд из Калининграда в Хабаровск?

– Я может тебя удивлю, но Хабаровск – не самый тяжёлый выезд. Играли с «Чайкой» и ехали в Песчанокопское – два самолёта, автобус до самого села, ужасная дорога. А в Хабаровск ты уже настроен, что у тебя самолёт сначала до Москвы, а потом в Хабаровск семь часов, прилетаешь, играешь. Я столько лет уже в ФНЛ, поэтому это привычная история.

– Как убиваешь время в самолете?

– Обычно я в самолёте сплю, но иногда смотрю сериалы.

– Посоветуй личный топ-3.

– Сейчас подумаю. Точно туда войдёт «Побег», очень понравился первый сезон «Фарго». Ещё выделю наш сериал «Молодёжка» – прикольный, лайтовый.

Ян Казаев в составе «Химок»

– Вернемся к «Химкам». За них ты провёл 69 матчей на старте карьеры и был лидером команды. Какие воспоминания от того периода?

– Только самые тёплые воспоминания. Я очень комфортно себя чувствовал в «Химках», и мы выполнили задачу – сначала вышли из ПФЛ в ФНЛ, а уже в ФНЛ не вылетели, заняли 11-е место, хотя среди всех команд у нас был чуть ли не самый маленький бюджет. Очень хорошая команда у нас была и многие пошли на повышение.

– Одним из тех, кто пошёл на повышение, был Андрей Мостовой. Видел ли ты в нём перспективы игрока, который дорастет до сборной России и основы «Зенита»?

– Я тебе больше скажу, тогда генеральным директором «Химок» был Тажутдин Качукаев. Мы играли во второй лиге, шли на первом месте, предстоял матч против «Долгопрудного», который пытался составить нам конкуренцию. Сыграли, если не ошибаюсь, 2:2. Мостовой сильно выделялся, и я тогда сказал Тажутдину, чтобы присмотрелся к пацану. В итоге Качукаев отправил своего помощника, и в следующем сезоне Андрей стал моим одноклубником в «Химках».

– У «Химок» сложилась репутация команды, которая рано или поздно всегда возвращается в РПЛ, почему ушёл из клуба?

– Я ушёл, потому что не было высоких задач у «Химок». Это сейчас они в РПЛ, а тогда был маленький бюджет и небольшие амбиции. К тому же у меня появился вариант пойти на повышение в РПЛ, а от таких предложений не отказываются.

– До «Химок» ты играл в «Динамо» из родного Санкт-Петербурга. Смотрю статистику команды в сезоне-2014/15: 15 поражений подряд, в 11 из них ты принимал участие. Что это было?

– Я тогда только пришёл из «Таганрога», вторая лига, зона «Юг». Там никаких денег, а тут предложение вернуться в родной город, ФНЛ, шанс вернуться в большой футбол. В таких случаях ты не думаешь, что идёшь проигрывать, а играешь и пытаешься сделать себе имя, чтобы продвинуться куда-нибудь вперёд. А то «Динамо» проигрывало, потому что все уже знали, что оно закроется. Там тоже были большие проблемы с финансированием. Нужно было просто доиграть сезон с обоймой в 14 человек, по уровню мы были командой второй лиги.

«Медаль за Кубок России от «Тосно» я не получил. Там всё раздали депутатам, спонсорам, акционерам и губернатору Ленинградской области»

– Ты дважды приходил в «Тосно» и даже стал обладателем Кубка России. На момент победы в турнире ты был в аренде в «Томи», но у тебя в активе было два проведённых матча. Дошла до тебя золотая медаль?

– Нет, конечно, ничего до меня не дошло. Там же тоже начались финансовые проблемы. Там все медали раздали депутатам, спонсорам, акционерам и губернатору Ленинградской области, не вспомню имя (Александр Дрозденко, – Прим. Metaratings.ru), а футболистов, которые играли в первой половине сезона, забыли.

– Летом 2018-го ты должен был вернуться в «Тосно» после аренды в «Томи» и сыграть с командой за Суперкубок России», но проект закрылся. Когда и как ты об этом узнал?

– Там до последнего старались, чтобы «Тосно» существовал, хотели заявить команду в ФНЛ, но, если бы команда выжила и осталась играть в ФНЛ, я бы всё равно ушёл. Там был полный бардак в плане руководства, нулевая организация, а с января вообще ничего не платили.

– И всё же команда была очень интересная: Заболотный, Мирзов, Марков, Чернов, Мелкадзе. С кем-то из бывших партнёров по «Тосно» поддерживаешь общение?

– Нет, если только с Асланом Дудиевым и с Виталиком Шаховым.

– Как тебе работа с Дмитрием Парфёновым?

– У меня нет от его работы ни хороших, ни плохих воспоминаний, обычный средний тренер.

– В «Томи» тоже оказалось не всё так благополучно.

– С Томском я подписал контракт на два года. Сначала всё было хорошо, здорово играли, но уже с августа перестали платить зарплату. Нам давали какие-то авансы, чтобы хватало съемную квартиру оплатить. Было тяжеловато, в отпуск мы уходили без денег и ждали до февраля. При этом мы результаты показывали.

– Ты ушёл из «Томи» только девятым по счёту игроком. Многие ушли раньше. На что ты надеялся?

– Да, я до последнего не хотел уходить, потому что мы столько проделали и почти решили турнирную задачу. Мы закончили на втором месте после первой половины сезона, и я долго ждал, но у меня были варианты и нужно было давать ответ. А параллельно в Томске нас уверяли, что вот-вот закроют долги, вернут деньги, а потом переносили на неделю и ещё на неделю. В один момент терпение лопнуло, и я им просто сказал, что они не держат слово, и ушёл.

«Я сыграл четыре матча в РПЛ за «Сочи», а потом мне просто сказали, что нужно освобождать место в заявке»

– У тебя ещё был период в «Сочи», где было много сильных игроков, в том числе из сборной России, и тех, кто не пригодился «Зениту». Кто впечатлил больше всего?

– Я тогда был под впечатлением от Нобоа. Он даже без физической формы может играть. Чисто за счёт головы он знает, где и как отбирать. Большой мастер. Кого бы ещё выделил? Кудряшов – большой работяга, очень много пашет, работоспособный.

– На тот момент было ли у тебя понимание, что потенциал «Сочи» – второе место в РПЛ?

– Я понимал, что собраны большие игроки, были в «Зените», просто их нужно было замотивировать, нужен был дисциплинированный тренер, который бы взял всё под свой контроль. Конечно, я понимал, что проект очень серьёзный.

– Когда ты перешёл в «Сочи», команда играла в ФНЛ, а ты был одним из её лидеров. После перехода в РПЛ ты потерял место в старте. Что не получилось?

– Даже когда мы вышли в РПЛ, я играл и, по-моему, из четырёх игр три начал в старте. А потом сел на лавку, частично это было искусственно. Мне просто сказали, что нужно освобождать место в заявке. «Ты на выход», – так мне и сказали.

– Получается, уход из «Сочи» был не по твоей инициативе?

– Да, точно не по моей. Там начался сезон в РПЛ, четыре матча сыграл, а потом перешёл в «Балтику».

– У тебя богатая карьерная география. Какой город самый футбольный в России для тебя?

– Калининград – очень футбольный город. Ещё очень удивил Томск, там болельщики любят футбол.

– Изучая твою биографию, поразился, как много пересечений с игроками, которые так или иначе засветились «Зените». Ты и сам из Питера, а твой дебют в РПЛ состоялся именно против петербуржцев. Расскажи про свое отношение к этому клубу.

– Конечно же, в детстве болел за «Зенит», когда там играли Аршавин, Кержаков и другие питерские ребята. Я и сам воспитанник бывшей футбольной школы «Смена». Нынешний «Зенит» уже другой, там всё решают легионеры. Я слежу, но точно не переживаю.

– У тебя осталась футбольная мечта?

– Я – реалист и у меня, например, мечты выиграть Лигу чемпионов нет. Зато есть цель вернуться в РПЛ и поиграть в ней.

Подпишись на Metaratings.ru
Рейтинг: 5
Реклама 18+   ООО "Управляющая компания НКС"; Erid: 2VtzquqmSXB