Летом многие легионеры уехали из России. Кто-то вернулся домой, другие укатили на повышение в европейские чемпионаты, но были и те, кто отправился в экзотические страны. К последним можно причислить Горана Чаушича. Сербский полузащитник четыре года выступал за тульский «Арсенал» и даже застал в команде Артёма Дзюбу. Сейчас же 30-летний воспитанник «Црвены Звезды» разрывает Таиланд в составе действующего чемпиона страны «Бурирам Юнайтед», где после 11 матчей вырвался в топ лучших бомбардиров турнира с 8 голами. Столько же он забил за всё время в России.
Теперь Горан – самый дорогой футболист местного чемпионата, за которым следит весь футбольный Таиланд. Подробностями из жизни в новой стране он поделился с Metaratings.ru . Также в интервью он рассказал:
- почему за чемпионатом России скучно следить уже после первого тура;
- из-за чего испортились отношения с «Арсеналом» и как его разочаровал гендиректор клуба Дмитрий Балашов (Чаушич обратился в суд);
- как Миодраг Божович всегда шутил в команде про секс;
- за что не любит Олега Кононова;
- как обыгрывал «Ливерпуль» в их победный сезон в ЛЧ, получал 1:7 от «Барсы» и наблюдал за очередями футболистов к Месси за футболкой;
- почему Горан не согласен с отстранением российского спорта от международных турниров;
- какой его самый яркий момент в России за четыре года.
«Никогда столько не забивал раньше, открыл в себе новый талант в 30 лет»
– Горан, ты прекрасно начал сезон в новой для себя команде. 8 голов, одна передача в 11 матчах чемпионата. Сам удивляешься своей статистике?
– Да, для меня это стало сюрпризом. Мы играем в атакующий футбол, много доминируем на поле. В Туле и в остальных командах я действовал в роли оборонительного полузащитника, а здесь много участвую в атакующих действиях. Стараюсь поддерживать каждую атаку, пока хорошо получается.
– Когда-нибудь был подобный сезон раньше?
– Никогда такого не было, раньше не забивал столько мячей. Возможно, это было моя ошибка, что я не пытался убедить тренера ставить меня повыше. Оказывается, я могу приносить пользу ближе к атаке! Можно сказать, что я нашёл в себе новый талант в 30 лет.
– Что из себя представляет футбол в Таиланде?
– Я удивился уровню футбола здесь. Думал, что здесь будет намного легче играть, но есть довольно сильные команды. Во всех клубах есть иностранцы, очень много бразильцев. Здесь большие стадионы, на которые приходят тысячи болельщиков. Меня самого здесь тоже все тепло встретили, фанаты меня узнают. После яркого начала в ресторанах местные постоянно пытаются меня угостить или сделать какие-то подарки. Я доволен таким отношением. Хочется выиграть чемпионат для наших болельщиков.
– Как возник вариант с «Бурирамом»?
– Меня пригласил один сербский агент, который сам раньше здесь играл. Мы пообщались и очень быстро договорились по условиям. Всё получилось отлично. Тут всегда тепло, я рядом с семьей. В общем, рад, что так всё сложилось для меня.
– Таиланд – одно из любимых направлений для российских туристов. Пересекался?
– Да, здесь очень много русских людей. В Бангкоке и Пхукете вокруг русская речь. Я даже познакомился с несколькими россиянами. Наша команда расположена в очень маленьком городе Бурирам, но даже здесь я встретил одного русского.
«В Таиланде контракты футболистов даже побольше, чем в средних клубах РПЛ»
– По оценке Transfermarkt, ты самый дорогой футболист местного чемпионата (1 млн евро). Чувствуешь к себе повышенное внимание?
– Да, многие обращают на меня внимание, но такой интерес ко мне из-за личной статистики в начале сезона. Если бы я так ярко себя не показал, мной бы так не интересовались. Я рад, что получается помочь команде.
– Считается, что в Азию из Европы обычно едут на заработки. Как ты относишься к такому мнению?
– Все так говорят про футболистов, которые приезжают сюда. Я же хотел попробовать что-то новое. Я бы мог остаться в Европе на примерно таких же условиях, но мне было важно найти новое путешествие для своей семьи. Всем понравился вариант поехать в Таиланд. Могу сказать, что я не ошибся с выбором.
– Где зарплаты футболистов выше: в России или в Таиланде?
– В России очень хорошие контракты, но здесь есть 3-4 команды, которые могут предложить похожие условия. В маленьких клубах тоже неплохие зарплаты, особенно глядя на проблемы в России из-за тяжёлой экономической ситуации. Конечно, «Зенит», «Спартак» и другие топ-клубы всё равно вне конкуренции, но с остальными клубами в Таиланде могут соперничать. Даже чуть-чуть побольше контракты, чем в средних клубах России.
– По деньгам мы выяснили, что Таиланд может сравниваться с Россией. А по футболу?
– Тут другой уровень. Российская Премьер-лига получше, у вас уровень футбола выше.
– В России много сербских ресторанов. Скучаешь по местной кухне?
– На самом деле, нашей семье очень нравится азиатская кухня. Мы даже в Европе часто любили тайскую или китайскую еду. Так что сильно не переживаем, что здесь нет сербских ресторанов. Что-то пытаемся готовить сами дома. Ничего страшного. Пару лет потерпим, пока у меня тут контракт, а потом будем кушать наши любимые блюда. Но не исключаю, что могу тут задержать на более долгий срок. Пока мне всё нравится, но футбол очень непредсказуем. Никогда не знаешь, что будет всего через полгода.
– В Россию такой непредсказуемый футбол тебя ещё может закинуть?
– Никогда не говори никогда. В Россию я всегда готов с радостью приехать, но пока что моё место в Таиланде.
«Каждый год после первого тура все понимают, что «Зенит» станет чемпионом. От этого скучно следить за чемпионатом»
– В России к тебе был интерес после ухода из «Арсенала»?
– У меня очень быстро появился вариант с «Бурирамом», и я не думал долго. Это даже был первый вариант, и я сразу договорился. Да, мой агент мне позже говорил, что есть интерес от каких-то клубов из России, но я даже не стал обсуждать это, потому что быстро заключил контракт здесь.
– Продолжаешь следить за российским футболом?
– Да, у меня осталось очень много друзей в России. Почти каждый день узнаю новости, даже слежу за ФНЛ, где теперь играет «Арсенал». Там очень плотный турнир.
– В отличие от Премьер-лиги. Тебе интересно следить за чемпионатом, где каждый год один и тот же чемпион?
– Да, есть такое. Разница между «Зенитом» и остальными командами очень большая. Каждый год после первого тура все понимают, что «Зенит» станет чемпионом, от этого немножко скучно следить за чемпионатом. У них очень много денег. Тяжело в России создать команду, которая была бы сейчас лучше «Зенита».
– С кем продолжаешь общаться в тульском «Арсенале»?
– Мы на связи с Ткачем, Луцом, Деспотом (футболисты туляков Сергей Ткачев, Евгений Луценко, Джордже Деспотович, – Прим. Metaratings.ru). У Джордже немного трудная ситуация сейчас в команде, но мы каждый день на связи с ним. Ему сейчас очень тяжело, но такие моменты в футболе бывают.
– Команда ещё недавно играла в еврокубках, а сейчас испытывает проблемы в Мелбет Первой лиге. Грустно за этим наблюдать?
– Да, это неприятно. «Арсенал» – очень важная команда для меня, я очень люблю этот клуб, в котором провёл прекрасные четыре года. Я старался отдать команде всё, что у меня есть, клуб тоже для меня сделал всё, поэтому мне больно следить за тем, как сейчас обстоят дела.
Первые два годы прошли прекрасно, но потом всё перестало получаться. Не хотел бы сейчас много говорить о минусах в клубе, потому что у меня больше позитива от России и «Арсенала». Клуб заслуживает каждый год играть в Премьер-лиге.
«Из «Арсенала» мне звонил переводчик и говорил, чтобы я забыл про свои деньги. Хотя я говорю по-русски, со мной можно общаться»
– В начале года многие иностранцы покинули Россию. Среди них были даже обычно лояльные к России балканские футболисты: Филип Уремович, Сильвие Бегич и другие. Почему ты остался?
– Я не хотел оставлять команду, которая мне многое дала. Считал своим долгом биться с «Арсеналом» до конца. К сожалению, у нас не получилось остаться в Премьер-лиге, но могу сказать, что отдал всё, что у меня было. Моя совесть чиста.
Мне только жалко, что некоторые люди в клубе неуважительно ко мне относились. Скажу честно: уезжал я не очень хорошо. Все годы у меня были отличные отношения с руководством, игроками, персоналом, но окончательно их сохранить не удалось.
– Почему так получилось с тобой?
– Думаю, частично наложилась ситуация с вылетом в ФНЛ, но важно всегда сохранять человеческие отношения.
– Это как-то связано с долгами по зарплате, которые появились у клуба в конце сезона?
– Да, это одна из вещей, которая мне не понравилась. Я тут провёл четыре года, со мной можно было спокойно договориться. Если бы надо было что-то оставить в клубе, я бы без проблем вступил в диалог. Но начались какие-то странные игры.
– Какие?
– Они знают, что со мной можно общаться. Я говорю по-русски. Но мне звонил переводчик и говорил, чтобы я забыл про свои деньги.
Я раньше очень уважал Дмитрия Балашова (генеральный директор «Арсенала», – Прим. Metaratings.ru), четыре года он был одним из моих любимых людей в клубе. Но его поведение меня очень расстроило. Он всегда мог позвонить и рассказать о проблемах с деньгами в клубе. Если бы он всё это проговорил и спросил, может ли клуб не отдавать последнюю зарплату, мы бы договорились без проблем. Но он сделал по-другому, и мне это не понравилось. Я решил обратиться в суд, посмотрим, что будет.
– Сколько тебе клуб остался должен?
– Я бы не хотел говорить. Дело не в том, что я хочу вернуть конкретную сумму. Я очень люблю «Арсенал», мы провели много отличных моментов за четыре года. Просто для меня всегда на первом месте стоят человеческие отношения.
– Слышал ли ты весной, что клуб вообще может прекратить существование?
– Слухи ходили, но у нас сильный президент Гурам Захарович Аджоев. Он приходил и говорил, что всё будет хорошо. Я знаю, что он делал всё для финансового благополучия игроков. Он работал хорошо, я ему всегда доверял. Такой клуб с прекрасными болельщиками должен жить. Место команды в Премьер-лиге.
– К Аджоеву у тебя таких претензий как к Балашову нет?
– Нет, я уважаю этого человека. Про него не могу сказать ничего плохого.
«Божович постоянно шутил про секс! На каждой тренировке выдавал по 3-4 таких шутки, было очень смешно»
– В «Арсенале» ты дорабатывал с Миодрагом Божовичем, который оставил большой след в российском футболе. Важный для тебя тренер?
– Очень. Он очень много делал для меня, уважаю этого человека. Жалко, что мы с ним вылетели в последний год. Зато только положительные эмоции от первого года, который мы с ним провели вместе. Тогда «Арсенал» занял высокое седьмое место. Когда его вернули в прошлом сезоне, все думали, что мы тоже покажем хороший результат. Жаль, что не получилось.
– Миодраг – очень эмоциональный тренер. Некоторые, например, вспоминали, что он любил шутить с игроками о сексе. Часто было?
– Постоянно! На каждой тренировке по три-четыре таких шутки выдавал. Это было очень смешно. Всем нравилось слышать такое от тренера. Даже сложно выделить самую смешную, они все были весёлые. Вспомню, наверное, как он любил говорить перед матчами с «Зенитом», «Спартаком» и другими большими командами. Он собирал команду и начинал: «У них одна голова, две руки, две ноги, яйца и член. Они такие же люди, так что выйдите на поле и разбейте их!» Его слова снимали напряжение перед командой. Этот позитив, который всегда шёл от него, очень важен для команды.
– Как у него сейчас дела? В последний год многие обратили внимание, что он стал внешне хуже выглядеть.
– Да, стресс сказывался на нём в последнем сезоне, но сейчас у него всё нормально. Мы иногда общаемся, знаю, что у Миодрага всё очень хорошо.
«Кононов не хотел отпускать меня в «Црвену». На тренировке я травмировался, а Кононов сказал не обращать на меня внимание. Не люблю этого человека»
– Кроме него ты работал с Черевченко, Кононовым и Подпалым. Как расставишь их в своем топе?
– Самый важный для меня Божович, потом Черевченко. Про остальных не особо хочется вспоминать.
– Кононов же не хотел тебя отпускать в «Црвену Звезду» в твой второй сезон в Туле. Что там было?
– После седьмого места Миодраг ушёл от нас, на замену пришёл Кононов. У него были интересные тренировки, ему досталась хорошая команда от Божовича. Летом мы поехали в Австрию, провели там сборы, и в это время у меня появился вариант с «Црвеной», которая попала в Лигу чемпионов. Это мой родной клуб, за который я так и не дебютировал во взрослом футболе. Поэтому, когда возник этот вариант, я очень хотел вернуться домой. Я честно всё это объяснил Кононову, но он не хотел меня отпускать. Объяснял это тем, что я очень важный игрок для него и команды. Просил подумать ещё пару дней, но нечего было думать. Я уже всё решил, когда подходил с этим вопросом. «Црвена Звезда» была готова заплатить деньги за мой переход, но Кононов всё равно отказывался меня отпускать.
Дальше случилась обычная тренировка в команде, на которой я получил небольшую травму. Обычно в таких ситуациях все останавливаются, но Кононов неожиданно сказал играть дальше и не обращать на меня внимание. Меня это сильно расстроило. Я поднялся, выбил мяч, сказал ему очень много плохих слов и ушёл в раздевалку. После этого я точно решил уйти, «Црвена» заплатила за меня деньги, и я уехал. Поэтому я не могу отметить Кононова, не люблю этого человека. С его стороны это было некрасиво, он мог нормально со мной поговорить.
– Ты не прогадал с переходом в «Црвену Звезду». С ней ты обыграл «Ливерпуль» в группе.
– Это был невероятный матч, когда мы победили со счётом 2:0. Особенно важная победа эта была, потому что позже в том сезоне «Ливерпуль» выиграл Лигу чемпионов. В тот сезон они вообще почти не проигрывали, а мы смогли остановить их.
«Дзюба – один из лучших футболистов в истории России. Может, он ещё поиграет пару лет. Если что, можно приехать в Таиланд, тут классно»
– В твой первый сезон в «Арсенале» ты играл с Артёмом Дзюбой. Продолжаете общаться с ним?
– У нас хорошие отношения, сейчас не общаемся, но, когда виделись на поле, всегда тепло приветствовали друг друга. Очень уважаю его, он – классный футболист, который дал очень много России, сборной и «Зениту». Один из лучших футболистов в истории.
– Каким он тебе запомнился в «Арсенале»?
– Я помню, как он рвался сыграть против «Зенита», когда ему запрещали это сделать. Он тогда забил и отдал голевую. Мы прекрасно себя чувствовали, когда у нас появился такой лидер хотя бы на несколько месяцев. Дзюба тогда очень помог «Арсеналу».
– Летом он мог перейти в «Црвену». Слышал об этом?
– Да, были такие слухи, но не знаю, почему сорвалось. Сейчас он в Турции, где я отыграл несколько лет.
– Он там почти не играет сейчас. Ты хорошо знаешь турецкий футбол, какой бы совет ты ему дал?
– Ему не нужны никакие советы, Дзюбе 34 годы, он сам может всем раздавать советы. Я вижу, что у команды хорошо получается, она идёт на первых местах. Зачем что-то менять, когда и без Артёма всё получается? Ему сейчас надо ждать своего шанса. Мы все знаем, что он умеет забивать, он ещё обязательно покажет себя. Не исключаю, что он ещё поиграет пару лет. Если что, можно приехать в Таиланд, тут классно, ха-ха.
– В Туле твой друг Лука Джорджевич вкладывался в рестораны. А у тебя какой-то бизнес в России был?
– Нет, я ни во что тут не вкладывался. У Луки был ресторан, но он быстро закрылся. Сам я инвестирую в квартиры и в помещения. Возможно, после карьеры займусь бизнесом. Пока не думал об этом.
«После матча рядом с Месси стояло 10 игроков. Забрать его футболку так же тяжело, как и отнять мяч»
– У тебя очень яркая карьера. Несколько лет назад ты играл за «Осасуну» в Испании против Месси и Роналду. Ты понял, как их остановить?
– Против Месси и Роналду очень тяжело действовать, я отдавал всё, что у меня есть, но и этого не хватало. Лучший вариант против Месси – свалить его, по-другому отобрать мяч сложно. Даже сейчас, когда ему 34 года. Раньше это была почти невыполнимая задача.
– Пытался с кем-то из топов обменяться футболками?
– Когда игра заканчивается, рядом с Месси и Роналду стояло по 10 игроков. Я не хотел вставать в эту очередь, забрать футболку у Месси так же тяжело, как и отнять мяч!
– Вы однажды попали под 1:7 от «Барсы». Как приходить в себя после такого?
– В таких матчах от тебя мало что зависит. Тогда у них всё получалось, а против такой «Барселоны» было невозможно играть. Оставалось только молиться, чтобы они бросили играть после четвёртого гола, но тогда нам не повезло.
– Всех этих звёзд скоро увидим в Катаре, где сыграет сборная Сербии. Какие прогнозы?
– Нам попались те же основные соперники, что и на чемпионате мира в России: Бразилия, Швейцария. Только вместо Коста-Рики будет Камерун. Я верю, что мы сможем, наконец, выйти из группы. Первая игра с Бразилией, будет очень тяжело. Если с нами будет удача, можно надеяться на одно очко. Тогда будет хорошо.
– За кого будешь особенно переживать?
– У меня есть хорошие друзья в сборной. Ещё по молодёжке знаю Костича, Милинковича-Савича, Митровича, других ребят. Я буду болеть за них и остальных ребят.
– Хорватия стала главным сюрпризом прошлого ЧМ и дошла до финала. Сможете повторить путь соседей?
– Всё возможно в футболе, но должна помочь удача. Если её будет достаточно, то Сербия может показать такой же футбол, какой показала Хорватия в России.
Лучшие линии для ставок на ЧМ-2022!«Я бы никогда не выступил против своей страны, как предлагают в МОК»
– Многие в России, наверное, будут болеть за Сербию после недопуска сборной. Как ты относишься к решению УЕФА и ФИФА не допустить Россию к стыковым матчам?
– Это очень плохо, когда политика влезает в спорт. Ничего хорошего, что Россию не пускают на международные соревнования. Спорт должен объединять людей, особенно в такое тяжёлое время. Спортсмены не виноваты, что сейчас такая ситуация. Я этого не понимаю, не согласен с действиями ФИФА и УЕФА, они ужасны. Думаю, теперь год-два российского футбола не будет на международных турнирах.
Меня в целом расстраивает, что в Европе опять военный конфликт. Я это прошёл почти 30 лет назад, когда был маленьким. Я понимал, что происходит, потому что мне было семь лет, когда бомбили Белград. Мне жалко людей, которые сейчас страдают. Никогда не любил политику, пара человек в мире хотят всё поменять, обычные люди не виноваты.
Я знаю, что всё началось не сейчас, а в 2014 году. Уверен, что если бы Америка не влезала, то ничего бы не произошло уже тогда. Она всегда влезала в дела других стран, мы в Сербии тоже через это прошли. Думаю, сейчас этому наступит конец.
– Глава МОК Томас Бах допускал, что можно будет допустить тех россиян, которые публично выскажутся против действий власти в России. Ты бы пошёл на такое?
– Я бы так никогда не поступил. Нужно всегда быть на стороне своей страны, даже если она виновата. Нужно всегда быть за свою страну. Я не могу понять такое предложение.
– Сейчас в Сербии много россиян. По их наблюдениям, местные жители массово поддерживают Владимира Путина. Почему так?
– Я люблю Путина, он старается делать всё для своей страны и своего народа. Могу сказать, что я, например, не люблю президента Сербии. Думаю, он делает очень много неправильных вещей. Для меня Путин – хороший лидер, который действует в интересах России.
– Ты сегодня вспоминал много хорошего про свою жизнь в России. Какое самое яркое впечатление осталось от страны?
– Очень трудно вспомнить всё, было много хорошего. Больше всего, наверное, вспоминается рождение сына – самый яркий момент в России. Я даже запомнил игру, которую проводил в день его рождения. Жена рожала в Сербии, я хотел улететь на два-три дня в Сербию, чтобы их увидеть. Это было в прошлом году, и тогда ещё были трудности с перелётами из-за коронавируса, но Миодраг согласился меня отпустить. Единственное, он попросил остаться на ближайшую игру. Конечно, я согласился. У нас был матч в Нижнем Новгороде. Я тогда забил два мяча и отдал голевую, а команда выиграла 3:2. Самые сильные эмоции, которые я испытал за четыре года жизни в России.
Квиз: