В фигурном катании, как и в любом виде спорта, есть время, когда сезон официально закончен и начинается самая жаркая пора. Кто-то переходит от одного тренера к другому, кто-то решается изменить свою жизнь на 360°, меняя спортивное гражданство, а кто-то становится героем громкой истории, рассказывая в подробностях о закулисье большого спорта.
Очередной скандал разгорелся на днях после заявления Елизаветы Нугумановой о травле со стороны тренерского штаба, которая, по словам фигуристки, перешла в угрозы здоровью.
Metaratings.ru предлагает разобраться, что такое буллинг, и почему в спорте больших достижений грань между добром и злом и очень тонка.
Сначала немного теории.
Что такое буллинг
Буллингом или травлей в психологии называется агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого члена, либо группы лиц, не всегда относящиеся к формальному одному коллективу.
Основными отличиями травли от конфликта являются: намеренность, неравенство силы или власти среди участников конфликта, ее регулярность.
Виды буллинга
Психологи различают два вида травли:
Психологическая – угрозы, клевета, изоляция в рамках коллектива, насмешки, мелкие пакости без применения физической агрессии, манипуляции, расистские высказывания.
Физическая – насильственные действия, порча имущества жертвы, в некоторых случаях агрессор применяет оружие.
Форма буллинга в первую очередь зависит от возраста и пола. Например, по мнению психологов, травля среди учащихся в зависимости от возраста проявляется как в физическом насилии – младшие классы, так и в психологическом, когда ученики становятся подростками.
В то же время, мужчины склонны применять физическую агрессию по отношению к жертве, женщины, в свою очередь, предпочитают манипуляции.
С развитием современных технологий психологи выделяют третий вид буллинга – интернет-травля, которая имеет такое же серьезное влияние на психику жертвы, что и физическое, и психологическое насилие в реальном мире.
Роли участников в травле
В процессе травли принимают участия три стороны – жертва, агрессор и свидетель.
Несмотря на то, наиболее тяжелые последствия проявляются у жертвы, все участники процесса испытывают негативное влияние, прежде всего на психику.
Агрессор в будущем может испытывать сложности с построением доверительных и близких отношений, а также поменяться с жертвой травлей местами. В некоторых случаях, жертвы спустя время решает отомстить обидчику, применив физическое насилие в его адрес.
«Наименьшее» влияние на психику в этом случае получает свидетель. Человек осознает бессилием перед властью толпы и испытывает стыд, так как поддерживал буллинг из-за страха за собственную жизнь.
Дело Нугумановой
В интервью «Матч ТВ» одиночница Елизавета Нугуманова заявила, что подвергалась травле со стороны тренерского штаба, возглавляемого Евгением Рукавицыным.
«У меня такая команда, которая постоянно говорит, что у меня проблемы с весом. А у меня на самом деле их никогда не было. Но хорошо, они мне говорят, что надо похудеть – я их слушала, худела, они же все-таки мои тренеры. Но ситуация иной раз уже до абсурда доходит. Я все-таки считаю, что женское катание должно быть женским», – заявила фигуристка.
На этом откровения фигуристки не закончились, и она обвинила одного из тренеров в физических угрозах здоровью: «Валентин Молотов однажды подъехал ко мне и сказал, что если я буду катать программы, он сделает мне подножку, и я уйду на тот свет».
Спустя несколько дней история получила продолжение и об издевательствах в группе анонимно рассказала еще одна экс-ученица Евгения Рукавицына: «И в один момент, я даже не поняла в какой именно, со мной резко все прекращают общаться, начинают меня гнобить и издеваться всем коллективом, что я толстая, жирная и т. д. Хотя на тот момент не скажу, что я была толстая».
Реакция мира фигурного катания
После откровенного интервью представители российского фигурного катания практически единогласно встали на сторону тренерского штаба, обвинив фигуристку в клевете и бездоказательности обвинений.
С одной стороны, спикеров можно понять: Нугуманова не предоставила никаких доказательств собственных слов, а при рассмотрении подобных дел они играют ключевую роль.
С другой стороны, психологи нередко отмечают, что жертве насилия не верят. Основной причиной недоверия к словам жертвы психологи называют веру в справедливый мир – человек считает, что с хорошими людьми не может произойти ничего плохо, и каждый получает то, что он заслуживает. А если четко соблюдать общественно-признанные правила безопасности, то с человеком ничего не произойдет.
Таким образом, и сомнение в словах в правдивости Нугумановой, и попытка защитить методы работы тренера, если замечания о весе действительно были в адрес спортсменки, можно оправдать психологической защитой со стороны опрошенных спикеров.
В тоже время в потоке комментариев можно выделить два, которые и не защищают фигуристку, но в то же время рассказывают о том, что в этой истории не все так однозначно.
Чемпион мира среди юниоров-2020 Андрей Мозалев, рассказал, что видел Нугуманову в коридорах после льда почти каждый день в слезах, так как они катались на одном катке, часто пересекались. И она рассказывала ему о происходящем.
Бывшая ученица Рукавицына Мария Талалайкина, перешедшая в сборную Италии, написала в одной из социальных сетей: «Унижению и буллингу со стороны тренера не должно быть места. Я знаю точно, о чем говорю».
Учитывая кардинально противоположные комментарии в этой ситуации, единственным правильным решением стало заявление Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга: «Конечно, будем выяснять обстоятельства этого дела. Хотя слышим о таком впервые».
Таким образом, у Нугумановой не остается выбора, как представить в данной ситуации доказательства собственных слов, так как согласно уголовному кодексу Российской Федерации за распространеннее ложной информации (клевета) человеку грозит: крупный штраф, принудительные работы, арест, лишение свободы в зависимости от тяжести преступления.
Где грань между «добром» и «злом» в большом спорте
Спорт высоких достижений живет по своим законам, и как часто говорят, это не про здоровье, а про боль, травмы, терпение, умение преодолевать препятствия на пути к цели.
И где эта грань каждый спортсмен и тренер определяют для себя сам, кто-то будет до конца жизни вспоминать колкость, отпущенную тренеров в день Х, а для кого-то допустимо, когда на него повышают голос или употребляют нецензурную речь.
Несколько лет назад в сети довольно долго обсуждали прием, примененный Этери Тутберидзе, в отношении Евгении Медведевой: «Женя в кляре». В одном из интервью заслуженный тренер России призналась, что когда Медведева была совсем юной фигуристкой, у нее были проблемы с прыжками, из-за чего она часто падала. И иногда Тутберидзе применяла хитрость: брала фигуристку после падения за ноги и катала по льду, называя ее «Женей в кляре».
С одной стороны, этот прием можно расценить как непедагогический, с другой, если нет претензии к тренеру, то все нормально.
Позволила ли бы Медведева так себя «катать» по льду, когда стала взрослой? Сомнительно. В этом и заключается ловушка большого спорта.
Ребенок, не способный трезво оценить ситуацию в силу отсутствия жизненного опыта, не может сказать нет взрослому человеку, в котором сочетаются множество функций, в том числе авторитета. Для несовершеннолетнего ребенка действия взрослого чаще всего являются оправданными и не поддаются критики.
На помощь могла прийти широко распространенная в Европе и США практика – работа с психологом. Но в России данный метод работы не нашел должного отклика в обществе. Возможно, постепенное повышение возрастного ценза в фигурном катание, которое будут обсуждать на конгрессе Международного союза конькобежцев на конгрессе в Пхукете (Таиланд) сможет улучить ситуацию. Но возраст не всегда гарантирует всем участникам процесса объективное восприятие реальности. И это не панацея от насилия над личностью.