В январе CAS объявил о четырёхлетней дисквалификации Камилы Валиевой за употребление допинга. Уже наступила весна, но споры вокруг фигуристки не утихают, ведь общественность ищет виноватых в случившемся. В том числе досталось и тренеру Камилы Этери Тутберидзе, причём от самой Татьяны Тарасовой.
Metaratings.ru в подробностях разбирает конфликт между двумя прославленными тренерами – Этери Тутберидзе и Татьяной Тарасовой.
С чего всё началось?
Последние два года в сторону Этери Георгиевны постоянно летят обвинения от коллег по цеху. На днях заслуженный тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова дала интервью, в котором переложила ответственность за найденный допинг у Валиевой на Тутберидзе. После этого разразился крупный скандал.
В эфире программы «Жизнь и судьба» на телеканале «Россия 1» Татьяна Анатольевна прямым текстом обвинила Тутберидзе в сложившейся ситуации. «Слушайте, ни один спортсмен из рук доктора не возьмёт никакую таблетку. Эту таблетку может дать только тренер. По-другому не может быть. Ну как дети могут взять у доктора такую таблетку? Без тренера у нас ничего не делается, – прокомментировала допинг-дело Валиевой заслуженный тренер по фигурному катанию.
Увидев новость про себя, Тутберидзе сильно возмутилась и потребовала от Тарасовой извинений. «Хочется проигнорировать, чтобы не замараться от этой грязи. Но это уже намеренная клевета и ложные обвинения. Видимо, границы дозволенного совсем утеряны. Нельзя всё списывать на возраст. Татьяна Анатольевна, на этот раз жду от вас официальных извинений», – написала тренер Валиевой у себя в соцсетях.
Через несколько часов последовал вполне ожидаемый ответ от Тарасовой. Она готова извиниться перед Тутберидзе, но лишь в том случае, если узнает правду о деле Валиевой. «Если мне предоставят доказательства того, как это на самом деле случилось, то я с удовольствием извинюсь», – сказала Тарасова ТАСС.
За эти два года на Тутберидзе действительно сыпались обвинения со всех сторон. В своё оправдание она говорила, что больше всех хотела досконального расследования истории Камилы. Свою вину тренер не признаёт, поскольку сама не догадывается, как триметазидин мог попасть в организм её же воспитанницы.
Мнение Рудковской, Родниной и Журовой
К слову, виновной Тутберидзе в деле Валиевой считает и Яна Рудковская. В начале февраля продюсер и по совместительству жена Евгения Плющенко опубликовала на своих ресурсах разгромный пост на тему решения CAS и допинг-скандала. Она полагает, что незнание Тутберидзе о допинге не освобождает её от ответственности. Любой нормальный тренер должен взять вину на себя и защитить от удара свою спортсменку.
«Вы должны были её защищать! И перед судом, и перед миром, и перед страной, и перед ней самой! Тренер должен был взять вину на себя. И с профессиональной точки зрения, и с понятийной, и с человеческой. А не тонко сквозь строчки взваливать вину на девочку, в жизни которой произошла трагедия».
Неудивительно, что в конфликте двух тренеров Рудковская заняла сторону Татьяны Анатольевны. Продюсер поддержала Тарасову, высказавшись в ещё более резкой форме в адрес Этери Георгиевны.
«Когда я увидела пост Тутберидзе, подумала, что это фейк. Каждая строчка сочится высокомерием. Это буквально «я не должна вам ничего объяснять, я тоже жертва». Серьёзно, Этери Георгиевна? А чья вы жертва? Очередной девочки, несчастного ребёнка, у которого сломана карьера и отобрана мечта?» – написала Рудковская у себя с соцсетях.
В отличие от Рудковской, экс-фигуристка и депутат Госдумы Ирина Роднина заняла позицию Тутберидзе. Она считает, что не надо обвинять тренера без каких-либо доказательств. «Я со свечкой не стояла и комментировать все, что говорит Тарасова, я не собираюсь. Так как Валиева несовершеннолетняя, этот вопрос решают тренер, врач и родители. Это те люди, которые отвечают за происходящее. Тренера обвинять не надо. Сначала докажите – потом обвиняйте», сказала Роднина «РБК Спорт».
Олимпийская чемпионка-2006 по конькобежному спорту и депутат Госдумы Светлана Журова также поддержала Тутберидзе. Она уверена, что ответственность лежит на враче, так как тренер не раздаёт таблетки и вообще некомпетентен в препаратах.
«Насколько я знаю, сейчас членам сборной дают препараты в специальном месте — все препараты проверены на то, чтобы там не было допинга. Если сейчас спортсмен, находящийся в пуле тестируемых WADA, и берет какой-то препарат из аптеки, то это вина спортсмена. Не верю, что Тутберидзе умышленно дала Камиле запрещенный препарат»
Ответ ВАДА на обвинение Тутберидзе
После эмоционального выпада Этери Георгиевны в сторону Тарасовой последовало заявление от Всемирного антидопингового агентства. Там признали, что у организации нет доказательств причастности тренера Валиевой к нарушению ей антидопинговых правил. Гендиректор WADA Оливье Ниггли, в истории могут быть замешаны физиотерапевты и врачи.
«Думаем, что спортсменка приняла это вещество не одна, это была не ее инициатива. Она столкнулась с последствиями. Возможно, случай Валиевой показывает важность улучшения антидопинговой системы», – заявил Оливье Ниггли.
Тутберидзе может подать на Тарасову в суд?
Есть небольшая вероятность, что конфликт двух тренеров рискует перерасти из словесной перепалки в уголовное дело. По информации «Газета.Ru», на Тарасову могут возбудить уголовное дело по статье «Клевета с использованием СМИ или совершённая в публичном выступлении». Наказание – штраф до одного миллиона рублей или лишение свободы сроком до двух лет. Но вряд ли Тутберидзе на это пойдёт. Ей нужны извинения, а не денежный штраф и хождение по судам – тем более против такой уважаемой персоны в фигурном катании страны. А Тарасовой нужны доказательства. Получается замкнутый круг?
В громком деле Валиевой, где много подводных камней и больше вопросов, чем ответов, так и будут искать виноватых. Тренер, врачи, родители – под раздачу попало всё окружение Валиевой. Будем следить за ситуацией, но, кажется, правда о деле Валиевой нам вряд ли когда-то откроется.