Fan ID выгоднее пандемии: в 2022-м клубы заработали на билетах на миллиард больше, чем в 2021-м

РФС опубликовал ежегодный финансовый отчет клубов РПЛ и Первой лиги. В документе указаны данные 35 команд, а также расписаны источники их доходов. В том числе есть данные и о выручке с матчей.

Metaratings.ru рассказывает, сколько клубы заработали на билетах и в какую эру заработок выше: во время пандемии или в новую эпоху Fan ID?

Александр Селихов / Фото: ФК «Спартак»
Александр Селихов / Фото: ФК «Спартак»

РФС публикует отчетности четыре года подряд. Это стандартная практика, необходимая по регламенту УЕФА. Союз собирает данные, чтобы дальше перенаправить их в Европу ради соблюдения клубами финансового фэйр-плей. Несмотря на повсеместное отстранение, РФС продолжает этот процесс.

В отличие от европейских команд, финансовые отчетности клубов России раскрываются за календарный год (с 1 января по 31 декабря). То есть, в документе РФС указана выручка и траты за вторую часть сезона 2021/22 и за первую 2022/23.

Болельщики на матче «Спартак» - ЦСКА / Фото: «Спартак»
Болельщики на матче «Спартак» – ЦСКА / Фото: «Спартак»

Большая часть данных уже была раскрыта ранее. В частности, на ресурсе БФО есть информация о доходах клубов, заработных фондах, тратах (себестоимости) и так далее. Некоторые клубы, такие как «Балтика», даже расписывают источники средств. Подробнее об этом Metaratings.ru рассказывал минувшей весной.

Главный плюс документа РФС – более подробное раскрытие доходов по статьям, которые обычно не указываются в стандартных декларациях. Прежде всего – это заработок с матчей. Сюда входят деньги от проданных билетов, абонементов, вип-лож, мерча, еды и так далее.

Благодаря отчетности-2023 можно проанализировать, как введение пандемийных ограничений и Fan ID сказалось на заработки клубов с проданных билетов. Целиком оценить пагубное влияние паспортов болельщиков можно будет в следующем году, так как в первой половине 2022-го еще были санэпидимиологические ограничения.

В нашем исследовании мы изучили доходы команд РПЛ за четыре последних сезона. На наш взгляд, наиболее важно сравнить данные с 2019-го и 2022-й. Спустя год после ЧМ-2018 РПЛ вышла на пик по посещаемости за счет ввода новых стадионов. В среднем на матчи РПЛ ходило по 16 тысяч зрителей.

Отдельного внимания заслуживаю 2019 и 2022 годы, потому что на них было наименьшее влияние пандемии коронавируса. Целиком 2019 и 2022 годы в РПЛ провели только 10 команд: «Зенит», «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Динамо», «Краснодар», «Ростов», «Урал», «Ахмат» и «Крылья Советов». В прошлом году эта десятка суммарно заработала 4,898 млрд рублей. А в 2019-м – 5295 млрд.

Доходы клубов с матчей
Доходы клубов с матчей

Потери составили около 400 млн рублей. При этом почти всю первую половину 2019-го московское «Динамо» провело на «Арене Химки», пока к эксплуатации готовилась новая «ВТБ Арена». Поэтому у «бело-голубых» такая заметная прибавка в доходах за 4 года (+357 млн рублей). Также в небольшом плюсе оказался ЦСКА (+10 млн рублей). У остальных 8 клубов выручка с матчей упала.

Однако, как показывают отчетности, с финансовой точки зрения пандемия выглядит хуже Fan ID. В 2021 и 2022 годах в РПЛ без вылетов и выходов из Первой лиги сыграли 11 клубов (к ним не относятся «Крылья», «Пари НН», «Оренбург», «Торпедо» и «Факел».

В 2021-м, когда санитарный ограничения работали вовсю, 11 команд заработали 3,98 млрд рублей. А год спустя – уже 4,92 млрд. Разница почти в миллиард, при этом не было дополнительных матчей в еврокубках. На них стоимость билетов была больше, чем на игры РПЛ.

Данные показывают, что зрители, несмотря на все ограничения, соскучились по футболу после пандемии. Тем более, что на матчи FONBET Кубке России паспорта болельщиков были не нужны.

Матч «Краснодара» и «Урала» / Фото: ФК «Краснодар»
Матч «Краснодара» и «Урала» / Фото: ФК «Краснодар»

Правда, в самих клубах предупреждают, что отчетности РФС – это не истина в последней инстанции. К документу есть несколько претензий. Так, один из топ-менеджеров клуба РПЛ отметил, что российские клубы по-разному относятся к заполнениям финансовых деклараций. Кто-то придерживается стандартов МФСО (международный стандарт), кто-то – РСБУ (российский стандарт).

«Здесь есть разная методология признания выручки. Куча нюансов. В том числе как и что считать матч-дэем. Например, доход с лож и абонементов можно считать отдельно, а можно делить на игры и добавлять в «доход с матчей». Как РФС свел все декларации вместе – непонятно», – сказал собеседник Metaratings.ru на условиях анонимности. По его мнению, суммарные доходы матчей выглядят чуть завышено, но не сильно.

Однако все равно эта ежегодная декларация от РФС – хорошая возможность проанализировать все проблемы и перспективы российского футбола.

Пройди квиз и получи бонус!

Тест0 вопросов0 минут
Как раньше называлась «Балтика», какой рекорд чемпионата России она поставила? Квиз о новичке РПЛ
Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте