«Российский баскетбол деградирует огромными шагами». Понкрашов – про НБА, Блатта и возвращение в сборную

Чемпион Европы 2007 года в составе сборной России по баскетболу Антон Понкрашов год назад неожиданно для всех уехал в чемпионат Ирана в 35 лет. Спустя сезон он вернулся в Единую Лигу ВТБ и стал игроком «Пари Нижний Новгород».

Антон Понкрашов. Фото: Социальные сети
Антон Понкрашов. Фото: Социальные сети

Metaratings.ru пообщался с баскетболистом перед новым сезоном, который начнется в октябре. В большом интервью Антон рассказал:

  • как принял решение перейти в иранскую команду;
  • в чем уникальность Дэвида Блатта;
  • почему не поехал на Олимпиаду в Токио в составе сборной 3х3;
  • из-за чего не попал в НБА;
  • что происходит с российским баскетболом;
  • чем шокирует главный тренер «Пари НН» Зоран Лукич;
  • вернется ли в сборную России;
  • готов ли стать тренером после карьеры.

– Прошлый сезон получился экзотическим для вас. Как провели отпуск? Отличался ли он как-то от предыдущих?

– Да, отличался. Самое главное отличие: у меня появилась дочка, весь отпуск проводил с ней. Когда она родилась, я еще был в Иране, меня тогда отпустили только на две недели. Дальше она росла, пока папа играл в Иране.

Основное время в отпуске проводил с семьей, конечно же. Периодически тренировался, немного играл, участвовал в некоторых проектах, но основной акцент был на семье.

– Вы уже много рассказывали об Иране. Давайте подытожим этот период карьеры. Не жалеете о том, что выступали там?

– Когда появился вариант с Ираном, я, как и любой человек, зашел в поисковую систему и начал проверять, что это за страна, собирать какие-то мнения. Информации было достаточно мало, и во многом переход получился, потому что там выступал мой давний знакомый Никола Драгович, с которым мы играли в петербургском «Спартаке». Он сказал: «Условия хорошие, люди адекватные, всё будет нормально, не переживай».

Я был приятно удивлен, когда прилетел в Иран, потому что информация, которую я собирал в интернете, была абсолютно не похожа на правду. Там много хороших людей, Иран – очень интересная страна, которую стоит посетить. Да, там есть свои законы и правила, но за исключением того, что моя семья находилась далеко, условия были комфортными. Также я остался доволен выступлением команды. Мы были дебютантами лиги и сразу же заняли третье место, отличный результат.

– Не было ли желания по ходу вернуться в Россию или искать варианты хотя бы поближе?

– Если честно, по ходу сезона у меня были предложения, чтобы уйти, но я посчитал, что это непрофессионально. К тому же я видел перспективы команды и принял решение остаться до конца сезона. Для меня это был очень классный опыт как для спортсмена, так и для человека.

– В «Назм Аваране» вы считались безусловным лидером. По ощущениям, это самая серьезная роль в карьере, или в прошлых клубах случались похожие истории?

– Были подобные сезоны, например в «Спартаке», в самарских «Красных Крыльях». Да и в УНИКСе у меня была не последняя роль. Просто в Иране произошла немного другая ситуация. Впервые в карьере выступал в качестве легионера – это было основное отличие. Мы все знаем, что с игрока, который считается иностранцем, всегда спрос больше.

– Вы говорили, что появилось чувство любви к игре. Это связано именно с дополнительной ответственностью?

– В России часто выступаешь на вторых ролях, не всегда получаешь достаточно игрового времени, и баскетбол превращается в тяжелую работу. Тебя ругают, меняют, не дают играть и показывать, на что ты способен. У нас много россиян, которые умеют играть в баскетбол, но из-за засилья легионеров зачастую россияне просто не могут проявить себя. В этом плане Иран точно дал мне возможность показать, кто я такой и как умею играть в баскетбол. Мне дали шанс быть собой, поэтому получил удовольствие там.

– Только то завершился Евробаскет. Очень яркий турнир с кучей сенсаций. Россия могла бы там за что-то зацепиться?

– Турнир, действительно, получился очень ярким, сенсационным и с очень высоким уровнем.

По поводу России... Это рассуждение из ряда фантазии. Если бы собрался сильнейший состав, то Россия как минимум вышла бы в четвертьфинал. А так все зависит от соперников, игроков. Много X-факторов.

– Как влияют на баскетбол все ограничения наших клубов, сборных и спортсменов?

– Политику обсуждать я точно не готов.

– Вы – победитель Евробаскета 2007 года. Спустя 15 лет как-то поменялось отношение к той победе?

– В тот год мы играли не только за себя, но и за всю страну, как бы это ни звучало. Спустя долгие годы пришло понимание, что вообще мы сотворили и какую радость доставили себе и болельщикам. Это достижение на всю жизнь останется в истории, я безумно рад, что был частью той команды. Это была легендарная команда в плане отношения людей, командного духа и бойцовского характера. Таких команд в российском баскетболе было очень мало.

– Вы работали со множеством очень крутых тренеров, но, наверное, особняком стоит Дэвид Блатт. Каким он запомнился тренером, человеком?

– Я могу сказать очень много лестных отзывов о нем. Он сделал одну из главных вещей в российском баскетболе: научил нас быть командой. У него есть какая-то чуйка, какое-то умение подбирать людей. Наверное, это самый запоминающийся козырь.

На Евробаскете-2007 я не играл в четвертьфинале и полуфинале. В финале, когда мы проигрывали Испании, Дэвид выпустил меня. Он настолько чувствовал игру, что ты не знал, чего ожидать. Он всегда мог выдернуть любого игрока, и этот человек его никогда не подводил. Блатт очень часто угадывал с заменами, принимал решения, которые были понятны только ему. Он выпустил меня в финале, и я рад, что мне удалось стать Х-фактором и помочь команде победить.

– Когда последний раз общались с ним? Как у него дела? (в 2019 году Дэвиду Блатту диагностировали рассеянный склероз, — прим. Metaratings.ru).

– (пауза) Пытаюсь вспомнить... Несколько лет назад мы пересекались на матче Евролиги. С Дэвидом всегда теплые встречи, теплые воспоминания. В нашем последнем разговоре он сказал: «Антон, ты вообще понимаешь, что мы сделали для российского баскетбола?» Это был наш последний разговор в лифте. И он, и я, и все те, кто был на Евробаскете-2007 и на Олимпиаде-2012, только сейчас начали понимать, что мы сотворили.

– Совсем недавно Блатт в интервью сказал, что у нынешней сборной Германии нападение лучше, чем у России в 2007-м. Вам, как игроку атаки, не обидно от него слышать такие высказывания?

– Нет. Не нужно забывать, что баскетбол за эти 15 лет претерпел серьезные изменения. Те модели, которые были в 2007-м, кардинально отличаются от нынешних. Дэвид точно прав, но я могу добавить, что такой защиты, которая тогда была у нас, сейчас нет ни у одной команды. Мы выиграли как раз за счет желания и защиты, у нас никогда не было с этим проблем, мы очень часто переламывали ход матчей.

– Вы могли поехать на Олимпиаду в Токио в составе сборной России по баскетболу 3x3. Почему не получилось?

– На самом деле, это очень интересный вопрос. Есть тренерский штаб, есть руководство сборной, которые делают выбор. Можно осуждать или обсуждать – у каждого своя правда. До Олимпиады я работал по максимуму и, как мне кажется, показывал достойный уровень, но выбрали не меня. Это их выбор, в любом случае результат достигнут хороший. Даже не буду гадать, как было бы, если бы я поехал. Для меня это классный опыт, я провел прекрасные сборы и показал, что могу играть и в 5х5, и 3х3.

– Не было ли обидно, что не удалось войти в историю, как олимпийский медалист в двух разных видах спорта?

– Конечно было обидно. Любой спортсмен с амбициями ответил бы также.

– С вашим талантом точно можно было бы попробовать себя в НБА. Почему так и не получилось сыграть в лучшей лиге мира?

– В 17-18 лет несколько раз участвовал в европейских лагерях, и у меня были неплохие шансы выставиться на драфт и даже подписать контракт с командой. В тот момент не нашлось человека, который бы подсказал, что надо рискнуть и поехать в Америку. Я считал, что правильно сначала чего-то добиться в России, а потом уже ехать в НБА. Конечно, нужно было не думая ехать в лагеря, показать себя и через них было бы все проще осуществить. Но своих мозгов тогда не хватило.

– Как вообще относитесь к НБА? Ваш друг Виталий Фридзон в интервью Metaratings.ru говорил, что НБА – это шоу, а настоящий баскетбол в Европе.

– К НБА отношусь спокойно, раньше часто смотрел, но сейчас соглашусь с Виталиком – это больше шоу, чем игра. Хотя, безусловно, слежу за плей-офф и отдельными игроками. Всегда нужно следить за лучшими игроками в мире, у каждого из них можно чему-то научиться.

– Сборная России по баскетболу не может пробиться на две Олимпиады подряд, в НБА нет российских баскетболистов. Что происходит?

– Я давно говорю, что с российским баскетболом все плохо. Все топовые команды работают по одному принципу: взять больше легионеров. Когда в команде 8 легионеров и 5-6 россиян в возрасте 25-27 лет, не нужно разбираться в баскетболе, чтобы понимать, что растить нашего игрока в таких условиях нет возможности. Как будет развиваться российский баскетбол? Он не развивается, он падает, и это очевидно. Нет новых молодых ребят, наверное, за исключением «Пари Нижнего Новгорода», который является базой для сборной. Да, в этом году добавился МБА, у которого только российские игроки. На данный момент «Пари Нижний Новгород» и МБА – это единственные команды, где молодые игроки получают достаточно игровой практики. Но в целом мы деградируем огромными шагами.

– В ближайшем будущем мы можем увидеть в Лиге ВТБ сербские или китайские клубы? Может просто вернуться к чемпионату России?

— Давно считаю, что Единая Лига ВТБ должна расширяться. Я за то, чтобы в лиге появлялось больше российских команд. Когда я начинал при ПБЛ (Профессиональная баскетбольная лига, – Прим. Metaratings.ru), было достаточное количество команд, которые с удовольствием играли. Да, перелет во Владивосток долгий, но всегда было приятно играть там, это казалось украшением чемпионата. Никогда не забуду, как мы закрывали выездной трип: Владивосток-Красноярск-Сургут – все было прекрасно. В каждом зале был аншлаг, классная атмосфера, баскетбол развивался. Даже в чемпионате Ирана играют 16 команд (в новом сезоне Единой Лиги ВТБ сыграет 12 клубов, – прим. Metaratings.ru). Я не говорю, что чемпионат Ирана сильнее Лиги ВТБ, но 16 команд – это как минимум шанс для развития молодых игроков. Чем больше команд, тем лучше.

– Ваша цитата: «Исключительно уважительно отношусь к Лукичу и к его работе. В уровне и квалификации вообще нет сомнений. Этот человек знает российский баскетбол лучше многих». На фоне этих слов хочется спросить, как долго раздумывали над предложением «Нижнего», когда оно появилось?

– Вообще не раздумывал.

– Возможность поработать с Зораном Лукичем была главным фактором в принятии решения?

– Не только. Для меня, как для отца уже двух детей, было важно остаться в России. Но роль Лукича тоже была важна для меня. На данный момент я нахожусь в шоке от того, насколько Зоран знает и понимает баскетбол и четко относится к деталям. За свою карьеру я такой концентрации и внимания к мелочам не встречал. Я в принципе стараюсь впитывать все, что дает тренер, но сейчас я очень удивлен тем взглядом, которые он видит. У него очень четкие акценты.

– Последние сезоны «Пари Нижний Новгород» выступает неровно. Какая задача команды на предстоящий сезон?

– По задачам не знаю, нам пока не озвучивали. «Нижний» – это команда, которая на протяжении нескольких лет зарекомендовала себя бойцовским коллективом, который сражается до последнего в каждом матче. За характер переживаний нет. Состав интересный, как мне кажется, в предстоящем сезоне мы можем преподнести несколько сюрпризов, но тут должны сойтись многие факторы.

Команда очень сильно обновилась, а построение коллектива – сложный процесс. По щелчку пальцев ты не можешь превратиться в команду, которая будет побеждать. Посмотрим, это интересный вызов. У нас есть игроки с опытом, есть перспективная молодежь. Увидим, что из этого получится, пока мне все очень нравится. И я, и Лукич убеждены, что можно добиться результатов через работу. Все будет зависеть от нас.

– В прошлом сезоне «Зенит» в какой-то мере неожиданно стал чемпионом Единой Лиги ВТБ, прервав гегемонию ЦСКА. Это хорошо для лиги, для российского баскетбола в целом?

– Безусловно, это хорошо. Всегда интересен чемпионат, в котором ты не знаешь, кто победит. «Зенит» действительно преподнес сюрприз и переломил серию. Этот финал 100% был украшением сезона, я считаю, что российский баскетбол заслуживает именно таких матчей. Если бы такие игры были всегда, то и интерес к баскетболу в России был бы другой.

– Не чужая для вас команда «Химки» переживает непростые времена: покинула Лигу ВТБ, могла вообще прекратить существование. Как отреагировали на всю эту ситуацию?

– Я переживал. Это не чужая команда не только для меня и для российского баскетбола. Это один из значимых спортивных клубов, который на протяжении многих лет выступал на высшем уровне. Ситуация действительно была сложная, клуб вообще мог прекратить свое существование. Я очень рад, что команду удалось сохранить, это лучше, если бы история просто закончилась. Верю, что «Химки» смогут выбраться из этой непростой ситуации и в ближайшие несколько лет вернуться в Единую Лигу ВТБ. Знаю, что Андрей Николаевич Мальцев там активно работает, он максималист и готов терпеть. Возвращение «Химок» – дело времени.

Антон Понкрашов. Фото: РФБ
Антон Понкрашов. Фото: РФБ

– В интернете нет ваших официальных заявлений относительно завершения карьеры в сборной России. Надеетесь, что работа с Лукичем может помочь вам вновь надеть майку национальной команды?

– А я никаких заявлений и не делал. Сборная для меня всегда была отдушиной и честью. До этого были некоторые факторы, по которым я не играл в сборной. Посмотрим, сейчас я не думаю о сборной, сконцентрирован на работе в клубе.

– Но от вызова в национальную команду на откажетесь?

– Не откажусь.

– Вы говорили: «Многие люди считают, что 35 лет – это отработанный материал. У меня другое убеждение». Вам 36 лет, вы выигрывали чемпионат Европы, брали бронзу Олимпиады, становились чемпионом Единой Лиги ВТБ. Какова ваша мотивация до сих пор выходить на паркет?

– Это меня и мотивирует, есть желание показать, что возраст – это лишь цифры в паспорте. Если следишь за собой, за организмом, то никаких лимитов и нет. Это моя самая настоящая мотивация.

– К сожалению, от заката карьеры никуда не убежать. Не думали о том, чем займетесь после завершения карьеры?

– Посмотрим, сколько будет длиться мой закат карьеры (смеется). Если честно, пока не думал, потому что сконцентрирован на баскетболе, хочу работать и играть.

– Вы говорили, что нравится тренировать. Может станете большим тренером? В концовке прошлого сезона в Единой Лиге ВТБ не было ни одного российского наставника. Очевидно, что нужна новая кровь в тренерском цеху.

– Мне это действительно интересно, я начал проводить свой лагерь в Казани. В этом году провел, планирую и в следующем. В этом направлении я в любом случае буду работать, потому что считаю, что просто обязан передать свои знания и свой опыт молодежи. Что из этого выйдет дальше, я пока не знаю. Пока мне нравится, людям, которые со мной работают, тоже заходит, они видят прогресс. Как это все далеко может зайти, пока не знаю.

– То есть теоретически вы представляете себя тренером клуба Единой Лиги ВТБ или Суперлиги?

– Я точно могу тренировать, но для этого должно произойти множество разных факторов, и иногда не всё не зависит от тебя. Должны быть какие-то условия и предложение.

– Виталий Фридзон открещивался от этого, говорил, что тренерство не для него.

– У нас с Виталиком разные взгляды. Он не видит себя в этой профессии, в отличие от меня.

– Вы достаточно медийная для баскетбола личность. У вас есть собственный видеоблог PonkraSHOW. Сейчас в футболе очень быстро набрал популярность медийный чемпионат. Как считаете, подобный формат мог бы прижиться в российском баскетболе?

– Футбол – вид спорта номер один в России, медийную лигу смотрит очень много людей. Есть база, которая дает возможность получать такие просмотры. Зайдите на канал любого клуба Единой Лиги ВТБ и посмотрите на просмотры. Кажется, все очевидно. Если у нас у топов такое количество просмотров, что вы хотите в медийном формате?

– Видеоблог у вас есть. Что дальше? ТикТок, музыкальные клипы?

— На самом деле, вся эта история с каналом получилась спонтанно. Я и представить не мог, что это вызовет такой большой интерес. У меня даже не то что бы баскетбольный блог: больше про жизнь, про истории людей. Я стараюсь делать честно и с душой, людям это заходит. В этом направлении и буду работать.

Иногда не хватает рук, потому что надо снимать, а ещё нужно играть, тренироваться, быть мужем и отцом. Это все очень сложно вместе совмещать. Не всегда есть возможность делать так часто, сколько бы хотелось, плюс все это делается на мои деньги. Если бы существовал какой-то контракт, то можно было бы развивать гораздо быстрее. Пока это любительский уровень, который мы делаем с энтузиазмом. Мне нравится, потому что я понимаю, что продукт качественный и за короткий промежуток времени мы с моей командой добились серьезных результатов, даже по меркам российского баскетбола. Пусть это в целом и смешные цифры.

***

Летом 2022 года у баскетбольного клуба «Нижний Новгород» произошло серьезное событие. Команда продлила контракт с букмекерской компанией PARI, а также договорилась о титульном спонсорстве.

С сезона-2022/23 клуб называется «Пари НН». В сентябре состоялась презентация команды, на которой был представлен обновленный логотип и форма.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте