«Вернуть Париж парижанам»: столицу Франции преобразили к Олимпиаде, но мэра всё равно критикуют

В пятницу, 26 июля, в Париже состоялась церемония открытия летних Олимпийских игр. Город уже столкнулся с первыми проблемами: бесконечные потоки туристов, 800 соревнований и ставшая привычной жара под 40 градусов. Но организаторы Игр планируют выйти из этой схватки победителями: старания МОК и реформы мэра Анн Идальго превращают Париж-2024 в самую экологичную и урбанистически развитую олимпийскую столицу.

Париж

В полдень субботы на набережных Сены не протолкнуться. Дети развлекаются на детских площадках, скейтбордисты зигзагом объезжают очереди, выстроившиеся к фудтракам, а гуляющие с собаками с неудовольствием отходят к краю дорожки, чтобы пропустить тех, кто вышел на пробежку.

Ещё девять лет назад картина была совсем другой. Прямо по северному побережью Сены было проложено многополосное шоссе, рассекавшее центр города. По дороге можно было проехать весь Париж с востока на запад и не остановиться ни на одном светофоре. Машины проносились мимо самых открыточных (открыточнее сложно придумать) видов: мимо Лувра и его садов, мимо музея Орсе, Собора Парижской Богоматери, острова Сен-Луи…

«Я любил ездить по набережным на восходе или на закате и любоваться самым красивым видом в мире, – сказал парижский архитектор Дэн Дорелл в интервью европейской редакции издания Politico. – Построить там, в самом сердце Парижа, автостраду, было настоящим абсурдом».

«Демократическая война за возвращение Парижа парижанам» – лозунг мэра Анн Идальго, под которым бульдозеры и экскаваторы должны были превратить набережные Сены в пешеходный рай без хлопот и забот, а Париж в целом – в город-сказку и город-мечту.

Энн Идальго

В 2014 году Идальго стала первой женщиной на посту градоначальника столицы Франции. Придя к власти, она развернула масштабную кампанию урбанистических реформ в городе, борясь за права пешеходов и велосипедистов.

Одним из градостроительных мегапроектов прогрессивного мэра стали Олимпийские игры 2024. Для Идальго это не просто грандиозное спортивное мероприятие, а возможность провести ещё более радикальные реформы и показать всему миру, что такое парижская урбанистика.

Вид на Париж

В этот раз Международный олимпийский комитет и власти Франции всеми силами стараются не допустить ошибок прошлых летних Игр. В 2024-м организаторы смело отказываются от излишнего строительства, инициируют социальные программы и сокращают углеродный след. Альбер II, князь Монако, Его Светлость и по совместительству член МОК с 1985 года уже провозгласил Париж-2024 «Олимпийскими играми новой эры».

Теоретические столпы предстоящих соревнований – Олимпийская повестка дня МОК 2020+5 и Парижское соглашение об изменении климата, подписанное в 2015. В общем, главные документы планеты, которые утверждают экологические ценности для самых масштабных спортивных мероприятий.

И на практике философские манифесты Комитета идеально согласуются с реальными урбанистическими реформами мэра французской столицы Анн Идальго.

С 2014 года она делает Париж во всех смыслах более «зелёным»: в городе повсюду появляются новые деревья и скверы, а автомобильный трафик, наоборот, замедляется. Главная торговая улица Парижа – Риволи – ещё недавно была обычной трёхполосной асфальтированной дорогой, а при Идальго стала велосипедным шоссе с одной автомобильной полосой.

Улица Риволи

Две главных площади города – Республики и Бастилии – были огромными круговыми развязками с машинами во главе, но теперь они превратились в замощённые плиткой и брусчаткой общественные пространства.

Для многочисленных туристов, гуляющих по историческим кварталам в летнюю жару, – это уже спасение. Зелёные зоны охлаждают города, как естественный кондиционер. Для борьбы с климатическими изменениями (а это ключевая цель МОК для Парижа-2024 и последующих Игр) – то, что нужно. Но озеленение не единственный, а только первый шаг к решению глобальных экологических проблем.

На летних Играх в Токио, Рио-де-Жанейро и Лондоне количество выбросов в среднем равнялось 3,5 миллионам тонн CO2. Интересно, что в Японии зафиксированы такие же высокие показатели, как и в других олимпийских столицах, хотя соревнования проходили в период пандемии: зрители на них практически не присутствовали. Париж планирует принять более 15 миллионов туристов, но при этом сократить выбросы углекислого газа в половину от средних значений прошлых Олимпиад. Довольны этим не все: для спортсменов в олимпийской деревне всё же предусмотрели кондиционеры.

В Париже работают над снижением выбросов углекислого газа

Организаторы признаются, что это, мягко говоря, очень амбициозные планы для события с 800 спортивными мероприятиями, 15 тысячами спортсменов, 45 тысячами волонтёров и 13 миллионами обедов. В рамках Всемирного экономического форума Париж-2024 успели окрестить «величайшим вызовом человечества». Чтобы его выполнить, власти Франции заранее рассчитали «материальный след». До этого никто из стран-организаторов не прибегал к такому детальному планированию.

В Париже создали подробную карту необходимых ресурсов для каждой локации, стремясь свести потребление к минимуму. Просчитано буквально всё: от сидячих мест для зрителей до палаток и кроватей. Дошли даже до теннисных мячей – вот настолько это кропотливая работа.

Точные цифры позволили организаторам Олимпиады закупить намного меньше вещей, которые окажутся ненужными уже на следующий день после церемонии закрытия. Например, вместо предполагаемых 800 тысяч предметов мебели в общей сложности получилось 600 тысяч. Кажется, что это всё ещё очень много, но по сравнению с изначальным планом – разница большая.

Но такие невероятные планы в Париже будут претворять в жизнь не впервые. Вернёмся к «доолимпийским» реформам Анн Идальго. Вот, например, набережные. Сегодня на месте бывших автострад сосредоточены лучшие достижения народного урбанистического труда. Каждый год на части набережных в центре насыпают песок, превращая их в летние пляжи, а саму Сену в этих местах частично огораживают и превращают в бассейн с чистой водой.

Набережная Сены

К Олимпиаде-2024 французские власти (не просто парижские – это вопрос государственного масштаба) решили очистить главную городскую водную артерию, чтобы провести в ней соревнования по триатлону. Сделать её снова рекой, в которой можно плавать, не беспокоясь о здоровье. И, кажется, у них это получается: в 2022 году из Сены вылавливали каждый месяц в три раза меньше мусора, чем двумя годами ранее. В 2023 году в реке уже обитало тридцать видов рыб. 17 июля Идальго, согласно данному ранее обещанию, искупалась в Сене.

Парижский гидролог Жан-Мари Мушель в интервью France 24 говорит, что, конечно, Сена пока не стала снова в хорошем смысле «дикой», но даже в 1970 году, когда вода в ней была намного чище, чем в 2020-м, в ней обитало всего три (!) вида рыб. В десять раз меньше. А в 2024 году, на берегах уже чистой реки, в городе собираются открыть два полноценных круглогодичных пляжа: один – прямо под окнами мэрии, и другой – недалеко от Эйфелевой башни.

Река Сена

Новые пляжи и парки строят очень активно, не стесняясь ни новых форматов, ни, может быть, неожиданных мест размещения. Но к капитальному строительству это правило совсем не относится. Принципы развития городского пространства здесь другие: минимум новых зданий и объектов, лишённых «второй жизни».

Возможно, впечатлили печальные виды опустевших и ржавеющих стадионов в Рио. Французские власти явно не хотят получить на выходе такие же зоны отчуждения, вдобавок навредив окружающей среде бесконечной стройкой. В общей сложности 95% мест проведения соревнований либо уже существуют, либо будут временными. Остальные 5% обещают возвести с помощью низкоуглеродных технологий.

Сильный импульс и без того весьма радикальным реформам Идальго, теперь тесно переплетающимся с подготовкой города к Олимпиаде, дала пандемия ковида. На пике карантина весной 2020 года кафе и ресторанам разрешили открывать на месте парковочных пространств временные террасы, давно известные всему урбанмиру под названием парклеты.

Парклеты

Как вы понимаете, они стали не совсем временными – вернее, совсем не. Уже к осени 2020 года число парклетов в городе достигло нескольких тысяч. Важнейшие изменения произошли в 2021 году, когда многие улицы в центре трансформировались, почти полностью избавившись таким образом от парковок. По этому поводу парижская мэрия решила «прописать» 6 800 временных террас рядом с построившими их заведениями уже навсегда.

Всё это – парклеты, велосипеды, парки, озеленение (а ещё обновление общественного транспорта, ренессанс парижского трамвая, о котором можно написать отдельные пару материалов, из которых каждый будет размером с этот) – чтобы сделать город комфортным для его жителей. Всех.

Париж

Идальго декларирует концепцию «15-минутного города» – широко известную в урбанистическом мире идею о том, что жители должны иметь возможность за 15 минут пешком или на велосипеде добраться от дома до магазина, работы или учёбы. Именно для этого – сужение дорог, сокращение трафика и 1300 километров новых велодорожек (кстати, к церемонии открытия их проложили ещё больше 400 километров).

Олимпиада, обещают парижские градостроители, поможет продолжить этот тренд и сделать Париж ещё более комфортным для местных. Улучшить условия жизни, благодаря спортивному мероприятию, надеются в северо-восточном пригороде столицы – Сен-Дени. Этот район известен, прежде всего, криминальной статистикой, а не образцами роскошной готической архитектуры: в 2018 году в нём зафиксировали самый высокий уровень преступности в материковой Франции.

Открытие Олимпийских игр 2024

Для постройки нового Центра водных видов спорта власти выбрали именно Сен-Дени по ряду причин. Во-первых, местная администрация точно усилит меры безопасности ради комфорта туристов (и во избежание международных скандалов), а во-вторых – спортивный объект станет «наследием» Олимпиады, о котором в последнее время часто говорит президент Франции Эмманюэль Макрон. После закрытия Игр Центр переоборудуют в мультиспортивное пространство для детей и взрослых, где будут проходить занятия по плаванию, скалолазанию и фитнесу.

Олимпийская деревня – 52 гектара земли там же, недалеко от Сен-Дени – тоже не превратится в безжизненные заброшенные кварталы в стиле Афин-2004. В постолимпийской реальности спортивный объект станет районом с шестью тысячами новых рабочих мест. Четверть квартир в комплексе выделят под государственное жильё, ещё треть – предложат студентам и работникам с низким доходом. В Сен-Дени на базе деревни откроют рестораны, магазины и развлекательные центры: всё для того, чтобы снизить уровень безработицы и «омолодить» сложный криминальный район.

Олимпийская деревня

На волне подготовки к Олимпиаде местные власти совместно с организаторами делают спорт демократичнее и популярнее. Пока KPI у задачи следующий: младшее поколение должно уделять физической активности хотя бы 30 минут в день. Поэтому главная цель новых общественных пространств – побуждать заниматься спортом чаще. Оказалось, на выработку привычки влияет даже цветовое решение, и яркие олимпийские краски здесь очень пригодились. Так что для создания спортивного города все средства по-своему важны.

«Париж – единственный город, который настолько агрессивно создаёт инфраструктуру, – поделился мнением с Politico французский урбанист Стефан Киркланд. В качестве примера радикальных преобразований он приводит “велосипедизацию”. – Многим кажется, что Париж всегда был велосипедным городом, но это так только последние три года».

Однако не все довольны такой политикой. В 2022 году Анн Идальго баллотировалась в президенты Франции от Социалистической партии и набрала… 1,75%. А в самом Париже – немногим больше 2%.

Журналист издания Foot Mercato Орельен Маседо так прокомментировал для нас ситуацию в городе:

Я живу в Париже с 2017 года и могу сказать, что ситуация с чистотой на улицах только ухудшается, плюс становится всё больше бездомных. Это только дискредитирует [урбанистическую] политику, которую проводит город, хотя, конечно, отражает действия Эмманюэля Макрона, который отдаёт предпочтение элитам в ущерб беднейшему и среднему классу.

Недовольны многие парижане и подготовкой к Олимпиаде. «Многие решения сомнительны. <…> [Например,] то, что студентов выселяют из общежитий», – продолжает Маседо. Действительно, для размещения атлетов и их сопровождающих французские власти пошли и на этот шаг, вызвавший много недовольства: студентам в обмен предлагают 100 евро компенсации и два билета на одно из олимпийских состязаний. «Большие опасения вызывают и возможные проблемы с общественным транспортом во время Игр», – заключил Маседо.

Пока неизвестно, пойдёт ли Анн Идальго на третий срок на выборах в 2026 году. Непонятно и то, как долго ещё её идея о зелёном, «пятнадцатиминутном» Париже останется важной в городской политике. Но так или иначе – парижские урбанистические реформы и подготовка к Олимпиаде, идеально встроившаяся в их череду, уже преобразили город и стали примером для мэров по всей планете. А к автомобилецентричной жизни этот мир – несомненно, прогрессивный – едва ли вернётся.

Татьяна Федосеева, Илья Шевченко, Тимур Куряев

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте