Несколько дней назад комментатор «Матч ТВ» Нобель Арустамян заявил о скором выходе сериала про футбольный клуб «Ростов» в режиме реального времени. Все серии снимаются по ходу сезона, а сегодня на площадке Premier, который, как и «Матч ТВ», входит в холдинг «Газпром-медиа», вышла первая серия. Metaratings.ru разбирает первый эпизод и задаётся вопросом к создателям: для кого и о ком этот проект?
Первые секунды сразу вбрасывают нас на «Ростов Арену». На экране лучшие моменты недавнего матча со «Спартаком», в котором ростовчане проиграли. Полторы минуты футбола под комментарии Константина Генича похожи на промо предстоящего шоу, а главный вопрос этих секунд: почему промокший от дождя Валерий Карпин в костюме из прошлого века? Нефутбольная аудитория не получит ответ на этот вопрос, если она не в курсе пиар-акции в стиле «Острых козырьков» вокруг матча со «Спартаком».
Дальше идёт минутная заставка, где в титрах описываются роли Арустамяна и Тины Канделаки. Первый – автор идеи, а вторая повторяет свои обязанности с «Матча» – генеральный продюсер. В самой заставке рэп о городе в стиле сериала на ТНТ «Реальные пацаны» в исполнении Змея из культовой ростовской группы Каста.
Традиционно такие заставки нужны для разбавления пролога и настоящего действия. Но здесь почему-то всё продолжается с того же места: мокрый Карпин и режим без комментариев. Через три минуты впервые слышим предположительно голос Карпина: «Сука, ***». О мате в сериале предупреждает всплывающее окно – если вам нет 18, то сериал смотреть нельзя, но ненормативную лексику обсудим чуть позже.
Элемент настоящего реалити-шоу впервые появляется, когда Дарья Карпина поддерживает мужа после поражения, целует его и садится в машину. На пятой минуте герои фильма наконец-то замечают камеру, когда супруга тренера рассказывает, как Карпин переносит поражения. Далее под смс главного тренера с признанием в любви Дарья начинает мило петь. Вскоре показывают и ее мужа, но опять всего на несколько секунд и в момент, когда он просто спрашивает, будут ли дебильные вопросы от съемочной площадки.
Дальше на первый план выходит болельщик «Ростова» Сергей Королёв. Оказывается, камера выхватывала его неслучайно во время игры со «Спартаком». К трети первой серии складывается ощущение, что главный герой фильма не футбольный клуб «Ростов», а болельщик команды Сергей. Сначала он почти без пауз рассказывает, как отец его привел на стадион и как он стал детским тренером после прочтения книг и статей в интернете. Во второй половине серии камеры снова к нему возвращаются. Сергей рассказывает о своих мечтах, а потом наудачу в трусах прыгает в ростовский водоём.
Оба раза хочется промотать эпизоды с незнакомым человеком, на которого ушла примерно треть всего хронометража. При всём уважении, хочется, чтобы картинка снова вернулась к команде, потому что чувств и переживаний к новому человеку по крайней мере в первой серии не возникло, пока он очень кратко рассказывал свою жизнь. Совсем странным выглядит диалог в конце одной из продолжительных частей с фанатом.
– А как это болеть за команду, которая ни разу не выигрывала?
– Кого не выигрывала?
– Ну, «Ростов»…
– Кого не выигрывала?
– Вообще никакой чемпионат не выигрывала…
– Почему? Мы кубок выигрывали.
– Это давно.
– Мы заняли второе место.
– Ну второе место. А выиграть?
– ***, потому что есть Москва.
Настоящий дебют Карпина в фильме происходит только в конце девятой минуты. После простых слов, что проигрывать он не любит с самого детства, нам наконец-то показывают живое взаимодействие с игроками. Карпин подходит к лежащим на кушетках футболистам команды и как собственных детей постукивает их в грудь и по щекам, подбадривая во время восстановления.
Дальше он по-генеральски обходит игроков на велотренажёрах и, кажется, для кадра просит поднять какие-то показатели и сразу отходит. Потом достаётся защитнику Николаю Пояркову за пышные кудри. За коротким диалогом с улыбкой наблюдает Али Соу.
Первый по-настоящему интересный эпизод, который выходит за рамки формата «КраСавы», появляется ровно в середине серии. Карпин запустил оператора на теорию, где жёстко прошёлся по своим футболистам. В том моменте всё предельно натурально, главный тренер не сдерживает себя перед камерами и матерится. Правда, достаётся игрокам, судя по кадрам с занятия, не за матч, а за тренировку на старом стадионе «Олимп-2».
«А вот сейчас надо бежать, ***, всё наоборот», – объясняет Карпин игровую ситуацию. Дальше поток эмоций вперемешку с матом Валерия Георгиевича. «Кого вы собираетесь обыграть так? Если не собираетесь, так и скажите: «***, я не хочу, не могу, не знаю, не готов, сил нет, ***». Скажите лучше сразу, кто не может, ***, так бегать», – жёстко набрасывает Карпин. В последний раз так открыто недовольство тренера можно было услышать только на легендарном разборе Юрия Газзаева, когда кто-то тайно снимал разнос от тренера.
Благодаря эпизоду на теории видно, как Карпин меняется в общении с журналистами. В серию вошло флеш-интервью перед матчем с «Рубином», где он говорит, что настроение в команде хорошее. Может это и так, но за несколько минут серии до этого он материл всю команду, а футболисты выглядели поникшими.
Непонятно, как создатели сериала трактуют мат. В начале болельщика Сергея запикивают, а спич Карпина полностью открыт (поэтому мы не можем дать гиперссылку на сериал, потому что в противном случае Роскомнадзор вправе нас оштрафовать, – прим. Metaratings.ru). В конце эпизода фанату ненормативные эмоции тоже полностью доступны, в следующем кадре то же матерное слово, созвучное с конец, опять замаскировано, а ровно через минуту выражение без помех улавливается.
Кроме тренера и болельщика, мы почти никого не слышим, а мысли Карпина появляются во второй половине серии. «За последние годы из 23 игроков 17 ушли. Сложно всё начинать заново. Нравится мне это? Наверное, нет, но приходится делать. Другого варианта нет», – объясняет он своё положение.
Дальше создатели открывают домашний быт тренера, который может проводить время с детьми только в будние дни и по вечерам. Вместе со съемочной группой глава семейства заходит в свой дом и начинается самая душевная часть серии. После Карпина-жёсткого тренера мы видим Карпина-папу, который одевает и целует дочку. Если не обращать внимание на размеры дома и его богатую обстановку, перед нами обычная российская семья. Взрослые спорят о мелочах на кухни, а потом кормят перед телевизором ребёнка, когда внезапно перегорает свет. Но большого эксклюзива в этом нет, ту же картину нам показывал «КраСава» в выпуске про тренера «Ростова» больше года назад.
Первую серию создатели построили в стиле кольцевой композиции. В конце нам показали игру с «Рубином», которая отличалась от матча со «Спартаком» только соперником. Саму игру уместили между флэш-интервью тренера, которые давно уже были в эфире «Матч Премьер», в обычные хайлайты одной команды, куда попал гол «Рубина». Отличие было только в попеременном показе двух главных героев эпизода: Карпина и болельщика Сергея.
За полторы минуты до титров впервые показался президент «Ростова» Арташес Арутюнянц, но в кадре он пробыл четыре секунды и просто прошёл мимо камеры. Зачем его показали? Зато в следующем кадре в два раза больше времени уделили сотруднику съемочной площадки, который с микрофоном в руках бежал за оператором и нервно смотрел в камеру. Эти 15 секунд ничем не отличались от традиционного для многих клубов лиги формата «За кадром» после матчей.
Заканчивается эпизод тем же, чем и начинался: поражением, грустью, утешением Дарьи Карпиной своего мужа.
А перед самыми титрами под музыку мораль всего эпизода, что в «Ростове» очень любят футбол, выдал болельщик Сергей.
Откровенно, первый эпизод сериала ничем не впечатлил. Ожиданий от постов в соцсетях Арустамяна сложилось больше, чем мы получили на выходе. Выбранная площадка Premier наталкивает на мысль, что «Ростов» должен заинтересовать простых зрителей, которые не просто не болеют за клуб, но и не очень следят за футболом. Но пока даже самые преданные фанаты вряд ли могли восхититься увиденным. Пока «Ростов-на-кону» хоть и революционный по формату продукт в российском спорте, но это фильм о нервном тренере, который почти не видит семью и которого мало видим мы, и о преданном болельщике, которому через раз разрешают материться.
Посмотрим посмотрим
Вы бы ещё про Тамбов сняли. Кому он вообще будет интересен, кроме десятка тысяч человек в Ростове? Про народную команду не хотят снять ничего?
Чет совсем не интересно уже, что будет дальше. Хз, как такой пилот может кого-то завлечь на дальнейший просмотр. Неужели всё, к чему притрагивается Тина, превращается в кал?
Хотели как Амазон, а получилось как обычно у Канделаки
Интересно что будет дальше