Сезон-2024/25 в Российской Премьер-лиге только стартовал, а уже можно сделать некоторые выводы. Один из них – «Ахмат» Магомеда Адиева точно будет держаться в верхней половине таблицы. Грозненцы не очень удачно провели прошлый чемпионат, но этот начали уверенной ничьей против «Краснодара».
Одним из лидеров и системообразующих игроков «Ахмата» является сербский защитник Мирослав Богосавац. Он уже больше 4 лет выступает в Грозном и за это время, конечно, стал своим – например, серб свободно говорит на русском. В интервью Metaratings.ru Богосавац рассказал:
- как «Ахмат» готов к сезону;
- с чем связан прошлогодний спад;
- что происходило с командой во время и после 1:7 от «Балтики»;
- насколько быстро он привык к русской культуре;
- следят ли в Сербии за соотечественниками, которые играют и работают в России;
- почему «Зенит» – гегемон РПЛ.
«Когда Адиев только пришел, сразу поняли, что он очень сильный тренер»
– Первые сборы при Адиеве. Какими они были для тебя?
– Мы очень хорошо провели сборы. Слава Богу, что без травм. Серьёзно работали, сначала было достаточно тяжело. Сейчас у меня отличное состояние, так что сборы для меня получились очень хорошими.
– Чем они отличались от сборов с другими тренерами?
– Здесь мы начинали утро с беговой работы и активной физической нагрузки. Было тяжело, но нужно терпеть. Вечером мы больше занимались с мячом – это мне нравилось больше, чем утренние тренировки.
– Было больше работы с мячом, чем обычно?
– Да-да.
– Какие тактические изменения внёс Адиев?
– Когда он только пришёл, сразу поняли, что он очень сильный тренер, который способен привнести в команду хорошие тактические действия. Думаю, что это было видно во время нашего товарищеского матча с ЦСКА. Мы очень хорошо подготовились к этой игре.
– Как оценишь готовность команды к сезону?
– Команда готова бороться за верхнюю часть таблицы. Думаю, что руководство подпишет ещё два-три футболиста, и всё будет нормально.
– «Ахмат» сможет побороться за первую пятерку?
– Мы закончили минувший сезон на десятом месте, но я думаю, что улучшим наш результат.
«1:7 от «Балтики» случились к лучшему, потому что после этого матча мы собрались»
– После того, как «Ахмат» во главе с Ташуевым взлетел в топ-5, многие ждали, что результат как минимум сохранится. Почему после этого игра резко поменялась?
– Не знаю. В начале чемпионата многие игроки «Ахмата» получили травмы – это заставило тренерский штаб поменять свои планы. С пятого места мы спустились в зону вылета. Когда пришёл Адиев, мы начали играть очень хорошо и доказали, что способны подняться высоко в таблице.
– Ты удивился, когда команда резко спустилась вниз с пятого места?
– Да, я никогда такого не видел. Но если говорить также о минувшем сезоне РПЛ, то это было самым интересным. Борьба за чемпионство продолжалась до последнего тура.
– За какую команду ты болел: «Зенит», «Краснодар» или «Динамо»?
– Я болел за «Ахмат» (смеётся). Вообще, я думал, что «Динамо» станет чемпионом.
– 1:7 от «Балтики» – худший матч в карьере?
– Да, 100%. Я никогда не проигрывал с таким разгромным счётом, даже в игре FIFA! Сейчас я могу сказать, что это случилось к лучшему, потому что после этого матча наша команда собралась и выиграла пять матчей подряд.
– Но что произошло в тот момент?
– Я не знаю, честно. Я был в шоке, когда мы начали пропускать гол за голом. Уже на 10-й минуте я думал: «Судья, заканчивай эту игру!». После пяти пропущенных мячей в первом тайме мы в раздевалке посмотрели друг на друга в полном шоке. Это футбол, такое бывает, но это был худший матч для меня.
– Что тогда происходило в раздевалке?.
– Тогда президент клуба сказал нам, что верит в нас. Мы думали, что он будет нам пихать, но в итоге состоялся спокойный разговор. На следующий день мы провели тимбилдинг, капитан поговорил с командой. После этого всё стало нормально, пришёл новый тренер и чуть-чуть изменил тактику. В последующих играх показали, что «Ахмат» – сильная команда.
– К вам часто в раздевалку приходит президент клуба?
– Часто. Он постоянно поддерживал нас на протяжении сезона, так что для нашей команды это нормально.
– Какой матч минувшего сезона ты бы назвал лучшим?
– Думаю, что всё изменила игра с ЦСКА. Но, я также могу отметить выездной матч с «Краснодаром». Это был один из самых лучших наших матчей.
– Почему именно он?
– «Краснодар» на тот момент боролся за чемпионство, а мы долго готовились к этой встрече. Вышли на поле, выполнили все тренерские установки и смогли доказать свою силу.
– То поражение «Краснодар» повлияло на судьбу чемпионства. Вы это понимали?
– Да-да. Мы решили судьбу чемпионства.
– Что ты испытывал на тот момент?
– Мы просто играли за «Ахмат» и за наших болельщиков, которых было достаточно много на выезде. Не думали о том, что лишаем кого-то чемпионства.
«В этом году мы покажем, что нам больше не нужно бороться за выживание»
– Прошлый сезон получился максимально нестабильным: был ряд поражений и ряд побед, команда скакала вверх-вниз. В чём причина?
– Мы плохо начали чемпионат из-за травмированных игроков. Самое важное, что мы спаслись от вылета и доказали свой уровень. В этом году мы покажем, что нам больше не нужно бороться за выживание и наше место в верхней части таблицы!
– Перед последним матчем 2023 года у тебя произошла стычка с Промесом. Что тогда произошло?
– Это футбол, это эмоции. Тогда у Промеса случился конфликт с одним игроком «Ахмата», а я за него заступился. Слово за слово у нас образовалась стычка после первого тайма. После игры всё уже было нормально, мы пожали друг-другу руки.
– Помирились?
– Да-да, конечно. Все эмоции остаются на футбольном поле, после игр всё забывается.
– У тебя часто происходят стычки с соперниками?
– Не часто. Конечно, когда на поле бывают неприятные моменты типа стыков или подкатов, то можно друг-другу что-то сказать, но это всё остаётся в игре. После матчей мы с соперниками всегда жмём руки.
– А как оценишь момент, когда Бериша проехал на коленях перед Абаскалем?
– Честно, в игре я вообще этого не увидел, пришлось пересматривать этот момент. Не знаю, что Берише в итоге говорили, но он просто проявил эмоции.
«Мне очень нравится Россия как страна, поэтому я старался как можно быстрее выучить язык»
– Ты свободно говоришь по-русски. Насколько этот язык похож на сербский?
– Когда я только пришёл в команду, то сразу захотел выучить русский. У нас был английский переводчик, но я старался особо не слушать его, чтобы быстрее выучить русский. Я не стеснялся практиковать свои навыки с напарниками по команде, хоть и делал очень много ошибок. Я быстро научился русскому языку, потому что он чем-то похож на сербский.
– А кого-то из «Ахмата» ты научил сербскому?
– Все уже немножко понимают сербский, когда я разговариваю со своими земляками – в «Ахмате» много балканцев.
– Больше удивления вызвало то, что русский выучил Конате. Как у него это получилось?
– Я был в шоке, когда узнал, что он разговаривает по-русски! Я знаю, что этот язык выучить очень тяжело. Вообще, для футболиста самое важное – это как можно быстрее выучить язык той страны, в которой он играет. Так легче самому игроку, напарникам и тренерскому штабу, конечно.
– Когда Конате приехал в «Ахмат», он уже знал русский?
– Да-да, он ведь до этого играл в «Химках».
– Ты легко привык к русской культуре и языку?
– Да! Мне очень нравится Россия, как страна. Поэтому я старался как можно быстрее выучить ваш язык.
– Сербская культура схожа с русской?
– Конечно, мы же братья. Здесь, как и в Сербии, очень радушно принимают иностранцев и всегда стараются помогать друг-другу. Когда у нас гости, то мы стараемся сделать всё, чтобы они чувствовали себя как дома – в России то же самое. Когда я только пришёл в «Ахмат», мне все помогали, чтобы я быстро привык ко всему и адаптировался.
– Часто в Чечне ты слышал, что сербов называют братьями?
– Русские игроки говорят так. Все знают, что Россия и Сербия – братья. Меня часто называют «сербским братом».
«Думаю, что ЦСКА с Николичем сможет побороться за чемпионство»
– Твой контракт с «Ахматом» заканчивается через год. Будешь продлевать соглашение?
– Посмотрим, пока не могу сказать. Я хочу остаться в России.
– За то время, пока ты играешь в «Ахмате», тебе делали предложения другие российские клубы?
– Я всем отвечал, что я игрок «Ахмата», и я отлично чувствую себя в этом клубе. Могу поговорить с ними после истечения своего контракта.
– Самые большие премиальные в карьере ты получил именно в «Ахмате»?
– Да.
– Сколько?
– Не могу назвать конкретную цифру
– Ещё восемь лет назад в «Партизане» ты работал с Марко Николичем, который недавно возглавил ЦСКА. Держишь с ним связь?
– Да, мы виделись с ним неделю назад, потому что ЦСКА тренировался на той же базе, что и мы.
– Какой Николич тренер?
– Он выиграл трофей с «Партизаном», у него очень хорошая тренерская карьера. Я думаю, что ЦСКА с Николичем сможет побороться за чемпионство.
– Сейчас есть такая тенденция в России, когда футболисты РПЛ рассказывают, сколько тратят денег за месяц. Расскажешь об этом?
– Да, я видел это. Честно говоря, я даже не знаю, сколько трачу. В Грозном не так дорого, как в Москве. Чаще всего клуб нас всем обеспечивает, но, конечно, мы с балканцами ходим по ресторанам и торговым центрам.
– Какие впечатления на тебя произвёл Рамзан Кадыров?
– Я видел Кадырова один раз, когда он приходил на тренировку. Было очень приятно познакомится с таким человеком, до этого я видел его только на фотографиях. Рамзан Ахматович – очень хороший человек.
– Что он говорил тогда?
– Он пообщался с каждым футболистом и сказал, что в нас очень верит.
– Это была ваша единственная встреча с ним?
– Да.
– Ты застал в «Ахмате» многих тренеров: Шалимов, Ташуев, Талалаев, Адиев. Кто запомнился больше всех?
– У меня с каждым тренером были хорошие отношения, ни с кем не было конфликтов. Мне было приятно работать с каждым.
«Я был в шоке от вылета Сербии с Евро-2024»
– Ты сыграл за сборную Сербии всего один матч в 2019 году против Германии. Почему в национальной сборной у тебя один больше нет матчей?
– Не знаю. Надеюсь, что когда-нибудь у меня ещё появится шанс сыграть за сборную. Я всегда готов играть за свою родную страну.
– Ты сожалеешь, что не сыграл на Евро?
– Конечно! Я знаю, что в Сербии есть очень много талантливых игроков, так что мне нужно ещё усерднее тренироваться и доказать, что я достоин играть за сборную.
– В том матче против Германии ты сыграл против многих звёзд. Насколько тяжело было удерживать их в защите?
– Тогда я вышел на поле травмированным, но я хотел доказать, что могу играть хорошо, даже в такой ситуации. После матча мне в раздевалке сказали, что я отлично проявил себя для первого раза.
– Уже прошло много времени после Евро. В чём причина такого результата сборной Сербии?
– Не знаю, я был просто в шоке! У нас собралась очень сильная сборная, и я думал, что Сербия дойдёт до четвертьфинала. Очень жалко, потому что за нашу страну болели как сербы, так и русские.
– Теперь болельщики ждут выхода Сербии на чемпионат мира?
– Конечно, после такого результата на Евро, нужно на чемпионате мира всем доказать, что Сербия – сильная футбольная страна.
– В последнее время в Россию приезжает очень много сербских тренеров и игроков. Как в Сербии на это реагируют?
– Да, за последние два года в РПЛ действительно стало очень много сербов.
– В Сербии следят за своими соотечественники из РПЛ?
– Да, у нас в стране все следят за тренерами и футболистами, которые переехали в Россию, всем всё нравится. Саша Илич – легенда «Партизана». Он очень хороший человек и тренер. Я с ним играл, много моих друзей тоже с ним играли и тренировались у него. Все его хвалили. Он станет как тренер ещё сильнее.
– Если бы у тебя была возможность позвать одного сербского игрока в «Ахмат», кто бы это был?
– Миладина Стевановича, который сейчас играет в «Чукарички».
– Ты назвал Шелию главным банщиком «Ахмата». Какие русские особенности есть у тебя ещё? Чем занимаешься в России?
– В основном в Грозном я только хожу в баню, кушаю в ресторанах и играю с друзьями в приставку.
– Тебя узнают в Грозном?
– Узнают, конечно. В Грозном очень любят футбол.
– Кто в команде самый знаменитый среди болельщиков?
– Чеченский футболист, наш капитан и просто легенда Ризван Уциев.
«Думаю, что в этом сезоне «Зенит» не станет чемпионом»
– Кто из соперников в РПЛ производит на тебя наибольшее впечатление?
– «Зенит», конечно. У них очень много хороших футболистов, они постоянно становятся чемпионами.
– Ты понимаешь почему они сильнее всех?
– Понимаю. Они покупают игроков у конкурентов и привозят сильных иностранных футболистов.
– Гегемония «Зенита» в РПЛ можешь как-то навредить российскому футболу?
– Думаю, что да. В Сербии похожая ситуация, только у нас «Црвена Звезда» является бессменным чемпионом. Я хочу, чтобы это изменилось. Думаю, что в этом сезоне «Зенит» уже не станет чемпионом.
– Как думаешь, кто в этом году может бросить вызов «Зениту»?
– Не знаю, честно говоря. Посмотрим первые три-четыре тура и будет понятно.
– Когда ты ехал в «Ахмат», что ты знал о Чечне?
– Честно скажу, мало, что знал. В «Чукарички» пришёл запрос, сказали, что «Ахмат» хочет арендовать меня. Я загуглил тогда и поехал на сборы в Турцию. Хорошо, что всё так сложилось у меня.