Пока многие легионеры из европейских стран отказываются ехать в Россию из-за политической ситуации и еврокубкового бана, клубы пытаются освоить новые рынки. В последние два трансферных окна РПЛ пополняют в основном игроки с Балкан и из Южной Америки.
Но есть и другие, менее изученные и популярные варианты, как рынок Африки. О нем Metaratings.ru расспросил ганского футбольного агента, партнёра международного агентства KS – Consultoria de futebol Кейкея Эрзуа.
Из интервью функционера, который ранее уже работал в России со «Спартаком», «Ахматом» и тульским «Арсеналом», вы узнаете:
- могут ли африканские игроки попасть в топ-лигу напрямую из Африки;
- чем интересен чемпионат Ганы и почему он может быть перспективным направлением;
- почему в «Спартаке» не смогли заиграть Квинси Овусу-Абейе и Маджид Уорис;
- как в Африке отнеслись к поступку Гаэля Ондуа, который нанес российский флаг на бутсы на ЧМ-2022.
«Квинси Овусу-Абейе помешали заиграть в «Спартаке» языковой барьер и климат»
– Африканские футболисты играли в дубле «Спартака», в том числе финалист Лиги Европы Фэшн Сакала. Расскажите, каких игроков вы привозили на просмотр в «Спартак», «Арсенал», другие российские клубы? Как складывалась их судьба в дальнейшем?
– В год, когда в «Спартак» пришел Фэшн Сакала, я также привел в клуб мощного нападающего по имени Джонатан Осабутей. Он прошел просмотр – и его позвали на зимние сборы на Кипр, чтобы футболиста до конца оценили в «Спартаке». Но появился немецкий клуб «Вердер», который сделал выгодное предложение – и футболист выбрал Германию. Позже вместе с партнерами я привел Ричмонда Нкетия в «Арсенал» Тула, но, к сожалению, сделка сорвалась из-за неудачного медосмотра.
Также я имею отношение к переходу Мохаммеда Фусейни в «Ахмат» (на тот момент – «Терек»). Он подписал контракт, но из-за жадности недобросовестных агентов ему пришлось разорвать соглашение и покинуть клуб.
– Почему в «Спартаке» не получилось у таких ганских футболистов, как Квинси Овусу-Абейе, Маджид Уорис?
– Квинси хоть и перешел в «Спартак» из лондонского «Арсенала», но не смог адаптироваться к российскому чемпионату. Языковой барьер и климат сильно повлияли на него, хотя талант не подлежит сомнению.
Маджид Уорис столкнулся с большим количеством травм в «Спартаке», это ему не позволило показать себя. В Швеции он был результативным бомбардиром, который часто огорчал вратарей, а начало карьеры в России для него получилось трудным, он никак не мог найти себя на поле. Уорис тоже обладал большим футбольным потенциалом.
– Знакомы ли вы с форвардом «Рубина» Джоелем Фамейе? Сколько ему по силам забивать в РПЛ?
- Фамейе ярко выступал в чемпионате Белоруссии, а потом попал в российский чемпионат. Игра в Белоруссии ему помогла быстро адаптироваться к чемпионату России. Если Фамейе будет в прекрасной форме, ему по силам забивать не менее 12 голов за сезон.
– Гаэль Ондуа играл за Камерун в бутсах с российским флагом. Как к этому относились в Африке, в мире? Сейчас он совсем не играет за «Ганновер», хотя здоров.
– Его очень критиковали за это. Этим поступком он дал настоящую пищу различным хейтерам. Поступок вызвал смешанные чувства в футбольных кругах по всему миру. Все мы знаем, что бывают в футболе вещи, на которые оказывает влияние политика.
«Каждый день скауты со всей Европы ищут в Гане футболистов, которые потом становятся звёздами, как Томас Парти»
– Какие шансы у африканских футболистов, выросших в Африке, а не в Европе, пробиться в топ-лигу? Можете выделите самых перспективных игроков, к которым стоит присмотреться?
– Футболистам, рожденным в Африке, непросто показать себя в Европе в основном из-за адаптации и климата. Но когда есть подходящие условия и время, чтобы адаптироваться, то это практически всегда 100% прибыль от вложенных денег.
Могу привести примеры талантливых игроков, рожденных в Африке, таких как Мохаммед Кудус, Камалдин Сулемана, Даниэль Амарти, лучший бомбардир Серии А Виктор Осимхен, Томас Парти и другие качественные игроки, включая Рияда Мареза, Мохамеда Салаха и Садио Мане.
Еще есть огромный смысл следить за игроками в молодежных академиях, которые выступают во втором дивизионе Ганы. Любому заинтересованному клубу я бы рекомендовал личное посещение. Уверен, они найдут то, что ищут. Каждый божий день скауты со всей Европы наблюдают за играми в чемпионатах Ганы и выбирают никому неизвестных футболистов, а потом они превращаются в больших звезд. Как, например, Томас Парти.
– Сейчас в Россию не хотят ехать легионеры из многих стран, клубы ищут усиление на Балканах, в Южной Америке. Африканский рынок может быть интересен клубам РПЛ? Какие футболисты могли бы оказаться в нашем чемпионате?
– РПЛ – сильная и конкурентноспособная лига, она интересна для африканских игроков, а талантов у нас всегда было много. Если брать ганскую Премьер-лигу то я бы посоветовал бы присмотреться к Сейду Сурадж из клуба «Хартс оф Оук», Ибрагиму Данладу из «Асанте Котоко», Николасу Менсу, Доминику Нсобилу, Клинтону Доуду, Эммануэлю Овусу. В Гане много интересных футболистов на любую позицию на поле.
Чемпионат Ганы — это очень перспективное направление для изучения, поскольку в его лигах в каждом дивизионе есть что-то интересное. У Ганы есть способность постоянно производить футбольные таланты с очень ограниченным бюджетом, это вызывает восхищение. При правильных инвестициях здесь может получиться многое. Такой клуб, как «Спартак», может многое получить, если будет иметь в Гане клуб, с которым будет прямое сотрудничество, а может фарм-клуб или молодежное отделение. Это было моей мечтой.
Гана – многообещающий рынок для Европы, и, как я ранее говорил, каждый день здесь находятся агенты, спортивные директоры, тренеры и скауты, чтобы найти таланты.