«В нынешних реалиях РПЛ будет в третьем десятке европейских лиг». Никита Васюхин о российском футболе

После начала специальной военной операции на Украине практически каждый день появляются новости об уходе или желании уйти очередного иностранного футболиста из российских клубов. Всё идёт к тому, что уже с нового сезона отечественный футбол останется без большинства иностранцев, а на замену им приедут игроки из ближнего зарубежья.

О случившихся проблемах и ожидаемых сложностях в российском футболе Metaratings.ru рассказал бывший аналитик «Зенита» и «Рубина» Никита Васюхин, который с этого года трудится в тольяттинском «Акроне». В интервью специалист рассказал о смене курса работы, назвал новые приоритетные рынки поиска футболистов и оценил перспективы россиян в Европе.

Никита Васюхин
Никита Васюхин

Главные новости футбола

Больше новостей

– Много разговоров о том, что всё прежнее окончательно изменилось. Российский футбол тоже станет другим?

– Очевидные моменты: станет меньше денег, упадут зарплаты, практически исчезнут выплаты за трансферы. Из большинства клубов уедут качественные легионеры, которые будут замещаться игроками из лиг ниже, соответственно, уровень всех турниров упадет.

– За месяц что-то уже поменялось в вашей деятельности?

– Зимой мы достаточно углубленно искали игроков в зарубежных лигах в рамках нашего бюджета, сейчас же очевидно, что при текущем курсе практически нереально найти подходящего иностранца, и чтобы при этом он согласился ехать в Россию. Поэтому в ещё большей степени сконцентрированы на внутреннем рынке и рынках стран ЕАЭС.

– В интервью пресс-службе Акрона вы говорили, что вас привлекла идея работать с иностранным тренерским штабом. Удалось что-то почерпнуть за то короткое время, что вы были в контакте с Крисом Докерти (бывший спортивный директор «Акрона» – прим. Metaratings.ru ) и Рамоном Трибульетчем (бывший технический директор «Акрона» – прим. Metaratings.ru )?

– Благодаря общению с Рамоном, наблюдением за тренировками и участию в теориях удалось закрыть белые пятна, которые были в плане понимания позиционного футбола как полноценной системы. Из общения с Крисом удалось вынести новые идеи для статистических метрик. Мы продолжаем поддерживать контакт.

Крис Докерти
Крис Докерти

– Какая у вас теперь личная мотивация?

– Помочь клубу сочетать эффективность и результативность в изменившихся реалиях, когда бюджет станет меньше, но при этом сохранится задача по выходу команды в РПЛ.

– Вы говорили, что лимит – проблема нашего футбола. Сейчас этот вопрос уже совсем не актуален?

– Сейчас сложно предсказать, что будет летом. Даже топовые клубы РПЛ, не говоря об остальных, не имеют четкого представления по бюджетам – соответственно, тяжело что-либо планировать. Плюс непонятно, какие легионеры будут готовы ехать в Россию, что вообще будет по нашему статусу в УЕФА и ФИФА. Например, если Россия окажется вне юрисдикции этих федераций, то станет достаточно опасно подписывать иностранцев, если они в любой момент смогут разорвать (в гиперболизированном сценарии) контракт и уехать. Необходимо дождаться некой стабилизации, чтобы делать какие-то прогнозы.

– Уже сейчас легионеры массово уезжают из России. Как в текущих условиях будет вестись селекция? На кого ориентироваться клубам для усиления?

– Очевидно, будет сделан основной акцент на внутренний рынок, больше шансов получат молодые игроки. Плюс еще остаются рынки, вполне доступные для России в текущих финансовых и политических условиях. Например, низшие лиги Бразилии, ведь даже в Серии С можно найти качественных игроков, и остальные страны Южной Америки, а также Балканы, Узбекистан, Иран, Африка – места, где люди в базисе получают относительно мало, могут быть согласны на фиксированный курс и при этом не иметь отторжения к переезду в Россию.

– Такая профессия, как скаут, при сохранении изоляции российского футбола останется, или формировать команды окончательно станут агенты?

– Вряд ли этот баланс изменится, просто скаутам придется больше внимания уделять внутреннему рынку и странам ЕАЭС, а также изменить взгляд в сторону регионов, которые я перечислил выше.

– А на какие страны ЕАЭС больше всего российские клубы будут обращать внимание? Есть ли уже повышенный спрос на футболистов оттуда?

– С момента, как игроков из ЕАЭС перестали считать легионерами, эти рынки уже активно начали изучать – просто сейчас число переходов оттуда по понятным причинам увеличится. Если ранжировать лиги по силе, то порядок будет, на мой взгляд, такой: Казахстан, Беларусь, Армения. Для предкризисной РПЛ там было не так много местных игроков высокого уровня – достаточно мало свежих примеров, чтобы кто-то стабильно заиграл у нас. Успешные случаи: Зайнутдинов, Лисакович, Марат Быстров. Неплохой, но короткий отрезок провел в прошлом сезоне Щеткин.

Бактиёр Зайнутдинов
Бактиёр Зайнутдинов

Не сомневаюсь, что Алип даже в предкризисной РПЛ мог бы играть в старте большинства клубов – просто пока в «Зените» ему тяжело выиграть конкуренцию. Можно вспомнить более ранние случаи, когда белорусы еще считались в РПЛ легионерами, но при этом все равно проходили в состав и играли здорово – Калачев, Корниленко, Мартынович. Понятно, что это единичные случаи, говорящие не об уровне лиг, а о качестве отдельных игроков, но в любом случае клубам придется обращать на эти рынки больше внимания, и на фоне отъезда легионеров и ослабления РПЛ больше футболистов из этих лиг смогут здесь конкурировать.

– Клубы этих страны смогут извлечь финансовую выгоду, если активность российских команд в их сторону увеличится?

– Сложно предсказывать, потому что экономически белорусские и казахские клубы сейчас не в лучшем состоянии – их экономики сильно спаяны с нашей и могут испытывать негативное влияние от санкций. К тому же обычно там заключаются контракты не на длительные сроки – по-моему, даже в предкризисное время большинство переходов оттуда в РПЛ были на правах свободных агентов.

– В «Зените» вы летали в командировки в качестве скаута. Сейчас клубам для этого не будет никакого смысла? Казалось, пандемия уже приучила работать без выездов. Того же Ин Бома «Рубин» подписал, не видя его вживую. Глобально такие живые просмотры – полезная штука?

– Если нет широкоугольной записи нужного качества, а в ФНЛ-2 и молодежных лигах обычно так, то живой просмотр всегда будет иметь смысл, потому что можно будет увидеть эпизоды, не попадающие на картинку. Другой вопрос, что клубам явно придётся ужаться в плане бюджетов на командировки и ездить только в крайних случаях — для финализации решения или, если видео только в плохом качестве или его совсем нет, на низшие лиги Бразилии или турниры в Африке.

– Уже многие руководители и тренеры клубов РПЛ говорили, что ФНЛ фактически станет донором. А что делать клубам ФНЛ и тем более ФНЛ-2?

– Это стандартная пищевая цепочка: клубы РПЛ будут брать лучших из ФНЛ, а те, в свою очередь, заберут игроков у ФНЛ-2 и из академий тех, кто не подошел клубам РПЛ. Будет больше внимания к первым и вторым лигам стран членов ЕАЭС. Понятно, что уровень всех турниров упадет, но на выживание клубов влияет не то, что у них заберут игроков наверх, а сокращение бюджетов – думаю, в ту же ФНЛ-2 на следующий сезон заявятся меньше клубов.

Никита Васюхин
Никита Васюхин

– Бывший шеф-скаут ЦСКА Максим Дюков до всей этой истории говорил Metaratings.ru , что в последние год-два больше внимания в Европе начали уделять российским игрокам. Сейчас может быть сценарий 90-х, когда наши футболисты начнут массово уезжать в Европу?

– Очевидно, что может быть отток, если в России им будут предлагать зарплаты ниже, чем в европейских чемпионатах.

Понятно, что среди российских игроков есть небольшая группа, которая могла бы играть в клубах из середины и низшей части таблицы чемпионатов первой пятерки. Большая группа, кто мог бы играть в Португалии, Нидерландах, Бельгии и так далее. Всё зависит от двух факторов: более высокие зарплаты в Европе плюс готовность этих стран выдавать рабочие визы российским игрокам. Слышал, что в той же Чехии сейчас это делают неохотно.

– Если россияне, играя в еврокубках и за сборную, не могут достигнуть европейского уровня, то будет ли это возможно в принципе, выступая в изолированном чемпионате?

– Без сильных легионеров качество турнира и уровень сопротивления упадут, но при этом очевидно, что, не имея возможности играть с иностранными клубами и сборными, мы в целом никак не сможем проверить наш уровень, а это дает неограниченное пространство для любых манипуляций.

– Все ли сервисы для работы с продвинутой статистикой по-прежнему доступны в России?

– Catapult, который предоставлял фитнес-данные, приостановил работу на российском рынке. Возможно, ушли ещё какие-то подобные компании. Компании, предоставляющие доступ к видео и эвент-данным, на данный момент продолжают работу.

– Возможно ли здесь импортозамещение?

– Тот же Instat – изначально российская компания, которая успешно вышла и на другие рынки, но не знаю, предоставляют ли они GPS-трекеры. Если да, то насколько высокого качества. Про отечественные компании типа Catapult и Gpexe пока не слышал, но знаю, что скоро на рынке должен появиться один аналог. Каким он будет по качеству – пока вопрос.

– Сейчас всё постепенно скатывается к отторжению чего-то нового и возвращению к традиционному: от самолётостроения до ориентации на собственные продовольственные рынки. Если такое укоренится в спорте, как это скажется на футболе?

– Отказ от новых технологий и идей точно не скажутся позитивно на нашем футболе.

«Краснодар» без легионеров
«Краснодар» без легионеров

– На каком по силе месте окажется РПЛ без иностранцев, которые уже к следующему сезону могут окончательно разъехаться?

– Более-менее объективная оценка возможна за счет рейтинга УЕФА и коэффициента Glicko. В первом еще до всех событий ожидалось, что Россия будет на 14-16-м местах на сезон-2022/23 – из-за того, что сгорал сезон-2017/18, где был сильный результат. Во втором же мы были примерно там же до начала отъезда легионеров – соответственно достаточно логичной будет оценка, что со следующего сезона уровень РПЛ будет где-то в начале-середине третьего десятка европейских лиг. Всё же маловероятно, что даже составленная целиком из россиян и игроков из стран-ЕАЭС лига будет слабее по уровню, чем чемпионаты Румынии и Болгарии.

– Активно обсуждают ситуацию с расширением лиги. Убьёт ли это качество чемпионата, или убивать уже особо нечего?

– Понятно, что если команд станет больше, то из-за полузакрытого иностранного рынка среднее качество упадёт – в добавившихся командах ростер практически полностью будет из игроков ФНЛ.

– В последние дни всё больше разговоров о переходе России в Азиатскую конфедерацию футбола. У вас, как у аналитика, есть цельное представление об азиатском футболе?

– Азиатские лиги слишком разношёрстные, чтобы дать какую-то одну характеристику. Есть японский чемпионат, который по уровню, на мой взгляд, вполне сопоставим со средними европейскими – об этом можно судить по тому, сколько игроков оттуда уехало за последнее время в Европу и преуспевает там: это и налаженный канал в несколько клубов Бельгии, откуда тот же Томиясу транзитом через Италию доехал до АПЛ, и десант в «Селтик», и несколько игроков основы в клубах Бундеслиги, и несколько локальных случаев типа Митомы (полузащитник английского «Брайтона», выступающий на правах аренды за бельгийских «Юнион» – прим. Metaratings.ru ).

Каору Митома
Каору Митома

Не могу сказать, что остальные азиатские лиги изучал как-то предметно. Китайская лига в последнее время стала сильно слабее из-за оттока легионеров, но там по-прежнему есть топовые игроки типа Оскара. Из Южной Кореи появляется очень много хороших игроков, но они едут в Европу обычно не напрямую, а транзитом через японский или китайский чемпионаты.

На подъеме саудовцы – там есть клубы, покупающие игроков из Европы и МЛС за 10-15 млн, и тот же «Аль-Хиляль» за последние пять лет три раза играл в финале Азиатской ЛЧ. Наверное, в России есть некоторый скепсис к Саудовской Аравии после простой победы над ней нашей сборной на последнем ЧМ, но, объективно, они сделали шаг вперед с того момента, и сборная напрямую отобралась на чемпионат мира.

– Какое место в азиатском футболе могла бы занять Россия?

– Если говорить про перспективы клубов, то «Зенит» в нынешнем состоянии боролся бы за победу в азиатской ЛЧ, возможно, даже был бы фаворитом. Если речь про сборные, то есть страны типа Японии и Южной Кореи, которые посильнее нашей, но при этом нет ни одной команды, которая была бы значительно сильнее нас, как европейские топы – Россия могла бы ставить задачу прямого отбора на ЧМ из любой азиатской группы и борьбы за самые высокие стадии в Кубке Азии.

Валерий Карпин
Валерий Карпин

– Если фондовая биржа не работает день – на восстановление убытков могут уйти недели. Если российский футбол окажется в изоляции хотя бы на полгода, сколько потребуется времени на возвращение на тот уровень, на котором мы были в начале года?

– Это очень тяжело предсказать, потому что проблема даже не столько в ограничениях от УЕФА и ФИФА, которые могут быть сняты достаточно быстро, а в общем состоянии экономики, что напрямую влияет на количество денег в футболе. Думаю, что даже если через полгода клубы и сборную снова допустят к международным турнирам, то это не будет означать начало восстановления, потому что экономика точно не будет на январском уровне. Соответственно, не понимаю, как сейчас можно предсказать момент возвращения к предизоляционному уровню.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте