Евро-2024 почти подошёл к концу: 14 июля мы узнаем нового чемпиона Европы. Либо Англия впервые завоюет титул лучшей команды континента, либо Испания станет четырёхкратным победителем турнира. Но чемпионат Европы запомнят не только по чьему-то триумфу, но и по ряду проблем. Metaratings.ru задаёт неудобные вопросы организаторам, УЕФА, а также футболистам и их тренерам.
Почему за три года резко упала результативность на Евро?
Евро-2016 был одним из самых скучных в истории — в среднем восемь лет назад команды забивали по 2,12 гола за матч. Через пять лет результативность резко возросла: сборные забивали уже по 2,78 мяча за игру. И это был лучший результат в новом тысячелетии.
Евро-2024 должен был дать ответ на вопрос: команды начали дружно играть в атаку, либо же прошлый турнир был временным помешательством? Ответ был получен ещё в начале плей-офф — помешательство. В среднем сейчас на Евро забивается по 2,28 гола.
И такая осторожная тактика приносит успех. Англия, оберегающая мяч, дошла до финала, а Франция — до полуфинала. С другой стороны, в финале оказалась и Испания, которая любит много забивать. И вот вопрос: если стиль Гарета Саутгейта принесёт Англии золото, теперь все будут играть так же?
Падение результативности способно повлечь за собой падение зрительского интереса. Никто не хочет следить за нулевыми ничьими. А падение интереса — это ещё и падение доходов УЕФА. Что будет дальше, мы поймём лишь через четыре года, когда Великобритания и Ирландия примут Евро-2028.
Проблемы с голами – следствие перегруженного календаря?
Малая результативность, как и невыдающаяся игра ряда звёзд во главе с Килианом Мбаппе, может быть связана с возросшей интенсивностью международного календаря. Лидеры сборной Испании Родри и Дани Карвахаль публично пожаловались на большое количество матчей.
«Карвахаль заявил, что календарь «нежизнеспособен»? Я не знаю, сколько ещё сезонов смогут продержаться такие игроки, как я. В прошлом году я провёл около 70 игр. В позапрошлом — аналогично. Понятно, что я даю всё остальное, мы доходим до финальных стадий и все выкладываемся для достижения цели. Но это, очевидно, сказывается на усталости и восстановлении», — сказал Родри.
Для сравнения: клубный сезон-2023/24 завершился 1 июня, а Евро стартовал уже 14 числа. То есть, у игроков вообще не было времени для отдыха с учётом контрольных матчей. А до расширения Евро в 2016-м сезон стабильно завершался минимум за три недели до старта турнира.
Что, если проблема этого Евро кроется как раз в календаре клубного сезона? И что нас ждёт в будущем, когда сезон в Лиге чемпионов увеличится на 2-4 матча? С другой стороны, именно большое количество игр и обеспечивает футболистам большие зарплаты. Чтобы больше зарабатывать, необходимо больше играть.
Нужно ли было расширять Евро с 16 до 24 команд?
Евро-2024 стал третьим при 24 командах, но до сих пор так и непонятно: а стоило ли вообще расширять чемпионат Европы? Да, с финансовой точки зрения все в выигрыше: и УЕФА, и оргкомитет турнира, и власти принимающей страны, и спонсоры с ТВ-компаниями. Увеличились и доходы национальных федераций.
Но в выигрыше ли оказались зрители? Из трех сборных, отобравшихся на Евро-2024 через Лигу наций, в плей-офф пробилась лишь Грузия. Польша и Украина заняли последние места в своих группах. А в полуфиналы прошли команды, которые выиграли свои группы в квалификации.
В общем, несмотря на расширение Евро, до решающих стадий, как и раньше, доходят сильнейшие. Взамен зрители получили ряд неинтересных матчей на групповой стадии, а также продление турнира на неделю. Для футболистов это минус неделя отдыха и подготовки к новому сезону. Может быть, увеличивать чемпионат стоило хотя бы до 20 команд?
Почему зрители опаздывали к матчам?
Германия экономно подошла к проведению Евро-2024, использовав наследие ЧМ-2006. К нынешнему турниру не было построено ни одного нового стадиона. Не появилось и новой городской инфраструктуры, за исключением фан-зон и ряда отремонтированных дорог. И зрители это прочувствовали.
Например, из-за пробок и проблем с общественным транспортом болельщики в ходе Евро-2024 регулярно не успевали на стадионы к началу матчей. Из-за пробок или из-за каких-то проблем с общественным транспортом. Из других спорных решений организаторов стоит отметить запрет на пронос фруктов и овощей на некоторые стадионы. Все ради увеличения продаж на аренах.
Стоит оговориться. Подобные бытовые проблемы в той или иной форме сопутствуют проведению любого крупного турнира. Куда более серьёзная проблема — сами зрители.
Почему опять были потасовки между болельщиками?
На Евро-2024, как и во время турнира в 2016-м, вновь стала актуальной проблема фанатов. Например, в Гельзенкирхене подрались зрители из Англии и Сербии. В результате местным властям даже пришлось ограничить продажу пива на стадионах, чтобы избежать проблем.
Инциденты были и в других городах. Например, в Мюнхене несколько фанатов из Шотландии ударили местную жительницу, а в Гамбурге полиция едва не застрелила мужчину с коктейлем Молотова. Кроме того, на стадионах регулярно случались стычки, например, в игре Турции и Грузии.
При этом во время чемпионатов мира в России и Катаре таких инцидентов не было. Возможно, дело в географическом положении стран — всё-таки из Шотландии до Германии можно доехать на машине менее чем за сутки. Поэтому и многие «маргинальные элементы» спокойно пересекают открытые границы. А вот до Катара или России нужно ещё долететь.
Когда футбол перестанет быть местом для политических акций?
На Евро-2024 «сходили с ума» не только болельщики, но и футболисты. Любой крупный турнир — это ещё и площадка для политических высказываний. Французы агитировали перед выборами в своей стране. Кроме того, «отжечь» решили балканцы и турки.
Для начала казанский албанец Мирлинд Даку после игры с Хорватией оскорбил сербов, за что получил дисквалификацию от УЕФА. Отличился и Мерих Демирал, чей дубль принёс Турции победу над Австрией (2:1) в 1/8 финала. Он показал «жест волка», который считается националистическим и запрещён в ряде европейских стран.
УЕФА дисквалифицировал Демирала, а в игре Турции с Нидерландами в 1/4 финала произошёл фарс. Полиция попросила турецких зрителей не показывать запрещенный жест на трибунах. Итог: десятки тысяч «волков» на Олимпийском стадионе Берлина. Хорошо, что хотя бы никто не выбегал на поле ради нанесения травм игрокам.
Как так вышло, что зрители постоянно выбегали на поле?
Постоянные выбегания болельщиков на поле — явная недоработка организаторов. Суммарно во время матчей к игрокам подбегали более десятка раз — так много никогда не было.
Особое безумие творилось в игре Турция — Португалия. Тогда на поле в разное время выбежали шесть человек. И это очень выбесило Криштиану Роналду, хотя у зрителей никакого негатива не было. Более того, в этой игре к капитану Португалии даже подбежал 10-летний ребенок.
Ближе к финалу выбегающих стало меньше. Либо высокая цена на билеты отпугнула ряд самых эмоциональных туристов, либо же стюарды начали выполнять свою работу. Однако стоит помнить одно: рано или поздно, вслед за доброжелательными зрителями на поле будут выбегать и недоброжелательно настроенные. Например, к судьям.
Почему, несмотря на наличие ВАР, всё ещё есть судейские скандалы?
Несмотря на ВАР, Евро-2024 не смог обойтись без судейских скандалов. Наоборот, видеоассистенты еще сильнее путали зрителей. Хотя решения ВАР публиковались на табло стадионов.
Два эпизода Евро-2024 точно будут вспоминать годами. Первый — игра рукой испанца Марка Кукурельи в четвертьфинальной игре с Германией. Судья Энтони Тейлор не поставил пенальти, а после УЕФА подтвердил верность его решения.
В полуфинале Феликс Цвайер назначил спорный пенальти в ворота голландцев. Хотя на повторах казалось, что именно Харри Кейн попал в ногу Дензелу Думфрису, а не наоборот. Причем сначала судья не ставил на точку — он изменил решение лишь после вызова к монитору.
И это только два масштабных эпизода. В целом же в каждой игре хватало спорных мелких моменты. Например, в одном матче позволялась жёсткая борьба, а в другом — нет. Быть может, сейчас мы ждали бы финала между Германией и Голландией, будь на поле и в ВАР-комнате другие судьи.
Вопросы к тренерам и национальным федерациям
Победителей не судят, поэтому к Гарету Саутгейту вопросов нет. Да, это антифутбол, но раньше Англия с куда более приятной игрой постоянно вылетала на ранних стадиях. А теперь — второй финал подряд. Но есть вопросы к другим тренерам.
Первый, и самый главный — к Роберто Мартинесу. Криштиану Роналду провел худший большой турнир в своей карьере. Сложно было ждать другого от 39-летнего игрока. Но нормально ли выпускать «ветерана» на поле на весь матч? И если основное решение на поле не за тренером, а за капитаном, то не стоит ли сменить тренера? Ведь Мартинес мог, например, предложить Криштиану роль джокера, выходящего со скамейки по ходу матчей.
Второй вопрос — к Дидье Дешаму. Почему в команде вдруг не оказалось топового центрального нападающего? Кажется, именно из-за этого французы показали ужасную результативность. Да, есть претензия по форме к Антуану Гризманну и Оливеру Жиру, но всё же они приехали на Евро в статусе опытных ветеранов. А где молодёжь?
Третий вопрос — к Италии. Как так вышло, что за три года команда-чемпион Европы вдруг оказалась без центрфорвардов? Лучано Спаллетти прямо говорил, что этот Евро — лишь часть подготовки к ЧМ-2026. Но попадёт ли туда такая Италия?
Что запомнилось хорошего?
Да, вопросов ко всем много. Но этот Евро подарил ещё много положительных эмоций. Зрители открыли для себя Арду Гюлера и Ламина Ямаля, Швейцарию, сражающуюся за полуфинал, и Германия, пережившую смену поколений.
Многие открыли для себя и новые клубы, например, «Болонью». Ведь игроки из этой команды в лидерах на всем турнире по результативности. Так что остаётся верить в одно — что финал удастся. Ведь запоминается последнее.