Чемпионат мира по футболу – 2022 завершился победой Аргентины в безумном финале против Франции (3:3, 4:2 по пенальти). Жители страны вот уже как два дня в экстазе. Победа Лионеля Месси и компании позволила им хотя бы на мгновение забыть о безработице, инфляции и постоянно меняющихся цен на продукты. Metaratings.ru рассказывает, как победы на чемпионатах мира влияли на экономику стран-победительниц и почему триумф не особо поможет Аргентине.
Аргентина переживает экономический хаос
Как и в предыдущие десятилетия, в 2022 году ни о какой стабильности в экономике страны говорить не приходится. Ожидается, что инфляция по итогам 365 дней превысит 100%. Вместе с этим растет и госдолг – в середине года он составлял 275 млрд долларов. Более новые данные правительство пока не раскрыло.
Госдолг составляет почти 80% от годового ВВП страны. Аргентина переживает худшую экономическую ситуацию за 20 лет, государство находится буквально в полушаге от дефолта. По оценкам Forbes, 42% аргентинцев живут за чертой бедности, плюс из-за роста инфляции цены в стране меняются чуть ли не каждый день.
На этом фоне победа сборной Аргентины – главная отдушина. Интересно, что команда выигрывала ЧМ в те годы, когда инфляция превышала 100%. Конечно, это просто совпадение, но здесь кроется простор для различных теорий заговора…
Получить бонус для ставок на футболЧемпионство сборной, безусловно, на несколько недель или месяцев укрепит моральный дух аргентинцев перед окончательным падением в финансовую бездну. А ведь есть тенденция, что после победы на ЧМ экономика стран-победителей наоборот растёт – такое происходило у шести из семи победителей последних турниров.
Как растет экономика в странах победителей?
С 1998 по 2018 год пять сборных становились чемпионами мира – дважды Франция, по одному разу Бразилия, Италия, Испания и Германия. И в годы до победных ЧМ ВВП (грубо говоря, главный экономический показатель) стран рос намного меньше, чем непосредственно в год триумфа. Единственное исключение – Франция-2018, но это связано прежде всего с мощным экономическим ростом страны в середине 10-х.
Самый выдающийся пример – это Испания. Экономический кризис конца десятых сильно пошатнул экономику многих европейских государств, но испанцы оказались на грани катастрофы. В стране были побиты все рекорды безработицы – каждый пятый житель страны был уволен.
Кризис достиг такого уровня, что Испания могла перестать существовать – именно в 2009 и 2010 годах активизировались движения за независимость Каталонии. В 2010-м впервые в истории, по данным соцопросов, большинство жителей провинции высказалось за отделение от Испании.
В 2009 году ВВП страны обрушился за год почти на 3%. Но в 2010-м, когда Испания стала чемпионом мира, он увеличился на 0,2%. В следующем году ВВП страны незначительно упал, но уже в 2012-м случилось резкое падение почти на 5%. Из кризиса королевство смогло выйти лишь в 2014-м.
Год | Чемпион | Рост ВВП за год, % | Рост ВВП в год ЧМ, % | Рост ВВП через год, % |
1998 | Франция | 1,9 | 3,6 | 2,3 |
2002 | Бразилия | 1,4 | 3,1 | 1,1 |
2006 | Италия | 0,8 | 1,8 | 1,5 |
2010 | Испания | -3,8 | 0,2 | -0,8 |
2014 | Германия | 0,4 | 1,8 | 1,5 |
2018 | Франция | 2,5 | 1,8 | 1,9 |
Почему экономики стран росли?
Здесь есть два фактора – внутренний и внешний. Успех команды на ЧМ увеличивает покупательскую активность населения. К примеру, сфера услуг переживает лучшие времена, как и продавцы электроники, алкогольных напитков и сувениров.
Человек, купивший на память, например, футболку с надписью «Испания – чемпион» «кормит» не только продавца одежды, но и ткачей, производителей ткани, красок, логистов и так далее. То есть, в стране происходит небольшое перераспределение средств.
Плюс жители страны из-за победы своей сборной получают эмоциональный заряд. Например, в 2014 году в Германии в течение месяца после чемпионства был замечен резкий рост производительности. В стране это сравнили с мощным притоком сил от выпитого кофе или большого количества сахара.
Но главный фактор роста, по мнению ученых из университета Суррея в Великобритании – это увеличение экспорта. После победы на ЧМ в течение полугода узнаваемость и сила бренда увеличиваются. Вслед за этим приходят и иностранные инвестиции в страну.
Однако это мало чем поможет Аргентине. Это хоть и развивающееся государство, но всё ещё с заметным упором на аграрный сектор. Возможно, что доход с продажи аргентинской говядины, сои или пшеницы, чья популярность должна возрасти в 2023-м году, прокормит миллионы. Но, кажется, этого будет недостаточно для выхода из кризиса.
Квиз: