Фрибет 15000 ₽
Рунет выбирает
84
83
82
75
81

Победы на ЧМ улучшают экономику стран, но вряд ли титул поможет Аргентине выйти из кризиса

Читать полностью

Чемпионат мира по футболу – 2022 завершился победой Аргентины в безумном финале против Франции (3:3, 4:2 по пенальти). Жители страны вот уже как два дня в экстазе. Победа Лионеля Месси и компании позволила им хотя бы на мгновение забыть о безработице, инфляции и постоянно меняющихся цен на продукты. Metaratings.ru рассказывает, как победы на чемпионатах мира влияли на экономику стран-победительниц и почему триумф не особо поможет Аргентине.

Аргентина переживает экономический хаос

Как и в предыдущие десятилетия, в 2022 году ни о какой стабильности в экономике страны говорить не приходится. Ожидается, что инфляция по итогам 365 дней превысит 100%. Вместе с этим растет и госдолг – в середине года он составлял 275 млрд долларов. Более новые данные правительство пока не раскрыло.

Госдолг составляет почти 80% от годового ВВП страны. Аргентина переживает худшую экономическую ситуацию за 20 лет, государство находится буквально в полушаге от дефолта. По оценкам Forbes, 42% аргентинцев живут за чертой бедности, плюс из-за роста инфляции цены в стране меняются чуть ли не каждый день.

На этом фоне победа сборной Аргентины – главная отдушина. Интересно, что команда выигрывала ЧМ в те годы, когда инфляция превышала 100%. Конечно, это просто совпадение, но здесь кроется простор для различных теорий заговора…

Получить бонус для ставок на футбол
Бедные районы Буэнос-Айреса

Чемпионство сборной, безусловно, на несколько недель или месяцев укрепит моральный дух аргентинцев перед окончательным падением в финансовую бездну. А ведь есть тенденция, что после победы на ЧМ экономика стран-победителей наоборот растёт – такое происходило у шести из семи победителей последних турниров.

Как растет экономика в странах победителей?

С 1998 по 2018 год пять сборных становились чемпионами мира – дважды Франция, по одному разу Бразилия, Италия, Испания и Германия. И в годы до победных ЧМ ВВП (грубо говоря, главный экономический показатель) стран рос намного меньше, чем непосредственно в год триумфа. Единственное исключение – Франция-2018, но это связано прежде всего с мощным экономическим ростом страны в середине 10-х.

Самый выдающийся пример – это Испания. Экономический кризис конца десятых сильно пошатнул экономику многих европейских государств, но испанцы оказались на грани катастрофы. В стране были побиты все рекорды безработицы – каждый пятый житель страны был уволен.

Протесты в Испании в 2012-м году

Кризис достиг такого уровня, что Испания могла перестать существовать – именно в 2009 и 2010 годах активизировались движения за независимость Каталонии. В 2010-м впервые в истории, по данным соцопросов, большинство жителей провинции высказалось за отделение от Испании.

В 2009 году ВВП страны обрушился за год почти на 3%. Но в 2010-м, когда Испания стала чемпионом мира, он увеличился на 0,2%. В следующем году ВВП страны незначительно упал, но уже в 2012-м случилось резкое падение почти на 5%. Из кризиса королевство смогло выйти лишь в 2014-м.

Год Чемпион Рост ВВП за год, % Рост ВВП в год ЧМ, % Рост ВВП через год, %
1998 Франция 1,9 3,6 2,3
2002 Бразилия 1,4 3,1 1,1
2006 Италия 0,8 1,8 1,5
2010 Испания -3,8 0,2 -0,8
2014 Германия 0,4 1,8 1,5
2018 Франция 2,5 1,8 1,9
Получить бонус для ставок на футбол

Почему экономики стран росли?

Здесь есть два фактора – внутренний и внешний. Успех команды на ЧМ увеличивает покупательскую активность населения. К примеру, сфера услуг переживает лучшие времена, как и продавцы электроники, алкогольных напитков и сувениров.

Человек, купивший на память, например, футболку с надписью «Испания – чемпион» «кормит» не только продавца одежды, но и ткачей, производителей ткани, красок, логистов и так далее. То есть, в стране происходит небольшое перераспределение средств.

Плюс жители страны из-за победы своей сборной получают эмоциональный заряд. Например, в 2014 году в Германии в течение месяца после чемпионства был замечен резкий рост производительности. В стране это сравнили с мощным притоком сил от выпитого кофе или большого количества сахара.

Гуляния в Буэнос-Айресе

Но главный фактор роста, по мнению ученых из университета Суррея в Великобритании – это увеличение экспорта. После победы на ЧМ в течение полугода узнаваемость и сила бренда увеличиваются. Вслед за этим приходят и иностранные инвестиции в страну.

Однако это мало чем поможет Аргентине. Это хоть и развивающееся государство, но всё ещё с заметным упором на аграрный сектор. Возможно, что доход с продажи аргентинской говядины, сои или пшеницы, чья популярность должна возрасти в 2023-м году, прокормит миллионы. Но, кажется, этого будет недостаточно для выхода из кризиса.

Квиз:

Доступно только в полной версии
Тест 20 вопросов 7 минут
Пройти квиз
Подпишись на Metaratings.ru
Рейтинг: 5
Реклама 18+   ООО "Управляющая компания НКС"; Erid: 2VtzquqmSXB