Магнитогорский «Металлург», не выигрывавший Кубок Гагарина с 2016 года, считается одним из претендентов на главный трофей КХЛ в нынешнем сезоне. Прогресс команды связан с тренерской работой Андрея Разина.
Под руководством своего бывшего нападающего, возглавившего команду прошлым летом, «Магнитка» лидирует в турнирной таблице Восточной конференции, а после победы 9 января над «Локомотивом» (5:3) возглавила и общую таблицу КХЛ. Для сравнения, год назад «Металлург» по итогам регулярного чемпионата стал лишь пятым на Востоке.
В интервью Metaratings.ru 50-летний Разин рассказал:
- о задачах команды на сезон 2023/24;
- о прогрессе 20-летнего Данилы Юрова и других молодых игроков;
- о работе в связке с легендарными в прошлом хоккеистами Сергеем Мозякиным и Сергеем Гомоляко;
- о конкуренции в российском футболе;
- об исторической достоверности сериала «Слово пацана».
«Цель – выиграть Кубок Гагарина, а не пройти первый раунд плей-офф»
– «Металлург» на данный момент – лидер Востока и всей КХЛ. Если бы вам сказали в начале сезона, что будете первыми в январе 2024-го, поверили бы?
– Мы стремились к этому. И я не загадывал, будем мы первыми, вторыми, третьими. Стремимся выигрывать каждую игру.
– Одним из самых сложных соперников для «Металлурга» стала «Лада» из вашего родного Тольятти. На выезде у «Магнитки» два поражения в двух матчах. В чём причина?
– Мы провели четыре матча с «Ладой», один выиграли 3:2 за пределами основного времени. А, например, ещё в одной домашней игре, в принципе, доминировали. Просто «Лада» действовала дисциплинированно и отстояла результат 3:1. В Тольятти в первый раз, в принципе, хорошо играли, но в концовке матча глупейшая ошибка свела на нет все наши старания – и проиграли 3:4. В последней встрече можно много причин называть, но «Лада» была просто сильнее – 1:5. Бывают такие дни.
– Насколько знаю, задача на этот сезон – пройти первый раунд плей-офф. Скорректировалась ли она по ходу регулярного чемпионата?
– Задачи прохождения первого раунда как таковой не было. Понятно, что коллектив новый, много хоккеистов поменялось. Для нашего тренерского штаба это тоже первый год в клубе. Перед «Магниткой» всегда стояла максимальная задача – выиграть Кубок Гагарина. Поэтому мы видим именно эту задачу, а не прохождение первого раунда.
– 26 декабря «Металлургу» исполнилось 68 лет. Что испытываете по этому поводу как бывший игрок, а теперь главный тренер клуба?
– Конечно, приятно, что лучшие годы хоккейной карьеры я отдал «Магнитке». Вместе мы завоевали много медалей и титулов, выиграли Евролигу и чемпионат России. Я рад, что был в команде, которая добилась очень многого и принесла славу Магнитогорску.
«Юров не получал такого доверия, как сейчас»
– Если сравнивать со статистикой прошлого сезона, у Данилы Юрова в нынешнем в разы скакнула результативность, а Павел Акользин и Максим Карпов уже повторили прошлогодние показатели. С чем связываете их прогресс?
– Они все разные. Даня Юров – молодой, просто до меня, наверное, все-таки не получал такого доверия, как сейчас. Но раз он справляется с этим доверием, ему дороги открыты, зелёный свет с нашей стороны. Макс Карпов – мастеровитый игрок с громадным опытом. Он профессионал с большой буквы. Поэтому здесь нет ничего удивительного, что он так хорошо играет. Паша Акользин тоже, я считаю – мы его на немного на другие роли поставили.
Опять же, сезон длинный, и главное, чтобы все эти три игрока, которых вы назвали, не остановились в развитии. Мастерство хоккеиста заключается в стабильности. Бывает, что рванул чуть-чуть, а потом не слышно, не видно. Хотелось бы всем троим пожелать стабильности.
– Работая с молодыми, кого ставите в пример? Возможно, Евгения Малкина?
– Со многими молодыми общаюсь, рассказываю им разные истории. Потому что, будучи уже зрелым игроком, я работал и с молодым Овечкиным, и с молодым Малкиным. Опять же, я застал появление легионеров, звёзд НХЛ в нашем хоккее. На их примере мы тоже учились. Поэтому весь свой опыт стараешься передавать не только молодым, но и состоявшимся хоккеистам.
– Со следующего сезона у «Металлурга» будет своя команда в ВХЛ. Насколько это важно для клубной вертикали?
– Я считаю, что это очень хороший шаг, потому что кто-то из хоккеистов развивается быстрее, кто-то созревает чуть позже. Иногда после МХЛ многие ребята оказываются не у дел. Появление своей команды в ВХЛ – это возможность предоставить время для ребят позднего развития, я имею в виду, в физическом плане. Это дополнительный шанс для них.
– Вы говорили, что в Кирилле Пилипенко видите себя, что парень где-то недорабатывает на тренировках, но зато в игре к нему вопросов особо нет. Есть ли в «Металлурге» похожий игрок?
– Я бы так категорично не говорил, что тот же Пилипенко недорабатывает. Скажем так, он рационально использует свое тренировочное время. В «Магнитке», наоборот, могу назвать несколько игроков, которые, как мне кажется, наоборот, слишком много тренируются.
– Если говорить о легионерах, удивляет, что Люк Джонсон пока худший по показателю полезности. Хотя парень старается, бьётся, заступается за партнеров.
– Действительно, «плюс-минус» – это немаловажный фактор. Но, опять же, если брать именно игровые качества, то Люк у нас выходит и в большинстве, и в меньшинстве. Он получает много доверия на вбрасываниях, на решающих вбрасываниях. Он старается. То, что у Люка большой минус по полезности, это, в принципе, не слишком ощущается. Он всё равно приносит большую пользу.
– Почему команду покинул Жан-Себастьян Ди?
– Потому что его уровень игры не соответствовал требованиям, скажем так. Не вписался в наши требования – ну и зачем держать человека? Легионер должен быть лидером, приносить пользу команде. А держать человека просто ради того, чтобы он был… Вообще, если отвечать коротко, то Ди просто не оправдал доверия.
«Ребята уважают Мозякина»
– Как правило, вы мощно проводите первые 40 минут – первый период у вас лучший в лиге, по второму вы третьи. За счет чего это удается? Может быть, это заслуга тренеров по ОФП Сергея Якимовича и Сергея Киприянова?
– Эти специалисты – часть тренерского штаба. Они выполняют свою работу, тренерский штаб в целом – свою. Мы вместе плывем в одной лодке, гребем в одном направлении. Все стараются давать результат, команда старается. То, что выигрываем первые периоды – это хорошо, но основная задача – выигрывать весь матч, а не первые 20 минут.
– По выступлениям только в третьих периодах «Металлург» – только 11-я команда лиги. Это психология или небольшая просадка по «физике»?
– Почему же, бывают разные игры. Если мы выигрываем и соперник предпринимает максимум усилий, чтобы сравнять, то действуем по счету. Бывает, напротив, когда мы уступаем, стараемся отыграться и выигрываем третьи периоды. Нельзя все под одну гребенку ровнять. Мы проводим третьи периоды в зависимости от хода матчей.
– В «Металлурге» есть спортивный директор Сергей Гомоляко. Насколько вам проще работать, когда не приходится совмещать процессы, связанные с подписанием игроков, как это было в Череповце?
– Главное, чтобы мы работали в одной связке, в одном направлении думали, а те шаги, которые предпринимаются по формированию команды, были совместными. Что у нас сейчас и происходит. Мне очень нравится работать с Сергеем Юрьевичем. А то, что я не веду все эти переговоры, не уговариваю, не отговариваю и так далее, не трачу лишнее время на эти телефонные звонки – конечно, это меня разгружает.
– Вам помогает присутствие на лавке в домашних матчах вашего экс-партнёра по ЦСКА Сергея Мозякина? Так совпало, что с его появлением началась 11-матчевая победная серия, подросло большинство.
– Само его присутствие помогает. Он легенда, ребята его уважают. У нас улучшилась связь с хоккеистами. Он также индивидуально подходит и разговаривает с ребятами, что-то подсказывает. Микроклимат в команде улучшился. Всё это произошло с приходом Сергея Валерьевича. И я рад, что он согласился.
«Футбол сейчас до лампочки»
– На новогодних праздниках успел пройти молодежный чемпионат мира. Уже три года российская сборная обходится без международных соревнований по всем возрастам. Насколько это является проблемой для хоккея нашего и мирового? По мнению тех же канадцев, турнир потерял свою привлекательность.
– Я, например, без сборной России особо и не отслеживал результаты матчей. Да, финал посмотрел, но, в принципе, турнир сильно потерял без участия сборной России, на мой взгляд. Жалко ребят, конечно. Нашего Рому Канцерова, например, что он и остальные не смогли выступить на таком зрелищном событии, как МЧМ.
– В этом сезоне НХЛ ввели новое правило: команда лишается очка, если в овертайме при игре «4 на 3» снимает вратаря и пропускает. Вы бы такое поддержали? Вы были практически новатором, когда снимали вратаря…
– Ну, во-первых, новатором был не я, а Евгений Корешков. Я это делал очень редко и в тех ситуациях, когда понимал, что у нас мало шансов выиграть по буллитам. Но, естественно, я обеими руками и ногами за то, чтобы овертаймы проходили «3 на 3» и без смены вратаря. А тот, кто меняет вратаря, рисковал бы именно лишением очков. Я думаю, что это было бы справедливо.
– Следите ли вы за футболом? Спрогнозируете, кто станет чемпионом России в этом сезоне?
– Футбол сейчас, честно говоря, до лампочки. Просто то, что «Зенит» пять лет подряд чемпион, не есть хорошо. Конкуренция должна быть, а не гегемония.
– Как вам сериал «Слово пацана»?
– Я считаю, что это самый правдивый сериал. Я прекрасно помню те времена. Так и было на самом деле.
– В Тольятти в том числе?
– Да. Это было во многих городах. Просто я был отгорожен от всех этих событий, потому что у меня на первом месте стоял спорт.