РУНЕТ ВЫБИРАЕТ
Винлайн
Фонбет
БЕТСИТИ
Настоящий букмекер
Pari
Марафон
Лучшие коэффициенты

В России закрывается трансферное окно. Как клубы пережили кризис?

Трансферное окно в России закроется 17 октября, но главные события аномально позднего периода переходов уже позади. Metaratings.ru выделяет его основные тенденции, анализирует кампании российских топ-клубов и радуется за Миранчука.

Судя по объему трат, коронавирус еще не успел ударить по российским топ-клубам, которые в большинстве живут на деньги от госпредприятий (середняки и аутсайдеры дорогих покупок и так не делали). Да, по сравнению с прошлым летним трансферным окном суммарная величина покупок всех российских клубов по оценке Transfermarkt упала с 237 до 126 млн евро, но это скорее говорит об аномальности лета 2019-го.

Масштабно покупали тогда и «Зенит» (67), и «Спартак» (40), и «Динамо» (35), и «Краснодар» (30). Тратить столько каждое окно – слишком роскошно и без пандемии.

В 2018-м году все клубы суммарно потратили 68, в 2017-м – 124.6, на уровне 2020-го. Раньше – меньше, в 2015-м вовсе не перемахнули через 20! Так что ни о каком глобальном падении рынка говорить нельзя.

Времена, когда в Англии играли и Аршавин, и Жирков, и Павлюченко, и даже Билялетдинов, остались где-то в прошлой жизни. Каждый переход российского игрока в топовую европейскую лигу – событие грандиозное. В 2018-м году многолетнюю пустоту заполнил Александр Головин, спустя 2 года в Италию отправился Алексей Миранчук.

Заплатили за него в два раза меньше, но в чем-то этот трансфер даже круче. Дело даже не в успехах «Аталанты» в сравнении с нынешним «Монако» – на момент перехода Головина это был тоже очень крутой и яркий клуб. В «Аталанте» нет русского владельца, русского гендиректора (в отличие еще и от «Челси», который был вторым и последним претендентом), но клуб из Бергамо поверил и вложился в русского игрока.

Наш парень в топ-клубе Серии А, частенько забивающем по 5-7 мячей, настолько яркое, уникальное и интересное явление, что все остальные события этого трансферного окна перед ним меркнут.

За братом уже нацеливается последовать Антон Миранчук, контракт которого тоже был заключен до лета 2021 года. При этом друг Василия Кикнадзе и неофициальный спортивный директор «Локомотива» Андрей Лосюк спокойно заявляет, что разговора о продлении контракта с Антоном еще не было, и попозже спросит, чего хочет сам игрок. Продажа Алексея по цене, сбитой из-за окончания контракта и отступных в нем, устроила и руководство «Локомотива», и агента братьев Вадима Шпинева, но продать хоть за сколько-нибудь игрока, у которого закончится контракт, летом будет невозможно.

А ведь Кикнадзе главным направлением своей работы называл выгодные продажи. Все его заявления предсказуемо оказались пустословием, даже Николич отрекся от атакующего футбола гендиректора. Тот говорил, что меняет Семина, поскольку клуб больше не может много тратить на трансферы, но покупает Зе Луиша за 7 и Камано за 5,5. Говорил, что с Семиным невозможно развивать молодежь под продажу, но привез 31-летнего Райковича, 25-летнего Лысцова, которых не выпускают на поле даже при травме Чорлуки, 29-летнего Зе, а хотел 34-летнего Манджукича. Лишь два молодых таланта – Лисакович и Жалолиддинов – однако узбек внезапно оказался лишним легионером и был отправлен в «Тамбов».

Новый лимит должен был снять с тренеров обязанность ставить на поле менее сильного игрока из-за паспорта и считать, можно ли заменить этого игрока на того. Снял, но появилась другая проблема – клубам приходилось избавляться от иностранцев, которые могли бы пригодиться.

С одной стороны, цель благая – если в команде можно иметь максимум 8 легионеров, то это должны быть качественные футболисты, безусловные игроки основы, никаких пассажиров. С другой, это не помешало Кикнадзе привезти Райковича.

«Краснодару» же пришлось отдавать в аренду защитника Спайича и оставаться с Сорокиным, который привозит в каждом матче и, несмотря на дающий ему место в топ-клубе лимит, никак не прогрессирует.

Тот же «Краснодар» хорошо показывает, что при новом лимите никак не поменялось привилегированное положение средних русских паспортистов. Раньше клубам, правда, нужно было находить 5 человек для игры, а сейчас 17 – для заявки. В итоге в лигочемпионский клуб пришли такие ребята, как Городов, Чернов, Марков, да и находящиеся уже скорее на спаде Смольников с Ионовым. Судя по этому примеру, хоть что-то умеющие делать с мячом и имеющие российский паспорт игроки по-прежнему будут получать отличные зарплаты, только станут поменьше играть.

Разговоры о том, что Далер Кузяев не продлит контракт с «Зенитом», начались еще зимой, но все понимали, что дело закончится новым соглашением. Однако все зашло слишком далеко, аж до октября. Судя по такой задержке, папа Далера действительно собирался пристроить сына в европейский клуб, потому что вряд ли в октябре, за 10 дней до конца трансферного окна, игрок без клуба может получить предложение лучше, чем в августе. Хочешь не хочешь – подпишешь, не пропускать еще три месяца.

Однако в Европе игрока основы сборной России не оценили. И сага Кузяева как-то унизительна для нашего футбола. Понятно, что Кузяев-старший – не лучший агент, но бесплатного универсального игрока с большим международным и еврокубковым опытом готовы были взять максимум в «Алавес» максимум на 600 тысяч евро в год? Пора понять: наши уезжают не только потому что зажрались и не хотят, они в Европе просто не нужны, если речь не о единичной звезде типа Миранчука.

Тоже покинул клуб по окончании сезона и вернулся под конец трансферного окна и Роман Нойштедтер – он пытался найти варианты в Турции, но пришлось возвращаться в «Динамо» и в 2 раза падать в зарплате. Сентябрьский вызов в сборную также не помог.

К слову, вернулся в свой бывший клуб спустя почти 3 месяца и бывший игрок сборной Павел Погребняк.

В прошлом сезоне трансферное окно в России захлопнулось после 9-го тура, в текущем со всеми его особенностями – закроется после 10-го. Разницы почти нет, но именно в этом сезоне удивляет количество игроков, которые до начала трансферного окна числились в одном клубе, перешли во второй, а затем оказались в третьем. Переход в начале чемпионата еще не значит, что игрок недоступен до зимы.

К примеру, «Спартак» отдал в аренду «Химкам» Александра Ломовицкого, а после прихода в команду Игоря Черевченко, с которым игрок не сработался в Туле, отозвал его и направил опять в «Арсенал». Также туляки забрали Кирилла Панченко из «Тамбова», который подписал игрока перед сезоном. Сам же «Арсенал» выкупил у «Зенита» Даниила Лесового, но через месяц продал его в «Динамо».

«Сочи» спустя месяц после перехода из «Чертаново» в «Крылья» взял Данила Пруцева. «Химки» подписали Сигневича и расторгли с ним контракт через 3 недели, «Тамбов» расстался с Балашовым спустя 10 туров, Джано расторг контракт с «Ротором», так ни разу не побывав в Волгограде. Обдуманности, дальновидности и хотя бы краткосрочной стратегии нашим клубам явно не хватает.

Долгие годы клубы показывали схожие результаты, но по сути являлись антиподами: «Зенит» тратил и потреблял, ЦСКА выращивал и продавал. На этот раз и те, и другие потратили в районе 30 млн евро.

При этом трансферные кампании получились совершенно разными по сути – у «Зенита» уже сформирована команда, ей требовалось точечное усиление. ЦСКА требовалось формировать новую, потому что имевшаяся не тянула большие амбиции.

Правда, опорника ЦСКА так и не взял, а единственным действительно полезным новичком является самый дешевый – Зайнутдинов. По факту команду усилили внутренние резервы – Марадишвили и Тикнизян. Эджуке пока не тащит, но, в отличие от Фукса и Гайча, хотя бы играет. Однако в данный момент Гончаренко будто как обычно работает без трансферов.

Сергей Семак, несмотря на самую дорогую среди российских клубов трансферную кампанию, не ждет ничего хорошего от Лиги чемпионов. После жеребьевки тренер сказал, что для борьбы за плей-офф ему нужны были два игрока, которых клуб не подписал. После прихода Вендела с Кузяевым отметил, что собирался усилить другие позиции другими игроками, но с ними не срослось. В итоге у «Зенита» размен Ивановича на более молодого Ловрена с доплатой и усиление вроде бы не самой провисающей позиции в центре поля.

Казалось, что «Зениту» более необходим еще один центральный защитник, чтобы перед осенним нон-стопом не остаться с двумя. Но Дмитрий Чистяков в Лиге чемпионов команде не поможет, пусть и в случае травмы скорее в центре стоило ждать Сантоса, а не его.

Но в любом случае вызывает удивление, почему лигочемпионские клубы взяли из «Ростова» игроков не на 10 дней раньше, когда заявка была еще открыта, а 15 октября. В любом случае лучше, когда лишний центральный защитник доступен. Он в команде, ты так же платишь ему зарплату, и дико странно, что можешь использовать его не во всех матчах. Про Ионова и не говорю – основной игрок сборной России при склонности атакующего трио «Краснодара» к травмам и странном состоянии Шапи, из которого он не выходит уже год, точно бы получил время и принес пользу хотя бы дисциплиной и отработкой в оборону.

«Ростов» – главный клуб концовки трансферного окна, поскольку посреди сезона продолжил до неузнаваемости трансформироваться. Донской клуб продал игроков более чем на 18 млн евро. Из команды ушли пять игроков основы и Чистяков, который играл бы в старте, если бы не травма.

По его уходу как раз наибольшие вопросы – команда потеряла важного игрока, который с возвращением после травмы мог вырасти в цене, отдав его в аренду с правом выкупа, то есть «Зенит» может продержать его на скамейке и к тому же не выкупить. В остальном все объяснимо, если в «Ростове» смирились, что по итогам этого сезона не попадут в еврокубки: с Поповым случился конфликт, Зайнутдинова было не удержать из-за отступных, по Чернову, Ионову и Шомуродову пришли хорошие предложения.

Можно было подумать, что это конец конец проекта Арташеса Арутюнянца, который с Алексеем Рыскиным напоследок хочет отбить вложенные средства, если бы в тот же вечер после продажи Ионова и аренды Чистякова «Ростов» не объявил о покупке двух шведов. На 18-летнего опорника (типа Норманна) Гиговича и 21-летнего нападающего Альмквиста потратили в сумме по разным данным от 5,25 до 5,7 млн евро – такие инвестиции, причем долгосрочные, перед закрытием проектов не делаются.

А это значит, что Валерию Карпину придется создавать новую команду – от прошлогодней уже мало что осталось. Болельщикам же придется снова отвыкать от борьбы за высокие места – провести такую прибыльную перестройку по ходу сезона без ущерба результату невозможно.

Пример тому – «Уфа». Да, эта команда всегда выгодно продавала своих лидеров и за копейки находила им замену, но даже Шамилю Газизову это удавалось не всегда и не сразу, а без него разладилось все – и непрошибаемая стена Вадима Евсеева стала пропускать больше всех.

Газизов теперь подбирает новичков под более амбициозные цели. Работа гендиректора «Спартака» – самая сложная в нашем футболе, но на трансферном рынке Газизов не разрывался между кучей задач по формированию команды с нуля – Зарема ли, Цорн ли еще в прошлом сезоне собрали коллектив, который выдержал 10 туров в темпе «Зенита», хотя на финише прошлого сезона уступил ему 33 балла.

Новички Газизова – Кокорин и Урунов – пока не играют в команде никакой роли, но «Спартак» справляется без них. Самое резонансное подписание внутреннего рынка Газизову припоминают не так часто, пока забивают Ларссон, Понсе и Соболев. Кокорин – скорее заявка, перчатка, месседж «Зениту», а реальная проблемная позиция оставалась одна – правый латераль под схему с тремя центральными защитниками, очень похожую на формацию Антонио Конте.

Конечно, желательно было привезти его в августе, чтобы в октябре он помогал команде бороться за титул, а не набирал форму и адаптировался, но Виктора Мозеса все-таки подписали. Правильно сделали или нет, будет зависеть прежде всего от его здоровья и мотивации – класса для РПЛ точно хватит. Ну а пока Виктор здоров и не успел заскучать, можно говорить, что «Спартак» укомплектован для чемпионской гонки.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте