Джиджи рассказал о влиянии Шагала на его жизнь и о вратаре, который вдохновил на подвиги в своей карьере.
«Дорогой 17-летний Джанлуиджи,
Тебе пишет 41-летний мужчина, который многое пережил в своей жизни и допустил несколько ошибок. У меня есть хорошие и плохие новости для тебя. Правда в том, что я действительно здесь для беседы с тобой о твоей душе.
Да, о твоей душе. У тебя она есть, веришь ты в это или нет.
Давай начнем с плохой новости. Тебе 17 лет. Вот-вот ты станешь настоящим футболистом, как в твоих мечтах. Ты думаешь, что знаешь абсолютно все. Но правда в том, мой друг, ты ни хрена не знаешь.
Спустя несколько дней ты получишь шанс сыграть в первом матче Серии А за «Парму», и ты недостаточно осознаешь, чтобы даже испугаться. Ты должен находиться в постели и пить теплое молоко. Но что ты собираешься делать? Ты собираешься пойти в ночной клуб вместе со своим хорошим другом из «Примаверы».
Ты же собираешься выпить только одну бутылку пива, ведь так?
Но позже ты не сдержишься, ты играешь персонажа фильма. Крутой парень. Вот так обычно ты и справляешься с этим давлением, которое ты даже не осознаешь, что чувствуешь. Далее ты будешь возле клуба и у тебя будет спор с некоторыми полицейскими в час ночи.
Просто иди домой… в постель.
И, умоляю тебя, не мочись на колеса полицейской машины. Офицеры ведь не сочтут этот поступок забавным, клуб не сочтет это забавным, и ты поставишь под риск все, ради чего так усердно работал.
Это возникающий хаос, к которому приводишь именно ты сам без какой-либо причины. Внутри тебя просто огонь, который приводит тебя к ошибкам. Конечно, ты думаешь, что показываешь одноклубникам свою силу и свободу, но реально то, что это на самом деле маска.
Всего через несколько дней ты получишь три вещи, которые очень-очень пьянящие, но также очень-очень опасные.
Деньги, слава и работа твоей мечты.
Теперь ты, скорее всего, думаешь: Что же является опасным в этом?
Хорошо, это парадокс.
С одной стороны, правда в том, что киперу нужна уверенность. Он должен быть бесстрашным. Если ты предоставишь тренеру возможность выбора между величайшим вратарем по технике и самым бесстрашным кипером в мире, то я гарантирую, что каждый раз он сделает выбор в пользу самого бесстрашного ублюдка.
С другой стороны, бесстрашный человек с легкостью может забыть о разуме. Если ты нигилист и думаешь только о футболе, твоя душа начнет увядать. В итоге, ты впадешь в такую депрессию, что даже на захочешь встать со своей постели.
Ты можешь посмеяться, если захочешь, но это произойдет с тобой. Это случится в самый разгар твоей карьеры, когда у тебя будет все желанное в этой жизни. Тебе будет 26. Вратарь «Ювентуса» и сборной Италии. У тебя будут деньги и респект. Тебя будут называть Суперменом.
Но ты не супергерой. Ты такой же человек, как и все остальные. И правда в том, что давление от этой профессии может превратить тебя в робота. Твоя рутина может стать тюрьмой. Ты идешь на тренировку, приходишь домой и смотришь телевизор. Ты идешь спать. Ты делаешь это на следующий день. Снова и снова.
Однажды утром после того, как ты встанешь с постели и пойдешь на тренировку, твои ноги начнут безудержно дрожать. Ты будешь настолько слаб, что даже не сможешь сесть за руль своей машины. Сначала ты подумаешь, что это усталость или вирус, но все станет еще хуже. Все что ты захочешь, это просто выспаться. Каждый сэйв на тренировке будут даваться титаническими усилиями. На протяжении семи месяцев тебе будет трудно найти радость в жизни.
На этом моменте нужно остановиться.
Потому что я знаю, что ты думаешь, читая это в 17 лет.
Ты говоришь: «Как же такое возможно? Я счастлив. Я прирожденный лидер. Если я буду вратарем «Ювентуса» и буду получать миллионы, значит буду счастливым человеком. Невозможно оказаться в депрессии».
Хорошо, я обязан задать тебе важный вопрос. Джиджи, зачем ты решил посвятить свою жизнь футболу? Ты помнишь?
Прошу тебя, просто не говори, что это было из-за Тома Н’Коно. Нужно пойти глубже… Тебе нужно вспомнить каждую деталь.
Тебе было 12, да.
Чемпионат мира 1990 года был в Италии, да.
Первый матч между сборными Аргентиной и Камеруном был на «Сан-Сиро», да.
Но где ты был во время этого матча? Закрой глаза.
Ты был в своей гостиной, совсем один. А почему с тобой не были друзья, как обычно? Ты не можешь вспомнить. Твоя бабушка была на кухне и готовила ланч. В тот день было настолько жарко, что она закрыла все окна, чтобы как-то освежить комнату. Было абсолютно темно, кроме желтого света экрана телевизора.
Что ты видишь?
Ты видишь это странное название. КАМЕРУН.
Ты даже не знаешь, где находится Камерун. Ты не знал, что такое место существовало до этого матча. Конечно, ты знаешь Аргентину и Марадону, но в футболистах из Камеруна есть нечто волшебное. Под летним солнцем очень-очень жарко, но их вратарь все еще в полной экипировке – длинные черные штаны и зеленая футболка с длинными рукавами и розовым воротником. Его движения, то, как он стоит, фантастические усы… Он заманивает необъяснимым образом.
Он самый крутой мужик, которого ты когда-либо видел.
Комментатор говорит его имя - Тома Н’Коно.
Далее магия.
Аргентина подает угловой, и Тома просто бежит в толпу игроков и выбивает мяч на 30 метров. В тот момент ты понял, что хочешь сделать в своей жизни.
Ты не хочешь быть простым голкипером.
Ты хочешь быть именно таким вратарем – диким, смелым и свободным.
С каждой минутой просмотра этого матча ты становишься тем, кто ты есть. Пишутся страницы твоей жизни. Камерун забивает гол, и ты так сильно переживаешь за них, что уже физически не можешь перенести это состояние. Ты спрыгиваешь с дивана. Весь второй тайм ты будешь ходить вокруг телевизора. Когда удалили второго камерунского игрока, ты уже не способен даже слушать.
Последние пять минут ты сидишь позади телевизора с выключенным звуком.
Иногда ты выглядываешь и смотришь на происходящее, а затем отступаешь.
Наконец ты смотришь и видишь празднование футболистов сборной Камеруна. Ты сразу бежишь на улицу и видишь двух парней из твоего района, которые делают то же самое. Все кричат: «Ты видел Камерун? Ты видел Камерун?»
Огонь в тебе родился именно в тот день. Камерун – место, которое существует. Тома Н'Коно – человек, который существует. Ты покажешь миру, что Буффон существует.
ВОТ почему ты стал футболистом. Не из-за денег или славы. Из-за мастерства и стиля этого Тома Н'Коно. Из-за его ДУШИ.
Ты обязан запомнить следующее: деньги и слава не должны быть целью. Если ты не позаботишься о своей душе, если ты не будешь искать вдохновение вне футбола, то разрушишься. Если бы я мог дать тебе один совет, это – быть более любопытным к миру вокруг тебя. Ты спасешь себя и свою семью. Много страданий.
Быть кипером – значит быть смелым, это правда.
Но, Джиджи, быть смелым не значит быть невежественным. Однажды утром ты решишь разрушить свою рутину и пойдешь позавтракать в другой ресторан в Турине. Ты выберешь новый маршрут по городу и пройдешь рядом с музеем искусства.
На стене будет висеть афиша «ШАГАЛ».
Ранее ты слышал это имя.
У тебя есть дела.
Нужно продолжить свой путь.
Ты Буффон.
Но кто такой Буффон?
Реально, кто ты?
Ты знаешь?
Это самая важная часть данного письма. Ты должен войти в этот музей в этот конкретный день. Это будет самое важное решение в твоей жизни.
Если ты не войдешь в этот музей и продолжишь свою жизнь в качестве футболиста-супермена, тогда ты продолжишь запирать все свои чувства в подвале, а твоя душа будет разрушаться.
Но, если ты зайдешь, то увидишь сотни картин Шагала. Большинство из них не сделают ничего, чтобы расшевелить тебя. Некоторые хороши, некоторые интересны, некоторые просто ничего не говорят.
Но затем ты увидишь одну конкретную картину, которая поразит тебя, как молния. Она называется «Прогулка».
Она как детский образ. Мужчина и женщина в парке на пикнике, но все волшебно. Женщина улетает, как ангел, а мужчина стоит, держит ее за руку и улыбается.
Похоже на сон ребенка.
Эта картина будет передавать нечто из другого мира. Она напомнит тебе детские чувства. Чувство радости в простоте.
Чувство, как Тома Н'Коно, выбивает мяч на 30 ярдов.
Чувство, когда бабушка зовет тебя с кухни.
Чувство, когда ты сидишь за телевизором в темноте и молишься.
Когда мы становимся старше, то можем легко забыть эти чувства.
Ты обязан вернуться в этой музей уже на следующий день. Это важно.
Женщина у кассы посмотрит на тебя с улыбкой и скажет: «Ты же был вчера здесь, не так?»
Это не имеет значения. Иди внутрь. Это искусство будет лучшим лекарством для тебя. Когда ты откроешь свой разум, внутренняя тяжесть исчезнет. Улетит, как та женщина на картине Шагала.
Невероятная ирония в этот момент. Иногда я думаю, что жизнь написана для нас. С тобой случится так много необъяснимых и прекрасных вещей, в которых, кажется, есть какая-то связь. Это одна из них.
Когда ты будешь молодым футболистом «Пармы», то сделаешь невежественный поступок. Перед важным матчем ты захочешь показать одноклубникам и фанатам, что являешься лидером, смелым игроком и большой личностью.
Итак, ты напишешь на футболке месседж, который однажды выцарапал на парте в школе.
Ты напишешь: «Смерть Трусам».
Подумаешь, что это мотивационный призыв.
Ты не знаешь, что это призыв правых фашистов.
Это одна из ошибок, которая причинит много боли твоей семье. Но такие ошибки важны, так как они напоминают, что ты человек. Они будут напоминать снова и снова, что ты, мой друг, ни хрена не знаешь. Это хорошо, потому что футболу почти удастся убедить тебя в том, что ты уникален. Но надо помнить, что ты ничем не отличаешься от бармена или электрика, которые станут твоими лучшими друзьями на всю жизнь.
Это избавит тебя от депрессии. Не осознание, что ты особенный, а осознание, что ты такой же, как и все остальные. Ты не поймешь это сейчас, в 17 лет, но я обещаю, что настоящая смелость – не стыдиться своей слабости.
Джиджи, ты заслуживаешь дар жизни. Как и все. Помни об этом.
Ты слишком молод и наивен, чтобы понять, что во всем есть определенная связь. Я сожалею только о том, что ты не открыл свой разум миру пораньше. Даже в 41 ты будешь чувствовать этот огонь внутри. Должен сказать, что до сих пор ты не будешь довольным. Даже трофей Чемпионата мира не успокоит это ощущение. Пока ты не отстоишь на ноль на протяжении всего сезона, ты не успокоишься.
Возможно, ты и был всегда вот таким.
Помнишь ли ты зиму, когда отправился в гости к дяде в Удине, в горы? Или это воспоминание, которое вспомнишь только с возрастом?
Тебе было четыре года. Ночью пошел снег. Ты никогда прежде не видел такое. Ты проснулся, посмотрел в окно и увидел сон наяву. Вся страна было белой. Ты смотрел на сугроб, и что ты сделал? О чем ты думал? Интересно? Ты побежал за курткой?
Нет, ты прыгнул прямо туда. Бесстрашный.
Бабушка кричала: «Джанлуиджи!!!!!!! Нет! Нет! Нет!»
Ты насквозь промок, но широко улыбался.
Пролежал с высокой температурой целую неделю.
Но тебе было наплевать.
Никаких сомнений. Прямо в снег.
Вот кто ты.
Ты – Буффон.
Ты покажешь миру, что существуешь».
Джанлуиджи Буффон, The Players Tribune.