Перед Гран-при России американская команда Формулы-1 «Хаас», выступающая в цветах российского флага, объявила состав пилотов на будущий переходный сезон с новым регламентом. Никакой интриги не было – просто подтвердилось то, что и без того было известно: за худшую команду текущего чемпионата выступят Никита Мазепин и Мик Шумахер, но их фигуры вызывают резонанс сами по себе. Metaratings.ru – о постоянно пересекающихся путях сыновей двух известных и богатых отцов.
Мазепин – безусловный аутсайдер пары с Шумахером
«Хаас» был слаб и в прошлом сезоне, а на чемпионат 2021-го года просто забил в надежде эффективно потратить ресурсы и построить конкурентоспособный болид к 2022 году, когда в чемпионате серьезно сменится технический регламент, что порой приводит к изменению расклада сил.
В итоге пилоты «Хааса» обречены на два последних места в пелотоне и поднимаются выше только при условии сходов других болидов. В «Формуле-1» напарник по команде – всегда главный соперник, а в случае с Шумахером и Мазепиным он еще и единственный. Поэтому ни о каких дружеских и партнерских отношениях речи не идет, идет настоящая рубка.
Никита весь сезон заметно проигрывает в скорости, поэтому цепляется за каждую возможность. В квалификациях он опередил Мика 2 раза, а проиграл – 11, но оба раза оказывался выше просто из-за того, что Шумахер ранее разбивал болид и просто не участвовал в этих квалификациях.
В гонках ситуация аналогичная – 2 против 12, причем в Монако Мазепин сначала на первом круге пропустил Мика, потом у того возникли проблемы с мощностью, после решения которых немец гнал намного быстрее, но идти на обгон команда просто запретила. По сути, чистая победа над напарником у Никиты одна – 18 июля он внезапно оказался быстрее в Сильверстоуне.
К домашнему Гран-при Мазепин подходит с тремя сходами подряд
В последнее время гонки складываются не очень даже по меркам Мазепина. Казалось, после Сильверстоуна с новым облегченным шасси в противостоянии может наступить перелом, но на 6-м круге отправился в боксы и встретился с Кими Райкконеном. Финна и его команду оштрафовали за опасный выезд, но Мазепину от этого не легче – гонку пришлось закончить.
Гонка в Бельгии превратилась в фарс, поскольку из-за дождя гонка состояла из трех кругов за машиной безопасности. И Никита даже показал за ней лучший круг, но протокол сформировали по итогам первого и достижение россиянину в зачет не пошло.
А на следующих двух боевых гонках Мазепин снова не добрался до финиша. В Нидерландах возникли проблемы с гидравликой, хотя Никита после очередной стычки с Миком опережал напарника на полминуты. В Италии отказал двигатель, но тогда гонка уже была испорчена новым столкновением с Шумахером.
Между Шумахером и Мазепиным постоянно происходят пикировки и инциденты. Главный критик Никиты – Ральф Шумахер
Хронику противостояния гонщиков «Хааса» можно отслеживать по высказываниям брата семикратного чемпиона мира. Ральф заявляет, что Никита раз за разом подвергает его племянника смертельной опасности и считает, что россиянину не место в «Формуле-1».
В июне в Азербайджане Шумахер вёз Никите около минуты, но затем гонку остановили красным флагами. Это съело все отставания, на рестарте Мазепин опередил напарника, но перед финишем на последней прямой на скорости 350 км/ч жестко оборонялся и все-таки пропустил Шумахера.
В сентябре, на Гран-при Нидерландов произошли аж две серии конфликта. Сначала в квалификации Шумахер на прогревочном круге обогнал и затем заблокировал Мазепина, а уже в гонке россиянин вновь сместился на прямой при попытке обгона от Мика. Но никакого наказания, несмотря на требования Шумахеров, не понес. Мик ткнулся в покрышку сопернику антикрылом и поехал на ранний пит-стоп.
А в Италии Мазепин все же нарвался на 5-секундный штраф при попытке обгона Шумахера и даже извинился после гонки, признав свою вину.
Однако, несмотря на постоянные скандалы, не стоит считать Никиту главным крашером «Формулы-1». Гонщики не любят его за игнор джентльменского соглашения в квалификациях, но именно формальные правила Мазепин нарушает не рекордно много – у него 6 штрафных баллов за сезон, столько же еще у трех гонщиков, а у Переса и Норриса даже больше. К технике Никита относится бережнее напарника: несмотря на прозвище Mazespin (spin – разворот), его аварии нанесли «Хассу» в три раза меньший финансовый ущерб, чем вылеты Мика.
Руководство команды не может убрать Шумахера или Мазепина – «Хаасу» нужны технологии «Феррари» и деньги отца Никиты
В предыдущем пункте мы перечислили далеко не все терки Мика и Никиты, но не близкие к «Формуле-1» люди могут задуматься: не легче ли команде убрать одного из конфликтующих и подобрать к нему в пару кого-то поспокойнее.
Но у руководителя «Хааса» Гюнтера Штайнера нет выбора. Его команда – фарм-команда «Феррари», болид просто невозможно построить без деталей, разработок и мотора Скудерии. А за Миком стоит Академия «Феррари», для которой сын Мика – важнейший протеже и отличный источник спонсорских контрактов в будущем.
С другой стороны, на одной технологической помощи «Феррари» не проживешь – нужно много денег. По разным данным, от 20 до 30 млн долларов в год в команду вкладывает отец Никиты Дмитрий Мазепин, и спонсоры не выстраиваются в очередь, чтобы отдать десятки миллионов худшей команде серии.
Поэтому Штайнер будет пытаться усидеть на двух стульях или же усадить на один стул двух молодых вспыльчивых гонщиков, пока «Феррари» не заберет Мика к себе или пока «Хаас» не совершит прорыва, позволяющего обходиться без денег Мазепина. Никита обещает, что в следующем году его команда станет сильнее. Ну а слабее в «Формуле-1» уже некуда.
***
26 сентября в Сочи состоится гонка Гран-при России. Гонщики «Хааса» почти не имеют шансов на попадание в очковую десятку, но шансы Мика Шумахера, по мнению экспертов букмекерской компании «Бетсити» , смотрятся предпочтительнее: коэффициент 11,0 на попадание немца в очки и 20,0 – на Мазепина.