19 августа «Акрон» сыграет с «Рубином» в пятом туре Российской Премьер-Лиги. Это могла быть самая обычная игра между дебютантом РПЛ и клубом из середины турнирной таблицы, если бы не одно «но»… Эта встреча – первая для тольяттинцев и вторая для казанцев в рамках Кубка Волги. Metaratings.ru рассказывает, как придумали этот классный мини-турнир.
Идея мини-турнира возникла одновременно у четырёх команд
Региональные турниры внутри национальных чемпионатов – не редкость как для мирового, так уже и для российского спорта. Раньше столичные команды разыгрывали неофициальный Кубок Москвы, где учитывались игры только друг с другом. Просто так сложилось исторически, что Москва лидировала по количеству клубов в РПЛ среди всех субъектов страны.
В разное время в лиге появлялись целые географические кластеры. Например, одновременно в РПЛ выступали клубы из Нальчика, Владикавказа, Грозного и Махачкалы. Или из Уфы, Екатеринбурга, Перми и Оренбурга. Но никто не решался объявить неофициальный мини-турнир.
В нынешнем сезоне играют сразу четыре команды из Поволжья:
- «Пари НН»;
- «Рубин»;
- «Крылья Советов»;
- «Акрон».
Этого уже достаточно, чтобы собрать небольшой турнир. И неудивительно, что мысли о Кубке Волги появились у участников почти одновременно.
По словам директора по маркетингу и коммуникациям «Акрона» Евгения Попова, инициатором Кубка были именно тольяттинцы. А руководитель отдела коммуникаций клуба Константин Серяков в беседе с Metaratings.ru добавил, что параллельно идея появилась в головах и представителей «Пари НН».
«Мысли о Кубке Волги появились у нас в межсезонье. Параллельно мы узнали, что коллеги из «Пари НН» тоже вынашивали эту идею. Просто раньше в РПЛ не было столько команд с Волги. Мы для себя решили, что было бы неплохо поделиться идеей с коллегами. Списались и поняли, что по мнениям совпадаем. После этого клубы начали разрабатывать айдентику этого мини-турнира».
А вот «БИЗНЕС Online» сообщал, что и в «Рубине» разрабатывали подобный формат. Это неудивительно, ведь в сезоне-2022/23 казанцы придумали Кубок эчпочмака. Тогда «Рубин» выступал в ФНЛ вместе с двумя другими клубами из Татарстана – «Нефтехимиком» и КАМАЗом. И в Казани несколько удивились, когда к ним обратились представители «Акрона».
Победитель Кубка Волги может получить леща
Естественно, фундаментальной спортивной значимости у Кубка Волги нет – за него не начисляются очки и не выплачиваются дополнительные призовые. Однако 12 матчей турнира – это дополнительные возможности для маркетинговых активностей.
«Думаю, что это будет очень интересно зрителям и клубам. Особенно тем, кто не может бороться за чемпионство. Уверен, что болельщикам понравится, когда их команда выиграет локальный мини-чемпионат», – отметил Попов в интервью нашему порталу.
Календарь Кубка Волги
Рубин | Крылья Советов | Пари НН | Акрон | |
Рубин | – | 13 сентября | 16 марта | 24 ноября |
Крылья Советов | 6 апреля | – | 25 августа | 9 марта |
Пари НН | 2:4 | 11 мая | – | 2 марта |
Акрон | 19 августа | 3 ноября | 5 октября | – |
Клубы совместно разработали фирменный стиль турнира, который будет использоваться во всех 12 матчах. Но пока что только в социальных сетях – никаких патчей на формах не будет, как и дополнительного оформления на стадионах. До проработки уровня КХЛовских дерби пока ещё далеко. Зато в «Акроне» подготовили залипательный постер к матчу с «Рубином».
По словам Серякова, «Зеленое дерби» между хоккейными «Ак Барсом» и «Салаватом Юлаевым» – это ориентир для индустрии. Собственно, мало какое дерби в России обладает собственным, зарегистрированным названием. Уже после успеха акции в КХЛ появились ещё два брендированных противостояния – Уральское и Дальневосточное дерби.
Главная особенность таких медийных противостояний – трофей. Клубы борются не только за очки, но и за уникальные кубки. С турнирной и спортивной точки зрения здесь нет ничего важного, но для маркетинга и СММ это дополнительный повод пропиарить и продвинуть свой бренд. На данный момент клубы только согласовывают трофей. По информации Metaratings.ru, им может стать Кубок Леща.
«Мини-турниры – это дополнительная подоплека для региональных болельщиков. Возможность сравнить себя с близлежащими городами. Так что Кубок Волги – это дополнительный «канал» коммуникации с нашими жителями», – сказал Попов.
Традиция таких дерби зародилась в американских университетах
Региональные дерби есть везде – и во многом за счет них лиги и собирают большие ТВ-доходы. Например, в США самые рейтинговые матчи – это, в основном, дерби у «Канзас Сити», «Сан-Франциско» и «Далласа» в НФЛ. Традиция награждать каким-то трофеем за подобные игры пошла как раз из Америки.
Все появилось в студенческом спорте. Здесь нет единой лиги, хотя почти всем и управляет NCAA. Ведущие вузы страны разбиты на несколько конференций. Раньше все делились, исходя из географии. Например, колледжы с Тихоокеанского побережья или университеты Юго-востока играли только со своими соседями.
В этих «плавильных котлах» не всегда было принципиально стать лучшим в конференции – куда важнее обыграть одного или нескольких из принципиальных соперников. Например, студенты Университета Теннесси жаждали прежде всего победы над Алабамой. И за десятилетия таких противостояний сформировалась своя история, приметы, традиции и трофеи.
И они вышли за пределы студенческого спорта. Например, в МЛС ежегодно разыгрывается Кубок Каскадии между «Портлендом», «Сиэтлом» и «Ванкувером». А благодаря «Ак Барсу», «Салавату Юлаеву» и медийщикам из Татарстана и Башкортостана этот кейс перекочевал сперва в регионы Поволжья, а затем разошелся по всей КХЛ. И вот теперь очередь дошла до РПЛ.