С 12 по 24 июня в Казани пройдут спортивные игры БРИКС, которые для большинства российских спортсменов-летников станут главным стартом сезона. В соревнованиях примут участие более 90 стран, однако уровень конкуренции ожидается скромным. Metaratings.ru рассказывает, почему событие в Казани важно для российского спорта.
Копия хуже оригинала
40 лет назад наша страна уже проводила альтернативные Олимпийским играм соревнования. Тогда в ответ на бойкот московской Олимпиады странами запада Советский Союз со своими союзниками отказался от поездки в Лос-Анджелес и провёл альтернативные игры «Дружба-1984».
Соревнования прошли в девяти странах соцлагеря под девизом «Спорт – дружба – мир». Уровень конкуренции на этих играх не уступал олимпийскому, так как там были представлены СССР и ГДР – первая и третья страны в олимпийском движении того времени. Было установлено свыше 40 мировых рекордов.
Говоря об альтернативе парижской Олимпиаде, многие держали в памяти ту «Дружбу». Увы, но реалии сейчас не те. Вес России в мире не сравним с весом СССР, да и в эпоху коммерциализации мало кто согласится бойкотировать Олимпиаду. Даже российские спортсмены, которых МОК допустил, согласились ехать в Париж.
Кроме того, палки в колёса начал вставлять МОК, в результате чего планируемые главные альтернативные старты «Игры Дружбы» пришлось перенести на год. Это, наверное, лучшее решение, так как сразу после Олимпиады вряд ли бы удалось собрать там приличный состав.
Что касается Игр БРИКС, в которых примут участие более 90 стран, (хотя многие лишь номинально, делегировав по паре атлетов) то они станут главным международным стартом для российских спортсменов. Российская и белорусская команды станут самыми внушительными, что совершенно понятно, однако и китайские товарищи прислали свыше сотни участников. Также на играх будут представлены и непризнанные большей частью мирового сообщества Абхазия и Осетия, а также Республика Сербская – автономия в рамках Боснии и Герцеговины.
Лучше хоть что-то, чем ничего
В основном российские спортсмены воодушевлённо восприняли предстоящие соревнования, а во многих видах спорта заявлен сильнейший состав.
«Это новый и интересный формат. Любопытно посмотреть, как всё будет выглядеть, интересно как это будет организовано. Соревнования пройдут в Казани, там все всегда проходит на высшем уровне. С трепетом и интересом ждём этого турнира из-за того, потому что это наш последний старт сезона», – в беседе с Metaratings.ru заявил синхронистка Майя Гурбанбердиева.
Её понять можно, потому что синхронистки уже давно находятся без международных стартов, а тут хоть какое-то разнообразие. Второй плюс этих соревнований – имиджевый. Более 90 стран-участниц – это половина мира за два месяца до старта Олимпийских игр показывают, что Россия далеко не находится в мировой изоляции, как это пытаются представить недружественные страны.
В перспективе этот формат мог бы стать регулярным и позволить российскому спорту сохранять свою независимость и возможность проводить международные старты в обход всяких запретов.
Конкуренция будет слабая
Минусов у нового проекта тоже хватает. Во-первых, в большинстве видов спорта россияне будут легко занимать подиум, так как конкуренции там не предвидится. Обыкновенные туристы из латиноамериканских или африканских стран не составят конкуренции в тех видах, где традиционно сильны европейцы. Китайцы же привезли явно не главные силы, а потому даже в своих традиционно сильных видах спорта будут уступать.
«Даже в ситуации, когда приедут абсолютно неконкурентоспособные команды, как в нашем виде спорта, это будет важное и интересное комплексное мероприятие. Тем более в Казани, где всегда все соревнования проводят на очень высоком уровне»
Другой недостаток – скромные призовые. Если за Игры Дружбы обещали награды, сопоставимые с олимпийскими, то за игры БРИКС они равны выплатам за Спартакиаду – 358, 179 и 107 тысяч рублей за каждую из медалей соответственно. В итоге получается, что олимпийцы в этом году не смогут заработать. Нейтральных спортсменов из Парижа государство не сможет наградить по правилам МОК, а на главном альтернативном старте выплаты вряд ли кого сильно обрадуют.
Подводя итог, стоит признать, что несмотря на ощутимые недостатки проекта, его стоит развивать и совершенствовать, рассматривать другие места проведения соревнований, экспериментировать с программой. Возможно, таким путём стоит пойти и в зимних видах спорта, хотя там сильны именно недружественные страны, а потому с конкуренцией будет ещё сложнее.
Тем не менее Игры БРИКС – это первая серьёзная попытка провести крупные международные соревнования в обход запретов и ограничений. От его успеха для российского спорта будет зависеть многое.