РФС рискует недосчитаться десятков миллионов долларов из-за санкций со стороны ФИФА. Директор по развитию российского футбольного союза Максим Митрофанов сообщил, что федерация приостановила выплаты за проведение ЧМ-2018. Metaratings.ru разбирается, что же произошло.
Главные новости футбола
РФС получил лишь 30 млн от положенных 100
За четыре года, что прошли с ЧМ-2018, союз получил 30% от положенных средств, то есть около 30 млн долларов. Всего же ФИФА должна перевести России 100 млн долларов. Митрофанов особенно подчеркнул, что выплаты именно приостановлены, а не заморожены.
Исходя из его слов, логично предположить, что после снятия всех санкций ФИФА с большой вероятностью снова возобновит переводы. Тем более за последний месяц федерация старалась максимально дистанцироваться от самых суровых санкций.
Например, ФИФА могла лишить Россию членства, однако во время мартовского Конгресса в Катаре этот вопрос даже не поднимался. Напротив, все прошло так, словно никакого давления извне нет. Русский язык, как и планировалось ранее, вместе с арабским и португальским признали одним из официальных в организации.
Почему ФИФА вообще должна платить?
Впервые в России о таких больших выплатах от ФИФА сообщили осенью 2020 года. Тогда глава РФС Александр Дюков заявил, что федерация, согласно своей программе FIFA Legacy («Наследие ФИФА»), увеличила выплаты с 60 до 100 млн долларов. Ожидалось, что большую часть из этих денег переведут в российские регионы.
«Более половины этой суммы зарезервировано на обеспечение региональных центров РФС объектами всесезонной инфраструктуры, в том числе планируется строительство малоформатных манежей», – сказал Дюков в октябре 2020 года, отметив, что повышение выплат – следствие переговоров Союза и Федерации.
Однако это заявление звучало несколько странным, ведь еще в 2014 году, после ЧМ, руководители бразильского футбола сообщили, что они согласовали выплаты как раз на 100 млн долларов. ФИФА обязалась отдать эту сумму за 8 лет, а последние транши должны поступить как раз в нынешнем году.
Ежегодно ФИФА выделяет небольшой процент от общей суммы региональным ассоциациям, но те должны предоставить главному органу план трат средств. То есть необходимо представить долгосрочную программу развития футбола в стране после ЧМ.
«ФИФА стремится, чтобы чемпионат мира по футболу оставил ощутимое наследие в стране-организаторе», –заявил в январе 2015 года в Бразилии генеральный секретарь федерации Жером Вальке.
К примеру, в Бразилии основную часть средств (около 60 млн) должны были направить на развитие инфраструктуры и поддержку секций, а также бедных слоев населения в регионах, где не проходил ЧМ-2014. Именно на эти деньги построили поля и закупили различное оборудование. Еще 30 млн договорились отдать представителям женского и юношеского футбола.
Важнейшая деталь в том, что ФИФА не просто так отдает средства федерациям: она постоянно мониторит процесс трат денег. Как раз-таки и «порционность» выплат, возможно, стала одним из способов недопущения гипотетически неправомерного использования средств. К примеру, в ЮАР до сих пор постоянно появляется информация о «похищении» 30 млн долларов, что выделила ФИФА после ЧМ-2010.
ФИФА заработала на ЧМ-2018 свыше шести миллиардов долларов
Проблема чемпионатов мира в том, что траты на проведение турнира в последние годы заметно возросли – у федерации и государства может просто не хватить средств для полноценного развития футбола в стране. Страны-хозяйки тратят миллиарды долларов, но не выходят в ноль, ведь большую часть спонсорских средств забирает ФИФА.
К примеру, на ЧМ-2018 ФИФА заработала свыше шести млрд долларов. При этом большая часть расходов, около 14 млрд долларов, принял на себя оргкомитет чемпионата. Грубо говоря, бюджет и налогоплательщики России. При этом сама ФИФА на организацию турнира потратила всего около 2 млрд долларов.
Естественно, при подобных раскладах у страны-организатора может не хватить средств на развитие сторонних футбольных проектов. Плюс в последующие годы начинается экономия и сокращение издержек, что было особенно четко выражено в Бразилии. Так что длительная и долгосрочная поддержка ФИФА важна федерациям.
Вообще, ФИФА сильно заботится о развитии футбола на новых «рынках». Не случайно же среди неформальных правил организации перед страной-хозяйкой турнира есть требование предоставить несколько матчей «нефутбольным» или «слаборазвитым» регионам страны. В 2006 году это был Лейпциг (Германия), в 2010 – большая часть ЮАР, в 2014 – Манаус (Бразилия), в 2018 – Саранск (Россия).
Правда, ЧМ-2022 пройдет в Катаре – совершенно небольшой и очень богатой стране, где лишние миллионы от ФИФА совсем ни к чему. А затем турнир примет Северная Америка, где с инфраструктурой все отлично. Так что и без фонда «Наследие ФИФА» здесь все будет хорошо.