В конце прошлого года фанаты почти всех клубов РПЛ объявили бойкот новому закону о Fan ID, который способен оставить за пределами стадионов многих болельщиков без чётко прописанных причин. Весной на стадион перестали ходить активные фанаты самого популярного российского клуба – «Спартака», и не сделали исключение даже ради кубкового финала против «Динамо».
Тем не менее, закон о Fan ID 1 июня вступил в силу. Ранее паспорт болельщика применялся на Олимпиаде в Сочи, Кубке конфедераций и чемпионате мира по футболу. Но не прошло и недели с вступления закона в силу, как депутаты КПРФ внесли в Госдуму законопроект об отмене Fan ID. Один из его авторов, Александр Ющенко, в интервью Metaratings.ru объяснил, почему партия решила действовать именно сейчас и что возмущает депутатов в новой системе.
«Никакими репрессивными действиями мы не добьемся результата, кроме как напряженности в обществе»
– Почему вы внесли законопроект об отмене Fan ID, когда закон о введении паспорта болельщика уже вступил в силу?
– Во-первых, мы запрашивали у Правительства данные об исполнении: как это выглядит, сколько стоит. Плюс это должно быть обосновано. Есть определенная позиция спортивного сообщества, представителей клубов, представителей фанатских движений. Это назревшая тема, мы собирали мнения и исходили именно из этого.
Закон о Fan ID является расщеплением общества, потому как на спортивные мероприятия ходят все: объединения болельщиков, структурированные болельщики, фан-движения, просто любители спорта, которые посещают спортивные события спонтанно: захотели сходить на матч – купили билеты.
Теперь, согласно закону, надо обратиться в МФЦ, подать заявку. У нас и так дела с посещаемостью не слава богу. Учитывая, что наши спортивные клубы не участвуют в международных соревнованиях, сохранить болельщиков очень важно. Активное фан-движение «Спартака» не посещает стадион, а это движение достаточно дисциплинированное.
– С нового сезона РПЛ почти все активные болельщики клубов объявили о бойкоте.
– Да, уже есть решение фанатских объединений о бойкоте спортивных мероприятий. Мы видели, что такое футбол во время ковида – это тренировочный процесс.
Болельщики – это не часть футбола, это и есть футбол, потому что обстановка на стадионе, которую мы настроили к чемпионату мира, состоит из культуры боления. За дисциплину отвечают клубы. Это не просто работа службы безопасности и стюардов, которые находятся на трибунах, это работа клубов со структурами болельщиков. Во многом именно клубные структуры несут ответственность, и они показывали эффективность в этом направлении. Поэтому никакими репрессивными действиями мы не добьемся результата, кроме как определенной напряженности в обществе.
«Клубы заранее знают о возможных нарушениях, а если кто-то провоцирует спонтанно, фанатские объединения обеспечивают внутри себя порядок»
– Сторонники Fan ID ссылаются на международные соревнования.
– Такое обоснование было. Внесение Fan ID как пробного мероприятия было принято во время Кубка Конфедераций и чемпионата мира. Во-первых, это делалось для упрощения визового режима для иностранных гостей, во-вторых, это сам по себе был немного другой формат. И если уж мы делали пробный шаг для международных соревнований, то надо так и оставлять. Кстати, при обсуждении этого закона мы и предлагали: оставить Fan ID для международных турниров и освободить внутренние.
Могу привести пример: я вчера вернулся из региона, мне совершенно случайно позвонили. Достался свободный билет на очень яркий баскетбольный матч ЦСКА – «Зенит». При законе о Fan ID я бы просто не попал на арену. Могу привести другие примеры, когда утром семья узнает от друзей, что будет хороший матч, и можно интересно провести время – купили билет и пошли. Таких болельщиков очень много. Таким решением мы бьем по зрелищности мероприятий, которые и так у нас переживают не лучшие времена.
– Этот законопроект говорит о том, что наши правоохранительные органы не справляются с обеспечением безопасности? Ведь ряд болельщиков, которые ранее привлекались по нарушению порядка на стадионе, просто не смогут попасть на арены.
– Вот недавно проходил финал Кубка России между «Спартаком» и «Динамо». Была максимальная загрузка в Лужниках без Fan ID, и не было никаких эксцессов. Более того, обо всех возможных нарушениях на стадионах клубы знают заранее. Если кто-то провоцирует спонтанно, будь то файеры или драки, фанатские объединения, с которыми работают клубы, внутри себя делают так, чтобы обеспечить максимальный порядок.
Повторюсь: речь идет об ущемлении прав людей – болельщиков и не болельщиков путем введения какой-то непонятной структуры, которая дает оценки. Это не суд, не какая-то инстанция, которую можно оспорить. Тебе просто могут отказать без объяснения причин. Тем самым порождается масса не то что коррумпируемых действий, а действий субъективного толка. Они абсолютно не обсуждаются. Просто таким образом мы привносим дискомфорт в правовых отношениях людей.
Вот, Иванова Ивана Ивановича исключили, отказали ему в получении Fan ID. Где объяснение? Где апелляционная инстанция? Нет. Мы же говорим не только о футболе. Это и хоккей, и баскетбол, и спортивная гимнастика, это весь спорт.
«Внятную позицию за Fan ID мы не услышали – просто административно продавили закон»
– Есть ли надежда, что ваш законопроект рассмотрят и утвердят? Или же можно сойтись на отсрочке вступления в силу?
– Наша задача – поставить эту тему на широкую дискуссию с привлечением профессионального сообщества, спортивного сообщества, представителей фан-объединений, спортивных болельщиков. Любой законопроект должен проходить через обсуждение гражданского общества. Мы рассчитываем как минимум подискутировать, услышать позицию «за» или «против», потому что пока мы внятную позицию «за» не услышали. Просто административно продавили в первом чтении, втором и третьем.
– СМИ уже сообщили, что Правительство РФ не поддержало законопроект об отмене Fan ID. Стоит ли верить этой информации?
– Если сегодня внесли законопроект, кто собирал Правительство? Мы не собирались, не обсуждали. Я не слышал позицию Министра спорта, Министра внутренних дел. Кем подписано отрицательное заключение? Я пока не видел, только от вас услышал.
– Когда планируется первое собрание?
– Что мы сейчас будем за Правительство говорить? Мы исходим из пожелания спортивной, болельщицкой общественности. Мы внесли законопроект, дальше хотим привлечь общественность к широкому обсуждению. В том числе представителей Правительства. Пусть они выскажут свою позицию, на чем основано отрицательное заключение.
– Если отмены добиться не удастся, верите ли вы в возвращение активных болельщиков со временем на стадионы?
– Наша задача – отстаивать интересы людей. Мы сами являемся болельщиками, мы будем смотреть разные варианты. В конце концов, можно внести поправки в принятый закон об отмене Fan ID на внутренних спортивных мероприятиях, оставить на широких мероприятиях. Разные варианты могут быть. Просто необходимо подходить разумом, без желания выпрыгнуть из штанов по каким-то сиюминутным настроениям.