Борьба против России? Как ISU собирается изменить фигурное катание

Кубок Первого канала по фигурному катанию перенесён на неопределённый срок, на чемпионат мира и ближайшие международные старты наши спортсмены не поедут из-за запрета Международного союза конькобежцев (ISU).

В сложившейся ситуации не остаётся ничего другого, кроме как устремить свои взоры в будущее, которое может очень сильно измениться. На конгрессе ISU, который состоится в июне 2022 года в Пхукете, может быть введено немало коррективов, кардинально меняющих фигурное катание. Metararings.ru рассказывает о главных из них.

Камила Валиева
Камила Валиева

Не первый год в повестке конгресса ISU стоит вопрос о поднятии возрастного ценза. Норвежская федерация конькобежцев ещё в ноябре 2019 года заговорила о том, что необходимо провести изменения в этом направлении. Однако в 2020-м и 2021-м годах конгресс ISU не состоялся из-за коронавирусной инфекции. Впрочем, это обстоятельство нисколько не сказалось на настрое норвежцев. Они в третий раз внесли в повестку конгресса организации вопрос о поднятии возрастного ценза. И в Пхуете этот вопрос наконец будет рассмотрен.

Но они – не единственные, кто выступил с этой инициативой. Совет Международного союза конькобежцев предложил поэтапное поднятие возрастного ценза в фигурном катании. И их голос может иметь в этом вопросе определяющее значение.

Совет ISU выступил с инициативой поднять возраст выхода фигуристов во взрослые соревнования до 17 (сейчас можно выходить в 15 лет). При этом они отмечают, что переход должен происходить плавно, поэтапно.

Таким образом, в сезоне-2022/2023 возраст останется неизменным, в сезоне-2023/24 планка поднимемся до 16 лет, а уже в сезоне-2024/25 достигнет своей финальной точки – 17 лет.

Такой поэтапный переход необходим для того, чтобы спортсмены могли избежать физических и ментальных проблем. Условно, спортсмены, которые уже вышли во взрослые соревнования, не должны возвращаться в юниоры.

Кого в первую очередь коснётся это изменение? Конечно же, юных и талантливых российских фигуристок. Даже, актуальность вопроса с отстранением России от мирового спорта падает, но всё это было задумано задолго до бана.

Наши 15-летние (в основном) спортсменки вот уже на протяжении нескольких лет доминируют в женском одиночном катании. Вряд ли после поднятия возрастного ценза ситуация кардинально изменится. Как сказала заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова, у нас есть сильные фигуристки в любых возрастах. И это действительно так. Но к 17 годам юниорки будут подходить к соревнованиям явно не в той форме, в которой были несколько лет назад.

К тому же, уже есть конкретный пример российской фигуристки, которая очень сильно пострадает от возможных нововведений ISU. Одарённая ученица Этери Тутберидзе Софья Акатьева, которая уже сейчас в одной программе может исполнять по несколько четверных прыжков и тройной аксель, даже без отстранения всех россиян не смогла бы выйти во взрослые соревнования в следующем сезоне из-за правил, в которых говорится, что на момент 1 июля текущего года спортсменам должно исполниться 15 лет.

Ей к этому моменту 15 лет не исполнится. Таким образом, её первый взрослый сезон может состояться только в 2026 году, то есть через четыре года. Это очень большой срок для фигуристок нынешнего поколения.

Поднятие возрастного ценза кардинально изменит фигурное катание. Нашим фигуристкам, скорее всего, удалось бы длительное время лидировать на мировой арене, однако зрелищность, сложность программ очень сильно пострадали бы из-за этого.

Ещё один важный момент, на который стоит обратить внимание – это сокращение компонентов. В скором времени вторая оценка может быть сокращена с пяти до трёх. Скорее всего, из имеющихся протоколов будут исключены пункты «связующие элементы» и «интерпретация музыки». Неизменными останутся «уровень катания», «представление» и «композиция».

Почему это важно? Дело в том, что на данный момент общая оценка складывается из двух показателей. Техника (прыжки) и компоненты (композиция, представление и всё, что перечислено выше). Даже в нынешних реалиях техническая оценка была преобладающей. После введения правила о сокращении компонентов техническая оценка может стать ещё весомее.

Однако не стоит думать, что вторая оценка вообще утратит значение, а итоговые баллы фигуристов будут значительно ниже. Это не так. Изменения будут небольшими, однако в случае введения изменений действовавшие ранее рекорды перестанут быть действительными.

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание – это желание ужесточить правила переходов из одних федераций в другие. С этой инициативой выступила России. И это не просто так.

Отток из нашей сборной был очень высок и до отстранения россиян от международных соревнований, а после – вряд ли сократится. Только перед олимпийским сезоном из сборной России в другие сборные перебралась целая группа фигуристов. Анастасия Губанова присоединилась к команде Грузии, Мария Талалайкина пыталась перейти в сборную Италии, Владислав Самойлов теперь представляет команду Польши, Егор Мурашов – Швейцарии, Леонид Свириденко – Чехии.

А сколько бывших российский спортсменов уже выступают за другие сборные – просто не счесть. Команды Азербайджана, Украины, Белоруссии – где только нет вчерашних россиян.

Такой сильный отток связан с объективными причинами. В нашей стране огромная конкуренция. Пробиться в сборную страны – это почти миссия невыполнима. Поэтому, чтобы иметь хоть какую-то возможность выступать на крупных международных турнирах, а не кататься только по этапам Кубка России, некоторые фигуристы прибегают к смене спортивного гражданства. Для многих это реально единственный выход для того, чтобы выйти из тени.

Но стоит сказать, что нашим спортивным чиновникам не очень нравится такой подход. Они зачастую с большим нежеланием расстаются со своими спортсменами. И это с учётом того, что у сборной России довольно длинная «скамейка», а некоторые претенденты на смену гражданства совсем ноунеймы (при всём уважении).

Конечно, никто не хочет, чтобы собственные спортсмены через некоторое время становились прямыми конкурентами. Например, на последнем ноябрьском этапе Гран-при в Сочи представляющий теперь сборную Грузии Морис Квителашвили обошёл лидеров сборной России. Однако так происходит не всегда.

Что предлагала Россия? Обязать спортсменов, которые получают разрешение на переход, затем отбыть 12 месяцев карантина с момента своего последнего турнира.

Если бы эта инициатива была озвучена российской стороной до известной спортивной (и не только) изоляции, то интересы наших спортивных боссов показались бы очень логичными. Наверняка найдётся немало российских спортсменов (фигуристов, в частности), которые в силу дискриминации по всем фронтам в отношении России, могут задуматься о смене гражданства. И дабы обезопасить себя от ещё большего оттока, федерация могла пойти на такой шаг.

Но проблема в том, что предложение было включено в повестку конгресса ранее. Вряд ли пару недель/месяцев назад кто-то мог рассматривать этот вопрос под этим углом. Впрочем, сейчас эта тема стала вдруг очень актуальна в первую очередь для нашей федерации.

Следующее возможное изменение также касается юниоров. Венгрия предложила увеличить количество стартов. С одной, это потрясающая идея. У юниоров действительно очень мало больших международных соревнований в сезоне. Если быть точным их всего два: финал Гран-при и чемпионат мира.

Если предложение всё-таки будет принято, то в расписание встанет ещё чемпионат Европы и чемпионат четырёх континентов. Казалось бы, наконец у юниоров теперь появится хорошая спортивная практика на больших стартах, которой им так недоставало.

Но, с другой стороны, давайте вспомним, сколько из имеющихся состязаний для юниоров было проведено с 2020 года. Ответ: ноль. В такой ситуации возникает вопрос: зачем вводить новые соревнования, вести подготовку к ним, если ISU в любой момент может отказаться от них? Конечно, можно создать иллюзию активной работы, какого-то прогресса и развития, но если всё это будет стоять на месте, то смысла в этом не будет никакого.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте