Трёхкратная олимпийская чемпионка по лыжным гонкам Юлия Чепалова в интервью Metaratings.ru прокомментировала неудачное выступление российских спортсменок на этапе Кубка мира в норвежском Лиллехаммере и поделилась мнением, как лучше подготовиться к Олимпиаде в Пекине, которая пройдёт на серьёзной высоте.
– Вы выиграли спринт в Солт-Лейк-Сити на Олимпиаде – это была очень большая высота, по сравнению со всеми другими Играми, гонками, чемпионатами мира. Там после победы вы сказали мне в интервью, что тренировались очень много в горах, взбирались очень высоко, чтобы подготовиться к Олимпиаде. Как вы считаете, насколько сейчас важно делать то, что вы сделали тогда? Или все-таки подготовка должна быть другой? На Играх в Пекине средняя высота 1700 метров, но в Солт-Лейк вы поднимались в гонках и на 1800. В Китае будет очень ветрено, там будет тупой перемороженный снег во многом потому, что песок наметается на трассу. Скольжение будет тупое…
– В принципе, как и у нас на Дальнем Востоке, в Комсомольске, там тоже такая ситуация. Я уже не помню свои ощущения в Солт-Лейк-Сити так сильно, но для подготовки к таким условиям в гонках нужно брать высоту выше и спускаться ниже, нежели обратный вариант, когда ниже берешь высоту и поднимаешься в гонки наверх. Это чревато тем, что можно попасть в гипоксическую яму. Либо готовиться четко на этой же высоте, где будут Игры, создавать точно такие же условия. Если ветрено, будет еще тяжелее. Ну тут уж надо терпеть и бороться, не пойдешь против природы же.
– Сейчас этап Кубка мира проходит в Лиллехаммере на не совсем обычном кругу, на биатлонной трассе, где пологие длинные подъемы, много равнины. Наши девчонки в спринте остановились на стадии четвертьфинала. Это следствие того, что они много тренировались в горах? Из-за этого происходит западение скорости?
– Нет, я думаю, что у людей есть цель, они готовятся к Олимпиаде, а не к отдельным кубковым гонкам. В принципе, я считаю, что это норма, они просто не могут пока разогнаться. Это одна из версий. Насколько я слышала, у них сейчас очень хорошая подготовка. Просто еще загруженность, ничего страшного, бывает. Они же не последние места заняли. Когда последнее место занимаешь, тогда говорят, что «увы, не сезон...» А когда где-то там «болтаешься в очках», то потихоньку-потихоньку соберется человек, разгонит свою небольшую загрузочную массу.
– Елена Вяльбе сказала, что она в шоке от результатов наших спортсменок. Насколько это действительно шок? Или она погорячилась?
– По взмаху волшебной палочки ничего не бывает. Если девочки готовятся непосредственно к Олимпиаде, значит они загружены и нужно проработаться до главных соревнований. Нужно соревноваться! Нагрузка во время соревнований не такая тяжелая. Более эмоциональная, но все равно уменьшенная, чем в тренировках…
Я всегда говорила: после загрузки соревнования не так воспринимаются, ты отдыхаешь и группы мышц отдыхают. Понятно, качества скоростные, но это совершенно другое. Когда ты полностью загружен, чувствуешь себя как в коробке, а на соревнованиях разгружаешься и эмоционально, и физически – меньше тренировок, больше эмоций. Поэтому в любом случае они просто разгоняются.
– Насколько шок Вяльбе оправдан в данной ситуации?
– Думаю, она просто так сказала, потому что она, как элитная спортсменка, знает, что такое загрузка. Рановато делать выводы…
– Поторопилась? Просто она написала Легкову, который комментирует гонку, что она в шоке от выступления девчонок.
– Опять же, возьму сферу, чем я занимаюсь – акробатический рок-н-ролл. Выходишь на соревнования, и от старта к старту: все лучше и лучше, форма так же. Допустим они у меня полгода тренировались, первое соревнования вообще никак, второе – лучше, и дальше все выше и выше. Так же и здесь. Они просто набирают со временем.
– Спортсмены-соперники однако показывают высокие скорости, те же шведки творят непонятно что со скоростными качествами.
– Другая подготовка, вот и все. И цели, может быть, тоже…
– Шведские спортсмены в последнее время показывают головокружительные скорости, хотя тренировки те же: тоже тренировались на высоте 3000 метров в Валь Сеналесе, но у них нет западаний, как у нас.
– Разная подготовка, еще раз говорю. Надо понимать, на что тренер делает ставку: если длинные гонки, где мы увидим то, что сейчас; если спринт, где взрывные скорости – там другая подготовка и цели. Но со своей стороны скажу, что лучше бегать длинные гонки и иногда выступать в спринте, чем наоборот.
– Вы начинали свою олимпийскую эпопею с победы на длинной гонке, а ближе к концу карьеры были успехи в спринтах. Это как раз то, о чем вы сказали?
– Да. Но у меня всегда был акцент на длинные дистанции.