В августе в Москве отгремел чемпионат мира по пляжному футболу. Домашний турнир выиграла сборная России, а ее игроки наконец получили то внимание, которого они заслуживают. Для многих этот титул – далеко не первый, в том числе для Юрия Крашенинникова.
Теперь уже трехкратный чемпион мира забил один из мячей в полуфинале со Швейцарией и оформил дубль в ворота японцев в финальном матче. В большом интервью Metaratings.ru 36-летний защитник «Кристалла» рассказал, как попал в пляжный футбол, чем отличается система оплаты в этом виде от большого футбола и в красках вспомнил о победе на московском чемпионате.
«Нам кидали мячик со словами: «Потренируйтесь, потом мячики занесите»
– Ваша мама занималась спортивной гимнастикой, отец – боксом. Как вы попали в футбол? Не было мысли пойти по стопам отца?
– У меня есть старший брат, который на 9 лет меня старше. Он занимался триатлоном и очень любил играть в футбол на любительском уровне с друзьями. Ему огромное спасибо за то, что в 7 лет он привел меня в «Зенит», меня приняли, и я начал заниматься футболом. И, конечно же, не помню, со скольки лет, я везде во дворах бегал с мячиком. Видимо, родители и я сам хотели, чтобы я занимался футболом, поэтому отвели меня в секцию. Других вариантов с видом спорта, видимо, не было: я всегда был с мячом, поэтому выбор и пал на футбол.
– Вы начали играть в «Зените» у Вячеслава Булавина. Окончили футбольную школу «Московская застава». Почему не получилось закрепиться в большом футболе?
– С «Московской заставой» был очень интересный случай. В последний выпускной год от нас ушел наш тренер Дмитрий Степанников. Он ушел к 1988 году. Нашу команду после ухода Степанникова никто не возглавил, за нами просто приглядывал тогдашний президент «Московской заставы». Нам кидали мячик со словами: «Потренируйтесь, потом мячики занесите и по домам разъедетесь».
В «Московской заставе» я даже не доиграл полсезона. Вообще было сложно засветиться, у меня не было агентов и никаких предложений. После друг позвал меня в только образовавшуюся команду «Коломяги». Они построили новый стадион на Удельной с новым полем, травой. Были идеальные условия, но они начинали играть со второй лиги Санкт-Петербурга. Я пошел играть туда, забил 30 голов за полсезона. Но это вторая лига города и понятно, что ее никто не просматривает.
Были варианты остаться в «Коломягах», но у меня уже были другие интересы. Да, я продолжал играть во дворах, мне доставляло это удовольствие. Конечно, многое решают агенты, которые вытаскивают игроков в клубы, дающие шансы футболистам. У меня такой возможности не было, поэтому я подостыл к этому.
– В пляжный футбол вы пришли в 2008-м. Как вы попали именно в пляжный футбол?
– Я играл во дворе, и меня позвали играть в мини-футбол. Играл в любительских турнирах, после меня заметили, и я попал на полупрофессиональный уровень. «Политех» тогда совмещал участие в Суперлиге и чемпионате Санкт-Петербурга по мини-футболу. Мы благополучно их обыгрывали. У нас была хорошая, сильная команда.
К сожалению, она распалась, но после этого ко мне подошел президент федерации пляжного футбола Санкт-Петербурга и президент на тот момент чемпионов России команды «TIM» Сергей Васильевич Нечаев и предложил попробовать себя в пляжном футболе. Зимой они играли в мини-футбол, принимали участие в соревнованиях, а с открытием сезона пляжного футбола переходили на песок. В команде «TIM» я попробовал, что это такое.
«Мы получаем премиальные за выполнение задач, а не за матчи. Если бы в большом футболе платили миллион, а 100 млн – премиальных, они бы костьми ложились»
– Почему пляжный футбол не так интересен, как большой футбол? Вам не обидно, что у вас не получилось заиграть в большом футболе, но зато получилось в пляжном?
– Я рад, что так все получилось, и ни о чем не жалею. Я абсолютно счастлив. Да, у нас, у пляжников, нет огромных квартир и крутых тачек, но мы чемпионы мира и горды этим. Большой футбол более развит в различных странах, конкуренция там намного выше. Пляжный футбол тоже не стоит на месте, он очень сильно развивается. Если раньше были 1-2 явных фаворита, то сейчас половина участников чемпионата мира претендует на титул. Если в 2019 году вице-чемпионом мира по пляжному футболу стала сборная Италии, то на чемпионат мира в Москве она даже не отобралась. Конкуренция сумасшедшая.
– Мне рассказывали, что у игроков в пляжный футбол есть доход на стороне. Вы чем-то занимаетесь, помимо пляжного футбола?
– Не знаю про всех, но заработок у 80-90% игроков – это пляжный футбол. У нас тренировки каждый день, и мы думаем только о пляжном футболе. Конкретно у меня дохода со стороны нет. Это очень сложно, надо этому время уделять. Должен быть какой-то капитал для того же бизнеса, но пока такой возможности нет. Надеюсь, что еще получится.
– Почему в пляжном футболе мы доминируем, а в большом даже из группы на чемпионате Европы выйти не можем?
– Мы получаем премиальные не за матчи, а за выполнение определенных задач. Мы отобрались на чемпионат мира – получили премию. Это наши деньги, мы на них живем, кормим семью. В большом футболе все по-другому. Если бы они получали миллион в месяц, а за выполнение задачи получали 100 миллионов, то они бы костьми ложились. Ни в коем случае я не скажу, что они не выкладываются по максимуму. Желаю им только удачи.
– Как вы считаете, почему наши обычные футболисты в малом количестве играют в Европе?
– Раз они туда не стремятся, значит, их здесь все устраивает. Они играют дома, в России, им хорошо платят. При этом зачем брать приезжего иностранца, если уровень игрока в условной Италии такой же, как у него. Легионеры в Европе должны быть сильнее своих игроков.
К нам приезжают бразильцы в «Кристалл», у них уровень очень высокий. Они индивидуально очень сильны. Да, может быть, тактически они не очень обучены, но обыгрыш, техника, скорость у них на высоком уровне.
И те же бразильцы переживают из-за контракта, они там пыхтят, работают. На одно место иностранцев 20-30 претендуют. Они мечтают играть у нас в России, потому что здесь высокий заработок и условия. В Бразилии им такое не могут предложить.
– А как обстоят дела с нашими пляжниками в Европе? Много ли их там?
– В России хорошие условия по меркам пляжного футбола. Мы все находимся на контрактах. Все чемпионаты проводятся в одни сроки. Чтобы там играть, надо уезжать на постоянной основе. Подписывать контракт на 3 года, уезжать в Италию и жить там. Но это большие траты для итальянских, испанских клубов. Я думаю, что скоро что-то изменится, и мы будем ездить. Бразильцы же уезжали в Италию, успели там поиграть.
«Локомотив» не мог взять всех игроков, и я играл против него за «Коринтианс». Попал в перекладину и вижу взгляд президента: «Что ты делаешь?»
– Вы поиграли за российские команды TIM, IBS, «Локомотив», «Кристалл». Но в 2012 году вы четыре матча сыграли за бразильский «Коринтианс». Как вы попали в бразильскую команду?
– Тогда действовала система драфтов выбора игроков. «Локомотив», в котором я тогда играл, поехал на клубный чемпионат мира, и он не мог взять всех игроков. Егор Еремеев, Дима Шишин, Андрей Бухлицкий играли за «Барселону». Меня взял «Коринтианс», потому что там был мой друг по прошлой команде IBS. Они меня вызвали, и я поехал один-одинёшенек играть за «Коринтианс».
Был интересный момент в матче «Коринтианса» против «Локомотива». У меня не было поставленной задачи забивать, близко к воротам подбегать. Помню, как ударил по воротам, попал в перекладину. На трибуне недалеко от ворот сидел президент «Локомотива» Виталий Анатольевич Погодин. Я увидел взгляд: «Что ты делаешь? Куда ты бьешь?» Выступление в «Коринтиансе», хоть и всего четыре матча, это грандиозный опыт. Бразильский тренер, другой тренировочный процесс, другие условия. Очень большие отличия от российских команд.
– Есть какие-то схожести между российским пляжным футболом и бразильским?
– Все знают, что бразильцы не любят физподготовку. Они ее ненавидят и избегают ее по максимуму. Они стараются мяч хватать, чеканить и что-то показывать с мячом. Бразильцы в «Кристалле» чаще всего приезжают к началу сезона. Зимой их в команде нет, зимой мы тренируемся с русскими. Зимой мы бегаем, а когда приезжают бразильцы, у нас больше тренировок становится именно с мячом. Да, есть нагрузки, без них тренировок не бывает, но они проводятся больше с мячом, поэтому бразильцы не так ноют.
У бразильцев очень профессионально развито тейпирование. Приходит специальный человек с чемоданчиком, все замеряет, нарезает, затягивает, обтягивает. У бразильцев в штабе очень много специалистов, в отличие от наших штабов.
«Второе место было бы для нас кошмаром, провалом»
– Вы выиграли свой третий чемпионат мира. Какие эмоции у вас были после финального свистка?
– Было какое-то опустошение, потому что мы играли дома. Я видел каждого болельщика, кто писал в сетях, кто был на трибунах – насколько они жаждут и хотят нашей победы. Самое главное было – выиграть для своих болельщиков, доставить им радость. Я представить даже не мог второе место, потому что для нас это было бы кошмаром, провалом.
Я доволен, что мы тех же португальцев догнали по количеству титулов. Надеюсь, что этот титул даст толчок к развитию, о нас будут больше говорить.
Президент «Кристалла» Олег Петрович Баринов сказал, что у ФИФА есть программа по строительству стадионов. Надеюсь, что в разных городах построят стадионы. Не обязательно для пляжного футбола, потому что арены можно переоборудовать и под волейбольные, гандбольные площадки и другие виды спорта. Это даст развитие в регионах, чтобы в Суперлиге было больше клубов и больше детишек занималось футболом.
– Как вас поздравила семья, друзья?
– Всем большое спасибо за поздравления. Все по-разному поздравляли. Жена, мама были на трибуне, детишки смотрели матч по телевизору с бабушкой и дедушкой. Было очень много поздравлений.
– А какое самое необычное поздравление было?
– Присутствие жены на матче и первое поздравление именно от нее.
– Чемпионат мира хотели перенести в другую страну, а сборная России из-за санкций WADA выступала без флага и гимна. Каково вам было в своей стране выступать без гимна и флага?
– Мы старались об этом не думать, думали об игре и результате. Конечно, когда играет гимн, ты еще больше заводишься, смотришь на трибуны и поешь вместе с ними. Это было бы что-то с чем-то, особенно после финального свистка, при вручении. Но это что-то новое было для нас. Конечно, было обидно, но на Олимпиаде вообще зрителей не было. Спасибо большое организаторам, людям, которые добились того, чтобы чемпионат мира в России состоялся и на него попали болельщики.
«Мы в последние годы всегда обыгрывали бразильцев, но не могли стать чемпионами»
– Сборная России не очень уверенно начала свой путь на чемпионате мира. За счет чего команда собралась и выдала такой прекрасный результат?
– Первый матч был очень нервозный, потому что многие ребята первый раз участвовали на таком турнире при своих болельщиках. Опытные ребята тоже сильно волновались за результат, потому что он давил с первого матча. После стало полегче, все адаптировались. Удачно все сложилось, что мы от матча к матчу прибавляли. Если ты покажешь свой максимум в первых двух матчах, то потом будет трудно.
– Когда узнали, что не нужно будет играть с бразильцами, обрадовались? Ваш коллега Антон Шкарин сказал, что те, кто обыгрывают бразильцев, чемпионами не становятся.
– Так и есть. Это тенденция последних лет. Мы в последние годы всегда обыгрывали бразильцев, но не становились чемпионами мира. Это крайне обидно: как можно обыграть лучшую команду турнира, главного фаворита и не стать чемпионом? На такие матчи всегда уходит много сил, эмоций. И иногда может показаться, что вроде ты обыграл Бразилию, осталось парочка матчей – и ты чемпион. А нет, все не так.
– Но обрадовались?
– Да нет, потому что до конца не было понятно, с кем мы играем, на кого попадаем. До последнего тура в группе не было понятно, кто выйдет в плей-офф. Мы думали об игре. Мы матчи бразильцев смотрели, особенно я следил за игроками «Кристалла». Да, что-то не получилось, но это они уже будут разбираться, какие у них проблемы.
«Счет 3:5, времени мало, но трибуны нас гонят! Мы оглянулись друг на друга: «Что такое? Почему? Надо что-то сделать!»
– Сборная Швейцарии не приехала бы на ЧМ, если бы не отказ сборной Украины от участия. Как вы отнеслись к этому? Потерял ли чемпионат мира серьезного соперника?
– Швейцария ничем не уступает Украине. По игре это равные соперники. Украина всегда нам доставляет неприятности в пляжном футболе. Сборная Дании выиграла чемпионат Европы 1992 года, хотя не должна была на него вообще ехать. Такие команды приезжают раскрепощенными и показывают свой максимум. Когда мы смотрели отборочные матчи, уже ходили слухи, что Украина откажется от участия на чемпионате мира в Москве. Жалко ребят, штаб, всех, кто готовил ребят. Это очень обидно. Но здесь ничего не поделаешь.
– Можно ли назвать тот самый полуфинал со Швейцарией условным финалом чемпионата мира?
– Если честно, когда мы играли со Швейцарией, а в другом полуфинале играли Япония и Сенегал, понимали, что если пройдем Швейцарию, то в финале будет легче, чем в полуфинале. Япония и Сенегал уступали по уровню Швейцарии. Можно назвать матч со Швейцарией «скрытым финалом». Но я бы отметил матч с Испанией – там много эмоций ушло, было много удалений.
Мы сильны характером, очень часто выбираемся из сложных ситуаций. В 2013 году у нас был матч со Швейцарией на Межконтинентальном кубке, который мы выиграли в дополнительное время 11-10. Мы играли вшестером, в середине матча остались без Егора Еремеева, и впятером вытащили эту игру.
Перед матчем со Швейцарией мы говорили, что в отсутствии Макарова и Папоротного ничего страшного нет. В Парагвае мы против бразильцев тоже играли без Папоротного и Макарова, но смогли выиграть. Каждый в составе – это боевая единица.
– Что почувствовали после победы над Швейцарией?
– Задача была попасть в финал, обрадовать весь стадион. После сирены все запрыгали на своих местах от счастья – это самое главное для нас. Спасибо огромное болельщикам, что гнали нас вперед даже при счете 3:5. Вроде и времени мало остается, и счет 3:5, но трибуны нас гонят! Мы оглянулись друг на друга: «Что такое? Почему? Надо что-то сделать!» И на характере смогли вернуться в эту игру.
«Чтобы попасть к Путину, нужно отсидеть недельный карантин, а у нас стартует Евролига»
– Если подводить итог чемпионата мира, как вы оцените этот чемпионат мира для себя?
– Я не люблю переходить на личные вещи: кто-то хуже, кто-то лучше. Все здорово сыграли. У меня была травма, я не мог принимать участие. Хорошо, что ребята без меня справились в напряженных матчах и смогли победить. С Японией я не играл, с США сыграл один тайм, с Парагваем сыграл два из трех. Если бы меня выпустили на все таймы, то я мог надорваться еще хуже и тогда бы закончил выступление на чемпионате мира на ранней стадии. Все играли друг за друга.
– Владимир Путин приглашал команду к себе?
– Я слышал, что об этом были разговоры. Но, чтобы попасть к нему, нужно отсидеть недельный карантин, а у нас 7 сентября уже стартует Евролига, мы улетаем в Португалию. Может быть, потом попадем. 3 сентября ребята пошли на прием к мэру Москвы.
– Вы хотели закончить карьеру. Это правда?
– Не хотел. Я не знаю, откуда пошел такой слух. У меня про это в каждом интервью спрашивают. Да, есть какие-то проблемы. Но Антону Шкарину почти 39 лет, и он в прекрасной форме, не собирается заканчивать. Все еще впереди. Мы планируем пойти в тренерскую деятельность, продолжать развивать пляжный футбол, но пока планов заканчивать у меня нет. Будем двигаться дальше.
– То есть за четвертым титулом чемпиона мира?
– А представляете, если мы еще в Олимпийские игры попадем? Если пляжный футбол включат в состав Олимпийских игр, то я сразу на тренировку поеду.
– Самбо, например, долго боролось и добилось признания олимпийским видом спорта. Как обстоят дела с пляжным футболом?
– Я мало что знаю, но пляжный футбол сильно развивается. Женские турниры же проводятся и в России, и Лига Чемпионов среди женских клубов уже существует. Хотелось бы попасть на Олимпиаду. Конечно, еще туда отобраться надо. Я не представляю, какой будет жесточайший отбор. Хотя, может быть нас, как чемпионов мира, без отбора возьмут. Это было бы здорово. И, конечно же, хочется попасть в тройку, чтобы получить машинку хорошую (смеется), чтобы жене подарить. Но это шутка, сам буду ездить.
– За какими видами спорта вам удается следить вне пляжного футбола? Теннис, большой футбол, хоккей?
– Теннис не очень, у меня его мама смотрит сутками. Я не знаю, как его можно смотреть, когда по четыре часа мяч летает «туда-сюда». На Олимпиаде, когда наши играли, мы, конечно, смотрели, болели за них. Удается на «Зенит» ходить, меня туда много знакомых приглашают. На СКА тоже хочу. Конь-огонь – топ, большой ему привет. Если есть время, с семьей ходим и сам стараюсь приходить. Конечно, болею за «Зенит» и СКА.
***
Любимой команде Юрия Крашенникова в большом футболе 11 сентября предстоит непростой домашний матч с «Ахматом» в рамках РПЛ. Аналитики букмекерской компании «Фонбет» , впрочем, считают «Зенит» безоговорочным фаворитом и выдают на победу петербуржцев коэффициент 1,35 . Ничья или же выигрыш гостей оцениваются, соответственно, кэфами 5,40 и 8,00 .
Поставить на РПЛ с бонусом