Радослав Батак – экс-защитник сборной Черногории и бывший футболист «Динамо», с которым «бело-голубые» громили «Зенит» со счётом 7:1, сменили за три года пять тренеров и пачками привозили португалоговорящих футболистов. Перед нашествием звёзд он успел провести за московский клуб более 60 матчей, в том числе с капитанской повязкой.
Получить бонус для ставок на «Динамо»Последние шесть лет Батак тренирует самостоятельно, а в свободное время играет в благотворительных матчах с Роналдиньо, Фигу, Пуйолем, Саморано и Корчагиным и планирует стажировки в топовых футбольных странах. В большом интервью Metaratings.ru Радослав рассказал:
- в чем Эракович круче Бабича;
- как он вместе с Эриком Корчагиным сыграл с легендами футбола;
- насколько ужасными были условия на базе «Динамо», где жили мыши;
- мог ли матч «Динамо» против «Торпедо-Металлург» в 2003 году быть договорняком;
- как не поладили Гржебик с Канчельскисом и подрались Точилин с Корчагиным.
«Я добивался зоны еврокубков с «Радничками» и «Воеводиной». Готов принять российскую команду»
– Радослав, о тебе давно не было слышно в России. Чем занимаешься сейчас?
– Сейчас я без работы, поэтому стараюсь не сидеть на месте. Много летаю по Европе, чтобы смотреть футбол вживую. Буквально за день до интервью вернулся из Италии. На следующий месяц планирую слетать в Испанию и Германию, чтобы стажироваться в нескольких клубах Ла Лиги и Бундеслиги.
– Почему тебя месяц назад уволили из «Воеводины», с которой ты попал в Лигу Конференций?
– Я принял «Воеводину» в феврале 2023-го, команда шла на шестом месте и уже не было возможностей привести новых игроков. Нам удалось вывести на пик формы многих футболистов, в том числе из академии, и сделать прибыль на продажах летом. «Воеводина» закончила сезон в зоне еврокубков. А затем, как это в Сербии часто и бывает, у команды просто не было цели на сезон.
– Это как?
– Я перед началом нового чемпионата написал письмо руководству «Воеводины», попросил чётко озвучить цели на сезон. Чтобы было понимание, какой нам нужен бюджет, какими силами мы будем добиваться поставленных задач.
Прошло время, начались сборы, после чего руководство каждую неделю меняло задачи. Сначала мне говорят, что нужно наигрывать молодых игроков для будущей перепродажи, тем самым ясно дают понять, что усиления ждать не стоит.
Затем мы попадаем в Лиге Конференций на АПОЭЛ. Руководство клуба раздаёт интервью и говорит, что мы фавориты пары. Как «Воеводина» может быть фаворитом, если бюджет АПОЭЛа в три раза больше, чем наш?
– Возможно успешно раскручивать молодёжь и при этом регулярно побеждать, если ты не тренер «Аякса» или «Бенфики»?
– Очень сложно. Конечно, в «Воеводине» начинали многие футболисты топ-уровня от Синиши Михайловича до Сергея Милинковича-Савича и Душана Тадича. Но сейчас в клуб молодым футболистам тяжело пробиться. Это нужно делать постепенно и с умом. Вместе с матчами против АПОЭЛа в чемпионате нам предстояли игры с «Партизаном» и «Црвеной Звездой». Мы проиграли все четыре матча и клуб со мной расстался. Это несправедливо, учитывая, что при мне клуб достиг рекордной беспроигрышной серии.
– Готов рассмотреть предложение из России?
– Я добивался зоны еврокубков с «Радничками» и «Воеводиной», у обоих клубов достаточно скромный бюджет. Хоть российские команды сейчас не играют в еврокубках, поехать работать в Россию было бы отличным вызовом и опытом для меня. Будучи футболистом, мне очень нравилось играть в РПЛ. С радостью бы вернулся в новой роли.
– Расскажи о своей тренерской философии.
– Приведу слова легенды баскетбола Желько Обрадовича: «Всё начинается от обороны». Но я считаю, что оборона начинается от нападающих. Я люблю играть в высокий прессинг, моя философия – поднять команду высоко и обороняться от ворот соперника, постоянно лишая пространства.
У меня нет любимой схемы, всё зависит от качества состава. Например, я пришёл экстренно в «Воеводину», у меня не было возможности навязывать футболистам свою философию, они бы просто не выполнили мои требования. Зачастую нужно быть гибким и подстраиваться под все кадровые проблемы. Тренеру нужен минимум год, чтобы выстроить что-то своё.
– Кто сейчас из футболистов чемпионата Сербии мог бы усилить ведущие клубы РПЛ?
– Среди молодых выделю Стефана Митровича из «Црвены Звезды». Мы с ним работали, уверен, что у него отличное будущее. В «Воеводине» есть Деян Зукич – это прогрессирующий 22-летний атакующий полузащитник. На самом деле, в Сербии полно талантливых ребят.
– «Зенит» подписал Страхиню Эраковича, «Спартак» – Срджана Бабича. Кто из них сильнее в центре обороны?
– Бабич всё-таки опытный футболист, а Эраковичу прогнозируют большое будущее, он талантливее Срджана и ещё не достиг своего пика.
– В ЦСКА есть связка сербов Милан Гайич и Саша Зделар. Что можешь сказать об этих футболистах?
– Конечно, болельщики ЦСКА привыкли к большим игрокам вроде Милоша Красича и Зорана Тошича, но они играли в атаке. Гайич – это хороший крайний защитник, способный подключаться в нападение и делать неплохие подачи с фланга. Зделара могу сравнить с Рахимичем, оба опорники, только у Саши ещё есть неплохой удар.
«Меня спросили, кого из русских можно пригласить на матч с участием Роналдиньо, Фигу и Пуйоля. Я предложил Корчагина»
– 20 лет назад ты попал в российский футбол. Как впервые узнал об интересе «Динамо»?
– Это было зимой 2003-го. На игру «Воеводины» приехал Александр Петрашевский (прим. Metaratings.ru – экс-спортивный директор «Динамо»). Я его запомнил очень порядочным и спокойным человеком. Они работали вместе с президентом клуба Юрием Заварзиным, им удалось создать очень хорошую команду. Мы в том сезоне шли на втором месте к большому перерыву.
– Клуб предоставил тебе жильё?
– Мне дали квартиру на Тверской-Ямской, в двух станциях метро от стадиона «Динамо». Было очень удобно. Ко мне приезжала моя будущая жена в свободное от учебы в университете время. Она – стоматолог, сразу же влюбилась в Россию. Эти три года в Москве были замечательными для нас.
– Что в России удивило больше всего?
– С негативной стороны – пробки. С положительной Москва меня удивила большим количеством церквей, очень красивое и понятное метро.
– Кто тебе помог быстрее освоиться в «Динамо»?
– Первое время сильно помогали Эрик Корчагин и наш капитан Саша Точилин. Саша – очень прямой и открытый человек. Всё, что думал, он говорил в лицо. Мне такие люди нравятся, потому что на поле мы работаем ради единой цели. Да все мне помогали, был отличный коллектив.
– В 2017 году ты вместе с Корчагиным сыграл в благотворительном матче, в котором принимали участие Роналдиньо, Пуйоль, Саморано, Росси, Роберто Карлос и Вальдеррама. Как это случилось?
– За год до этого я был в Китае и меня спросили, кого из российских футболистов можно пригласить? Я предложил Эрика, и мы приехали вместе. Познакомились с Фигу, Роналдиньо, Пуйолем, Вальдеррамой, Саморано. К сожалению, когда начался коронавирус, то почти три года не проводили благотворительные матчи.
– Ты – крестный отец дочери Йована Танасиевича. Расскажи, как зарождалась ваша дружба в «Динамо»?
– Мы вместе приехали в «Динамо», у нас образовалась пара центральных защитников. Дружим до сих пор.
– Танасиевич последние годы работал скаутом «Динамо». Он тебе рассказывал про главную звезду команды последних лет Арсена Захаряна?
– У Йована до лета был контракт с «Динамо». Я был весь в работе, поэтому не узнавал, остался ли он в клубе на этот сезон. Планирую этой осенью сам приехать в Москву и посетить новый стадион «Динамо». Про Захаряна немного слышал. Надеюсь, у него получится заиграть в Испании.
– В том «Динамо» было много сербов. Вспомнишь всех?
– Танасиевича ты уже назвал. Иван Вукоманович – полузащитник, у которого был богатый опыт игры за «Бордо». Защитнику Видаку Братичу не повезло – он приехал в «Динамо», подвернул голеностоп и не смог себя проявить. Огнен Короман провёл в 2003 году лучший сезон, он с Булыкиным и Корчагиным переезжал любую оборону соперника, «Динамо» забивало по три-четыре мяча.
– Еще с тобой играли в обороне Михал Ганек и Дейвидас Чеснаускис. Что можешь о них сказать?
– Миша – очень хороший человек. Мы недавно созванивались. Чеснаускис меня удивил, я никогда не видел такого быстрого футболиста. Я обожал вырезать на Дейвидаса диагональную длинную передачу.
Лучшие коэффициенты для ставок на «Динамо»«Никогда не думал, что с габаритами Булыкина можно так технично играть с мячом и обыгрывать соперников»
– Булыкин рассказывал, что в то время база «Динамо» была в плохом состоянии.
– Это правда, там были мыши. Комнаты и кровати были ужасны. Питание было отвратительным. Жаль, что обновили базу уже после моего ухода.
– Виктора Прокопенко не стало в 2007 году. В 2003-м он тренировал «Динамо», как тебе работа с ним?
– Искренний человек, который произвёл сильное впечатление на меня. Мне казалось, что все русские тренеры делают упор на физику и на упражнения без мяча, а Виктор Прокопенко понимал футбол и любил его. В нём всегда была страсть.
– Однажды Прокопенко сказал: «Место тренера — это электрический стул, через который проходит тысяча вольт». Ты теперь тоже тренер, согласен?
– Очень правильно сказал. Это точно так.
– Чем тебе запомнился Дмитрий Булыкин? В том сезоне он был лучшим бомбардиром «Динамо».
– Я считаю, что Дима не использовал на сто процентов свой талант. В молодости он был ленивым, а потом уже с опытом заиграл в «Андерлехте» и «Аяксе». Я никогда не думал, что футболист с его габаритами может так технично с мячом перемещаться по полю и так легко обыгрывать соперника.
– Вы с Булыкиным участвовали в легендарном разгроме «Зенита» со счётом 7:1. Что помнишь о той встрече?
– Корчагин тогда забил три мяча, Булыкин тоже отличился. Очень хорошая игра была, у нас всё получалось, но в ответной Паскаль Менди удалился, и мы вдесятером удержали 0:0.
– Ты знаешь, что Дмитрий Булыкин после завершения карьеры ушёл в политику? Он дважды пытался избраться, в 2019 году он баллотировался в Мосгордуму, а в 2021‑м – в Госдуму РФ.
– Футболистам не нужно лезть в политику. Это как рыба на суше, потому что спортсмены обучены иначе.
«Если Россия открыта ко всем гражданам Европы, почему вы не даёте ей играть?»
– Правда, что в Сербии очень любят Владимира Путина?
– Да, к Путину относятся очень положительно. Его любят, потому что сербы всегда почитали сильных лидеров со своим мнением, которые способны что-то поменять в лучшую сторону. Мы помним, как было раньше в России. Последние 20 лет Путин поднимает уровень спорта, инфраструктуры и прочих вещей.
– Фанаты «Партизана», «Црвены Звезды» и других сербских клубов сделали столько перфомансов в поддержку России, что кажется, что сербы любят нашу страну больше, чем её коренные жители. Почему так?
– Мы связаны сквозь историю. Я читал книгу про полковника Николая Раевского, который оставил царскую семью и пошёл воевать за Сербию, за братьев-христиан против турок. Я знаю, что в «Анне Карениной» его звали Вронский. Ещё был Петр Врангель – казак, генерал по прозвищу «черный барон». Мы с ним родились в один день – 15 августа, но он в 1878 году. В 1928 году он умер в Брюсселе и был похоронен в Белграде.
– Россия должна была играть стыковые матчи ЧМ-2022, чтобы сыграть в Катаре, но нас отовсюду убрали. Югославию в 1992 году исключили за 12 дней до начала турнира. Расскажи, что думаешь об этих отстранениях. Похожи ли наши случаи?
– Эти случаи выглядят очень похожими. Спорт и политика не должны быть связаны. Я считаю решение ФИФА и УЕФА несправедливым. Иностранцы не перестали переезжать в Россию и играть в футбол. Господа, если Россия открыта ко всем гражданам Европы, то почему вы не даёте ей играть?
– Югославия была исключена на три года. Как думаешь, сколько будет длиться отстранение России из мирового футбола?
– Уже практически полтора года всё тянется, и я надеюсь, что эта спортивная блокада закончится как можно быстрее. Это нужно и для футбола, для спорта. Российские клубы нуждаются в еврокубках.
– Радослав, ты помнишь, как вы проиграли «Торпедо-Металлург» (0:1) в 2003 году в 28 туре? Тот матч многие посчитали договорным.
– Дай-ка вспомнить.
– Победа помогла «Торпедо» не вылететь из РПЛ. В том же матче ты единственный в составе «Динамо» нанёс удар в створ ворот соперника.
– Это была очень неудачная серия для нас, из-за которой мы потеряли третье место в чемпионате. «Торпедо» в том матче сделало больше для победы, чем мы. Такое бывает, например, в 2004 году ЦСКА потерял с нами очки и лишился чемпионства. Но против «Торпедо» точно никто не хотел специально проиграть. В той команде все по характеру были победителями, поэтому многие из нас теперь тренеры.
– Команду потом возглавил чех Ярослав Гржебик. Что можешь рассказать о нём?
– Гржебик и Прокопенко были очень разными тренерами. Ярослав давал много упражнений без мяча, делал большой упор на игру в обороне. Ярослав запомнился тем, что, когда он разбирал теорию, то мог взять фишку с доски и кинуть ею в кого-нибудь. Доставалось всем.
– К вам в «Динамо» переходил Андрей Канчельскис, но чешский тренер с ним не сработался. Что там было?
– Они не поладили. Канчельскис пришел на просмотр, смотрелся хорошо. Это было странно, потому что Андрей играл в таких больших командах, ему уже было за 30 лет, но Гржебику что-то не понравилось и за несколько дней до начала сезона с Канчелой расторгли контракт.
– Тогда же на сборах была драка у Точилина и Корчагина?
– Это нормально. Бывает в каждой команде, когда на сборах сильно устаешь, скучаешь по семье и накапливается раздражение. После той драки Точилина на время убрали из «Динамо». У меня была похожая ситуация в «Воеводине». Капитан должен оставаться капитаном. Я его не отстранил, но капитана я сменил.
Получить бонус для ставок на футбол«Данни был особенным, мог быстрее пройти с мячом, чем без него»
– Ты ведь и сам выходил с капитанской повязкой.
– Большая честь для меня. Это случалось, когда команду тренировал Виктор Бондаренко. Я всегда старался отдаваться полностью за «Динамо». Особые воспоминания с тех матчей.
– Чем запомнился Виктор Бондаренко?
– Очень энергичный тренер, постоянно ходил с мегафоном, даже если ты в нескольких метрах от него. Жаль, что очень мало поработали под его руководством.
– Олег Романцев сделал «Спартак» одной из сильнейших команд в истории российского футбола, но в «Динамо» у него не получилось. Что ты помнишь о работе с ним?
– Олег Иванович делал большой упор на игру с мячом, обращал много внимания на статистику. Мне показалось, что в 1990-х у «Спартака» было меньше конкуренции в чемпионате, чем в середине 2000-х у «Динамо».
– Не секрет, что Романцев любил выпить. Он мог прийти на тренировку пьяным?
– Никогда этого не видел.
– У тебя какое отношение к алкоголю?
– Водку никогда не любил, слишком концентрированный спирт. Бокал вина могу выпить всегда, немного пива.
– Что из русских блюд тебе нравилось больше всего?
– В России мне очень нравился борщ и красный салат. Мы часто собирались с Оличем, Рахимичем, Станичем, Видичем и другими югославами в ресторане «Ботик Петра».
– В 2005 году началась масштабная «португализация» «Динамо». Давай разберём её.
– Дерлей – один из самых профессиональных футболистов, которых я знал. Он пришёл в «Динамо» под 30 лет, полностью выкладывался и много забивал, кажется, 24 гола. Данни был совсем молод, но было заметно, что он особенный игрок, который может быстрее пройти с мячом, чем без мяча.
С Тиаго Силвой несколько раз тренировались. Олег Романцев сразу же предсказал, что это очень талантливый футболист, но это известная история, что он заболел туберкулёзом и вскоре вернулся в Бразилию.
Жорже Рибейру – левый защитник с хорошей левой ногой, но ему не удалось потянуть физический уровень РПЛ. Зато привёз своего брата Манише (смеётся). Чуть-чуть пересёкся с Нуну, Манише, но уже уходил из «Динамо».
– Почему уходил? Не хотел конкурировать с португальцами?
– Уже тогда было заметно, что команда сильно изменилась. Пришёл тренер из Бразилии Иво Вортман и сразу же перевёл меня в запас. Стало понятно, что новый тренер вместо меня хочет видеть защитника, который пришёл из «Спортинга». Мне было 29 лет, поэтому надо было думать о будущем.
– Расскажи, с кем тебе как защитнику было сложнее всего в РПЛ?
– Олич, Вагнер Лав, Карвальо из ЦСКА, Аршавин из «Зенита», Павлюченко из «Спартака».
– «Динамо» с 1995 года ничего не выигрывает. Буквально в 2022 году был финал Кубка России, там «Динамо» проиграло в серии пенальти. Можно сказать, что «Динамо» кто-то проклял, как считает Миодраг Божович ?
– Надо верить в людей, которые могут привести «Динамо» к победам. Ничего сразу не добывается, нужно терпеть и ждать. Должна быть страсть и любовь. Уверен, что «Динамо» рано или поздно что-то выиграет.
Квиз: