Фрибет 15000 ₽
Рунет выбирает
84
83
82
75
81

Ротенберг в интервью у Слуцкого. О СКА, российском хоккее, Финляндии и пресс-конференциях

18.11.2024
20:00
Читать полностью

Роман Ротенберг не боится принимать новые вызовы и заявлять о себе в медиа-сфере. На этот раз главный тренер СКА стал героем интервью Леонида Слуцкого на YouTube канале «Коммент.Шоу» и откровенно ответил на все вопросы. Metaratings.ru фиксирует главное из разговора Слуцкого и Ротенберга.

Эксклюзивный бонус в 6 000 за регистрацию
Леонид Слуцкий и Роман Ротенберг

О детстве и переезде в Финляндию

«Я в спорте благодаря своему отцу. Я участвовал на всех тренировках и соревнованиях по дзюдо в Токсово, но мне всегда хотелось играть в хоккей. Сначала я катался в белых женских коньках с зубцами. Мои родители не разбирались в хоккее и дали мне первые попавшиеся коньки. У них не было возможности возить меня на тренировки, так как они много работали, поэтому я занимался дзюдо с отцом.

В 1991 году мы переехали в Финляндию. Так сложилась жизнь. Мама решила, что для семьи так будет спокойнее. Конечно, все были расстроены и не хотели уезжать».

О первых шагах в хоккее

«В Финляндии были катки: во дворе дома и у школы. Я начал заниматься хоккеем сам. На площадках играли мальчишки, которые выступали на высоком уровне. Я понимал, что очень сильно отстаю от них, потому что они стояли на коньках с пяти лет, а мне было 10. Я попросил маму найти для меня команду. Вообще, я всегда мечтал стать вратарём. На первой тренировке в новой команде ребята пару раз бросили мне в голову и я понял, что быть вратарём – это тяжелее, чем я думал. К тому же, это было очень дорого.

В своей первой команде я отыграл три года и стал лучшим бомбардиром. Я понимал, что мне нужно двигаться вперёд и позвонил тренеру, который возглавлял более сильную команду. Я прислал свою статистику, так как никаких агентов и скаутов на тот момент не было. Меня взяли в эту команду, но мои напарники всё ещё катались лучше, чем я. В этом клубе я играл до 20 лет. Я всегда мечтал стать профессиональным хоккеистом, но моя мама часто не отпускала меня на матчи, если я не сдавал экзамены. Для неё учёба была важнее».

О предвзятости финских тренеров

«Когда мне было 18 лет, я отрицал финских тренеров. Я был лидером и много забивал, но все они относились ко мне предвзято. Внутри меня постоянно преследовало чувство несправедливости. Мы все прекрасно понимаем, что развитие ребёнка напрямую зависит от тренера.

В 19 лет я поругался с тренером, который дискредитировал меня по национальному признаку. Я ушёл из хоккея и начал работать в большом финском супермаркете на мясном прилавке. В итоге в команде поменялся тренер и начал звать меня обратно, но я уже принял решение, что не хочу играть в хоккей в этой стране».

Об опыте тренировок в системе СКА

«В 15 лет я сказал маме, что хочу вернуться в Россию и уехал на лето в Санкт-Петеребург. Я хотел пройти предсезонные сборы вместе со СКА, и меня взяли в эту команду. Я, конечно, был худее и слабее всех. Мне сказали, что я могу остаться, поэтому я сказал маме, что не вернусь в Финляндию. Это был тяжёлый момент, мы с ней ещё какое-то время не разговаривали из-за этого. Дело в том, что мама заставила меня вернуться обратно и вывела из состава СКА. Так или иначе, это стало для меня знаком, что я могу развиваться».

О том, как компенсировал отсутствие профессиональной хоккейной карьеры

«Я 20 лет ежедневно тренировался и смотрел игры. Я много анализировал хоккейные матчи, следил за всеми игроками. Мне было очень интересно. Я наблюдал за всеми нашими ребятами: за Федоровым, Буре, Могильным. Я вырос на этих игроках и пытался применять в своей игре то, что они делали. Когда я жил в Финляндии, я не смотрел на других. Единственный игрок в Финляндии, который мне всегда импонировал, – это Теему Селянне. Он очень скоростной и забивной. Когда Борис Александрович Майоров был главным тренером «Йокерита», я ходил на все матчи в Хельсинки, когда была возможность, или смотрел по телевизору, изучал все эти методики. Также я читал много книг и методичек, изучая хоккей как вид спорта.

Ребята, с которыми я играл, обосновались в НХЛ. Я с ними общался постоянно. Они рассказывали мне, как происходит их тренировочный процесс. Даже не играя профессионально, я оставался в спорте»

О жизни в Лондоне

«Я жил в очень страшном районе Лондона… Сериал «Слово Пацана» отдыхает по сравнению с тем, что я там видел. Когда я только приехал в Лондон, я жил с местной семьёй, которая постоянно носила атрибутику сборной Англии по футболу. У них очень сильная культура боления, вся страна живёт футболом. В Англии всё, что обсуждается – это футбол. Люди даже о своей работе говорят меньше»

Роман Ротенберг

О становлении в качестве хоккейного тренера

«Когда мы выиграли Олимпиаду, я понял, что наше внутреннее развитие требует совершенно другого подхода. Мы сильно отставали по методике упражнений и тактики. Это не упрёк в сторону наших тренеров, просто тогда нужна была системность, начиная с детских школ. Я видел, как хоккей развивается в других странах, так что мы просто не могли стоять на месте и использовать старые методики.

Желание стать тренером появилось во время пандемии. Я смог это сделать, так как долго работал генеральным менеджером и всё это время общался с очень многими тренерами: я обсуждал с ними упражнения и посещал все тренировки, чтобы понять, что нам необходимо для победы. Начиная с 2014-15 года, я присутствовал на всех тренировках и играх СКА: как дома, так и на выезде. После каждого матча мы составляли свой анализ, так как в то время аналитиков ещё не было

Если бы не было ковида, это бы всё равно рано или поздно произошло. Просто конкретно в тот момент я понял, что смогу дать команде импульс и помочь игрокам выиграть»

О приятных и тяжёлых аспектах тренерской деятельности

«Мне тяжело, когда я вижу, что игрок не развивается. Я считаю, что это вина тренера. У нас есть ребята, которые вышли на совершенно другой уровень, перейдя в СКА: Никишин и Грицюк, например. Они постоянно прогрессируют и мы вместе улучшаем какие-то моменты. Когда игрок выполняет требования тренерского штаба, то это приносит мне удовольствие. Иван Демидов, например, очень ответственный, умный и трудолюбивый парень. Он всё лето выполнял наши требования, мы ежедневно мониторили его тренировки. Сейчас Ваня один из лучших в лиге по количеству выигранных единоборств. Он вышел на совершенно другой уровень.

Если игрок не реагирует на просьбы и идеи штаба, то происходит личный разговор. В нашей профессии важна постоянная коммуникация с каждым хоккеистом»

О роли вратаря в хоккее

«В хоккее роль вратаря гораздо важнее, чем в футболе, так как бросков больше. Не бывает таких игр, когда команда не допускает ни одного голевого момента у своих ворот: в мировой истории хоккея такого ни разу не было. Лично для меня селекция в хоккее начинается с вратаря. Когда я отвечал за селекцию в сезоне-2014/15, я понимал, что выиграть Кубок Гагарина вместе с Салаком будет очень тяжело, потому что это очень неуравновешенный человек. Мы произвели обмен с «Сибирью» и получили Коскинена, с которым в итоге выиграли два Кубка. Это был ключевой игрок, роль которого невозможно переоценить. Также в то время у нас играл молодой Игорь Шестёркин, который получил необходимый опыт и недавно стал лучшим вратарём мира. Он постоянно на связи с нами, очень часто помогает»

Что нужно для того, чтобы выиграть Кубок Гагарина?

«Должна быть психология победителя: стрессоустойчивость, контроль эмоций и умение держать концентрацию. Мы постоянно обсуждаем это внутри команды. Выиграть Кубок возможно, не имея опыта игры в больших играх. Коскинен, например, ни разу не играл в плей-офф КХЛ, но смог помочь нам выиграть первый Кубок Гагарина в истории. Это зависит от тренерского штаба и психологии игрока. Та же самая ситуация была у Набокова в «Металлурге»

Лучшие линии и коэффициенты для ставок

О совмещении роли генерального менеджера и главного тренера

«Очень важно создавать команду под нашу модель игры. Все переговоры в СКА велись с участием главного тренера. Всегда. Невозможно взять игрока в клуб без согласия главного тренера, так как он видит команду по-своему. Для меня совмещение двух должностей совершенно органично. Я не занимаюсь бумажной работой, в СКА есть специальные менеджеры для этих дел»

Об отсутствии Сергея Толчинского в составе

«Сейчас Сергей в хорошем состоянии. Он очень сильно переживал из-за своей результативности и потерял уверенность. Мы решили дать Толчинскому паузу, чтобы он успокоился, потренировался и отпустил ситуацию эмоционально. Сергею нужна роль лидера, чтобы он забирал первое-второе звено и играл свои 20 минут. Сейчас он к этому не готов. Мы нашли с ним совместное решение, так что всё хорошо»

Роман Ротенберг

О внешнем давлении и критике

«Есть простая русская пословица: «Собаки лают, караван идет». Я ко всему готов после Олимпиады 2018 года. Мы еще не выехали в Корею, а люди уже говорили: «Мы все проиграли из-за Ротенберга».

Мы посмотрели медиа-рейтинги СКА, о нас пишут больше, чем о всех клубах вместе взятых. И хорошего, и плохого, 50 на 50. Так работают современные технологии. Знаете, чем больше на каждом заборе пишут, даже если это вранье, люди в это верят. Сейчас для нас главное – это наш спортивный результат. Я умею абстрагироваться от критики, если люди не переходят красную линию, переходя на оскорбления. За это нужно отвечать»

О знаменитых пресс-конференциях

«В хоккее необходима импровизация. На пресс-конференциях я обо всём говорю честно и от души. Я вежливый человек, так что я отвечаю каждому журналисту на каждый вопрос. Если вопрос не касается игры, то я могу проявить эмоциональную многогранность тренера.

Бывают тяжёлые игры, когда сложно переключиться. Можно подойти к общению с журналистами более формально, но мне бы хотелось, чтобы они тоже развивались и писали статьи более профессионально.

После каждой пресс-конференции мои фразы вырывают из контекста, меняя смысл. Это часть нашей работы, так что нужно думать над каждым высказыванием и контролировать эмоции. Можно взять за пример Гончаренко и просто молчать. Хотя бы не оштрафуют!»

О частных аналогиях и сравнениях с футболом

«Я сам играл в футбол и очень уважаю этот вид спорта наравне с хоккеем. Думаю, что когда я привожу известные примеры из футбола, то болельщики начинают лучше понимать в какой хоккей мы играем. Внутренней ревности к футболу нет, так как все примеры хороши»

О мечте

«Я мечтаю побеждать, как и любой тренер. Своей игрой мы обязаны доказать, что хоккей, который мы продвигаем – это хоккей, за которым стоит будущее и развитие каждого игрока. Наши хоккеисты получают те условия, которые необходимы для игроков сборной. Моя мечта – вернуть олимпийское золото в Россию. Для этого нам нужно побеждать в каждом матче на уровне чемпионата России, придерживаясь нашей модели игры»

Подпишись на Metaratings.ru
Рейтинг: 5
Реклама 18+   ООО "Управляющая компания НКС"; Erid: 2VtzqwT9NEo