Первый тур РПЛ при полном действии Fan ID прошёл так, как все и ожидали – посещаемость матчей везде провалилась. Она уступает не только аудитории 1/4 финала Фонбет Кубка России, но и КХЛ с Единой лигой ВТБ! Metaratings.ru тоже ужасается цифрам и показывает на графиках, как все стало плохо.
Как ходили на первый тур при Fan ID?
Fan ID ввели летом 2022 года. Сначала паспорта болельщиков нужны были зрителям только в Сочи, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре и Екатеринбурге. В этих городах к ЧМ-2018 построили новые арены, так что здесь уже было установлено необходимое оборудование.
С 1 декабря 2022-го паспорта болельщиков ввели и на оставшихся 11 стадионах РПЛ. Причем Fan ID на данный момент необходим только для прохода на матчи Премьер-лиги. В Фонбет Кубке России документы понадобятся только на Суперфинале в «Лужниках» в июне.
В итоге в первом туре при всеобщем Fan ID только один стадион заполнился более чем наполовину – в Воронеже пришло 10,3 тысячи зрителей при вместимости арены в 19 тысяч. На «Зенит» пришло 19,7 тысячи болельщиков (31,2% от «Газпром Арены»). В Краснодаре на стадион пришло около 8 тысяч болельщиков, а оставшиеся игры не пробили и 5.
Особенно на этом фоне выделяются цифры московских матчей. На «Динамо» и «Крыльев Советов» пришли 4943 зрителя. А ведь средняя посещаемость «ВТБ Арены» в первой части сезона превышала 18 тысяч человек. Ранее «Динамо» подписало рекордный спонсорский контракт с букмекерской компанией BetBoom на сумму 1 млрд рублей за сезон, а президент BetBoom Константин Макаров в интервью Metaratings.ru назвал «бело-голубых» не менее популярным клубом, чем ЦСКА и «Спартак», опираясь как раз на хорошую посещаемость.
В Калининграде, Саранске, Волгограде и Казани, где также к ЧМ-2018 были построены новые стадионы, Fan ID не нужен, так как местные клубы не играют в РПЛ. На матч «Балтики» и «СКА-Хабаровска» уже продано билетов больше, чем пришло зрителей на игры «Спартака» и «Динамо».
«На данный момент реализовано 7500 билетов из-за игры в будний день. При этом, как показывает практика, перед матчем может быть всплеск в сторону повышения посещаемости. Поэтому рассчитываем, что на матче будет до 10 тысяч зрителей. Оставляем шанс болельщикам приятно удивить нас и превзойти наши ожидания», – рассказал Metaratings.ru коммерческий директор «Балтики» Юрий Аракелян.
Когда раньше было так плохо?
Благодаря Fan ID в РПЛ вернулся «антураж» матчей до ЧМ-2018 – некоторые клубы не видели таких низких показателей годами. Например, игра «Зенита» и «Пари НН» установила антирекорд посещаемости «Газпром Арены» без учёта «ковидных сезонов» – менее 20 тысяч зрителей петербуржцы ранее собирали ещё на «Петровском».
Менее 5 тысяч зрителей на «Динамо» – это худший результат после переезда с «Арены-Химки» в 2019-м. «Краснодар» собрал так мало зрителей впервые с осени 2016 года, когда клуб еще играл на стадионе «Кубань». А «Ахмат» не видел таких плохих показателей не то что со времён «Терека», а с тех пор, когда клуб выступал на небольшой арене имени Султана Билимханова.
Но самый мощный провал – это «Спартак». В последний раз так мало зрителей пришло на «красно-белых» 18,5 лет назад – в сентябре 2004-го игру с «Рубином» в «Лужниках» посетили 4,5 тысячи человек. В том сезоне «красно-белые» заняли восьмое место. Согласно расчетам Metaratings.ru, из-за введения Fan ID москвичи недополучили минимум 5 млн рублей только на билетах без учёта кейтеринга и продажи еды.
А вот цифры «Факела» несколько удивительны. Оказывается, такие значения воронежцы видели даже в нынешнем сезоне до Fan ID. Игра группового этапа «пути РПЛ» Кубка России против «Крыльев Советов» собрала всего 9,5 тысячи человек. В Сочи такие плохие показатели были в 2019-м, когда клуб выступал в ФНЛ.
Лучшие линии для ставок на РПЛ«Спартак» собрал меньше зрителей, чем баскетбольный ЦСКА
Fan ID привел не просто к падению посещаемости футбола в Москве – мы дожили до того, что футбольный «Спартак» собирает меньше зрителей, чем баскетбольный и хоккейный ЦСКА.
На прошлой неделе в столице прошли 7 спортивных событий в трёх главных видах спорта России: четыре футбольных игры, две хоккейных и одна баскетбольная. Картина удручающая: игра «Спартака» и «Урала» стала шестым по посещаемости спортивным матчем в Москве на прошлой неделе. Меньше была только аудитория первой игры плей-офф КХЛ между ЦСКА и «Северсталью». Зато уже следующая собрала почти 9 тысяч человек.
Матч Единой лиги ВТБ между ЦСКА и казанским УНИКСом собрал 4,5 тысячи зрителей. Ранее баскетболисты собирали больше футбольного ЦСКА, когда тот играл на «Арене-Химки». Но превзойти «Спартак» – это нонсенс.
6 марта может случиться еще одно редкое событие – хоккейное «Динамо» может превзойти по посещаемости футбольное. На «ВТБ Арене» в 3-м матче первого раунда Кубка Гагарина «бело-голубые» встретятся с «Торпедо». А уже в выходные с Fan ID познакомятся болельщики «Торпедо» и ЦСКА.
Квиз: