Фрибет 15000 ₽
Рунет выбирает
84
83
82
75
81

«Любой иностранец, который ещё и не играл в КХЛ, – это загадка». Интервью Олега Браташа

07.12.2023
11:40
Читать полностью

Больше половины регулярного сезона КХЛ позади, и уже сейчас можно констатировать – возвращение «Лады» было правильным решением. Тольяттинский клуб демонстрирует неплохие результаты и уверенно идет в зоне плей-офф.

Возглавляет «Ладу» известный в прошлом игрок и эксперт Олег Браташ, для которого этот сезон стал дебютным в КХЛ в качестве главного тренера. До этого Браташ успешно работал на молодежном уровне: его «Спартак» выигрывал Кубок Харламова, а сборная России, где он был ассистентом Валерия Брагина, привозила медали с МЧМ.

Получить бонус до 20 000 для ставок на КХЛ
Олег Браташ. Фото: «Лада»

В интервью Metaratings.ru Браташ рассказал:

  • о трудностях формирования состава перед возвращением в КХЛ;
  • за счет чего «Лада» успешно держится в зоне плей-офф;
  • как ему работается с легионерами;
  • почему команде не удается игра в большинстве, зато в меньшинстве все отлично;
  • что не так с новостями про гражданство Остапа Сафина.

«Приходилось выбирать только тех, кто остался перед сезоном без команды»

— Олег Владимирович, с какими трудностями вы столкнулись, когда приняли «Ладу»? Для вас это первый опыт в качестве главного тренера в КХЛ. Что было наиболее сложным?

— Все обычно, ничего нового. Мне приходилось сталкиваться с такой же ситуацией не один раз. Это впервые только на уровне КХЛ, а на других уровнях я в этой ситуации бывал не раз. И получалось делать даже чемпионские команды, причём с нуля – не только «Спартак», это были еще и юноши в «Крыльях Советов», в олимпийской сборной тоже каждый раз новый состав был. Поэтому сейчас то же самое, только на уровне КХЛ.

— В плане комплектования состава вы с Рафиком Якубовым, спортивным директором клуба, обговаривали каждую кандидатуру? Как происходило формирование команды?

— Команда начала строиться, когда я еще дорабатывал свой контракт с ФХР с молодежной сборной на Кубке Черного моря, поэтому спортивный директор формировал команду без меня. Как я понимаю, выбора особо не было. Мне просто сообщали по факту, кого подписали, кого берут.

Фото: «Лада»

— Можно сказать, что комплектование было по остаточному принципу?

— Так получилось, но это неизбежно было в той ситуации, без драфта расширения... Да, поэтому, естественно, все востребованные игроки на 99%, если не на 100%, были уже при командах. Приходилось выбирать только тех, кто по каким-то причинам остался перед сезоном без команды. Мне дали такой состав, с ним я и начал работать.

— Помощников сами выбирали? Павел Десятков, Максим и Алексей Семёновы.

— Здесь тоже относительно, потому что мне предложили – я согласился. Сработались, считаю, неплохо.

«Весь тренерский штаб вносит свою лепту, а я его просто возглавляю»

— Какие основные факторы выделите такого успешного выступления «Лады»? Спокойно же можете зайти в плей-офф второй раз в истории КХЛ.

— Спокойно мы точно никуда не зайдем. Такой жизни у нас нет с самого начала и не будет. Если мы куда-то и зайдем, то о спокойствии здесь говорить не приходится, все дается очень тяжело. Каждое очко нам приходится выгрызать благодаря полной самоотдаче, самопожертвованию и честной работе ребят – это, наверное, главный фактор. Их мотивация, честный самоотверженный труд – основа того, чего мы на сегодняшний день добились. Я считаю, для нашей команды мы добились хорошего результата. Будем стараться так держать.

— Но всё-таки можно назвать «Ладу» тренерской командой?

— Хотите – назовите, я не стану сам себя хвалить, это просто не скромно. Я возглавляю тренерский штаб, но со мной работают помощники. Это не только те, кого вы перечислили. Это и видеотренер, который тоже огромную проводит работу и очень важный член нашего тренерского коллектива, и наш тренер по физподготовке, который нянчится с игроками как батя, не побоюсь этого слова. Поэтому здесь все, весь тренерский штаб вносит свою лепту, а я его просто возглавляю.

Фото: «Лада»

— Работа с легионерами для вас тоже в новинку. Насколько это необычно и как работается с парнями?

— Сложнее, если честно. Но не впервой, я все-таки за рубежом поиграл по ходу карьеры. Нужно делать поправку и учитывать их менталитет. Зачем они сюда приезжают и как преодолевают трудности, которые рано или поздно все равно встают на пути. Не может быть, чтобы всё было гладко и легко. Любой иностранный игрок, который ещё и не играл в КХЛ – это, можно сказать, загадка. Даже сейчас, после их удачного, скажем так, старта, ещё рано делать окончательные выводы по поводу уровня мастерства, их характера и даже роли в команде. Я думаю, что как минимум сезон должен пройти, чтобы проанализировать их работу во всех ситуациях.

— До дедлайна остается меньше месяца. С Рафиком Хабибулловичем общаетесь на тему усилений, какие сейчас есть потребности?

— Конечно, общаемся. Уже давно волнует центральная линия, потому что нам не от хорошей жизни приходится ставить крайних нападающих в центр. А центральная линия – это ключевая позиция в пятерке. Но и остальные позиции неплохо бы усилить. У нас нет праворукого защитника, большинство хромает. Много проблем. По поводу возможностей – наверное, лучше спортивному директору этот вопрос задавать, потому что это его работа. А какой бы тренер отказался от усиления? Ни один, даже у которого меньше проблем с составом.

«В нынешних реалиях ничего нигде не пилится, это просто невозможно сделать, в отличие даже от советского времени»

— Процент реализации большинства пока равен 13,8. Забили всего 19 шайб. В чём основная причина такого низкого показателя?

— В оправдание могу сказать, что мы работаем над большинством с самого начала. Летом не могли так плотно работать, хотя все равно занимались с теми, кто был. Те же иностранцы к нам присоединились только к началу чемпионата. Изменения в составе были также прямо перед началом. Мы работаем и занимаемся на каждой тренировке. Но многочисленные травмы постоянно выбивают игроков. Все бригады постоянно рушатся, ломаются. У нас нет праворукого защитника, который бы на синей линии созидательно и результативно играл в большинстве – это как оправдание. Сами переживаем за это и хотим, чтобы большинство у нас работало. Это же огромная помощь в достижении результата, добывать очки с работающим большинством лучше, чем без него.

— Зато в меньшинстве забили семь шайб. Это такая модель игры, работа спецбригад – где-то вытерпеть, в контратаку сбегать?

— Было бы смешно говорить, что мы наигрываем какие-то комбинации для того, чтобы забивать в меньшинстве. Мы всегда отмечаем нацеленность на контратаку при отборе шайбы в меньшинстве. В большинстве все нацелены на атаку и, как правило, играют с одним защитником на синей линии, при каких-то ошибках, отскоках, перехватах есть хороший шанс для контратаки. Этим многие команды успешно пользуются, и мы в том числе.

Фото: «Лада»

— Первый период у вас не лучший, 18-я позиция в лиге, второй и третий гораздо лучше, 8-е и 6-е места. Почему команда тяжело входит в игру?

— Я не знаю. Мы в начале сезона все время первыми пропускали гол. Провели так очень много игр. Сейчас с этим получше, не всегда мы первыми пропускаем. Думали об этом, обращали внимание на разминку перед игрой. Трудно объяснить. Мне кажется, всё равно стало лучше. А зато третьи периоды стали хуже. Мы долгое время на первом месте были по ним. А сейчас скатились на шестое. Всё меняется. Зато первые периоды – с последнего уже на 18-е поднялись. Где-то убывает, а где-то прибывает.

— 11 ничьих. Кто-то скажет, что пилите очки при двухочковой системе. Но вот как это случается? Просто уровень конкуренции, то есть плотные матчи?

— Научил бы кто пилить, я б с удовольствием распилил оставшиеся игры, чтобы в плей-офф зайти. Это шутка, конечно же. В нынешних реалиях ничего нигде не пилится, это просто невозможно сделать, в отличие даже от того же советского времени. Сейчас это просто нереально, поэтому все результаты честные, кто на что может, на то и нарабатывает. У нас много ничьих в основное время. В первую очередь это говорит о неуступчивости нашей команды. Ещё летом заявляли, что не знаем, чего сможем добиться, но будем всем сопротивляться и хотим быть неуступчивыми. Мы это обещание точно сдерживаем, и эти результаты тоже отсюда.

— Из 11 овертаймов победили лишь в одном. Вы уже говорили, что понимаете, в чём причина, но почему пока не идет?

— Ребята, видимо, не до конца понимают. Мы это понимаем, думали, что и ребята тоже, но теперь будем объяснять им.

— Буллиты у вас неплохие. Но в чем специфика игры «3 на 3»? Может, просто тяжело наиграть?

— Самое интересное, что мы проигрываем не когда соперник владеет, а когда мы сами владеем и теряем шайбу. Поэтому надо сохранять надо ее, нельзя терять, тем более так, чтобы обрезаться. Можно здесь сетовать на что угодно, но надо обязательно улучшать ситуацию в этом плане.

«Гражданство Сафина? Ерунда, что так расписали, мне его представляли уже как русского»

— Остап Сафин некоторые эксперты в него вообще не верили, говорили, что это игрок ВХЛ. Как вам парня удалось раскрыть? Он сейчас лучший бомбардир и лидер по показателю полезности.

— Мы только рады за него, тоже не особо верили, а он взял и показал, что может быть, наверное, самым полезным в нашей команде. Это же здорово, когда игрок так раскрывается. Требования у нас ко всем одинаковые, что бы кто не говорил. У нас же не все прошли просмотр, не все остались в команде, поэтому мы выбирали объективно. Честно, и по тому же Сафину были вопросы и сомнения летом. Но он смог доказать, что будет полезен нашей команде, и показывает это в сезоне, мы очень рады, что в нём не ошиблись.

Остап Сафин. Фото: «Лада»

— Вас удивило, что он принял российское гражданство?

— Это ерунда, что вот так всё расписали. Когда я приехал в Тольятти, то мне как раз говорили про Сафина и показывали его видео, спрашивали, взять ли на просмотр. Сказали, что он не иностранец, а русский, просто играет в Чехии. То есть сразу проговорили, что он русский и не будет легионером. Это потом расписали, что он принял гражданство, чтобы не быть легионером. Мне его представляли уже как русского, у него был российский паспорт. Рассматривали его наравне со всеми российскими игроками, которые также были на просмотре. Сомневались, в том числе и по нему, когда решали, кого подписывать, а кого нет. Хорошо, что не ошиблись и подписали. Но ни в коем случае не как с легионером.

— Команда идет ровно, но был неудачный выезд на Дальний Восток. Понятно, что сыграли 4 матча за 6 дней, но все-таки. В чем причина четырех поражений?

— Сразу много факторов сложилось, команда была уже истощена. Во-первых, у нас, если посмотреть по календарю, больше всех игр в лиге было сыграно, наравне с «Куньлунем». Хотя мы, в отличие от них, не участвуем ни в каком предолимпийском турнире. На ранее набранные очки было потрачено очень много и физических, и моральных сил. Я видел, что команда уже на издыхании – и тут такой тяжелый перелет. При всех наших проблемах с травмированными игроками, которых на тот момент было очень много, мы лишились еще одного центрального – Аноховского – прямо перед поездкой. Мы туда поехали не в комплекте, измотанные донельзя, уставшие, да ещё и сам Дальний Восток накладывает большую нагрузку. Это всё сложилось в кучу, поэтому нас хватило только на первую игру.

— Самая яркая победа на данный момент?

— Наверное, можно сказать, что над ЦСКА в гостях, потому что мы половину игры вели 4:0, просто все получалось и в обороне, и в атаке. Вот эту половину, конечно, можно назвать нашим эталоном игры. Наиболее эмоциональные победы – это когда удаётся, как с «Ак Барсом», выиграть, проигрывая после второго периода. При том, что соперник имел преимущество и был мощнее. Когда ты объективно лучше играешь и выигрываешь – это приятно. Но вытаскивать игры, когда, казалось бы, к этому нет объективных предпосылок, по мне, дороже стоит.

Фото: ЦСКА

— По рисунку вы говорили, что вам импонируют СКА и ЦСКА. «Лада» на самом деле какая?

— Мы как можем, так и играем. Любая тактика, любая модель игры выбирается исходя из состава, исполнителей, соперника, состояния команды на сегодняшний день. Поэтому здесь много факторов. И если, допустим, большинство факторов не за тебя, то соответственно здесь и модель выбирается та, которая даёт возможность бороться за результат. Поэтому здесь, как говорится, не до жиру – быть бы живу. Выбираем то, что дает нам шанс бороться за результат. Договорились еще летом, что мы будем бороться в каждой игре, независимо от соперника, игры, независимо ни от чего. Мы на каждую игру будем выходить с одной целью – бороться за победу.

— О чём вы мечтаете и в жизни, и в хоккее?

— В жизни все мои мечты связаны с семьей и моими родными, а в работе всегда мечтаешь выигрывать. Везде, где играешь, хочется выигрывать. Это же спорт! А как же без мечты выходить побеждать?

Подпишись на Metaratings.ru
Рейтинг: 5
Реклама 18+   ООО "Управляющая компания НКС"; Erid: 2VtzqwT9NEo