Фрибет 15000 ₽
Рунет выбирает
84
83
82
75
81

«Из-за бана уедут не те люди, которых надо удерживать». Варданян – о Валиевой, Тутберидзе, Плющенко, Венгрии

19.04.2022
14:10
Читать полностью

Гурген Варданян в 80-х годах входил в состав сборной СССР по фигурному катанию под руководством легендарного тренера Елены Чайковской, а в 1987 году сам перешёл на тренерскую работу и даже в Венгрии сумел найти и воспитать будущую чемпионку Европы – Юлию Шебештьен.

Сейчас Варданян работает спортивным директором Федерации фигурного катания Венгрии, надеется к 2030 году подготовить спортсменов, способных бороться за олимпийские медали и, конечно же, пристально следит за российским фигурным катанием.

Гурген Варданян

После окончания безумного олимпийского сезона, который запомнился допинг-скандалом Камилы Валиевой, триумфом Анны Щербаковой, срывом Александры Трусовой и отстранением всей сборной России от международных соревнований, Варданян дал большое эксклюзивное интервью Metaratings.ru , в котором рассказал:

  • из-за чего выступает против бана россиян;
  • почему спортсменов, которые захотят сменить гражданство, не надо удерживать;
  • в чем была неправа Александра Трусова;
  • почему неправильно обвинять Тутберидзе в допинг-скандале с Валиевой;
  • какую роль в успехах Нейтана Чена играет Рафаэль Арутюнян;
  • что ещё может показать зрителям Елизавета Туктамышева;
  • как относится к их с Медведевой съёмкам в MAXIM;
  • каких успехов может добиться Плющенко-тренер.

«В мире много разных примеров, но больше никаких спортсменов почему-то не отстранили от участия»

— Российских фигуристов отстранили от международных соревнований, как вы относитесь к такому решению?

— Абсолютно не понимаю сложившуюся ситуацию. Я считаю, что спорт должен быть вне политики, и очень надеюсь, что в скором времени все люди, которые принимали решения, поймут, что так нельзя. Все люди, которые занимаются спортом, должны иметь право выступать на соревнованиях независимо от того, что происходит вокруг. В мире бывало много разных примеров, но никаких спортсменов почему-то не отстранили от участия.

— Как в Венгрии восприняли эту новость? Поддержали отстранение?

— Официального заявлении от Венгрии не было, но в каждой стране по-разному воспринимают, здесь совершенно не однозначно приняли эту новость. Люди разные: кто-то радуется, кто-то не радуется, но в основном люди во всём мире понимают, что такое спорт, и не согласны с таким решением.

— Многие иностранные спортсмены выступили с заявлением, что не хотят выступать против участников из России, и просят россиян дисквалифицировать. Венгерские фигуристы не были такого же мнения?

— Венгерские фигуристы с таким заявлением не выступали и я думаю, что не будут выступать. Наши фигуристы очень хорошо знают, что такое спорт. Они не станут говорить такое ради достижения лучшего результата за счёт того, чтобы другим спортсменам было больно.

— Насколько серьезными будут последствия отстранения россиян от международных соревнований? И кто потеряет больше: наши спортсмены или весь остальной мир?

— Думаю, достаточно быстро снимут отстранения. В мире найдутся трезвые люди, которые смогут понять, что спорт вне политики, что спортсмены приносят радость болельщикам, и примут верные решения.

От отстранения обе стороны потеряют очень многое. Зрители, которые хотели посмотреть фигурное катание высшего класса, потеряют зрелищность. И, конечно же, спортсмены потеряют многое, если они не будут выступать. Обоюдно потеряют обе стороны. Это очень плохо, так не может быть. Некоторые спортсмены, которым легче будет завоевать медали, порадуются, но если эта ситуация продлится, весь мир потеряет.

— Какие шансы, что ФФККР сможет добиться положительного результата в CAS?

— Я больше чем уверен, что правда на стороне Федерации фигурного катания России. Это мое личное мнение, я говорю не от имени федерации Венгрии. Думаю, что абсолютно положительно должен решиться этот вопрос, я надеюсь на справедливое решение.

«Настоящие спортсмены останутся и не будут менять гражданство, я бы никого не удерживал»

— Как думаете, начнут ли менять спортсмены гражданство?

— Смена гражданства в спорте — частое и давнее явление во всём мире. Например, за Армению на Олимпиаде в Пекине в танцах на льду выступал канадец. Маленьким странам очень тяжело найти пару одной и той же национальности. У нас в Венгрии есть такая пара: девушка местная, а мальчик – русский, и наоборот тоже. Даже большие страны не могут подобрать по 2-3 пары без иностранцев. К сожалению, всё больше и больше стран пытаются найти лучших партнеров для своих спортсменов.

— Как удержать спортсменов?

— Я бы не удерживал никого, но на их месте никуда не уходил бы. Те, кто уходят – пускай уходят. Значит, они ушли бы и в другой подходящий момент. Настоящие спортсмены останутся, а только из-за отстранения уедут не те люди, которых надо удерживать.

— Есть ли какая-то заинтересованность со стороны венгерской федерации в российских фигуристах?

— Нет, нет. Мы очень хорошо контактируем и общаемся с федерацией России, у нас дружественные отношения. И не только с ними, а со всеми остальными федерациями тоже. Мы не можем приглашать просто так спортсменов. Если у венгерских фигуристов не будет хватать партнёров, тогда мы будем просить и, надеюсь, получим разрешения. Но никого не собираемся заманивать ни в коем случае.

— Велики ли перспективы турниров с участием России и стран СНГ?

— Пока рано об этом думать.

— Если Россию не вернут на международную арену, но она создаст турнир со странами СНГ и пригласит Венгрию, согласитесь ли?

— Все спортсмены тренируются, чтобы потом соревноваться.

— Чего не хватает венгерским фигуристам, чтобы попадать на пьедесталы?

— У нас очень большие проблемы со льдом, из-за этого не так много спортсменов занимаются фигурным катанием и достигают не того уровня, которого бы мы хотели. В Венгрии очень дорого стоит лёд, как и во всей Европе, поэтому мы очень ждем открытия национального ледового центра.

Планируется, что в одном здании будет пять катков, там и будет развиваться одиночное, парное катание, танцы на льду, синхронное катание, конькобежный спорт, шорт-трек. Я надеюсь, этими катками мы сможем распоряжаться и делать удобное расписание для наших спортсменов, чтобы они могли хорошо тренироваться и посещать школьные занятия. Вот тогда у нас будет возможность подготовить больше высококлассных спортсменов на международные соревнования.

— После решения вопроса со льдом мы можем увидеть венгерского олимпийского чемпиона?

— Я думаю, что к 2030 году мы сможем подготовить фигуристов, которые будут очень близко к пьедесталу. Раньше, думаю, невозможно. У нас первостепенная задача в 2030 году поучаствовать в командном турнире Олимпиады.

«Разговоры о вине Тутберидзе в допинге Валиевой без доказательств — пустые слова. Тренер не может 24 часа в сутки следить»

— Результаты женского одиночного катания на Олимпийских Игр в Пекине вас удивили?

— Я думал, что Валиева выиграет, потому что она была в шикарной форме перед турниром. Камила сейчас – одна из самых талантливых фигуристок мира, но то, что она пережила в Пекине, оставит большой след.

Тяжело было так соревноваться, она допустила ошибки в произвольной программе. Щербакова и Трусова смогли быть на высоте, это заслуживает всех похвал. Была очень тяжелая ситуация, все переживали, у кого-то нервы сдали. Но девушки молодцы, собрались и доказали, что они лучшие в мире.

— Вы согласны с тем, что к Щербаковой как к олимпийской чемпионке мало внимания?

— Да, ситуация такая была. Все волновались и разговаривали на тему, связанную с Камилой. Аня не смогла отпраздновать свою победу, как должна её отмечать настоящая олимпийская чемпионка. Но такова жизнь.

— В России люди уверены, что допинговый скандал Валиевой — это какая-то подстава. Как вы считаете, использовала ли она допинг и смогут ли в CAS доказать, что она была чиста?

— Я в такие вещи не верю. Если кто-то принимал запрещенный препарат, то нужно отвечать по закону. Но до сегодняшнего дня WADA не может принять окончательного решения и возникло вообще много вопросов: Почему всё это тянется до сих пор? Почему не принято решение? Почему это всё произошло? Наверное, что-то не ясно, поэтому не могут принять решение. Я считаю, что недозволенными способами никому в мире нельзя выигрывать соревнования. Если будет доказано, что Валиева принимала препарат, она должна понести наказание. Хотя она каталась весь сезон, тесты были отрицательные. Только на основании достоверных фактов можно принять решение.

— Если докажут, что Камила виновата и на самом деле употребляла допинг, кто будет виноват в этой ситуации? Девушке ведь 15 лет, это будет вина тренеров, которые не уследили?

— Я тоже работал тренером, тренерский штаб не может жить со спортсменом и родителями спортсмена в одной квартире. 24 часа в сутки тренеру невозможно проследить, поэтому неправильно говорить, что это их вина. Вину тренеров надо обязательно доказать, а без доказательств это пустые слова.

Этери Тутберидзе, Камила Валиева, Даниил Глейхенгауз

— Как вы относитесь к Тутберидзе и её системе?

— Я очень хорошо отношусь к Этери Георгиевне, очень уважаю её работу и с удовольствием смотрю на её спортсменок, когда они катаются.

— Почему Трусова, имея такие сумасшедшие технические возможности, не смогла завоевать золото на Олимпиаде и в принципе добиться какой-то большой победы?

— Она была сконцентрирована, чтобы исполнить максимальное количество четвертных прыжков. При этом она подзабыла, что кататься тоже нужно на соревнованиях. Я очень люблю Сашку, она в Пекине хотела показать, на какое чудо способна. И при этом мне не понравилось, как она именно каталась в это время, поэтому она уступила по оценкам. Но Саша Трусова – гений. Всё что она делает, необыкновенно, можно смотреть целыми днями.

— Трусовой после серебряной медали на Олимпиаде нужно было воздержаться от эмоций?

— Да, нужно воздержаться от эмоций, спортсмены должны быть более сдержанными и по-другому себя вести после соревнований. В поведении Саши ключевую роль сыграло то, что она показала высокий технический уровень во время выступления и думала, что этого хватит для золотой медали, но не хватило. Но наверняка она после соревнований посмотрела на своё поведение и поняла, что это некрасиво.

— Как долго будет продолжаться гегемония фигуристок Тутберидзе в женском катании и может ли как-то допинговый скандал повлиять на это?

— Это зависит от того, как она дальше будет работать с ними, если также продолжит свою работу, то естественно всё останется также. Но у других тренеров тоже есть много фигуристов, которые способны на четверные прыжки. Борьба будет усиливаться. Соревнования покажут, кто и на что способен, пока что её спортсменам удаётся показывать максимум. Но, думаю, будут спортсмены, которые составят конкуренцию. Всегда конкуренция означает прогресс — если она есть, то есть и прогресс.

— Чья программа вам больше нравится – Камилы, Саши или Ани?

— Камила очень нравится, необыкновенное катание уже в таком раннем возрасте. То, что делает Валиева на льду, мне нравится больше всего. Хотя я очень люблю Трусову и Щербакову, но на данный период больше всего нравится Камила

«Без Арутюняна Чен не смог бы добиться такого результата»

— В каких вы отношениях с Рафаэлем Арутюняном?

— Я с Рафиком знаком очень давно. В 1976 году он начинал свою тренерскую деятельность в Ереване, я тогда ещё был спортсменом. Часто с ним пересекался на соревнованиях СССР. Мы очень хорошие друзья, часто встречаемся на соревнованиях. Сейчас меньше общаемся, потому что он живёт в США, часовой пояс не всегда совпадает. Но мы иногда созваниваемся и разговариваем. Он мой друг и один из лучших специалистов в мире.

— Его ученик Нейтан Чен — лучший фигурист мира. Как думаете, это заслуга тренера или Чен — феномен?

— Не бывает, чтобы кто-то стал чемпионом без тренера или только за счёт тренера. Тут имеет важное значение, как они могут работать вместе, а они работают очень хорошо. Нейтан – очень талантливый спортсмен, но в том, что он стал фигуристом такого уровня, огромнейшая заслуга тренера. Когда спортсмен плохо катается, то тренер плохой, когда хорошо катается, то он талант – обычно так думают родители фигуристов. На самом деле, хороший спортсмен думает так: если плохо катался, то он сам что-то недоделал и недоработал, а если хорошо, то спасибо тренеру. Нейтан вот такой, и он без Рафаэля Владимировича не смог бы достичь такого результата.

— Валентин Писеев рассказывал, что очень хорошо знает вас и был тесно знаком с вашим отцом. Связь держите?

— Мы сейчас далеко находимся от друг друга, но мы с ним часто встречались на соревнованиях. Я очень люблю и уважаю Валентина Николаевича, очень давно знаю, потому что он был другом моего отца. Он прекрасный человек, очень многое сделал для российского и советского фигурного катания. Мои родители были знакомы и часто встречались с ним, когда приезжали в Москву.

«Не думаю, что фотосессии Медведевой и Туктамышевой популяризируют фигурное катание»

— Елизавета Туктамышева пропустила третью Олимпиаду подряд. Продолжит ли она выступать или закончит карьеру в скором времени?

— Я бы на месте Лизы продолжил выступать ещё. Она очень талантливая, хорошая фигуристка, обладает очень высоким мастерством. Надеюсь, она продолжит выступать, рано ещё заканчивать, она ещё очень многое может показать. Она может и четвертные показать на соревнованиях.

— Но Лиза не входит в топ-3 фигуристок страны. Какая мотивация у неё оставаться в спорте, если она не поехала на Олимпиаду?

— Но есть чемпионат Европы и мира, это большая мотивация. Олимпийские игры — это необыкновенный турнир, который проходит раз в 4 года, но чемпионат Европы и мира ничем не хуже, спортсмены не менее мотивированы и готовятся к турнирам.

Я бы посоветовал Лизе остаться. Она обожает фигурное катание, ей это нравится, на льду она очень хорошо себя чувствует. Туктамышева может преподнести интересный момент зрителю, а зрителям это очень нравится. Я думаю, она останется, было бы очень хорошо.

— Женя Медведева вслед за Туктамышевой снялась в откровенной фотосессии для журнала MAXIM. Это популяризирует фигурное катание?

— Я случайно увидел несколько фотографий в интернете, журнал не видел. Я не знаю, кто смотрит эти журналы и кто после просмотра будет заниматься фигурным катанием. Не думаю, что это делается для популяризации, но почему бы и нет? Если журнал приглашает и девушки согласны, пускай снимаются. Это их молодость, они решают свою судьбу и то, что будут делать. Я не думаю, что это популяризирует фигурное катание, но ничего плохого не вижу в таких фотосессиях.

— ISU готовит поднять в фигурном катании возрастной ценз. Вы поддерживаете такое решение?

— Я очень против такого решения, не могу понять смысла этого. Если в плавании 15-летний спортсмен может стать чемпионом мира во взрослом турнире, то почему в фигурном катании не сможет? Почти во всех видах с 15 лет спортсмены могут выступать. Если это так, то почему нам надо поднимать возрастной ценз? Я не понимаю, почему этого хотят. Они обосновывают это разными вещами, которые для меня ничего не значат. Надо оставить так, как сейчас есть. Фигурное катание очень развивается, всё больше молодых спортсменов исполняют сложные прыжки, развитие останавливать нельзя.

«У Плющенко есть все возможности, чтобы стать таким же успешным тренером, как Арутюнян»

— Какое у вас мнение по уходу Алёны Косторной от Тутберидзе к Буяновой?

— Для меня это очень неожиданное решение, Алёна уже один раз уходила от Тутберидзе, потом пришла, сейчас опять ушла, это прямо очень неожиданно. Я очень хорошо знаю Елену Буянову, мы вместе выступали на соревнованиях, учились в институте, мы с ней в очень хороших отношениях. Косторной желаю удачи.

— Верите, что Косторная может вернуться к прежней форме или уже нет?

— Сложно очень сказать, это зависит от Алёны. Она должна себя заставить работать так, чтобы вернуться в ту форму, в которой была раньше. Если она сможет это сделать, то тренеры ей помогут, а если нет, то никто не поможет. Абсолютно надо поменять видение спортивной жизни и отношение к делу, совсем по-другому уже готовиться, отдаваться на двести процентов, если она, конечно, любит фигурное катание.

— Видите перспективы у тренера Плющенко? Сможет ли он вырастить чемпионов и стать таким же успешным, как Арутюнян?

— Для этого у него есть все возможности, потому что он был знаменитым спортсменом с огромным опытом, тренировался у великого тренера, Алексея Николаевича Мишина, и получил большой опыт за долгие годы. Его ученики сейчас хорошо катаются, поэтому время покажет. С Женей мы очень хорошо знакомы, я видел у него хороших спортсменов. Думаю, успехи – дело времени.

Алексей Мишин (слева) и Гурген Варданян (справа)

— Теперь на Олимпиады допускают трансгендеров. Правильно ли это и встречали ли вы их в своей работе?

— В своей работе никогда не встречал, никогда! Не могу понять даже, о чем идет речь.

Их выступление на Олимпиаде – это несправедливо, так не должно быть. Я не против кого-то, каждый живёт как хочет, но в спорте должны быть четкие правила. Абсолютно четко должны разграничить, на каких условиях им можно выступать на соревнованиях.

— Главное открытие и разочарование этого сезона?

— В одиночном катании российские мужчины не очень удачно выступили на Олимпиаде, хотя в командных соревнованиях Марк Кондратюк очень хорошо себя показал и получил высокие баллы. Я разочарован выступлением мужчин в этом сезоне.

На Олимпиаде открытий не бывает, мне приятно было смотреть на всех фигуристов. К сожалению, наша спортивная пара не смогла выступить на Олимпиаде, они были в лучшей спортивной форме, но в Пекине сдали положительный тест, что меня очень разочаровало.

— Алина Загитова и Евгения Медведева после Олимпиады-2018 откатались всего год. Они могут вернуться? И могут ли уйти Щербакова с Трусовой?

— Я думаю, что Загитова и Медведева не вернутся уже никогда в большой спорт. Они будут доставлять удовольствие любителям фигурного катания, выступая в шоу. На 99% уверен, что Щербакова и Трусова будут ещё кататься.

Подпишись на Metaratings.ru
Рейтинг: 3
Реклама 18+   ООО "Управляющая компания НКС"; Erid: 2VtzqwT9NEo