Европейские топ-лиги для российских футболистов сейчас кажутся несбыточной мечтой. Шанс там оказаться крайне низкий даже у лучших футболистов страны. Но всё-таки есть редкие случаи, когда игроки из России попадают в сильнейшие лиги мира даже в новой реальности. Так, Станислав Крицюк смог вернуться в Португалию после года в петербургском «Зените», с которым стал чемпионом России.
Не последнюю роль в его возвращении сыграл Яго Фернандес. После долгих лет в академиях «Бенфики», «Спортинга», мадридского «Реала» и «Валенсии» португальский защитник выходил за молодёжные сборные Португалии, становился чемпионом Швеции, выступал в Греции и даже залетал в чемпионате Казахстана к «Шахтёру» из Караганды. После футбольной карьеры он решил уйти в агентский бизнес, благодаря чему познакомился с Крицюком. С бывшим вратарём сборной России он сотрудничает уже несколько лет.
О дружбе с российским вратарём португальского «Жил Висенте» и своих футбольных приключениях Фернандес рассказал в интервью Metaratings.ru. Из большого разговора с агентом вы узнаете:
- как он занимался с Роналду в одной академии, но не верил, что Криштиану станет великим игроком;
- как его занесло в Караганду, что его там пугало и почему жизнь в Казахстане его изменила;
- как Яго познакомился с Крицюком и почему считает его частью семьи;
- из-за чего у Станислава не получилось в «Зените»;
- почему у Крицюка не возникло проблем с возвращением в Португалию в прошлом году;
- как вратарь отказывал «Бенфике», «Порту» и «Спортингу»;
- кто из россиян мог бы уже сейчас играть в топ-лигах Европы и почему у них нет шансов на это;
- зачем «Спартаку» Тавареш и будет ли московский клуб делать ему российский паспорт.
«Я тренировался в «Спортинге» в одно время с Роналду. Мы не ожидали, что он превратится в такую звезду»
– Яго, вы были в академиях «Бенфики» и «Реала», выступали на высшем уровне в разных странах Европы, а после карьеры стали агентом. Насколько было тяжело менять род деятельности?
– В течение 15 лет ты делаешь одно и то же: просыпаешься по утрам, завтракаешь, тренируешься, обедаешь, а по выходным играешь. Когда эта рутина исчезает в один момент, тебе нечего делать. Это самая трудная часть в жизни футболиста. Ты просыпаешься, а тебе некуда идти. Я чувствовал себя потерянным, было очень трудно. Однако мне повезло с людьми вокруг меня. Я заканчивал карьеру в клубе «Лейрия», и вскоре после завершения мне предложили там работу спортивным директором. Так что я не долго бездельничал. Было тяжело в первые два месяца, потому что сложно так сразу переключиться с футбола на кардинально другую работу. Но мне было это интересно, считаю, что мне повезло.
– Теперь вы работаете в крупном агентстве Interstardeporte, которое сотрудничает с Пау Торресом, Жорди Альбой и другими известными футболистами. В целом, ваша родная Португалия богата агентскими талантами, чего стоит один Жорже Мендеш, но и талантливых футболистов у вас много.
– Да, Португалия богата талантами. Мы – маленькая страна, всего 10 миллионов человек, но у нас много талантливых людей. В Португалии мы готовы тратить много денег, чтобы создать правильные условия для этих молодых талантов, и весь мир видит результат работы «Бенфики», «Спортинга», «Порту». Мы создаем идеальные условия для вовлечения маленьких детей, а в дальнейшем нашим талантам нужны сильные представители. Жорже Мендеш – сильнейший в этой области, и, когда он замечает эти молодые таланты, он немедленно берет их в работу, а другие агенты просто ничего не могут поделать!
– Раньше агентский бизнес в странах постсоветского пространства считался на самым чистым делом. Вы как игрок были связаны с Казахстаном, а как агент – с Россией, когда Станислав Крицюк выступал за «Зенит». Сталкивались с таким?
– Нет. До начала конфликта в Украине Россия была прекрасной страной для бизнеса. Про Казахстан так сказать не могу, но я и играл там почти 10 лет назад. Возможно, там что-то изменилось. Полтора года назад я привёл игрока в «Зенит» из Санкт-Петербурга, и это был во всех смыслах удобный трансфер. Даже после начала конфликта в Украине клуб не сменил профессиональный тон. Я слышал, что несколько лет назад в России дела велись немного беспорядочно, но теперь все изменилось.
– Ваша карьера тесно связана с Португалией и Испанией. Часть детства вы провели в лиссабонском «Спортинге», когда там был Криштиану Роналду. Встречались с ним тогда?
– Я тренировался в «Спортинге» в одно время с Роналду, но мы никогда не выходили на поле вместе, потому что я на три года младше. Зато мне посчастливилось очень часто видеть его на поле, а иногда мы проводили время вместе в спортивной академии. По правде говоря, в «Спортинге» мы не ожидали, что Роналду превратится в такую звезду.
В «Манчестер Юнайтед» он был очень техничен и за пару сезонов в Англии значительно улучшил свой футбольный IQ. Мы ожидали, что Криштиану станет следующим Фигу, но не тем, кем в итоге стал. У него удивительный склад ума, он с юных лет оказался трудолюбивым человеком. И это его привело к тем высотам, которые он достиг.
– Что будет, если я в Португалии скажу, что Месси лучше Роналду?
– У тебя могут возникнуть большие проблемы (смеется). Конечно, это шутка, но в Португалии его в самом деле считают лучшим. Мы попробуем найти такого же игрока в ближайшие 10 лет, но это будет сложно.
– Что вы думаете о его карьере на данном этапе? Фанаты раскритиковали его решение уехать в Саудовскую Аравию.
– Я думаю, это история исключительно про деньги, он хотел завершить свою карьеру в прибыльном месте. Ему 38 лет, он легендарный игрок, который начал думать о своём будущем после футбола. Некоторые игроки решают закончить карьеру в большом клубе, а он захотел остаться с деньгами. Он получил самую высокую зарплату в истории футбола в конце карьеры, и для него это хороший выбор.
– Как его выбор влияет на сборную Португалии?
– Это ужасно для сборной Португалии, потому что для национальной команды было бы полезнее, чтобы он играл в более сильном чемпионате. Но его по-прежнему вызывают, потому что он – наша живая история. Всякий раз, когда заходит речь о Португалии, люди говорят: «О, это же оттуда Криштиану Роналду!» Да, его вызвали в сборную, но я не думаю, что он будет постоянно играть.
«Первое, что мне сказали в казахстанском «Шахтёре» – не выходить на улицу ночью. Было тревожно слушать истории о нетрезвых людях и оружии»
– Вы поездили по многим странам мира в качестве игрока, но, наверное, самое экзотическое путешествие было связано с Казахстаном. Что там запомнилось?
– В своих поездках я старался подмечать менталитет местных жителей. Люди средиземноморских стран довольно расслаблены, а в Швеции народ более трудолюбивый. Казахстан же сделал меня сильнее как личность и менее предубежденным. В Казахстане бок о бок живут православные и мусульмане, и мы видим, что люди живут мирно. Это заставило меня больше задуматься о принятии и уважении. Я многому научился, находясь там, и вырос человеком, уважающим все культуры. Может, в футбольном плане это был неудачный опыт, но жизнь в Казахстане мне помогла вырасти как личности.
– Там вы выступали за «Шахтёр» из Караганды. Почему решили туда отправиться?
– Я выбрал это место из-за денег. Сразу извиняюсь, но мне до сих пор кажется, что чемпионат Казахстана был тогда плохим и не очень непрофессиональным. Конечно, уже тогда были крепкие «Астана», «Кайрат», «Актобе», но остальные казались любительскими командами по меркам европейского футбола. Правда, сейчас лига начинает расти, у клубов появляются новые стадионы, строятся академии.
– 10 лет назад вы жили в Караганде. Как это выглядело для иностранца?
– Главная проблема была в том, что никто там не говорил по-английски, я все время чувствовал себя одиноким.
Из-за этого я попал однажды в забавную историю. Как-то раз клуб пригласил нас в кино, где, разумеется, все фильмы были на русском языке. И я провел два с половиной часа за просмотром фильма, который не понимал. Когда весь зал смеялся, я тоже начинал специально смеяться с секундным запозданием. Это было очень странно, но мне хотелось показать, что тоже что-то понимаю, ха-ха!
Бывший футболист карагандинского «Шахтёра» Яго Фернандес
– Как вы понимали, что хочет от вас тренер?
– Я просто смотрел, что делают партнёры по команде, и повторял те же вещи на тренировках. Иногда партнёры пытались что-то объяснить на английском, чтобы помочь мне. Но это были попытки от игроков, а не от руководства или персонала клуба.
– В 200 километрах от Караганды находится Астана – столица страны. Выбирались туда?
– Для жителей Европы 200 километров – это полтора часа езды по отличному шоссе. Мне же приходилось ехать минимум 3 часа по плохой дороге в одну сторону с таксистом, который не говорил по-английски. Так что я выбирался в Астану всего несколько раз, но мне там действительно понравилось. Это удивительный город европейского уровня, лучшее место в стране. Здесь полно иностранцев, много чем можно себя занять. Караганда же выглядела как старинный город с богатой историей.
– Говорят, что еще 10 лет назад в Караганде было небезопасно гулять вечерами. Вы не сталкивались с неприятностями?
– Первое, что мне сказали в клубе – не брать такси ночью и вообще не выходить на улицу в ночное время. Было немного тревожно слушать все эти истории о нетрезвых людях и оружии. В то время вся моя жизнь была посвящена тренировкам на поле, так что в основном я просто работал и возвращался домой. Для меня это было довольно тяжело, потому что в Португалии и Испании люди выходят на улицу по ночам и даже не думают, что с ними может что-то случиться. Я прислушался к советам и почти всегда проводил вечера дома в одиночестве, так что в Казахстане мне было очень скучно.
– Вы хоть и родились в Португалии, но испанец по происхождению. А большинству испанцев непросто представить жизнь без хамона. Как вы справлялись без свинины в Казахстане?
– Пришлось привыкать, конечно, я скучал по привычной кухне. Зато в Казахстане я попробовал конину, правда, она показалась очень жесткой. Но я благодарен Казахстану, что попробовал плов, он мне очень понравился.
«После «Зенита» у Крицюка были предложения от хороших российских клубов, но он не хотел оставаться в России»
– Ваш клиент Станислав Крицюк – первый россиянин, который после начала специальной военной операции ВС РФ на территории Украины смог уехать в большой европейский чемпионат. Были какие-то сложности из-за российского гражданства Крицюка?
– В этом отношении у Стаса не было абсолютно никаких проблем, ведь он уже играл долгие годы в Португалии. Все его документы для перехода в чемпионат Португалии были в порядке. Это больше выглядело на возвращение в страну после года, проведенного в «Зените». Но я убеждён, что сейчас это невозможно сделать другим россиянам из Премьер-лиги.
– Станислав вернулся в «Жил Висенте», откуда и уходил в «Зенит». Интересовались ли им другие клубы Португалии?
– Из Португалии Станиславу поступило 8 предложений, потому что он один из лучших вратарей местной лиги в последние годы. Так что для меня работа по его трудоустройству была легкой. Каждый из этих клубов хотел заполучить его, и мы выбрали тот, в котором ему было бы комфортнее всего и где ему всё знакомо. Он играл в Португалии уже четыре года, и здесь его отлично знают.
– Почему у него не получилось в полной мере раскрыться в «Зените»?
– Когда Стас был в «Зените», он получил серьезную травму колена, и он не мог играть так хорошо, как мы ожидали. Мы без сложностей договорились с «Зенитом» и расторгли контракт.
– Были ли у него предложения из России после «Зенита»?
– Да, у нас было несколько предложений от больших российских клубов, названия которых я не могу раскрывать по профессиональным причинам, но Станислав не хотел оставаться в России из-за ухудшения ситуации в стране, в том числе и в вопросах футбола. В Португалии ему комфортно, он знает страну и лигу, хорошо говорит на португальскому языке. Он хотел вернуться сюда, и ему легко было это сделать.
– Как вы начали сотрудничество с ним?
– Это была забавная история. Я познакомился с ним, когда он приехал в Португалию несколько лет назад. Люди, которые привезли его в страну, попросили меня позаботиться о нем, найти жилье и поддерживать его. Так завязалась наша дружба.
Тогда у него был другой агент, но он спросил меня, могу ли я работать с ним в качестве агента, и я согласился. Мы доверяем друг другу, с ним приятно работать. Я бы сказал, что мы уже как члены одной семьи, потому что проводим много времени вместе.
– Как сейчас дела у Станислава?
– Он пропустил первую часть сезона, потому что восстанавливался от старой травмы. Потом он вернулся в состав, но, к сожалению, в феврале получил новое повреждение. Посмотрим, когда он поправится. Надеемся, что Стас вернётся как можно скорее на футбольное поле.
«Захарян, Пиняев, Тюкавин, Сафонов могут играть в Испании, Англии, Германии, но сейчас их нереально туда устроить»
– Крицюк был статистически одним из лучших вратарей чемпионата Португалии пару лет назад. «Бенфика», «Порту» и «Спортинг» проявляли тогда к нему интерес?
– Для меня он остаётся одним из лучших вратарей в Португалии. Все эти клубы были заинтересованы в нем, но они рассматривали его как запасной вариант, а он не хотел быть вторым вратарем, поэтому никогда не изучал возможность подписания контракта с этими клубами в таком статусе. У «Бенфики», «Порту» и «Спортинга» очень сильные вратари, но эти клубы в самом деле интересовались Станиславом.
– Обращались ли к вам другие российские игроки? В целом, реально ли устроить сейчас россиян в большие европейские лиги?
– Нет, и я думаю, это будет очень трудно. «Челси» очень хотел Арсена Захаряна из «Динамо», но сейчас это практически невозможно даже в могущественной Английской Премьер-лиге.
«На самом деле, это очень грустная ситуация. По моему мнению, репутация российских спортсменов в последний год сильно пострадала. Я думаю, мы должны разделять спорт и политику, спортсмены ни в чём не виноваты».
Яго Фернандес
Сейчас в России четыре-пять больших таланта. К ним я могу отнести Захаряна, Пиняева, Тюкавина, Сафонова. Эти люди могут играть в Испании, Англии, Германии или Португалии, но сейчас они столкнутся с политическими проблемами. Возможно, кому-то поможет смена гражданства, слышал, что в России уже некоторые игроки, у кого есть такая возможность, меняют свои паспорта. Ну, или принимать предложения, например, от клубов из Турции. Но вряд ли молодые и талантливые российские игроки сильно хотят там выступать.
– Эти игроки могли бы оказаться в Португалии до начала событий в Украине?
– Да, в Португалии за ними следили, но главная проблема тогда заключалась в том, что зарплаты у футболистов в России очень высокие. Игроки не захотели бы переезжать за границу из-за этого. К тому же в Португалии у нас высокие налоги, которые не идут ни в какое сравнение с 13% в России. Если бы они думали о своей карьере и готовы были бы потерять немного денег, то могли переехать.
В Португалии очень хороший контракт – 2-3 млн евро, это почти максимальная зарплата для игрока сборной страны. Платить столько молодому игроку у нас невозможно.
Лучшие линии на матчи РПЛ«Думаю, «Спартак» со временем попытается сделать Таварешу российский паспорт, и у него будет шанс стать для России новым Марио Фернандесом»
– Многие европейские игроки отказываются приезжать в Россию, но, например, португалец Томаш Тавареш этой зимой перешел в «Спартак» из «Бенфики». Как в стране сейчас относятся к чемпионату России в Португалии?
– До Тавареша два других португальца ушли в «Краснодар» (Батчи и Кевин Ленини перешли в российский клуб из португальского «Шавеша» в сентябре 2022 года, – прим. Metaratings.ru), и никто никак не отреагировал. Мне кажется, что их решение продиктовано исключительно финансовыми причинами.
Раньше многие португальские игроки любили чемпионата России. Португальские футболисты зарабатывают не так много, как русские, поэтому они с радостью приезжали в Россию. Лига тоже была очень профессиональной. Таким образом, они получали хорошую зарплату и наслаждались играми высокого уровня против «Локомотива», «Зенита», ЦСКА, «Спартак». Сейчас мы вообще ничего не слышим о чемпионате России. Мы просто больше не следим за этим, российский футбол не транслируется по телевизору, поэтому переход Тавареша прошёл незамеченным.
– При этом «Спартак» видит в нём усиление, да и сам Тавареш ещё недавно выступал на уровне Лиги чемпионов. Для москвичей это хорошее приобретение?
– «Спартак» – самый известный клуб в России. Тавареш перешел из «Бенфики» в «Спартак», и, я думаю, португалец будет очень хорошим игроком для лиги. Это всё ещё молодой талант с хорошей техникой, но его оборонительная игра нуждается в улучшении. Конечно, он может улучшить свои навыки и работать над физической формой. Пока защитник выглядит немного худоватым, и ему, возможно, придется поработать над своей силой. Я думаю, у него есть шанс стать новым Марио Фернандесом для российского футбола.
– Если Тавареш достойно себя проявит себя в России, он сможет снова вернуться в большой европейский чемпионат?
– Прямо сейчас я в это не верю. Я слышал, что Малком и Клаудиньо недавно получили российские паспорта, хотя Клаудиньо всего два года в стране. Думаю, «Спартак» попытается со временем тоже сделать российское гражданство Таварешу.
Квиз: