Сезон отпусков в самом разгаре. Хэмилтон снялся для обложки Vanity Fair, Тото Вольф проводит время в компании с Флавио Бриаторе и Стефано Доменикали, Леклер снимает влоги для YouTube, а Риккардо может подать в суд на «Макларен». Но все это происходит во время отдыха, а что больше всего запомнилось по ходу соревнований?
Metaratings.ru подводит итоги первой половины сезона в «Формуле-1».
Расторжение контракта на проведение Гран-при России, прощание «Хаас» и Мазепина
После начала спецоперации РФ на Украине руководство «Формулы-1» расторгнуло контракт с промоутером на проведение Гран-при России, рассчитанный до 2025 года. Спустя несколько дней прилетел еще один привет в сторону России: «Хаас» разорвал в одностороннем порядке контракт с Никитой Мазепиным и титульным спонсором «Уралкалием». Вдобавок к этому команда отказалась возвращать 13 млн долларов, а также потребовала выплатить еще 8,6 млн упущенной выгоды.
Российская компания в свою очередь потребовала от «Хаас» вернуть деньги, поскольку соглашение разорвали до первой гонки сезона. Однако оказалось, что в контракте был пункт, согласно которому все договоренности можно прервать в случае, если «Уралкалий» нанесет команде вред, втянет в скандал, испортит репутацию или нарушит имидж марки.
В итоге разбирательство между «Хаас» и компанией из России могло закончиться в суде, но спустя пять месяцев история не получила развития, и все остались при своем.
«Вишенкой на торте» к российскому порицанию стало расторжение эксклюзивного соглашения на телетрансляции с «Матч ТВ» и прекращение работы стримингового сервиса F1TV на территории России. Поклонников гонок сначала лишили легального способа следить за «Формулой-1» и младшими сериями с экранов мониторов, а заодно и серии Гран-при на родной земле. От россиян полностью отгородились.
Проблемы в «Феррари»
Сезон-2022 мог стать одним из лучших в истории «Феррари»: Шарль Леклер выиграл три Гран-при и завоевал семь поулов, Карлос Сайнс одержал первую победу в карьере. Но стабильность итальянского коллектива, несмотря на успехи, оставляет желать лучшего: то мотор загорится, то стратеги «сделают все возможное», чтобы максимально усложнить жизнь своим пилотам.
Если беды с моторами можно объяснить регрессом команды в течение двух сезонов после расследования ФИА, которое фактически откинуло ее развитие на два сезона, то стратегические проколы вызывают недоумение как в паддоке, так и у многочисленных поклонников «Феррари».
В 2019 году в руководстве команды произошли перестановки, которые должны были улучшить ее позиции в Кубке Конструкторов: на место Маурицио Арривабене пришел Маттиа Бинотто, ранее занимавший должность технического директора. И это было ошибкой. Да, он работал в «Феррари» не один год, но чтобы стать руководителем, подобного недостаточно, что стало понятно со временем. Бинотто пришлось учиться на собственных ошибках, в то время как Кристиан Хорнер («Ред Булл») и Тото Вольф («Мерседес») имели многолетний опыт и грамотно им распорядились.
За сменой руководства потянулись перестановки в техническом и операционном подразделениях команды, что привело только к большей неразберихе. Складывалось ощущение, что между в «Феррари» нарушена коммуникация, а во время гонки решения принимаются не на основе данных, полученных на трассе, а в агонии.
Несмотря на то, что серьезные перестановки завершились в «Феррари» в позапрошлом сезоне, а «детских болезней» со временем стало меньше, команда с трудом справляется с давлением. После нескольких успешных этапов стратеги начали принимать решения, которые нивелировали все усилия пилотов на трассе. Например, во время гонки в Венгрии, где Шарля Леклера лишили шансов на победу.
На 21-м круге дистанции после очередного пит-стопа Леклер вернулся позади Расселла, но перед напарником по команде Карлосом Сайнсом, что при нормальном стечении обстоятельств позволило бы команде финишировать на призовом подиуме. Спустя шесть кругов после пит-стопа монегаск приблизился к Расселлу на дистанцию атаки, а на 31-м круге возглавил пелетон. В этот момент казалось, что в «Феррари» наконец решили проблемы, преследующие скудерию последние несколько этапов, и Леклер выиграет четверную гонку в сезоне, но нет.
На 51-м круге во время защиты от атак Расселла Леклер допустил ошибку, выехав широко в одном из поворотов, и пропустил вперед пилота «Мерседеса». Утерянное лидерство можно было вернуть, быстро догнав британца, но у стратегов «Феррари» было иное мнение. Они внезапно зазвали монегаска на третий пит-стоп, после которого он вернулся на трассу шестым!
Было ли это системной ошибкой руководства, или там посчитали, что Леклер способен внезапно прорваться на призовой подиум на «софте», на котором «Феррари» не могла доехать до финиша, останется неизвестным. Факт лишь в том, что решение стратегов лишило команду потенциального призового подиума Леклера и в очередной раз подсветило недостатки в управлении коллективом.
Уход Себастьяна Феттеля
В «Формуле-1» есть временные отрезки, которые принято ассоциировать с лидерством той или иной команды и пилота. С 2010 по 2013 годы царила эпоха «Ред Булла». Молодой немец Себастьян Феттель не оставлял шансов соперникам на трассе, выжимая из болида все соки и штампуя чемпионские титулы на зависть соперникам.
Но, как часто бывает, любая эпоха заканчивается, и кривая успеха неизменно идет вниз. В 2014 году наступило время моторов «Мерседеса» и «Ред Булла». Возникли серьезные проблемы, которые многократный чемпион мира не готов был решать здесь и сейчас. Не справившись с разочарованием, Феттель неожиданно перешел в «Феррари». Решение не поддавалось логическому объяснению, но на то были причины.
«Это исполнение мечты всей моей жизни. Когда я был маленьким, моим кумиром был Михаэль Шумахер на красном болиде, а сейчас у меня появился шанс самому повести в бой такую машину. У «Феррари» великолепные традиции, и я полон решимости помочь вернуться ей на вершину «Ф-1». Я сделаю все от меня зависящее ради этого!», – говорил Феттель после подписания контракта.
Перейдя в итальянский коллектив, Феттель так и не приблизился к достижениям лучшего пилота «Феррари», выиграв за пять лет всего лишь четырнадцать гонок. Для кого-то это может показаться невероятным достижением, но не для Себа, который в недавнем прошлом был королем.
Разочарование в мечте и постоянная борьба внутри команды привели к тому, что Феттель не выдержал и ушел в «Астон Мартин». Несомненно, иметь в команде многократного чемпиона мира престижно, но если машина не может выигрывать гонки, в один прекрасный момент пилот задумается о завершение карьеры. Этот день настал 28 июля. Феттель пока не решил, чем будет заниматься в будущем, но знает наверняка, что хочет больше находиться рядом с семьей и стать хорошим отцом.
Можно ли Себа, так и оставшегося для многих чемпионом-везунчиком, причислить к великим? Спорный вопрос. В чем измерять величие: в количестве побед, призовых подиумов или титулах? Да, он не взял пятый титул, но сравнялся по их количеству с Аленом Простом, которого многие поклонники считают одним из самых ярких чемпионов поколения. Возможно, спустя годы мы увидим Феттеля на руководящей должности, ведь немец неоднократно подчеркивал, что для него важно понять, как работает машина. Но это будет совершенно другая история.
Переход Фернандо Алонсо в «Астон Мартин»
В то время как Феттель готовится покинуть «Формулу-1», Алонсо в очередной раз меняет команду, переходя из «Альпин» в «Астон Мартин». Неугомонный, а иначе не скажешь, 41-летний испанец, по информации AS, подписал контракт с командой Лоуренса Стролла по схеме «1+1+1» с возможностью продления и досрочного расторжения после каждого сезона. Примечательно, что продлить или расторгнуть контракт в одностороннем порядке может только Алонсо.
Несомненно, подобное развитие можно было предугадать после объявления Феттеля, но желание гоняться в 41 год по-прежнему удивляет не только болельщиков, но и коллег Нандо по пелетону. Например, Макс Ферстаппен на вопрос о возможном продолжении карьеры после 30 лет ответил следующее: «Сейчас я подписал контракт с «Ред Буллом» до 2028 года. А дальше будет видно. В любом случае, я точно знаю, что не буду гоняться в «Формуле-1» в возрасте Фернандо Алонсо».
После возвращения Алонсо выглядит впечатляющее, учитывая, что выиграть на болиде «Альпин» можно только в том случае, когда на трассе все идет наперекосяк, как это было у Окона на Гран-при Венгрии. Но благодаря опыту, Алонсо, несмотря на возраст, стал более привлекательным активом для большинства команд, нежели новички, которых необходимо учить с нуля.
Молодые гонщики не в восторге от таких проделок со стороны испанца, потому что мест в «Формуле-1» слишком мало, и 95% пилотов никогда не попадут в «Формулу-1», вне зависимости от успехов в других сериях. Но у них есть только один выход, способный повлиять на руководство некоторых команд, – спонсорский контракт, который покроет все неудобства во время «испытательного» срока. А, как показывает практика, для спонсоров более привлекательны пилоты с имиджем, способные если не приумножить их финансовое состояние, то по крайне мере заставить СМИ говорить о них, при этом не нанося ущерб репутации.
Лучшие букмекеры для ставок на спорт
«Альпин» против Пиастри, Риккардо против «Макларена»
В пелетоне «Формулы-1» намечается очередная волна громких судебных разбирательств. Пилот «Макларена» Даниэль Риккардо может подать в суд на свою команду, если та не выплатит ему отступные в размере нескольких десятков млн долларов за досрочное расторжение контракта.
По условиям соглашения, Риккардо способен продлить его в одностороннем порядке до 1 сентября текущего года. В то же время стало известно, что команда подписала на следующий сезон Оскара Пиастри, вследствие чего руководству «Макларена» придется решить непростую задачу – либо выплатить отступные Риккардо, либо судиться с ним.
Учитывая, что судебная тяжба, вероятно, затянется на неопределенное время, «Макларену» придется очень постараться, чтобы урегулировать со своим действующим на данный момент пилотом условия досрочно расторжения, иначе у Пиастри может лопнуть терпение, и он пойдет искать другое место, что в условиях современной «Формулы-1» довольно рискованное мероприятие.
К слову, сам Пиастри может оказаться в зале суда по другому делу. В начале августа французский коллектив заявил – в следующем году австралиец заменит Алонсо, но внезапно пилот сказал, что не собирается выступать за «Альпин», хотя там верят в действующий контракт. Руководитель команды Отмар Сафнауэр пригрозил тем, кто захантит Оскара в сезоне-2023, судебным иском.
По информации Speedcafe.com, французская команда намерена добиться выплаты 15-25 млн долларов от следующего работодателя австралийца, ведь сам пилот этого не сделает. Таким образом, «Макларен» в погоне за Пиастри может попрощаться с 40-50 млн из-за неразберихи с подписанными контрактами Риккардо и Оскаром.
Получить бонус для ставок на спорт!