Фрибет 15000 ₽
Рунет выбирает
84
83
82
75
81

Дед, десерт и судейское недоумение: главное из мотивировочной части дела Валиевой

Читать полностью

7 февраля Спортивный арбитражный суд опубликовал мотивировочную часть по делу Валиевой. В этом огромном документе на 129 страниц CAS рассказал о ходе дела, а также о методах стороны защиты. И теперь все стало только запутаннее. Metaratings.ru приводит главные моменты из документа.

Получить бонус до 20 000 для ставок на спорт
Камила Валиева

Лаборатория подтвердила триметазидин лишь с 9 раза

Напомним, что в конце января CAS вынес решение по делу Валиевой из-за обнаружения в ее крови запрещенного вещества триметазидина. Суд дисквалифицировал россиянку на четыре года до 25 декабря 2025-го. Подробнее об этом читайте в нашем материале:

Далее мы подробно распишем положения из мотивировочной части этого дела. Согласно документу CAS, допинг в крови Валиевой был обнаружен еще 11 января в Стокгольмской лаборатории. Пробу взяли в декабре во время чемпионат России, но из-за новогодних праздников организация открылась только 10 января. Сообщается, что после первого положительного анализа сотрудники центра продолжили обрабатывать образец.

Причем первые результаты были отклонены сотрудниками лаборатории, так как их из-за плохих хроматографических результатов признали не соответствующими системе качества. Отметим, что согласно документу, сданный Валиевой образец был проверен девять раз.

19 января после исследования оборудование в очередной раз показало положительный результат, но сотрудники снова его отклонили. Что именно не понравилось ученым – в документе не указано. Остается только догадываться, например, что они не поверили, что у 15-летней спортсменки может быть такой большой «букет».

WADA

Ведь кроме триметазидина в крови Валиевой был обнаружен разрешенный анаболик экдистерон, а всего за два года до рокового теста ей прописали около 60 различных разрешенных препаратов. Но они необязательно сказываются на спортивных показателях, сюда входят в том числе обычные лекарства от простуды.

С 31 января по 3 февраля ученые из Стокгольма подготовили новый метод исследования образца – с помощью сверхвысокоэффективной жидкостной хроматографии. После этого обработка продолжилась, но и она дала положительный результат.

В результате, 7 февраля сотрудники лаборатории уведомили WADA об обнаружении допинга. И, как сообщает CAS, эта информация была передана в РУСАДА. 8 февраля сама спортсменка узнала о положительной пробе, но уже после произвольной программы командного турнира на Олимпиаде в Пекине.

Наличие положительного результата в одной допинг-пробе – это еще не прямое доказательство применения запрещенных веществ. В частности, могут быть ошибки при анализе или загрязнение образца. Для этого WADA разделяет пробы на две части – А и B, – которые направляются в разные лаборатории. Увы, но и проба B оказалась с триметазидином.

Валиева сообщила, что допинг мог попасть через клубничный десерт

Как только Валиева и ее окружение узнало о пробе, они сразу же выдвинули три версии случившегося. Первая – спортсменка каким-то образом случайно приняла препарат, даже догадываясь о нем. Именно ее сторона защита и выбрала основной – что триметазидин попал в организм из-за дедушки.

Валиева на слушаниях заявила, что допинг мог попасть через клубничный десерт. Его перед чемпионатом России приготовил дедушка, и она взяла его на соревнования. По словам спортсменки, она ела его «по кусочкам», а не сразу целиком. Естественно, эти слова вызвали недоумение у судей.

Камила Валиева

Просто дело в том, что по словам Валиевой, она перед соревнованиями в последний раз виделась с дедушкой 21 декабря, а на следующие сутки уехала на поезде в Санкт-Петербург. А проба была взята 25 декабря. То есть, либо она ела десерт четыре дня, либо было какое-то лекарственное воздействие на турнире, или прием большой порции триметазидина в Москве.

Более того, еще в мае 2022-го ее дедушка (хотя он сожитель матери Валиевой) заявил, что триметазидин мог попасть во время выпечки, оставшись на разделочной доске. Вот только за три месяца до этого Геннадий Соловьев отметил, что принимает препараты для сердца, разжевывая их во рту. То есть, это две противоположные версии, что тоже смутило судей.

РУСАДА не предоставило доказательств существования дедушки

Самое интересное – РУСАДА во время расследования постановило, что Валиева даже не предоставила никаких доказательств, что Соловьев вообще существует. Ведь в ходе слушаний он практически ни разу не выступал перед агентствами, а доказательств, что у него есть разрешения на употребления препаратов с триметазидином, предоставлено не было.

За все время, что велись слушания, появилось только одно видео с дедушкой – он прислал его в CAS во время Олимпиады еще в феврале 2022 года. После никаких ответов от него не последовало, что также усомнило РУСАДА в его «существовании». Напомним, что Российское антидопинговое агентство в этом суде было одной из стороной обвинения. Причем РУСАДА попросила CAS не публиковать эту мотивировочную часть, но суд отказался принять просьбу.

РУСАДА

Еще один момент – Соловьев уверял, что принимал препараты два раза в день – утром и перед сном. Но по его словам, десерт он испек днем. Также, по словам дедушки, он каждый день подвозил Валиеву до «Хрустального» на тренировки. Вот только спортсменка живет в 200 метрах от катка…

Еще один аспект, который смутил судей – наличие у Валиевой диагноза «спортивное сердце». Его поставили в 2020-м. Врачи выписали Камиле лекарства Гипоксен и L-карнитин – это разрешенные препараты. Вот только, согласно доводам WADA, они вместе с триметазидином входят в стандартную терапию этого диагноза в России.

Тутберидзе отметила, что не контролирует лекарства и добавки, выданные спортсменам

Есть еще несколько интересных цитат Валиевой и ее окружения в документе. Например, спортсмена говорила, что дедушка перед соревнованиями давал ей десерты. Вот только врач Филипп Шветский, работавший в «Хрустальном», говорит, что спортсмены находятся на диете и следят за своим весом. Так что гипотетически есть десерты им категорически запрещено.

Также Валиева путалась, говоря, как она везла десерт в поезде. Еще она упомянула возможную диверсию со стороны соперниц, например, сказав об открытости раздевалок во время соревнований для родственников фигуристов. Однако все это можно списать на волнение спортсменки. Более того, даже CAS назвал ее «благонадежным источником».

При этом свидетели защиты и партнеры по команды, которые ехали в поезде, во время слушаний не появились. Сторона защиты также не предоставила проводника, который мог бы подтвердить наличие десерта. На слушании была только Евгения Тарасова, но она ничего про клубничную выпечку не сказала.

Этери Тутберидзе

Этот момент очень показатель – согласно документу, Этери Тутберидзе не участвовала в слушаниях. Но при этом тренер письменно ответила РУСАДА, что «не контролирует и не обсуждает с врачами команды лекарства и добавки, которые выдаются спортсменам». Это не очень сходится с ее образом тренера, который контролирует большую часть аспектов жизни подопечных.

Также сторона обвинения прислушалась ко словам Тутберидзе, которые она дала в интервью Владимиру Познеру в 2019-м. Тогда тренер сказала, что после запрета мельдония, она и ее окружение были вынуждены искать новые препараты, которые помогают спортсменам при восстановлении.

Фактически, именно все эти мелкие моменты, а также постоянная путаница со стороны обвинения, и привели к столь суровому наказанию. Оно могло быть еще большим, ведь WADA требовало назначить дисквалификацию с момента оглашения приговора. Все могло сложиться и в пользу Валиевой, ведь сами судьи заявили, что доверяют спортсменке. Однако изначально выдвинутая сторона защиты не выдержала никакой критики.

Подпишись на Metaratings.ru
Рейтинг: 5
Реклама 18+   ООО "Управляющая компания НКС"; Erid: 2VtzqwT9NEo