Скаутская работа – индивидуальная, потому что у каждого свой подход. Тихая, потому что много черновой работы и работы в стол. Насыщенная, потому что профессия может забросить тебя в различные уголки планеты.
Анар Ибрагимов для Metaratings.ru пообщался со скаутом Александром Тильманом. После Москвы и «Динамо» он оказался в американском «Коламбус Крю» из штата Огайо.
Из интервью вы узнаете:
- как Перейра перебрался из «Краснодара» в США
- почему Айртон, Понсе и Веллитон не переехали в Америку
- что говорили американцы про Кирилла Панченко
- почему 8 американцев младше 25 играют в Лиге чемпионов
- на чем ездят игроки крутого клуба МЛС
«Футбол в Штатах отличается от мирового, нет сильного давления. Проиграли? Ну и ничего страшного»
– Как выглядела твоя работа в МЛС?
– В «Коламбусе» было четыре скаута. Плюс начальник селекционной службы. И главный тренер одновременно был и спортивным директором.
– Ты из России. А остальные?
– Португалец отвечал за Пиренеи. Кстати, он долго жил с семьей в Дании, хорошо знает местный футбол, поэтому он ещё смотрел за Скандинавией. Бразилец следил за своей родиной. И англичанин из Аргентины – за Чили, Уругвай, Аргентиной. А моя зона – Восточная и Центральная Европа.
– Вспомни игроков, которых ты отправил из Восточной Европы в МЛС?
– Маурисио Перейра из «Краснодара». Когда в клубе есть футболист, который котируется и может уйти, задача селекционного отдела – быть готовым к его уходу. И наш отдел просматривал игроков, которые эффективно играют как на позиции десятки, так и восьмерки. Как раз у родного брата Гонсало Игуаина, Федерико, заканчивался контракт с нашим клубом. Я летал в Краснодар смотреть Перейру.
Это была моя кандидатура. Но на тот момент у него был действующий контракт, и он в принципе недешевый футболист. В итоге Маурисио переехал в «Орландо», куда и перешёл наш начальник селекционного отдела. Клуб принадлежит бразильцам, поэтому у них направленность на латиноамериканский рынок.
– То есть он увёл твоего игрока?
– Нет, почему? Они обращались ко мне за контактами футболистов, с которыми Перейра играл. «Орландо» досконально его изучил и в плане менталитета. И сейчас по нему положительные отзывы от клуба. А тогда я помог найти номера Вандерсона и Жоазиньо.
– Ты получил что-то за этот трансфер?
– Нет.
– Даже вознаграждение?
– Они просто делали свою работу. Скауты часто помогают друг другу с информацией. Я же не его агент, чтобы что-то получить.
– А почему Маурисио не перешёл в «Коламбус Крю»?
– Команда была укомплектована. Плюс Федерико остался. На всякий случай клуб взял на перспективу молодого игрока из Венесуэлы.
В случае с Перейрой был и другой момент. Его ребёнку нужно было идти в школу, а футболист хотел испаноговорящую среду. А в Орландо много выходцев из Латинской Америки. Его там любят. Думаю, Маурисио получает удовольствие от города и лиги. Перейра, может, потерял в зарплате, но выиграл в качестве жизни. В том числе и из-за отсутствия языкового барьера.
– Какой Федерико Игуаин в жизни?
– Достаточно открытый, заводной в плане желания победить. В Штатах же нет сильного давления от результата. Это и есть отличие от мирового футбола из-за закрытости лиги. Проиграли?! Ну ничего страшного! Бутылки не летали по раздевалке. Но когда команда проигрывала, к Федерико лучше пару дней не подходить.
– Он легенда клуба?
– Да, он провёл за клуб около 200 матчей. Даже признавался лучшим новичком лиги в своём первом сезоне. Они разные с Гонсало. Федерико – десятый номер. Невысокий, мобильный, техничный, умный. А Гонсало – страйкер. Сейчас они вместе играют в «Интер Майами».
– Не хотели привезти в «Коламбус» Гонсало?
– Может быть, и хотели. Может быть, смогли бы и потянуть по деньгам, потому что Гонсало привёл бы кучу спонсоров. Но тогда он ещё не сказал своё последнее слово в Европе.
– С кем можно сравнить «Орландо» из российской лиги?
– Тульский «Арсенал». А «Коламбус», наверное, с «Краснодаром».
– Ты работал с двумя будущими главными тренерами сборных – Черчесовым и Берхалтером, возглавляющим команду США.
– Я с Черчесовым в «Динамо» не так часто пересекался. Берхалтер , как и Станислав Саламович, амбициозный, сильный тактик. Например, в России выше давление на тренеров клубов (про сборную вообще не говорим), поэтому Черчесов – толстокожий, стрессоустойчивый. А в МЛС и Конфедерации КОНКАКАФ другой уровень конкуренции, поэтому Грег более открытый и спокойный.
– Бывало ли, что вы засиживались в ресторане с Грегом?
– Мы несколько раз ужинали. Он фанат футбола, потому и разговаривали про европейские чемпионаты, Лигу чемпионов, последние тактические тенденции.
Как-то раз внезапно Грег у нас спросил про 11 сентября: «Где вы были, когда это случилось?»
Он коренной ньюйоркец. Когда произошёл теракт, он играл в Европе и видел эти новости. Это для него личная трагедия. Грег сразу начал звонить сестре и родителям, но они были далеко от той ситуации.
– Ты ушёл из «Коламбуса», потому что ушёл Грег?
– Да, потому что Грег стал главным тренером сборной США. В то же время клуб перепродали новым владельцам, и полностью поменялась команда управленцев.
– А Черчесов мог бы поработать в МЛС?
– Думаю, да. Он говорит на нескольких языках. Как тренер он много что доказал, работал очень успешно за границей. Ты помнишь, как его любили в Польше за его пресс-конференции?! Харизма есть! В Штатах может зажечь.
– Ты по финансам в сравнении с «Динамо» выиграл?
– Да, выиграл. Но сколько, не скажу.
– На один нолик больше?
– Не-не (смеётся)!
– В полтора раза?
– Ну где-то так.
«Мы на него рассчитываем. А вдруг он окажется бздиловатым гондоном»
– В Америке больше, чем в России, обращают внимание на имидж и ментальность игрока при переходе?
– В моей работе это было. Это одно из различий между Штатами и Россией в плане селекции. И мне с опытом чаще становятся более важны менталитет и профессионализм футболиста, а не только его спортивные качества. Я ещё добавляю социальный фактор: семья, круг общения, увлечения вне поля.
Запомнился мне момент из моей карьеры в «Динамо». Был разговор с одним из членов тренерского штаба. Мы обсуждали цели на окно. Тренер мне говорит про одного молодого игрока: «Смотри. Мы сейчас на него рассчитываем. А вдруг он окажется бздиловатым гондоном. И тогда нам нужен будет футболист на эту позицию».
Была история с Веллитоном, который играл в «Спартаке». Он мог перейти в «Коламбус» около трёх лет назад. Клуб хотел удостовериться в мотивации и правильной ментальности игрока. Это было, когда он играл в Турции за «Кайсериспор». С ними были переговоры. Когда наш шеф–бразилец с ним общался, Веллитон нормально отвечал на все вопросы, но был малоэмоционален и не задал ни один вопрос про клуб, город и другие детали. Были риски, что Веллитон может приехать не совсем мотивированным относительно той зарплаты, которую ему надо платить. Если бы он был мотивированным и в форме, Веллитон разрывал бы лигу.
– Сейчас ему 34.
– Он и сейчас порядке, много забивает в Арабских Эмиратах. А тогда ему был 31 год. Есть еще история про Айртона из «Спартака». Его нашёл наш бразильский скаут в Серии B. Тогда он играл за «Лондрину» в аренде, сыграл первые 8-10 матчей на взрослом уровне. Нам футболист понравился своими атакующими качествами, и мы вступили в переговоры. Цена, кстати, была приемлема – около 1,5 млн долларов. Но у Айртона непростой агент, который без хорошей комиссии не согласовал бы переход. Поэтому «Коламбус» взял капитана сборной Аргентины до 21 года Мильтона Валенсуэлу. И то мы воспользовались финансовой ситуацией в его клубе, и «Ньюэллс Олд Бойз» отдал игрока задёшево.
– В «Коламбусе» кусают локти из-за Айртона?
– Не знаю, как сейчас в «Коламбусе». А нашего бразильского скаута я подтравливаю. Высылаю ему голевые и проходы Айртона (смеётся).
«Панченко быстро бы выиграл конкуренцию в МЛС»
– Ты вне Америки 2 года, но постоянно на связи с коллегами.
– Да, часто общаемся, а раз в несколько месяцев могут спросить про конкретных игроков. Даже по российским футболистам. Хотя в МЛС есть сомнения по адаптации российских игроков. А у нас зарплаты немаленькие у игроков с паспортом, сам знаешь. И не все далеко говорят на английском языке. Намного проще взять скандинава или латиноамериканца.
Был поверхностный вопрос про Панюкова. Когда он выдал неплохой отрезок за «Урал». Спрашивали про Кругового. Тогда уже объявили, что Данил перейдет в «Зенит». Я сказал коллегам: «Ребята, у вас хороший вкус. Но извините». И иногда я могу спросить у американцев что-то по конкретному игроку. Например, Кирилл Панченко. Получил очень хороший отзыв от них по его игровым качествам. Моим американским коллегам Кирилл понравился и своей игрой, и поведением на поле.
– Поподробнее.
– Мы общались с его отцом Виктором Вячеславовичем. Я у него спросил: «Что думаете про МЛС?» – «Да, неплохая идея». Но в связи с этой пандемией, упавшими бюджетами клубов и рисками адаптации, разговоры далеко не зашли. Но по игровым качествам я получил очень положительные отзывы из «Коламбуса» и «Орландо». Но они и не искали футболиста на эту позицию.
– Просто в обойму?
– Я думаю, просто в обойму Кирилл и сам бы не поехал. А если бы и поехал, то быстро бы выиграл конкуренцию. Он же ещё и недешёвый футболист по зарплате для МЛС. В итоге «Орландо» взял 23-летнего бразильца из второй Ла Лиги. И он чистый нападающий, а не оттянутый форвард, как Кирилл.
«Понсе стал бы лучшим нападающим МЛС»
В МЛС вообще есть глобальная идея, что лига хочет стать новой Португалией: брать молодых латиноамериканцев и перепродавать. Как, например, было с Альмироном (парагваец, переехавший из «Атланты» в «Ньюкасл» – прим. Metaratings.ru).
Год назад скаут «Орландо» меня спрашивал про Хвичу Кварацхелию. Клуб изучал новые рынки и смотрел в том числе молодёжную сборную Грузию. Я ответил ему: «Этот парень не для вас!».
– Почему?
– Потому что Хвича для большого европейского клуба.
– Ещё были какие-то вопросы по игрокам из РПЛ?
– По Понсе из «Спартака» мне звонили в феврале. Это был скаут «Орландо», который работал со мной в «Коламбусе». Мое резюме по Понсе: «Для вас вообще топище. Будет лучшим нападающим лиги. Но это очень не дешёвый вариант». – «Мы понимаем. На всякий случай изучаем игроков, если хозяин клуба даст дополнительный бюджет и захочет футболиста из Европы с именем».
Было прощупывание по спортивным качествам и ментальности. И, как я уже сказал, «Орландо» взял молодого дешёвого футболиста как раз в обойму. Это нормально: прорабатывать варианты перед окном. Я слышал, что изначальная цена за Понсе – 12 млн. А «Орландо» мог бы дать до 10 млн. Думаю: 7-8 млн максимум. Ну это такие разговоры: а сколько бы, а если бы?
Плюс латиноамериканцы стремятся переехать в страну, где безопасность выше, чем на родине – это важный фактор для них. Когда я был в Сан-Паулу, беременная жена моего друга говорит: «Попробуй ударь по стеклу машины». С виду – обычный «Форд Фокус». Стучу, а машина бронированная. Не просто так же она ездит на таком автомобиле?
«Наша молодежь выигрывает в тактике и технике, а американцы физически развиты и играют быстрее»
– В последнем своём интервью Черчесов делал акцент на интенсивности матчей РПЛ. Почему она ниже в нашей лиге, чем в других чемпионатах?
– В России в условиях лимита, на мой взгляд, нет достаточного пула футболистов для Премьер-Лиги, чтобы там играли при высокой интенсивности и с высоким прессингом. По мне, это вопрос в первую очередь детско-юношеской селекции. У нас не так много физически развитых молодых игроков, которые могут проделывать большой объём высокоинтенсивной беговой работы на протяжении 90 минут каждую неделю.
– Есть с чем сравнить?
Например, я был на играх академии «Коламбуса». У них профессиональный футбол в академиях при клубах начинается с 13 лет, что достаточно поздно по мировым меркам. И три состава по возрастам: до 13, 15, 17 лет. Когда смотришь игры и сравниваешь с российским молодежным первенством, наши выигрывают в тактике, технике. Но американцы физически развиты и игры проходят в высоком темпе.
– Почему?
– Параллельно до определенного возраста они занимаются другими видами спорта, например, плаванием, американским футболом или легкой атлетикой. Плюс селекция проходит с упором на физические данные и координацию, а остальные качества подтягивают в дальнейшем. Ещё есть один момент. Клубы МЛС не вылетают. И особенно когда они играют матчи с другой конференцией, тренеры спокойно выпускают молодых пацанов. В целом нет такого давления за индивидуальные ошибки, и игроки более раскованы.
– В Штатах лимит мешает?
– Нет, не мешает. Схема лимита в МЛС такая же, как у нас: 8 легионеров в заявке. Но при этом игроки с грин картой не считаются иностранцами, плюс клубы могут обмениваться местами в заявке для легионеров. Проблема из-за нашего лимита в том, что мы перестаём быть конкурентоспособными на международной арене. А за океаном в местной лиге чемпионов доминируют мексиканцы. Нет у неё такого престижа и зрительского интереса, как к местной лиге и европейской Лиге Чемпионов.
– А откуда берётся талантливая молодежь, которая уезжает в Европу?
– Как я уже говорил, молодые игроки хорошо физически готовы, раскованы на поле и им проще адаптироваться в Европе из-за языка и схожего менталитета. Когда я в первый раз приехал в «Коламбус», очень удивился вратарю Заку Стеффену. Присмотрелся: «Неужели в Штатах такой сильный вратарь? В не самом известном, распиаренном клубе?» У него был минимальный контракт молодого футболиста. И чуть позже Зак Стеффен перешёл в «Манчестер Сити». Думаю: в первую очередь, потому что он очень хорошо играет ногами.
– Тебя могут парировать. Зинченко тоже уехал в «Сити».
– Зинченко один, а у американцев 8 человек из сборной играют в Лиге Чемпионов, самому старшему Пулишичу – 25 лет. И Зинченко всё-таки не только продукт нашего футбола. «Уфа» дала ему возможности для роста, а «Шахтер» и украинская система детско-юношеского футбола его подготовили.
– Что тебя цепануло в Штатах в бытовом плане?
– Я как-то разговорился с техническим директором: «У тебя есть оружие?». Он отвечает: «Я родом из Чикаго. У нас это не принято. Я давно живу в Огайо. У меня и девушка отсюда. У неё и членов ее семьи есть оружие».
– А у тебя было оружие?
– Зачем? А у тебя (смеётся)?
– Чему россияне могут научиться у американцев в футболе?
– Маркетингу, умению продавать, большому вниманию имиджу футболистов.
– А ты видел автопарк футболистов «Коламбуса»?
– Да там скромные машины. У некоторых игроков и главного тренера были «Акуры». Они были спонсорами клуба и давали скидки на них. Федерико вроде ездил на какой-то семейной машине. Один молодой бразилец как-то приезжал на спортивной «Тесле». Но он и играл хорошо: в плане игры, самоотдачи нет вопросов. Сам видел, как после тренировок он ещё отрабатывал передачи. Но «Ламборгини» ни у кого не было.
Ты спрашивал, что меня зацепило в Америке. Прямо дверь в дверь с нашим отелем была православная греческая церковь. Зашёл туда один раз перед игрой, разговорился с молодым служителем. Помню: поставил свечку перед матчем, чтобы футболисты в сегодняшней игре отыграли без травм.
«Обольский всегда был талантлив, а сейчас в последней команде третьей испанской лиги»
– Тебя часто путают с футбольным агентом Алексеем Тильманом?
– Чаще думают, что мы родственники. Но это не так. Мы даже не знакомы. Один раз перепутали: фанатский сайт «Спартака» выложил мою фотографию к его высказыванию про трансфер Жиго. Мне даже написали мои однокурсники, с которыми я лет 10 не общался, когда увидели мою фотку на спартаковском сайте.
– Он тебе импонирует как человек из сферы?
– Мне нравятся его трансферы. Он все делает тихо, без каких-то утечек, пафоса и лишнего пиара.
– В этом вы с ним схожи.
– (смеётся).
– А у тебя было такое, что твой игрок, за которым ты следил, приехал в клуб, и все?
– Можно сказать про Себастьяна Хольмена. В «Динамо» он отыграл на хорошем уровне, но, на мой взгляд, швед не показал всего того, что мог. После окончания контракта он уехал в голландский «Виллем II». Его команда вышла в еврокубки, а Себастьяна признали лучшим новичком сезона. Он снова начал привлекаться в сборную Швеции. Кстати, играл в последнем матче против сборной России. Недавно публиковалась статистика по верховым единоборствам в Европе в этом сезоне. Многие обратили внимание что Пуцко из «Ахмата» – в топ-15. А Хольмен в этом списке – шестой.
– Кто из футболистов тебя расстроил?
– Наверное, Коля Обольский. Всегда был талантлив: у него очень сильные футбольные качества. На мой взгляд, он не совсем правильно выбирает, где продолжить карьеру. Сейчас Обольский в последней команде третьей испанской лиги. Такие моменты разочаровывают. У нас не так много больших талантов. Надеюсь, он еще покажет себя на высоком уровне. По-футбольному у него всё для этого есть.