Случилось неизбежное: неугодный жене владельца «Спартака», а оттого любимый болельщиками португальский тренер официально покинул свой пост. Но Руи Витория запомнится важными сюжетами, историями и матчами надолго. Metaratings.ru фиксирует самые яркие эпизоды и характеристики его противоречивой работы.
Зарема встретила тренера огнем: он был обречен
Порой назначения тренеров возмущают болельщиков, журналистов, даже игроков – и это нормально, ведь не эти люди берут тренеров на работу. Но чтобы назначение тренера возмутило само руководство клуба – явление невиданное.
С самого начала Витория оказался под атакой Заремы Салиховой. Предложенная Дмитрием Поповым кандидатура ее не устроила – жена владельца клуба посчитала Руя сбитым лётчиком за работу в Саудовской Аравии, публично отчитала португальца за то, что перед встречей с ней он не удосужился посмотреть игру с «Локомотивом». Процедуру назначения тренера она посчитала нелегитимной и в знак протеста переквалифицировалась из члена совета директоров в телеграм-блогера.
Феерический Кубок Париматч Премьер
Второй тревожный звонок для болельщиков «Спартака» звенел во время предсезонного турнира. Олег Кононов тоже выигрывал такой, правда зимой, вот и в этот раз сквозь экстаз от 4:0 над «Сочи» с «Рубином» и 5:1 над «Химки» доносились опасения, что «полетела» команда слишком рано.
Так в итоге и вышло: «Рубину» «Спартак» проиграл еще при хорошей игре, но дальше шёл по нисходящей.
Уход Попова: дальше – сам
В «Спартаке» не раз и не два проваливались тренеры, которые потом круто проявляли себя за рубежом. И в качестве причин называлось отсутствие поддержки в клубе – в «Спартаке» и 3-кратный победитель Лиги Европы может стать лишь транзитным транспортом от Карпина до Карпина.
Единственным преимуществом Руя было то, что его назначил конкретный спортивный директор, который акцентированно сел с ним в одну лодку и уж точно должен был всячески помогать. Но Попов не выдержал ежедневного телеграм-полоскания от Заремы и ушёл через Игоря Рабинера прямо в перерыве матча с «Бенфикой». Кто-то за это считает его слабаком и трусом, но кое в чем он оказался могущественнее миллиардера из списка Forbes – сумел заставить Зарему закрыть телеграм-канал.
Экстренная смена схемы
Попову было как-то все равно, что Тедеско уже выстроил неплохой фундамент, на котором команда дотянулась до второго места, и пригласил не продолжателя его дела, а совсем другого тренера. Понятно дело, в футбол играют не схемы, куда важнее игровые принципы, но переход с трех центральных защитников на двух при Руи – хороший индикатор того, что португалец пришел строить свой, совсем другой футбол, с нуля.
Однако уже в конце августа, в 6-м туре, Витория то ли под давлением, то ли с пониманием, что ни черта не получается, вернулся к схеме с тремя центральными и отошёл от нее вновь лишь в декабре.
Во что играл «Спартак» – непонятно
Проблема в том, что единственным образчиком, что же такое «футбол Витории», после полугода работы в «Спартаке» все равно осталась его «Бенфика». Никто так и не понял, во что же хотел играть Руи – в большинстве матчей его команда играла как получится. Понятной как раз была только схема, но не игровые принципы. Даже в Лиге Европы, по которой сторонники Руи исключительно и оценивают тренера, «Спартак» бросало из крайности в крайность: от домашнего доминирования над «Легией» до отскока в Варшаве, от суицидально высокой обороны против «Лестера» в Москве до автобуса в Англии. Игровой рисунок не просматривался даже на фоне более слабых соперников в чемпионате.
Плохой переводчик
Еще один показательный штришок к периоду работы Руи – уже в начале сентября обстановки в клубе не выдержал переводчик Дмитрий Крайтор. Он уволился, а затем переводить речи Витории стал Егор Крылов, который, как выяснилось, пропускал одни важные слова Витории и искажал смысл других. На управление командой это едва ли повлияло, потому что установки игрокам переводил начальник команды, но в медиа перевод Крылова ситуации вредил. Хотя не сильно – имидж у Витории остался хороший и сожрали его точно не журналисты.
Кофрие с тремя красными – это всё усиление
Под Лигу чемпионов (как оказалось, под Лигу Европы) и нового тренера «Спартак» провел целый один трансфер – вытащил из бельгийского аутсайдера неуклюжего и тактически необученного деревянного защитника Кофрие. Оказалось, уровень нашего футбола упал настолько, что даже игрок с такой кучей минусов за счет физики в единоборствах может быть вполне неплох в амбициозной российской команде. Правда, Макс успел схватить три красные карточки, и из-за этого его порой не хватало.
Слепая вера в Рассказова
В первой половине осени Руи упорно ставил в центр защиты Николая. Он будто пытался доказать, какой он крутой тренер, если у него заиграл даже Рассказов. Но тот не заиграл, а привёз кучу голов. И при всех справедливых претензиях к уровню состава и отсутствию трансферов, у Витории были минимум Кутепов, минимум Гапонов, минимум вариант вернуться к двум центральным защитникам, но он всё равно ставил игрока, не соответствующего уровню команды, на не подходящую ему позицию.
Кризис Ларссона, Промеса и Соболева
Защитники Витории жалуются, что у тренера был ужасный состав, к концу сезона вообще не осталось нападающих. Но в сезон «Спартак» вступал с сильнейшей линией атаки России после «Зенита». Соболев, Ларссон, Понсе, которым из глубины помогал Промес, казались отличным выбором, гарантией пары-тройки десятков голов, но…
Вся атакующая группа «Спартака» резко сбавила, и только Соболев немного разыгрался к решающим матчам Лиги Европы. Многие, в том числе и комментатор Александр Шмурнов, связывали это с тем, что Ларссону и Соболеву, любимчикам Заремы Салиховой, тоже не понравился новый тренер.
Так или иначе, Руи не только не получил усиления состава, но и имевшийся состав стал слабее за счет регресса игроков. И в принципе это не только проблема футболистов – у Тедеско Ларссон забил 15 мячей в РПЛ, при Витории в 14 турах – ни одного.
Литвинов и Игнатов – игроки основы
Ничего не получается – ставь молодых! Такому правилу, например, следовал Мурат Якин, наигрывавший связку нападения Кротов-Давыдов, но это не помогло никому. У Витории с центром поля Умяров-Литвинов-Игнатов ситуация была другая, вынужденная – играть в полузащите было просто некому. И этот эксперимент не назовешь провальным.
Парни не просто выходили на замену, а играли в старте против крутых европейских команд и приобрели важный опыт. Конечно, русские футболисты давно приучили нас, что за первыми успехами чаще всего следует стагнация, но, если из Литвинова и Игнатова (хоть Михаил играл в основе и ранее) получится кто-то стоящий, благодаря за это надо будет в том числе Виторию.
Деградация Максименко
А другой спартаковский воспитанник напротив при Витории потерял место в основе команды. Возможно, что и безвозвратно. С одной стороны, Руи максимально верил в Максименко и не убирал его после ошибок и просто слабой игры. С другой, возможно, надо было дать передохнуть раньше и не доводить до питерской точки невозврата. С третьей, другого выхода у тренера и не было – Селихов влетел в основу почти сразу как набрал форму после очередной травмы, а Артем Ребров предусмотрительно стал техническим координатором – завершать карьеру после 1:7 ему явно не хотелось.
Селихов – герой
Вместо Максименко, пропускавшего столько, сколько летело в ворота, «Спартак» получил чудо-тащера, без которого никакого плей-офф Лиги Европы бы не случилось. После трех потерянных лет Селихов вернулся всерьез и, хочется верить, надолго. Есть ли в этом заслуга Руи? Наверняка, хотя именно за решение поставить Селихова хвалить его будет лишним – с таким Максименко просто не было иного выбора. Но стоит отметить тренера вратарей Луиша Эштевеша, блестяще подготовившего Александра к 11-метровому минимум от Варди – Селихов всё знал заранее.
1:7 от «Зенита»
С любыми тренерами и в любое время «Спартак» разгромно проигрывает в Петербурге, но до этого команда хотя бы не пересекала неприличную отметку в 5 пропущенных голов. Руи решил, что находящиеся на пике формы и настроения после 3:4 от «Лестера» Максименко с Рассказовым удержат команду, но что-то пошло не так.
Лига Европы благодаря неустойке
Обычно после таких игр летят фразы про тренеришек, а тренеришки улетают домой, но Витория сохранил пост по небанальной причине – из-за двукратного падения стоимости неустойки после 15-го тура. В итоге Федун решил чуть подождать, хотя нет сомнений: если бы игра в Петербурге состоялась на экваторе сезона, Витория был бы уволен до подвигов в Европе.
Победы над «Наполи»
Конечно, «Наполи» приехал в Москву не то что без Марадоны, а без Осимхена с Инсинье, да и дело было не в Кубке чемпионов, как в 1990-м, а всего лишь в группе Лиги Европы. На выезде сильно помогло удаление. Но у «Спартака» и всех российских клубов в последние годы не так много побед над соперниками из топ-чемпионатов (да над любыми соперниками), чтобы быстро забыть такое.
Довел Спаллетти до истерики
Безусловно главный хайлайт работы Руя в Москве – реакция на отказ Спаллетти от рукопожатия. Не могло не понравиться даже Зареме.
Фарт в Лиге Европы и непруха в РПЛ
Про то, что в двух турнирах играли две разные команды, говорили постоянно, но по игре разлёт между «Спартаками» российским и европейским не такой уж гигантский, как по результатам. До неузнаваемости большой, но всё же. «Спартак» в Лиге Европы играл не так уж блестяще, чтобы опередить «Лестер» и «Наполи». В принципе, достаточно уже того, что без сэйва Селихова в Польше команда заняла бы третье место. Но ведь и до этого Александр вытащил ничью с «Лестером», блестяще играл против «Наполи» – по уровню игры всё могло сложиться по-другому.
С другой стороны, «Спартак» был не настолько плох в РПЛ, чтобы отстать на 4 очка от восьмого места. По модели ожидаемых очков на Understat «Спартак» насоздавал и надопускал моментов на 27,66 балла, а это почти расстояние одной победы до призовой тройки. Конечно, слепо верить xG-модели не стоит, безыдейность и беспомощность красно-белых в чемпионате все видели своими глазами, но покажи команда Руи хотя бы среднюю реализацию по модели, увольнять его было бы особо не за что.
«Обригадо, мистер» и «Руи – наш тренер» после 0:3 в Сочи
Кононова, Аленичева и других за результаты уровня Витории в чемпионате гнали какими угодно тряпками, а в поддержку Витории после разгромного поражения вывешивали баннеры. Даже ветеран «Спартака» Дмитрий Градиленко ждал Руи у ресторана два часа, чтобы позвать его сделать селфи фразой «Obrigada, mister» («Спасибо, мистер»).
История отношения болельщиков к Витории – легкообъяснимый феномен. Они настолько плохо относятся к Федуну и его жене, что поддержали бы Руя даже без выхода в плей-офф ЛЕ, просто не так рьяно. Они готовы цепляться за фартовые результаты, закрывая глаза на отсутствие внятной игры и предпосылок к ее появлению, они готовы повторять, что Витории не купили игроков, закрывая глаза на уровень составов «Крыльев», «Ахмата» и «Сочи», которые набрали гораздо больше очков.
Ну а Руи выходит из этой истории с отличным пунктом для резюме – победой в группе ЛЕ, и хорошей финансовой компенсацией. После Ближнего Востока летчик снова в форме и наверняка скоро вернется в Россию во главе какого-нибудь португальского гранда.
Тест: как хорошо вы помните иностранных тренеров, провалившихся в РПЛ?
Думаете, что в Европе Витория еще покажет Зареме и Леониду Федуну, как они ошибались? Давайте с помощью нашего теста вспомним и других иностранцев, у которых не заладилось в российском чемпионате – в будущем у многих из них всё сложилось прекрасно. Жмите кнопку, делитесь результатами, boa sorte, или просто удачи!
Квиз: