В начале февраля Артем Дзюба официально вернулся в большой футбол. Он заключил контракт с одним из главных разочарований сезона, московским «Локомотивом». У Артема три месяца, чтобы доказать, что он все еще один из лучших футболистов страны. В преддверии возобновления РПЛ Дзюба дал громкое интервью Нобелю Арустамяну для его Youtube-канала. Игрок рассказал о проблемах при поиске команды, претензиях к другим людям из мира футбола и о своем отношении к текущим событиям в стране
«Не хотел оставаться в «Зените», он превращается в «Зенит Рио-де-Жанейро»
Интервью начинается с рассуждения о клубах, в которых мог бы поиграть Артем. Из конкретных предложений в итоге остался только «Локомотив», хотя переговоры велись с несколькими другими российскими и зарубежными командами.
«Был разговор с Геркусом (экс-директор «Торпедо»), но не было конкретики. С Талалаевым разговор не вышел. Потом мне Викторыч (Леонид Слуцкий) завуалированно говорил, что я должен поехать туда на просмотр. Как мне сказали, Талалаеву потом в «Торпедо» объяснили, что этот гонор ни к чему. Когда ты идешь на последнем месте, у тебя всего 7 голов забито. Пусть это останется на его совести.
С «Нижним» был разговор еще летом, вроде как все хотели, но все время что-то стопорилось. «Зенит» предложил мне контракт, но предложил так, что вроде и не предложил. «Ну ты же на это не согласишься» – в таком стиле. Я уже сам не хотел оставаться. Я понимал, что «Зенит Санкт-Петербург» превращается в «Зенит Рио-де-Жанейро» или «Зенит Сан-Паоло». Я нормально к ребятам отношусь, но считаю, что в российской команде должен быть российский костяк. «В «Зенит» обратно смысла нет. Я не бразилец, и паспорт не собираюсь менять».
У нас был долгий процесс переговоров с «Фенербахче», и кроме «Фенера» я ни о чем не думал. ЦСКА вроде как хотел сотрудничать, но так как я воспитанник «Спартака», наверху, видимо, кто-то против был.
«Спартак»? Есть много болельщиков, которые все понимают, но зачем бурлить все это заново. Тем более сейчас у них есть и Соболев, и Николсон.
У нас могла бы быть хорошая связка с Тюкавиным в «Динамо». Как у Кураньи с Кокориным. Я бы сбрасывал, он бы открывался. Но у них есть Федя Смолов, который считается звездой. Ну и смысл им нас сталкивать?
Иванов (президент «Урала» – прим. Metaratings) звонил мне, я не брал трубку. Неудобно было отказывать. На следующий день он выходит и дает интервью, где говорит «Да он у нас великий, он к нам не пойдет». Я считаю, что это некрасиво.
«Семак избегает неприятных разговоров»
Дзюба и Нобель также подробно поговорили о токсичности, в которой часто упрекают игрока. У них завязалась интересная дискуссия, которая плавно перетекла к разговору о сборной:
– Про токсичность говорят те, кто меня не знают. Поговори с любым человеком из команды. Тебе скажут, что я душа компании. Да, я требовательный человек, да, я могу сказать то, что кому-то может не понравиться, а как по-другому? Когда мы выигрываем, все говорят, что я лидер, как только проигрываем, я становлюсь токсичным. Но кто это говорит? С кем я конфликтую? Вот ты мне скажи, с кем?
– Ты говоришь «Зенит Рио-де-Жанейро», и у нас может возникнуть ощущение, что у тебя конфликт с ребятами.
– Может возникнуть, но это не так. Я с ребятами до сих пор на связи. У меня никогда не было с ними проблем. То что я защищаю интересы команды, россиян и молодых игроков – да, такое есть. Привезите мне Месси, Неймара и Мбаппе, и я тоже могу тренировать. За спиной про меня, может быть, кто-то что-то и говорил, но в лицо мне претензий никто не высказывал.
Последнего разговора с Семаком не было. Сергей Богданович избегает неприятных разговоров. Мы просто не обещаемся. Может, ему не ловко было говорить со мной и Оздоевым.
С Боашем были какие-то проблемы? Нет, мы до сих пор переписываемся. Луческу – это вообще магистр футбола. Если бы ему в «Зените» дали время, мы бы крушили всех. Я у него был одним из любимых игроков, и я его безумно люблю. А потом все такие – а Манчини? А Манчини вообще было все равно, он не всех игроков в команде знал. Ну он и ушел через год, заняв 5 место. Получается, кто плохой – Манчини или Дзюба?
– То есть ты признаешь конфликт с Манчини?
– Да у нас не было конфликта, он просто всех хотел убрать. Меня, Шатова, Кержакова, Анюкова. Нас не взяли на сбор, мы спрашиваем – можно уйти? Нам говорят – нет. А потом начинается вся эта эпопея, которой управлял этот смешной Малафеев. Позорище.
Берем Валерия Георгиевича Карпина. Он приходит в «Спартак» и с первых дней невзлюбил меня. Ну если тебя не любят, ты будешь хорошо к человеку относиться? Нет, у тебя будет ответная реакция.
Возможно, вы бы меня увидели в игре с Польшей. Потому что на решающие матчи, я думаю, он бы позвал меня. И я бы приехал. И бился бы за свою страну. Я скучаю по гимну, и мне все равно, кто тренер, и как он ко мне относится. Я не просто так говорю про Польшу. Намеки на это были.
Проблема сборной в том, что туда зовут всех подряд, они не выигрывают, а потом еще говорят «Ну, это товарищеская игра». Вот это меня злит. Мне не нравится смотреть это безволие. Люди не могут обыграть Киргизию. Что это такое? Разве это нормально?
Отдельно Артем вспомнил про Станислава Черчесова и его роль в неудаче сборной на Евро-2020.
«Черчесова не до конца поняли. К нему изначально были негативно настроены, и что бы он ни сказал на той конференции, было бы воспринято в штыки. Я до сих пор думаю, что тогда на Евро в большей степени были виноваты футболисты».
«Фанатам «Спартака» легче любить Квинси, чем кого-то своего»
Нобель не мог обойти стороной тему взаимоотношений Артема с фанатами. Дзюба все еще не понимает, откуда у отдельных людей был хейт, и задался вопросом, почему некоторые фанаты так критически относятся к своим футболистам.
«Ну и что фанаты «Локомотива»? Там такой баннер был размером с носовой платок. Ну кто его повесил? Один человек, два? В Питере я жил семь лет, и за все время один-два раза лично столкнулся с негативом. И то вся претензия людей была в том, что я воспитанник «Спартака». А я горжусь, что я воспитанник «Спартака», и что такого? Если бы не было «Спартака», я бы не стал тем Дзюбой. Мой посыл – меня не надо любить или восхвалять, относитесь ко мне справедливо. Если я играю за вас хорошо – цените это. Меня не любили активные фанаты? Да там половина из них футбол не смотрят. За что они меня не любят? За *** (мастурбацию)? Да они все сами *** (мастурбируют).
А фанаты «Спартака»? Ты хоть одного воспитанника клуба назовешь, к которому они отнеслись с уважением? Вот и все. Все ушли так. Своих надо любить! Им проще взять условного Квинси, при всем уважении к нему, и любить его, чем кого-то своего. Выигрывают иностранцы, проигрывают россияне. И это классика!»
«Захарян мог в «Зените» играть, но Малафеев сказал, что у него должен быть другой агент»
Отдельной темой для обсуждения стали взаимоотношения Артема Дзюбы с агентами. Футболист считает, что во многих бедах российского футбола виноваты именно они. Также он рассказал о своем новом агенте Леониде Гольдмане.
«У меня был контракт с Сафоновым. Но с Рыскиным и Артемовым были просто дружеские отношения. Они могут на меня обижаться, но я по сей день считаю, что агенты – это зло российского футбола. В моем понимании, агент должен быть твоим старшим братом, который за твои интересы будет убиваться. Когда у тебя все хорошо, все они будут рядом, это подтвердит любой игрок. Но как только у тебя начинаются проблемы с клубом, ни один агент не пойдет против него. Потому что у него там еще 15 человек играют.
Захарян как не попал в «Зенит»? Ни для кого не секрет. Малафеев сказал, что у него должен быть другой агент. Захарян ушел в «Динамо» и стал одним из лучших игроков РПЛ. А мог бы в «Зените» играть.
С Леонидом Гольдманом мы были знакомы, когда мне еще было 18 лет. После инцидента с этим видео он меня сильно поддержал, повел себя как настоящий друг. Ему небезразлична моя судьба, и в один момент мы решили посотрудничать».
«Слитое видео добавило мне популярности и женского внимания. К моему сожалению, мужского тоже»
Артём Дзюба рассказал о том, как слитое в общий доступ интимное видео повлияло на его жизнь.
«Было очень тяжело и больно. Нам предстояла игра с «Краснодаром». Когда бил пенальти, то меня фанаты «Зенита» освистывали. В том моменте мне прям стало больно и грустно. Пофиг на меня, но когда твоя команда играет и борется за чемпионство в трудный момент, а вы пытаетесь добить человека, то это очень некрасиво. Ощущение, что пытались добить лежачего, хоть и лежачим я себя не чувствовал. Такое опустошение. В моменте даже мысль промелькнула: «Не забью – да и хрен с ним, если вы так хотите!». Ходила байка, что голы Дзюбы болельщики «Зенита» не считают. Все смеялись, тогда, какое бы вы место заняли? Это неадекватно.
Потом, честно говоря, я как-то стал к этому спокойно и смешно относиться. Стали случаться всякие истории. Ты идёшь, а на тебя женщины и девушки смотрят, взглядом раздевают. Это было забавно. Ты идёшь и думаешь: «Блин, это же я должен раздевать вас взглядом, а не наоборот!».
Девчонка говорит: «Ну привет!» И ты понимаешь, что она видео видела. И вообще все видели. Популярности мне это добавило. Женского внимания добавилось и, к моему огромному сожалению, мужского тоже. Мулька пошла, что я, может быть, бисексуал или баловник. Но это было уже не очень. Сейчас армия «этих ребят» расстроится, но увы и ах! Я не ваш, парни!
Выяснил ли я, как видео попало в сеть? Да, я всё выяснил, но я не хотел бы этого касаться. Это пройденный этап для меня, было и было. Главное, что разрулилось и это стало большим уроком для меня. Реакция родных? Ну, сейчас прикольно, батя всегда может подколоть: «Сынок, может дротики пойдём покидаем?», «Сын-то у нас дротист». Мы ловим «ха-ха», это нормально и я к этому очень легко отношусь».
«Когда Эмери ушёл из «Спартака», то прислал МакГиди сообщение: «Fuck you»
Нобель Арустамян вспомнил слова Унаи Эмери о том, что Артём настраивал игроков «Спартака» и журналистов против главного тренера, как только испанский специалист начал предоставлять Дзюбе меньше игровой практики.
«Думаю, Эмери это сказал в сердцах, от обиды, ведь ему надо было что-то сказать. Все с ним стало понятно, когда он уже ушел из Спартака и прислал Эйдену Макгиди сообщение: «Fuck you». Нормальный тренер это напишет игроку? Это странно как-то.
Если бы настраивал команду против Эмери, я бы, наверное, не ляпнул ту крылатую фразу «тренеришка». Я тогда психанул. Мы проиграли «Динамо» 1:5, и он зашел, говорит: «Все нормально, все молодцы». Вот меня это взбесило. Я же никогда не говорил, что Унаи плохой тренер. Я сказал именно про тот этап, когда он поплыл в моменте в «Спартаке». У него ходил свой собственный психиатр.
Помню ситуацию: Эмери просит МакГиди подать мяч верхом, Эйден даёт пас низом и потом снова. Унаи бросает все, на колени встает: «Сколько можно?» Для нас это было странно, два часа не отпускать никого в туалет или чего-то.
Эмери – тренер для испанских команд, с его менталитетом. В Англии и в «ПСЖ» его убрали тут же практически. Он не великий тренер, просто Лиги Европы выигрывает и все. Есть Моуринью, Анчелотти – эшелон топ-топ. Эмери – тренер, конечно, не «тренеришка».
«То, что руководство «Зенита» обвинило Чистякова – плохой признак для команды и коллектива»
Артём Дзюба раскритиковал руководство «Зенита» за отношение к игрокам. В том числе разобрал ситуацию с Дмитрием Чистяковым, которого подозревали в сдаче матча «Ахмату».
«Мне не нравится, что в «Зените» костяк потеряли – Лунева, Ивановича. Все ушли с обидой. Мне кажется, большой клуб так не должен расставаться с игроками, можно было всё сделать красивее.
Вот Дима Чистяков, я был лично свидетелем, в прошлом году ломает нос в матче с «Уралом». Ему противопоказано играть, ему нужна срочная операция, но, если он делает операцию, выбывает на какой-то срок. А у нас был график прям игры, игры. Ловрен был травмированный, из защитников никого нет. Тренерский штаб и руководство это понимают, уговаривают: «Дима, надо, нет никого. Дима, надо, надо». И Дима, наплевав на свое здоровье, на все показания врачей, идет надевает маску на матч с «Аланией» в Кубке России, рубится. А он такой человек, что не может себя жалеть. Он головой играл, ему сколько раз попадали. Ему было больно, я это видел. Он настоящий боец.
То, что руководство «Зенита» обвинило Чистякова – это уже плохие признаки для команды и коллектива. Как могут такие вещи в здоровом коллективе происходить? Вот это я никогда не приемлю. И я Диме лично написал, мы пообщались с ним. Я знаю Чистякова как искреннего настоящего бойца, он любит «Зенит», для него город – не пустой звук».
«Почему я никого не оскорбляю и не рассказываю вещи, которые знаю о многих, а Генич себе это позволяет?»
Артём Дзюба рассказал о конфликте с комментатором «Матч ТВ» Константином Геничем, который поспорил с Дзюбой о голах Ивана Сергеева, выиграл спор и призвал Артёма к ответу.
«Мы разговариваем о чем-то с Геничем тет-а-тет. Может быть, нас слышали ещё какие-то люди, мы этого не скрывали, но был разговор между нами с Костей. Прежде чем освещать наш спор, нужно было спросить у меня.
Я тоже люблю споры и считаю, что отдать долг – это священная обязанность, если проиграл. Но не так, как Генич, который захотел на этом пиариться, ради хайпа и шума. Ну ты спроси вторую сторону. Он потом меня пытался как-то назвать. Журналисты сейчас что угодно могут говорить, не проверяя информацию. Дзюба – такой, а если раз встретиться в лоб дать, пусть скажут что-то.
Ванька Сергеев красиво ответил, что я его даже не знал. Я слышал, что забил 42 гола в ФНЛ. Умница, но ФНЛ не идёт в зачёт клуба Федотова. Есть только РПЛ и высшие лиги. В ФНЛ люди забивали и сто, и двести. Я ничуть не принижаю заслуги Ваньки Сергеева. Это некрасиво перед Ванькой, и просто некрасиво этот шум устраивать.
Почему я никого не оскорбляю и не позволяю рассказывать вещи, которые знаю про многих. Если я рубану, а если рубану жёстко, то будет миллион просмотров. Так почему Костя себе это позволяет?»
Сам Генич ответил, что готов к встрече с Дзюбой, и даже попросит Леонида Слуцкого её организовать.
«В «Адане» мне даже не дали «обкакаться» самому»
Дзюба рассказал, в какой момент понял, что пора разрывать контракт с турецким «Адана Демирспор».
«У меня произошёл щелчок, что всё, наверное, после того, как я пропустил третью или четвёртую игру. Несколько раз говорил с Монтеллой и всё время слышал, что я топ, что всё получится, но снова не попадал в состав. В ситуации с Турцией у меня было в голове два сценария. Первый: я смогу забивать, докажу, что я настоящий бомбардир и могу играть не только в России. Второй сценарий, что я не смогу себя проявить, буду играть плохо, мало забивать, то есть «обкакаюсь» именно сам. Но произошёл третий сценарий, которого я вообще не ожидал, что мне даже шанса не дадут. Мне даже не дали «обкакаться» самому.
Я был одним из самых высокооплачиваемых игроков для них, начал неплохо, учитывая, что не играл три месяца, а потом просто без шансов. Почему? Я до сих пор не могу найти ответ на этот вопрос».
«Роналду помог бы любой команде, но все боялись. Трусы!»
Самовлюблённость очевидно роднит Дзюбу и Криштиану, поэтому Нобель не мог не провести между ними аналогии.
«Роналду помог бы любой команде! Может, после 200 миллионов от Саудовской Аравии он сам всех послал. Почему он играет там, а я не поехал? Мне же не предложили 25 миллионов в Саудовской Аравии, можно что угодно говорить. Мне давали 8-9 миллионов евро в Китае перед чемпионатом мира, но я не мог пропустить ЧМ в своей стране. Я спал и видел, что должен быть там. И не променял бы это ни на 100, ни на 300.
Все боятся. А как он придёт, а что? Трусы! Может, где-то сильный тренер хотел его взять, а руководитель сказал, что дорого, и наоборот.
Да, какие-то вещи можно сопоставить. Меня в запас – и его в запас. Я вне заявки – и он. Криш, амиго! Масштабы разные, но есть какие-то параллели. Мне понравилось, как Джордан сказал: «Я иногда тащил партнёров туда, куда они сами не хотели». В плане побед. Я тоже иногда так к людям отношусь. Я никогда себя не превозносил. Ты хоть раз слышал, что это я в четвертьфинал ЧМ затащил? Потому что понимал, что мы были в команде, там были свои лидеры. Я до сих пор в восторге от того, что Черышев клал. Сэйв Акинфеева. Я плакал от счастья от гола Фернандеса.
«В Англию бы не поехал, терпеть их не могу. Горжусь, что мы не позволяем всё это: делайте аборты, гендерные принадлежности, небинарные личности»
В конце разговора Дзюба заговорил о любви к своей стране и конкретно к её президенту. Артём понимает, что уже не нужен на Западе, но и Запад ему теперь тоже не нужен.
«Я всегда ощущал, что русская земля – это прям моё. Я думал, когда у меня были моменты уехать в Италию, Германию… Одно время я хотел в Англию, но если бы меня позвали, я бы сейчас туда не поехал из-за отношения к нам. Я радикально настроен. Они сняли все свои маски и показали своё отношение. Раз вы так к нам относитесь, вы нам подавно не нужны. Вообще их терпеть не могу.
В Турции мне было очень тяжело там, почувствовал, что мне не хватает русской речи. Когда вернулся, вздохнул: «Наконец-то я дома». В России мне сейчас комфортно.
Я верю в свою страну, я патриот своей страны, я люблю свою страну. История всё рассудит. А сейчас я полностью за своего президента, за Путина. Верю, что всё будет хорошо. Хоть убейте – я буду до конца за свою страну, верю, что мы за правое дело.
Глобально я безумно счастлив, горжусь, что в моей стране есть мужчина и женщина, папа и мама. Не позволяем всего этого непонятного: делайте аборты, гендерные принадлежности, мифические небинарные личности. Одна актриса сказала, что для небинарной личности она хорошо сыграла женщину. Конечно, ты же не мужика сыграла! Мне не нравится этот посыл, то, что сейчас происходит в мире.
Семья, любовь к детям – это самое важное. Надеюсь, смогу воспитать воинов-богатырей, которые друг за друга, за свою страну, за маму, за дедушку с бабушкой. Хочу, чтобы росли добрыми, с чистым сердцем, в меру весёлыми балагурами.
«Я везде забил, везде поиграл. Но скорее буду играть до 41 года, как Златан, чем закончу карьеру»
В конце Дзюба дал ответы на разные вопросы на тему «Что дальше?»
«Однажды рубану или книгу «Голая правда» без прикрас о футболе, либо большое интервью дам, чтобы ни у кого о футболе не было иллюзий.
Стать президентом РФС? Если мне дадут ресурсы и возможности, я бы шороху навёл. Без всяких денежных историй. Но сейчас легко говорить, что ты бы там ходил искоренял, пока с этим не столкнёшься. Но мне многие захотят напакостить. Я бы скорее хотел тренировать, быть с парнями в команде.
Ещё один чемпионат мира в России? Я искреннее в это верю. Придут большие люди с соглашением. Наверное, это нескоро произойдёт, но надеюсь, мы зацепим какое-то огромное спортивное событие. Русские люди – добряки нереальные. На ЧМ все это и увидели. Да, бываем угрюмые, но если нас расшевелить. Придёт время – и все будут знать, что мы самая лучшая держава.
Кокорин сказал, что он больше всех заработал? Ок, Александр, заслуженное первое место по деньгам, поздравляю. Когда мы шли в футбол, мы вообще не знали, заработаем ли какие-то деньги. Только в 18 лет понимаешь, что можешь обеспечивать себя. Ты должен футбол любить. Главное не деньги, а трофеи. Я везде забил, везде поиграл. 217 голов – вау, только Керж и я в России выбили 200 голов.
Что дальше? Я загадываю так далеко. Моя задача – помочь избежать «Локомотиву» стыков, подняться как можно выше, помочь максимально Михалычу Галактионову. Скорее как Златан до 41 года, чем заканчиваю карьеру.