Metaratings.ru рассказывает о том, как изменится жизнь в АПЛ, когда в стране, вслед за Испанией, запретят рекламу букмекеров на футболках клубов.
Что случилось?
На днях Daily Mail сообщил, что правительство Великобритании активно разрабатывает законопроект о запрете рекламы букмекерских контор в местных спортивных лигах. По информации издания, документ будет представлен общественности в декабре.
Один из его инициаторов — премьер-министр Борис Джонсон, так что у законопроекта крайне заметное лобби. После представления документ в течение 3 месяцев будут проходить консультации и дополнения к тексту, и лишь потом его передадут в парламент.
Вероятность принятия нового закона сейчас оценивается высокой, ведь общественность страны, куда в том числе входят и футбольные зрители, поддерживают инициативу, хоть она и негативно скажется на финансах клубов из низших английских лиг.
Почему англичане запрещают рекламировать букмекеров?
Первой публично предложила ограничить работу букмекеров Палата лордов Великобритании еще прошлым летом. Правительство страны сильно обеспокоено увеличившейся лудоманией среди граждан страны: к концу 2020 года проблемы были выявлены у более чем 1,5 млн британцев.
По мнению британских чиновников, одна из причин проблем — это повсеместная реклама букмекеров. В последние годы такой всплеск вызван активным развитием онлайн-беттинга, что заметно сократило время, необходимое на ставку. Как итог: согласно отчёту Палаты, чуть ли не каждый день в стране хотя бы один человек совершает самоубийство из-за проигранных денег.
Также в стране обеспокоены тем, что через спорт зачастую продвигают себя бренды, не зарегистрированные в стране. Например, азиатские или мальтийские конторы. В 2019 году британцы потеряли суммарно, в том числе и в местных конторах, почти 14 млрд фунтов.
На данный момент отношения властей с букмекерами регулируются согласно правовым нормам, принятым ещё в 2005 году, но очевидно, что в период активной глобализации необходимы новые условия работы. Вот только помогут ли они обществу — вопрос открытый. Но по клубам могут и ударить.
Какие последствия могут быть для футбольных клубов?
В декабре или в январе должен стать известен точный текст документа, но для английского футбола важно лишь то, будут ли включены в законопроект следующие пункты:
- могут ли букмекеры работать с клубами ниже АПЛ;
- запрет будет полный или правительство «уберет» лишь рекламу с форм.
Просто с этими пунктами и без него — это два разных законопроекта. В низших лигах беттинг — одна из немногих категорий бизнеса, платящая клубам выше среднего. В нынешнем сезоне беттинг-компании стали титульными спонсорами шести клубов Чемпионшипа. Да даже лига официально называется Sky Bet Championship. Суммарно клубы и сама вторая по силе лига Англии могут потерять примерно 30-40 млн фунтов.
Учитывая кризисную обстановку, вряд ли правительство захочет ещё сильнее «сжать петлю» на шеях команд. В начале года, когда только-только началась работа над законопроектом, была информация, что он будет направлен прежде всего на АПЛ, а для низших лиг и других видов спорта будут сделаны поблажки.
Что же касается полного и неполного запрета, то здесь все зависит от позиции парламентариев. Дело в том, что 19 клубов сотрудничают с букмекерами. У некоторых, преимущественно средних команд, беттинг-компании стали титульными спонсорами, иные — приобрели рекламные места на рукавах. Некоторые нанесли свой бренд на тренировочные формы: например, так поступили Parimatch с «Лестером» и «Марафон» с «Манчестер Сити».
Но в большинстве букмекеры просто становятся беттинг-партнёрами. Например, Sportsbet.io работает с «Арсеналом», Parimatch — с «Челси» и «Эвертоном», а 1xbet — с «Ливерпулем». В основном их интеграции завязаны на рекламах на стадионе и в соцсетях. Будет ли и это запрещено — вопрос открытый, то же самое касается и рекламы букмекеров на ТВ и стадионах.
Какие финансовые потери будут в АПЛ?
Клубы АПЛ, как и букмекеры, не публикуют информацию о стоимости своих контрактов, а если и говорят о них, то максимально расплывчато. Например, «Саутгемптон» сообщил, что их соглашение с титульным спонсором Sportsbet.io стало рекордным для клуба. То есть, можно сказать, что это точно больше 4 млн фунтов.
Информация же просто о беттинг-партнёрстве ещё более закрытая, но, естественно, что контракты с «Ливерпулем» и «Брайтоном» будут совершенно разные. Однако, по информации Metaratings.ru , в среднем по лиге такие контракты не превышают 1 млн фунтов. А за 4 млн фунтов, например, можно собрать пакет из 3-5 клубов высокого уровня в Европе.
Однако, по информации аналитического агентства Global Data, клубы АПЛ за счет продажи рекламного места на форме зарабатывают чуть менее 60 млн фунтов. И это не только за титульное спонсорство. К примеру, по информации Metaratings.ru , стоимость контракта «Астон Виллы» с китайским букмекером OB Sports оценивается в 1,75 млн фунтов за рекламу бренда на рукавах.
С учётом просто беттинг-партнерств суммарный доход клубов АПЛ от букмекеров в нынешнем сезоне составит около 70 млн фунтов — это где-то 81 млн евро или 96 млн долларов. На фоне всех спонсорских денег это совсем немного, примерно 6-7%. Общий доход от рекламодателей в клубах АПЛ оценивается в 1,4 млрд долларов за сезон.
Однако и тут есть нюанс: большую часть средств генерируют топ-клубы, в том время как букмекеры в основном приходят к командам второй половины. Так что запрет на рекламу беттинг-индустрии сильнее коснется именно них, однако потери будут совсем не существенны. Ведь на их место придут другие игроки, которые заплатят если и меньше, то ненамного.