Василий Уткин почти два года не комментирует футбол и с тех пор сторонится статуса футбольного комментатора. Однако в последние недели блогер дважды вернулся к микрофону. В конце марта он прокомментировал отборочный матч сборной России против Словакии в отборе к ЧМ-2022, а в минувшие выходные отработал главную игру чемпионата Испании: «Реал» – «Барселона». Обе встречи Уткин работал в паре с другими комментаторами на площадках «Телеспорта».
В интервью Metaratings.ru Василий объяснил, как это вышло, ответил Игорю Рабинеру и заявил, что не планирует возвращаться к микрофону.
«Меня звали и раньше, но сейчас пранк зашёл слишком далеко»
– Когда мы с вами договаривались пообщаться, вы сразу обозначили, что не возвращались к своей прежней роли. Почему?
– Я был гостем, а им может быть угодно: комик, футболист, журналист. Я не комментировал футбол. Я и не могу комментировать отдельно, для это нужно комментировать регулярно, находиться в форме. Я просто поучаствовал в ветеранском матче.
– Но класико не вяжется с ветеранским матчем…
– Так вышло, что отработал сейчас. Меня звали и раньше, мы договорились ещё до матча Словакии с Россией. Я не сразу согласился, потому что в самом деле этим не занимаюсь. В итоге сходил на два матча, но сейчас пранк зашёл слишком далеко.
– Вы обсуждали это с Петром Макаренко, которому принадлежит «Телеспорт»?
– Я с ним не общался лет пять и никогда не поддерживал близкого общения. Я его знаю, отношусь с уважением, но общался по этой теме с шеф-редактором «Телеспорта» Константином Клещёвым. Он постоянно меня звал, эти переговоры возникли не вдруг.
Кроме того, к «Телеспорту» я имею кое-какое отношение, потому что там работает много ребят, которые прошли нашу со Стасом Гридасовым школу журналистики. Мы дружим с ними, они приглашали меня вместе прокомментировать. Как я могу им отказать?
– Не смущала работа сразу на класико после длинной паузы?
– У меня было лишь одно сомнение. Это главный матч Испании, ребята работают целый год, а тут я прихожу. Я спросил у них, они сказали даже не брать это в голову.
«За матчи на «Телеспорте» мне не заплатили, даже не было об этом разговора»
– Вы работали с Алексеем Дурново на сборных и Дмитрием Бажановым на класико. Сами настаивали на них?
– Нет, у меня было единственное условие, что я не буду работать один.
– Почему?
– Я могу работать только вторым комментатором, потому что не могу поддерживать темп. Для этого нужно быть в форме. Я же пришёл просто со своими мыслями и делился ими. На такой репортаж можно пригласить Рабинера, даже орангутана.
– К слову о Рабинере. После класико он вас раскритиковал, предположив, что вы не готовились к репортажу, когда сказали, что не знаете полузащитника «Барсы» Мориба. Вас это задело?
– У меня есть большие пробелы сейчас, я это не скрываю. В репортаже была масса вещей, о которых я не имел полного представления. Могу просто промолчать.
Почему я сказал вслух, что не знаю этого футболиста? Потому что сразу после этого Митя Бажанов здорово объяснил, кто такой Мориба. Моя реплика позволила узнать зрителям, кто это такой. Это был комментаторский приём, репортаж от этого не пострадал.
Ну а Рабинера мне очень нравится рецензировать, в качестве собеседника я его не рассматриваю, потому что он глупый.
– В интервью Собчак в прошлом году вы сказали, что работой комментатора вам сейчас жить невозможно. В этом ничего не поменялось?
– Нет. Именно по этой причине я называю мой короткий поход на «Телеспорт» досугом. Я этим не живу и жить не планирую.
– Вам не заплатили за эти два матча?
– Даже не было переговоров о гонораре, его нет.
«Никаких переговоров с теми, у кого есть права на Евро, я не веду»
– Вам понравилось, как прошли оба матча?
– Мне было комфортно. Судя по количеству просмотров и реакции, которая до меня докатывалась, людям скорее понравилось, чем нет. Для меня очень трогательно, что я кому-то доставил удовольствие. Не хочу унизить работу комментатора, но эти две игры для меня прошли в форме досуга. Многие мои товарищи, которые знают меня много лет, могут подтвердить, что досугу я отдаюсь больше, чем работе.
– Вы придёте, если вас ещё позовут?
– Я бы не частил с этим. За европейским футболом я внимательно не слежу. Когда я работал комментатором чемпионата Испании, смотрел от 5 до 7 матчей каждый тур. Сейчас физически так не могу делать, есть куча других дел.
– Клещёв вас постоянно приглашает, но пришли вы только сейчас. Связано ли ваше появление именно сейчас с недавней кончиной Юрия Розанова?
– Без комментариев.
– Вы говорите, что не готовы вести репортаж, но от вас послышались фирменные цитаты: «Винисиус пижониур», «Тер Штеген достаточно хэштеген» и так далее. Этого недостаточно, чтобы вести матч самостоятельно?
– Это лишь аксессуар. Если девушка выйдет в одних кольцах и серьгах, она не будет приятна глазу. Такие вещи я могу воспроизводить постоянно, я так мыслю. Никакого отношения к комментированию это не имеет. Скорее, оценивает мою журналистскую форму.
– Параллельно эту игру показывал «РЕН ТВ». Если бы вас позвали на телевизор, пришли бы туда?
– Какой смысл? Они не делали мне предложения. Ситуация с трансляцией там возникла намного позже, когда я уже договорился с «Телеспортом». Я бы не пересмотрел свои договорённости ради «РЕН ТВ».
У меня нет цели вернуться в телевидение. Как говорит мой друг Николай Картозия, умирает не телевидение, а телевизор. Телевидение можно делать где угодно, чем мы занимаемся в ютубе.
– После двух матчей не захотели передумать и вернуться к комментированию?
– Нет, я не возвращаюсь к этому делу. Никакую карьеру не возобновляю. В принципе, можно это назвать досугом, проведённым с моими друзьями. Как говорится в песне Высоцкого: «Сегодня я с большой охотою распоряжусь своей субботою, и если Нинка не капризная, распоряжусь своею жизнью я».
– Всё равно со стороны это похоже на репетицию перед Евро. Вас ждать на турнире?
– Никаких переговоров с ресурсами, у которых есть права на вещание матчей чемпионата Европы, я не вёл и не веду.
– Хотите работать на Евро?
– Отвечу той же цитатой Высоцкого.