Краткая справка о компании
Adidas AG (Адидас) – транснациональная компания, специализирующаяся на спортивной одежде, обуви и аксессуарах. Один из крупнейших производителей продукции в мире и «номер один» в Европе. В Adidas Group входит бренд Runtasic, холдинговая компания владеет 8,33 процентами футбольного клуба «Бавария», а с 2005 по 2021 год владела и Reebok.
Эксклюзивный бонус в 6 000 за регистрацию- Дата основания – 18 августа 1949, Германия;
- Основатель – Адольф Дасслер;
- Руководство – Томас Рабе (председатель наблюдательного совета), Бьорн Гульден (CEO);
- Штаб-квартира – Херцогенаурах (Германия);
- Продукция – Спортивные товары;
- Рыночная капитализация – 28,6 млрд евро (март 2022);
- Чистая прибыль – 612 млн евро (2022);
- Количество сотрудников – 59258 (2022).
Начало пути: братья Дасслеры и создание Adidas
Свое начало известный немецкий бренд отсчитывает с 1924 года. После Первой мировой войны семейство Дасслеров решило организовать дело по пошиву обуви. Такой выбор деятельности был очевиден для их родного баварского поселения Херцогенаураха, в котором обувное дело было очень популярно. В 1898 и 1900 годах у отца семейства Кристофа (обувщика) с разницей родились сыновья – Рудольф и Адольф. Биографии будущего создателя Адидас и его главного конкурента хитро сплетены. Ведь именно родные братья впоследствии создадут два крупнейших бренда спортивной одежды во всей Германии.
Но вернемся к 1924 году. После Первой мировой войны Германии потрясли экономические проблемы. Так что Дасслеры открыли семейное дело не от хорошей жизни. Дети с малого возраста помогали родителям в работе, поэтому Ади и Руди уже знали, что из себя представляет обувное дело. От производства домашних тапочек Адольф дорос до футбольных бутс с железными шипами. В 1924 году братья официально зарегистрировали «Обувную фабрику братьев Дасслер» («Gebrüder Dassler»).
Gebrüder Dassler Sportschuhfabrik: первые шаги
Известный в нынешнее время бренд не сразу получил свое текущее название: свою лепту в развитие будущего Adidas вложили оба брата Дасслер: пока Адольф занимался оттачиванием продукта, Рудольф брал на себя развитие бренда. Уже к 1927 году братья перевезли производство бутс, уже пользовавшихся популярностью по стране, на собственную фабрику из родительского дома. Это позволило нарастить производство до 100 пар в день.
Огромную помощь для развития фирмы сыграл тренер легкоатлетической сборной Германии Йозеф Вайтцер. Благодаря его активному участию, шиповки Дасслеров получили патент перед Олимпиадой-1928 в Амстердаме, а рекорд мира немецкой бегуньи Каролины Радке стали хорошей рекламой для бренда, а еще через четыре года Артур Йонат стал сильнейшим в Лос-Анджелесе. После этих триумфов стало очевидно, что у братьев Дасслер качественная экипировка для лучших спортсменов мира.
Влияние Олимпийских Игр на развитие компании
Следующий ключевой момент для мирового признания – Олимпиада-1936 в Берлине. Создатель будущей фирмы Адидас рассмотрел звезду и большой трамплин для коммерции в лице американца Джесси Оуэнса. Чернокожий атлет из США в Германии тех лет, учитывая политическое направление страны-хозяйки Игр, был не самым очевидным кандидатом, чтобы стать звездой бренда, но Ади в своем выборе был уверен. И не прогадал. На счету Джесси четыре золота, и все в обуви Gebrüder Dassler Sportschuhfabrik.
Помимо Оуэнса коммерческий триумф для компании обеспечило и выступление сборной Германии, с огромным отрывом выигравшей общий зачет домашних Игр.
Вторая мировая война и её последствия для Adidas
Вторая мировая война негативно повлияла на деятельность фирмы и посеяла разногласия между братьями Дасслерами.
В военные годы влияние Ади на общий бизнес начало увеличиваться, что привело к публичному недовольству со стороны Руди, которой считал, что младший брат использовал свои связи для ухода от военной службы. Палки в колеса вставлял и режим страны, конфисковавший в 1939 году бизнес. В 1943 году на фабрике появляются станки для производства гранатометов.
Ближе к концу Второй мировой Рудольф использовал связи для возвращения деятельности к изготовлению обуви, а чуть позже собирался забрать дело в свои руки. Но Адольфу удалось воплотить этот план чуть раньше, что привело Руди в гнев. В 1948 году братья Дасслер прекращают сотрудничество.
Конкуренция с Puma: история противостояния
Разделение фирмы поставило выбор и перед сотрудниками, с кем из братьев продолжить работу. В пользу Рудольфа сказывался опыт в ведении бизнеса, поэтому большая часть отдела продаж перешла в Sportschuhfabrik Rudolf Dassler (RUDA), которая позже превратится в известную, как Puma. Адольф также выбирает название, связанное с именем – с 1949 года его компания носит имя Adolf Dassler adidas Schuhfabrik или же просто Adidas (Адидас).
В истории было немало примеров вражды брендов. Самым известным из них стало нарушение компанией Руди «Пакта Пеле». В 1970 году до старта ЧМ в Мексике стороны договорились не заключать контракт с одним из величайших футболистов в истории. Но перед стартовым свистком финала Пеле решил перевязать шнурки: на близком плане камеры был отчетливо виден силуэт Puma.
Рождение культового логотипа и философия бренда
Обувь братьев Дасслеров отличалась от других производителей своим броским дизайном – на каждой из моделей виднелись две полоски. Однако сразу после раскола одним из основных условий, о котором Руди и Ади договорились перед прекращением сотрудничества, стал отказ от символики Gebrüder Dassler Sportschuhfabrik. Однако младший брат пошел на небольшую хитрость. Формально создатель Adidas не нарушил договоренность, но взял за основу три полосы. Отсюда и появление легендарного образа бренда Адидас.
Официально Адидас использует три полосы с 1952 года, когда Адольфу удалось договориться с финской компанией Karhu о покупке права на использование символа в своей продукции. А что касается легендарного трилистника, то эта эмблема используется с 1972 года, когда к Олимпиаде в Мюнхене была запущена модель беговых кроссовок SL72.
Другой известный логотип появился в 1997 году. Возрастающие полосы и ассоциация с горой стали символом сложного пути к достижению целей. Последнее изменение датируется 2022 годом. Перед ЧМ в Катаре фирма освежила логотип, убрав из него название бренда и увеличив полосы, пойдя по пути минимализма.
- 1949 год – первый логотип с удлиненными буквами «d» и бутсой;
- 1952 год – появление на логотипе трех полосок;
- 1972 год – трилистник с подписью ниже «adidas»;
- 1997 год – гора, с которой Адидас ассоциируется у многих и по сей день.
Развитие и популяризация бренда на международной арене
После окончания войны главным помощником Adidas для выхода на мировую известность стал спорт. Компания начинает увеличивать свою линейку, не ограничиваясь лишь шиповками и бутсами, а амбассадоры бренда стабильно берут медали Олимпийских игр. Попутно налаживается массовое производство в Европе. К 1960-м годам открываются заводы в Норвегии и Франции, а также выходит на американский рынок. Через 20 лет на счету компании имелось более 20 заводов в десятках странах мира.
К сожалению, в 1978 году Адольф, чья фирма Адидас, умирает от инсульта. После этого компания почти два десятка лет находилась в кризисе. Но маркетинговый успех новых управленцев на ЧМ-1994 и ОИ-1996 в США, экономия на дешевой рабочей силе и запуск культовой линейки футбольных бутс Predator позволили Adidas вернуться в борьбу с Nike и Reebok за звание крупнейшего производителя спортивной экипировки в мире.
Технологии и инновации Adidas
Другой причиной коммерческого успеха компании стали и инновации немецкого бренда при производстве обуви. Например, к ОИ-1964 в Токио создается модель шиповок Tokio 64, чей вес не превышал 270 грамм, а в Мехико-1968 Adidas демонстрирует кроссовки с многослойной подошвой.
С тех пор Adidas частенько стал удивлять мир революциями в обувном деле. В 1979 году начинается продажа бутс Copa Mundial, используемых для матчей на твердых сухих полях. Они получили звание самых продаваемых бутс всех времен.
В 1988 компания выпускает обувь со специальной системой поддержки стопы, а в 90-х бренд совместно с легендарным Коби Брайантом совместно представляют кроссовки Traxion. Революция была не только в обувном деле. Адидас регулярно разрабатывает новые модели мячей, вот уже почти 50 лет являясь поставщиком для турниров ФИФА и УЕФА.
Известные линейки и коллекции спортивной обуви
За свою длинную историю Адидас выпустил множество культовых коллекций спортивной обуви. Для любого фаната футбола названия Predator, Adizero, F50 или Copa скажут многое.
За пределами футбольного мира бренд произвел немало известных коллекций спортивной обуви, которую сейчас люди используют для повседневной жизни. В число таких моделей входят Superstar, Samba, Stan Smith, Forset Hills или Equipment.
Модели обуви Yeezy в коллаборации, выпускавшиеся ограниченным тиражом, были очень востребованы в мире высокой моды. После неудачи с Nike создатель коллекции Канье Уэст стал амбассадором Adidas, чьи технологии позволили сделать одну из самых желанных пар обуви для коллекционеров. Малый тираж, красивый внешний вид и большая узнаваемость сделали из кроссовок Yeezy Boost одну из самых дорогих моделей обуви в мире.
Амбассадоры и их влияние на имидж бренда
В разные периоды истории у Adidas было множество культовых амбассадоров из мира спорта. В ранней истории бренда на боксерском ринге в обуви бренда выступали Мохаммед Али и Джо Фрэйзер, а на футбольном поле рекламировали Adidas Эйсебио, Лев Иванов Яшин и Франц Беккенбауэр.
В 1990-х годах Adidas начинает активно подписывать контракты со звездами. Лицами бренда становятся Алессандро дель Пьеро, Зинедин Зидан, Дэвид Бэкхем, Коби Брайант, Анна Курникова, Штеффи Графф и даже Мадонна.
Но, вероятно, главным лицом Адидас последних 15-20 лет можно считать Лионеля Месси. Легенда мирового футбола проведет всю карьеру в бутсах с тремя полосками и выиграет в них четыре Лиги чемпионов, ЧМ-2022 в Катаре и множество других трофеев.
Значимые коллаборации и партнерства
Ранее упоминалось об активном сотрудничестве Adidas с ФИФА, УЕФА и МОК. Но немецкий бренд сотрудничает не только с международными организациями, но и с частными лигами, клубами и спортсменами. Среди самых значимых контрактов Adidas можно выделить:
- НХЛ – формы всех клубов (с 2015 года);
- НБА – формы всех клубов (с 2006 по 2017 год);
- УЕФА – мячи всех международных турниров;
- ФИФА – мячи всех международных турниров, экипировка судей;
- МЛС – формы для всех клубов.
С Adidas сотрудничают сильнейшие футбольные клубы («Реал», «Манчестер Юнайтед», «Арсенал», «Ювентус» и «Баварию») и сборные планеты (Испания, Аргентина, Италия и Германия).
Нельзя не упомянуть и тесную связь Адидас и нашей страны. Еще в 1972 году немцы стали поставщиками экипировки для спортсменов сборной СССР. А во времена России в футболках от Adidas выступали крупнейшие клубы страны. Долго продлилось и сотрудничество со сборной. После Евро-2008 Adidas сделав сборную нашей страны премиальным партнером до домашнего ЧМ-2018. Успех турнира позволил продлить сотрудничество, но из-за политических событий в 2022 году бренд ушел из страны.
Лучшие линии и коэффициенты для ставокКритика и скандалы: темная сторона Adidas
Несмотря на статус, Adidas трудно назвать компанией без темных пятен. Еще во времена Второй мировой войны Ади Дасслер использовал труд военнопленных для изготовления обуви, а связь создателя бренда с руководством Германии 30-х и 40-х годов до сих пор остается спорной темой.
В 80-х и 90-х годах прошлого века Адидас стал активнее использовать дешевую рабочую силу из стран Третьего мира, что стало причиной частых скандалов на почве этических норм и соблюдений обязательств перед рабочими. Также несколько раз у фирмы возникали сложности из-за обвинений в расизме.
Современное состояние и будущее компании
Adidas сейчас – один из самых популярнейших брендов в мире, представленный на всех континентах. Компания ежегодно отчитывается об увеличении прибыли, а ее направленность на развитие не только в рамках спорта, но и в выпуске повседневной одежды позволяет не быть зацикленным на чем-то одном. У бренда регулярно выходят коллаборации с селебрити из различных сфер, поэтому с узнаваемостью и продажами проблем ждать не стоит.
В 2026 году Adidas теряет одного из главных партнеров в лице немецкого футбольного союза. Их сотрудничество длилось с победного ЧМ-1954 году – это был один из самых долгих и прочных союзов в мировом спорте. Но, несмотря на разрыв отношений, у Adidas появляется возможность расширить свое влияние на другие рынки и переманить к себе у Nike такие крупные команды, как Бразилия или Англия. Среди самых значимых топовых футбольные клубов и сборных, сотрудничающих с Адидас можно выделить:
- «Реал» Мадрид;
- «Бавария»;
- «Манчестер Юнайтед»;
- «Ювентус»;
- Сборная Испании;
- Сборная Италии;
- Cборная Аргентины.
Заключение: наследие и влияние Adidas на индустрию
Адидас стал одним из пионеров среди компаний, занимающихся производством спортивной продукции. За свою историю Adidas пережил многое и показал, насколько важно умение находить амбассадоров, которые будут представлять твою компанию на международной арене.
Одной рекламы может быть недостаточно, однако у Adidas нет проблем с качеством продукции. В 2006 году скульптура Адольфа Дасслера была открыта на стадионе его имени в Херцогенаурахе напротив штаб-квартиры Adidas. Создатель бренда изображен с бутсой в руке, что отсылает к одному из главных принципов работы Ади: постоянное совершенствование продукта. Немецкая компания, созданная в 1949 году, регулярно показывает революционные товары в спортивной сфере и вот уже сколько лет Адидас задает темп развитию продукции в своем направлении.