Несмотря на большие потери в зимнее трансферное окно, «Крылья Советов» продолжают уверенно идти в верхней части таблицы РПЛ. Гостевая победа над «Уралом» (1:0) позволила самарцам обойти «Ахмат», выйти на седьмое место и сохранить пятиочковый отрыв от «Спартака», куда зимой из команды ушли Никита Чернов и Данил Пруцев.
Все хвалят «Крылья» за интересную и яркую игру в атаке, но в первой части сезона меньше команды Игоря Осинькина пропускал только ЦСКА. Весной статистика ухудшилась, однако в Екатеринбурге волжане не позволили нанести «Уралу» ни одного удара в створ. В том матче и в большинстве других игр сезона с капитанской повязкой в центре обороны «Крыльев» играл Александр Солдатенков.
В отличие от многих партнёров по команде, Александр – человек не медийный и больших интервью почти не даёт. В разговоре с Metaratings.ru коренной москвич, который всю жизнь до перехода в «Крылья» играл за родное «Чертаново», рассказал о:
- работе с Николаем Лариным и Павлом Андреевым;
- теориях Игоря Осинькина;
- новых партнёрах и ушедших из «Крыльев» игроках;
- проблемах на рестарте сезона и целях на его концовку;
- роли капитана команды;
- нервах Ломаева и подкатах Зиньковского;
- «футбольности» Самары.
«Не понимаю, как можно судить Ларина. Не встречал таких людей, как он»
– Ты пришёл в «Чертаново» в 6 лет, когда оно ещё не было одной из лучших школ в стране. Когда и как всё поменялось?
– Всё началось ровно с того момента, как школу возглавил Николай Юрьевич Ларин. Очень многое изменилось в хорошую сторону. Родители перестали платить за экипировку, за поездки на сборы, всё для игроков стало бесплатно. После этого на другом уровне заработала и селекционная служба, начав привозить ребят и из других городов. Школа очень сильно поднялась в классе.
– Ларин говорил, что на суд по его делу будут приглашать воспитанников, выступающих в Премьер-Лиге. Тебя не приглашали?
– Нет, но, если бы пригласили, я бы обязательно пришёл и постарался бы помочь Николаю Юрьевичу, потому что вообще не понимаю, как можно судить этого человека. Он сделал очень много не только для школы, а в целом для российского футбола. Это просто не укладывается у меня в голове.
В школе он не только мне, а всем ребятам был как второй отец. К нему можно было обратиться с любой просьбой. Он всегда помогал, не отказывал никаким футболистам – даже тем, кто был не очень перспективен. Это было вообще не важно, на первом месте у него человеческие качества. Гордость за него.
– Как изменилось «Чертаново» после ухода Ларина и на сколько хватит заложенного им фундамента?
– Даже глядя на турнирную таблицу ФНЛ-2, видно, что дела не идут. Всё печально. Не знаю, на сколько хватит фундамента, при Ларине была совсем другая школа. Как при Ларине точно не будет, потому что таких людей я в принципе не встречал на своём пути.
– Ларина обвиняют в работе только с одним агентом – Павлом Андреевым. Несмотря на его образ в медиа, почему футболистам нравится с ним работать?
– Павел Олегович не только хороший агент, но и человек. В любой момент ему можно позвонить, попросить какой-то совет, он всегда откликнется и поможет. Поэтому мне комфортно с ним работать. Сколько раз я с ним общался, он всегда был доброжелателен, меня всё устраивает.
«Не люблю, когда говорят, что москвичам всегда везде легче, нельзя всех грести под одну гребёнку»
– До перехода в «Крылья» ты с детства играл за «Чертаново». Других вариантов не рассматривали, потому что жили в этом районе?
– Да, мой старший брат начинал свой футбольный путь в «Чертаново», и меня отдали туда же, чтобы мы вместе ездили на учёбу. Но брат после школы ушёл из футбола.
– Многие парни пробиваются наверх из регионов, а футбол для них – единственный шанс выбраться из бедности. Москвичам этой мотивации не хватает?
– Я в принципе не люблю, когда говорят, что москвичам всегда везде легче. Далеко не каждый москвич растёт в богатой семье. Скорее всего, доход московских семей будет выше, чем у провинциальных, но под одну гребёнку всех тоже нельзя грести. Мои родители работали на обычной работе, зарабатывали среднюю зарплату по России. Конечно, у меня была мотивация выбиться в большой футбол, чтобы помогать своим близким.
– Ты жил дома, а не в интернате, но был полноценной частью коллектива с пацанами из интерната?
– Я жил в интернате во время сборов, это было прикольное время. Была семейная атмосфера, мне это очень нравилось. Мы всегда хорошо общались с иногородними ребятами. Больше всего я, наверное, знаком с Антоном Зиньковским – много играли вместе ещё детьми, до профессиональной команды.
– Кто выделялся в твоём возрасте на московских турнирах?
– Полузащитник Аяз Гулиев и вратарь Антон Митрюшкин из «Спартака». Больше, наверное, не вспомню тех, кто сильно выделялся.
«Не скажу, что теории Осинькина утомляют»
– Ожидал, что «Крылья» не опустятся в таблице после больших зимних потерь?
– Было тяжело после ухода Вани Сергеева и других ребят, но костяк команды остался. Мы сейчас стараемся показывать хорошую игру и результат. Не зря мы работали на сборах, взяли новых ребят, которые хорошо вписались в коллектив и игру команды.
– Согласен ли ты с тем, что другой тренер не смог бы удерживать команду на уровне после таких потерь? И как это удаётся Осинькину?
– Не могу утверждать, согласен или нет, но Игорю Витальевичу очень комфортно работать с молодыми футболистами, которые знают его требования. Отмечу весь тренерский штаб – новым игрокам не только Осинькин объясняет, что и как делать.
– Каких тренеров ты бы выделил в «Чертаново» до Осинькина и что поменялось с переходом под его руководство?
– Из детских тренеров выделил бы Михаила Сергеевича Буренкова – он мне дал футбольную школу, культуру паса, и его помощника Николая Львовича Коровкина. Когда в «Чертаново» пришёл Игорь Витальевич, мы начали очень часто заниматься тактическими действиями – стояли на поле и перебегали, а он объяснял, как куда и кто должен двигаться при обороне, атаке, быстрой атаке.
– Многие говорят, что Осинькин большое внимание уделяет тактике, но у других тренеров футболисты порой засыпают на теории. У Осинькина всё не так нудно?
– Перед полем мы на 30-40 минут заходим в теоретический зал, тренер показывает моменты из игры, рассказывает, что нам нужно будет сделать на поле, как это сделать. Не скажу, что теории утомляют, но мозговая нагрузка в этом есть.
– Ты не смотришь футбол – тебе достаточно того, что даёт Осинькин? Не возникает интереса последить за лучшими игроками?
– Да, я не особо люблю смотреть футбол и вообще не играю в FIFA – иногда с ребятами играем в Dota или Counter Strike. Мне достаточно того, что я прихожу на тренировку, полностью выкладываюсь на ней, мне от этого комфортно. Не скажу, что мне этого не хватает.
«Коваленко станет топ-футболистом, а к Божину болельщики относятся предвзято»
– В первом матче весны с «Арсеналом» (2:2) новичок Фернандо привёз два гола. Сейчас он адаптировался к русскоязычному коллективу, к позиции?
– Думаю, с адаптацией проблем вообще не было, потому что в нашем коллективе невозможно не прижиться – все активные, доброжелательные, хорошие люди. Общение даётся легко, хоть он и иностранец. Думаю, на поле он адаптировался, хотя опорная зона – не особо его позиция.
– Барач очень похож на Бегича, а чем они отличаются?
– Очень тяжелый вопрос (смеётся). Наверное, Барач немножко повеселее.
– «Зенит» после матча в марте пожаловался на падение Юри Альберто после контакта с тобой, что там произошло?
– На мой взгляд, сыграл чисто. Игрок прокидывал мяч в штрафную, я поставил корпус, попал ему в плечо и дальше побежал к мячу. РФС тоже подтвердил, что фола не было.
– Но РФС подтвердил, что и в матче первого круга ты не фолил, а Дзюба упал и заработал пенальти. Вынес ли какой-то урок из той ситуации и ждал ли от него чего-то подобного сейчас?
– Нет, не ждал. Тогда так получилось – о чем говорить, если это была судейская ошибка, я никак не могу на это повлиять.
– В Ростов-на-Дону вы ездили из Ставрополя на автобусе, затем ехали обратно и из Ставрополя вылетали в Екатеринбург. Может, предпочли бы добираться на поезде, как это делают сейчас другие команды?
– Полдня у нас заняла дорога до Ростова. Был очень тяжелый выезд. Думаю, на поезде было бы полегче, потому что там можно вытянуть ноги.
– После первых трёх матчей весны ты говорил, что «Крылья» не стали хуже играть в обороне, несмотря на пять пропущенных мячей. После игр с «Уфой» и «Ростовом» это мнение не изменилось?
– Первый гол с «Арсеналом» – привоз, второй – рука и пенальти, с «Зенитом» – дальний удар, с «Сочи» команда просто расслабилась после второго забитого гола. Не могу сказать, что это были проблемы в обороне. Проблемы шли от головы.
Что касается матчей с «Уфой» и «Ростовом», то там совершили ошибки в обороне, не всё получалось. «Ростов» хорошо прессинговал, из-за этого мы допускали брак.
– В чём была природа тех поражений? Настолько серьёзно повлияла потеря Барача?
– Барач – хороший футболист, но, думаю, поражения случились из-за того, что мы проиграли очень много единоборств и подборов.
– Болельщики склонны всё упрощать: с Божиным проиграли два матча, а вышел вместо него Гапонов – и сразу выиграли у «Урала». Но не всё так просто?
– Божин – квалифицированный игрок, и я не скажу, что он плохо сыграл против «Уфы» и «Ростова». Мне кажется, болельщики предвзято к нему относятся.
– С «Уралом» вы не допустили ни одного удара в створ, хотя в обороне впервые вышел Гапонов, а в опорной зоне – Коваленко. Как это удалось, парни настолько в порядке?
– В матче с «Уралом» хорошо сыграла команда, в обороне тоже. Соперник почти не имел моментов, за исключением удара Бикфалви со стандарта, игра нам удалась. Что касается ребят, то Гапонов тоже квалифицированный футболист, имеющий опыт игры в Премьер-Лиге за «Спартак» – он нам поможет. Коваленко очень перспективный игрок, которому наоборот опыта не хватает, но со временем он его наберёт и станет топ-футболистом.
«Будет тяжеловато вытеснить Дзюбу, но, надеюсь, Сергеев проявит себя»
– Как изменилась твоя игра и игра команды в целом после ухода Бегича, Чернова, Пруцева, Сергеева, при отсутствии Иванисени?
– Игра команды никак не изменилась, поменялись только некоторые футболисты. Сам посыл футбола «Крыльев» остался тем же – комбинационный футбол, быстрые атаки. Для зрителя это очень интересно. Моя игра тоже никак не изменилась, у меня те же задачи.
– Перед уходом в отпуск в декабре был настрой сохранить команду или о будущем не говорили?
– Не говорили, но предполагали, что после неплохого отрезка сезона кто-то может уйти на повышение. Это нормальная ситуация.
– То есть ты не сильно был расстроен и удивлён новостями про Сергеева и Пруцева?
– Я был разочарован, но не удивлён. Нечему удивляться: ребята хорошо себя проявили, и достаточно именитые клубы решили пригласить их к себе.
– Каков предел амбиций и возможностей команды, если она через полгода обновляется наполовину?
– Тяжело ответить. Конечно, это сложнее, чем играть с постоянным составом – люди продолжают привыкать к новым требованиям уже по ходу сезона. Но нам нужно забраться максимально высоко.
– Но раньше четвертое и пятое место, например, были еврокубковыми, а теперь, видимо, еврокубков не будет. Сказывается ли это на мотивации?
– Для нас разницы нет. Конечно, обидно, если еврокубков не будет, но для команды, в которой большинство футболистов играют первый сезон в Премьер-Лиге, это проверка себя, нужно забраться как можно выше.
– Чем Сергеев так силён и сможет ли он вытеснить из основы «Зенита» Дзюбу?
– Сергеев хорошо занимает позиции на поле, знает, что делать с мячом в штрафной. Выполняет очень много черновой работы, забеганий, закрывает зоны. Могу сказать только хорошее. Конечно, мне бы хотелось, чтобы Ванька играл, но Дзюба – большой мастер, будет тяжеловато его вытеснить. Но я очень надеюсь, что Ваня проявит себя.
– Чернову досталось за уход в «Спартак» из-за его интервью, где он говорил, что собирается играть за «Крылья» долго, дойти до 200 матчей. Это урок всем игрокам?
– Конечно, не скажи он это – такого резонанса бы не было. Карьера футболиста может резко измениться, у Никиты так и получилось. Такое бывает.
– Кто-то из партнёров ушёл в «Зенит» и «Спартак», кто-то съездил в сборную, кого-то в «Спартак» отправляют слухи. Нет какой-то обиды, зависти, что ты находишься в тени?
– Нет, я наоборот только рад за ребят, что кто-то уходит на повышение, о ком-то говорят больше, чем обо мне. Никакой зависти, спокойно к этому отношусь.
«Спасибо Зиньковскому, что прикрыл нашу попу от оплеухи в Сочи»
– Больше всего сейчас говорят о Зиньковском: он забил «Уралу», до этого съездил в сборную, сделал три гола в матче с «Сочи». Как-то особенно благодарили его тогда?
– Можно сказать, что это его работа. Он должен создавать моменты, забивать голы. Но в этом матче он просто феерию выдал. Спасибо Антоше, что прикрыл нашу попу от оплеухи в Сочи (смеется).
– Притом выдал феерию после публичной критики Игоря Осинькина за игру в обороне в матче с «Зенитом».
– Возможно, после этих слов он что-то поменял у себя в голове.
– Но Чернов рассказывал, что он уже изменился за последний год и даже на тренировках катится.
– Да, бывают моменты, что даже Антон идёт в подкат (улыбается).
– С ним в сборную съездил Сарвели, который в Премьер-Лиге заиграл результативнее, чем в ФНЛ за «Крылья». В чём он так прибавил?
– Он всегда был хорошим футболистом, просто в прошлом сезоне у него был очень плохой период, а за «Чертаново» в ФНЛ он феерил, был главной звездой команды. Сейчас поймал свою волну и в «Крыльях».
– Многие считают, что Пиняеву надо давать больше времени. Сам Сергей как на это реагирует?
– Конечно, ему хотелось бы больше играть, но игры тяжелые, иногда трудно выпускать кого-то свежего на замену, нужна дисциплина. В некоторых матчах вышедший на замену игрок может потеряться на поле, а вышедшие в стартовом составе уже понимают, что нужно делать. В других же играх напротив очень помогает усиление со скамейки.
– Ежов с Зиньковским говорили, что на усталости в конце матча ни один защитник не может сдержать свежего Пиняева. А у тебя на тренировках получается?
– Он маленький, резкий, быстрый, юркий. Бывает он меня обыгрывают, бывает я отбираю – раз на раз не приходится.
«Ломаев может жёстко напихать, а я более спокоен»
– Европейское будущее Пиняева теперь под вопросом. А к тебе приходит понимание, что всю карьеру придётся провести в России?
– Я не особо заглядываю в будущее. Было бы интересно уехать в Европу и играть за хороший клуб, но мне комфортно в «Крыльях».
– Ты был капитаном уже в «Чертаново», большинство игр с повязкой проводишь и в «Крыльях»? За какие качества партнёры и тренеры тебе доверяют?
– Думаю, я ответственный, и не только в футбольных вопросах. Со мной в принципе нет проблем в команде по общению, со мной легко найти общий язык, я коммуникабельный.
– На поле это выражается в активном подсказе?
– Подсказ есть, но он отличается от подхода Вани Ломаева, который может жёстко напихать после ошибок. Я более спокоен. У Вани в эти моменты, наверное, нервы немножко шалят, он слишком сильно переживает.
– Карпин называл капитанскую повязку тряпочкой и передавал её от одного игрока сборной другому. Для тебя это не просто тряпочка?
– Я считаю, что капитаном всегда приятно быть. Это добавляет больше ответственности, но на поле поспокойнее себя чувствуешь. Я не думаю, что это тряпочка. Думаю, каждый игрок в своей команде хотел бы стать капитаном.
– Мне ты порой напоминаешь Виктора Васина в ЦСКА, который был хорош, но его ошибки, как у тебя с «Ростовом» , всем запоминались, создавали репутацию. На тебя такие ошибки не давят?
– Конечно, после таких ошибок становится грустновато. Но ничего с этим не поделаешь, надо работать. Через какое-то время это забывается. Нужно идти дальше и всё.
– В прошлом сезоне ты забил 5 голов, в этом пока не забивал. Тогда всё залетало или уровень сопротивления другой?
– Тогда залетело достаточно много интересных голов, которые люди не очень привыкли видеть. Ну и уровень сопротивления, конечно, сильно отличается (голы Солдатенкова на видео ниже – прим. Metaratings).
«Если Зиньковский пройдётся по набережной в Самаре, пять человек сделают с ним фото»
– Все игроки «Крыльев» говорят, что Самара футбольный город. Но вы приехали после пандемии и не видели на стадионе много зрителей. В чём выражается тогда эта «футбольность»?
– Хоть полного стадиона и не было, но на каждый матч приходит достаточно много болельщиков. Мы слышим, как они гонят нас вперёд, радуются голам, расстраиваются, когда мы проигрываем – и это нормально. Можно пройтись по набережной Антону Зиньковскому – и с ним пять человек сделают фото. Со мной тоже парочку делали (улыбается).
– При этом болельщики очень давили на вас в начале прошлого сезона. Как воспринимали это в команде?
– Людей можно понять: команда вылетела в ФНЛ и укрепилась молодыми чертановскими ребятами, которые не играли в Премьер-Лиге. Тренера тоже никто не знал. Все думали, что это какие-то выскочки. Но мы делом доказали, что мы достаточно квалифицированные футболисты. Конечно, бывает, что и сейчас в соцсетях пишут. Наверное, для кого-то это нормально.
– У Чернова жена регулирует питание, Карпин собирал жён и рассказывал, как кормить мужей. Твоя девушка не вмешивается в это?
– Нет, она мне помогает, заботится, подсказывает, но готовит обычную домашнюю еду и всё. А ещё с нами живут две кошки.
– С сезона 2014/15 ты в каждом сезоне стабильно играешь в основе. Какое внимание ты уделяешь режиму, который помогает избежать травм?
– Не скажу, что сильно режимлю, но и не нарушаю. Живу как нормальный, обычный человек. Нет такого, как у Криштиану Роналду, который пьёт только воду и спать ложится в 10 вечера.
– Тебе нравятся красивые машины, мечтаешь о Lamborghini, как Комбаров?
– Хорошая машина, но мне больше нравится Audi RS7 в обвесе ABT .
***
В воскресенье, 17 апреля, Солдатенкову и его партнёрам предстоит принять обновленный «Краснодар» – в случае победы «Крылья» вплотную приблизятся к сопернику в таблице. По мнению аналитиков букмекерской компании «Винлайн» , это очень вероятно. Самарцы – фавориты встречи с коэффициентом на победу 1,77 . На ничью можно поставить за 3,75 , а на победу гостей – уже за 5,00 .
Поставить на матч и смотреть его бесплатно в «Винлайне»