История создания бренда
Бренд Reebok (Рибок) — одна из ведущих современных спортивных марок. При этом компания переживала как взлеты, так и не самые благоприятные периоды, а в определенный момент была поглощена немецким гигантом спортивной индустрии Adidas, но с 2021 года осуществляет свою деятельность вновь на самостоятельной основе.
- Дата основания – 1958, Англия;
- Основатель – Джефф Фостер и Джозеф Уильям Фостер – младший;
- Руководство – Тодд Крински (CEO);
- Штаб-квартира – Бостон (США);
- Продукция – Спортивные товары;
- Количество сотрудников – 3 800 – 4 000 (2024).
Джозеф Уильям Фостер и начало производства
История Reebok неразрывно связана с именем Джозефа Уильяма Фостера, который в 1895 году придумал беговые шиповки — обувь, помогавшую спортсменам сохранять сцепление с поверхностью. Отдельно стоит выделить, что Фостер тогда только достиг 14-летнего возраста.
Идея разработать обувь для бега пришла к Фостеру не случайно: он сам увлекался бегом и был членом специального болтонского клуба, а по профессии – сапожником. Кроме того, в создании шиповок он заручился помощью своего дедушки, который впоследствии помог и в организации производства для пошива обуви на продажу. Компания получила название «J. 'W. Foster & Co».
В том же 1895 году компания Фостера включает в свой дизайн британский национальный флаг, который также называется «Юнион Джек». Затем, после рождения детей, Фостер поменял название фирмы на J.W. Foster & Sons.
Первые успехи и олимпийские достижения
Итак, в обуви J.W. Foster & Sons начали выступать профессиональные атлеты из Британии и их успехи стали приносить популярность недавно появившемуся бренду. Первый крупный внутренний успех пришел в 1904 году, когда Альфред Шрабб стал победителем в забеге на дистанцию в 10 миль.
Международный успех спортивной обуви Фостера случился в 1924 году, когда одетый в шиповки его фирмы Гарольд Абрахамс выиграл золото в спринте на Олимпиаде в Париже.
В 1933 году, в связи со смертью Фостера, руководство компанией переходит к его детям, Биллу и Джо. Однако по началу они принимают решения под надзором своей матери, получив полный контроль над предприятием спустя 6 лет, в 1939 году.
После окончания Второй мировой войны, за годы которой фирма пережила кризис, в руководство J.W. Foster & Sons пришли внуки Джозефа Фостера, Джефри и Джозеф Фостер-младший.
Переход в руки США и новое название
Новые хозяева фирмы задались идеей сменить название на более соответствующее той продукции, которую они выпускали.
Так, в соседнем с Болтоном городе Бери открывается фабрика под названием Mercury Sports Footwear, однако с регистрацией товарного знака возникли проблемы, так как слово «Mercury» уже использовалось другой фирмой.
В поисках нового имени для бренда на глаза Джозефу Фостеру попадается словарь Уэбстера, в котором он видит «Reebok», обозначающее подвид быстрых африканских антилоп.
Обновлённое имя компания получает в 1958 году – именно тут начинается reebok история одного из крупнейших производителей спортивных товаров Великобритании.
Основным продуктом компании продолжали оставаться беговые шиповки для профессионалов. В 1965 году Reebok в попытке выйти на мировой рынок решает принять участие чикагской выставке. Это не приносит желаемого результата, однако фирма снова и снова заезжает на такие мероприятия.
В 1979-м на выставке компания привлекла внимание бизнесмена Пола Файрмена, который приобретает лицензию для продажи товаров Reebok на американском рынке, создав Reebok USA Ltd. Позднее Файрмен выкупит у братьев Фостеров долю в материнской компании, став ее президентом. Файрмен будет занимать этот пост до 2006 года, когда он уступит его Полу Харрингтону.
Смена логотипа и инновационные технологии
В 1986 году Reebok решает отказаться от использования «Юнион Джека» в своей символике и делает новый лого рибок. На нем изображены две пересекающиеся полоски, одна из которых снизу поделена линией напополам.
Помимо изменений в символике, перемены претерпела и стратегия развития компании. Теперь Reebok сосредотачивается на сотрудничестве со звездами спорта.
Применялись в продукции Reebok и технологии, сделавшие некоторые модели кроссовок культовыми. В 1989 появляется технология Pump, с помощью которой можно было подгонять посадку обуви по ширине с помощью специальных камер. В 1994 году были выпущены Reebok Instapump с подошвой Hexalite и отсутствием шнуровки, которые стали одной из культовых моделей 90-ых годов, которую носили многие звёзды, например, актер Джеки Чан. Сама технология подошвы появилась в 1990 году.
Поглощение Adidas
В 2006 году немецкий спортивный гигант Adidas в борьбе с Nike за новые рынки полностью выкупает Reebok. Однако, несмотря на поглощение, рибок бренд сохранил независимость в части выпуска продукции.
Бренд и его влияние на спорт
Бренд Reebok оказал очень сильное влияние на спортивную индустрию, а продукцию компании рекламировали мировые звезды.
Амбассадоры Reebok
В 1992 году Reebok заключает контракт с баскетболистом Шакилом О’Нилом. Специально для него были выпущены кроссовки Shaq Attaq. Вторым звёздным представителем от мира баскетбола становится Аллен Айверсон, ставший амбассадором компании в 1996-м.
В нулевые, когда становится популярным создание коллабораций с артистами и другими звездами, контракт с Reebok подписывает рэпер Jay-Z, также соглашения с компанией заключают певицы Cardi B и Джиджи Хадид.
В мире футбола главными звездами становятся Райан Гиггз, Андрей Шевченко и Тьерри Анри. В 2008 году в рамках кампании «Your move» в рекламных акциях бренда участвует российский хоккеист Александр Овечкин.
В 2014 амбассадором Reebok становится рэпер Кендрик Ламар, однако затем компания не сумела договориться с артистом о продлении контракта по его истечении, и Ламара переманил Nike.
Reebok в UFC и кроссфите
Здесь стоит начать с интересного факта: слово «кроссфит» изначально было названием компании, которую основал Грег Гласман в 1995 году. До этого Гласман на протяжении многих лет работал персональным тренером.
Спустя 10 лет после основания, сеть обрела международную популярность, после чего CrossFit стала организовывать тематические турниры и эвенты, в одном из которых принял участие один из маркетинговых директоров Reebok Чед Уитман.
Стороны договариваются о сотрудничестве и Reebok начинает спонсировать CrossFit Games. После удачного поглощения Adidas, Reebok возвращается к концепции бренда, производящего товары для фитнеса, и за время соглашения с CrossFit открывается больше 10 000 фитнес-залов.
В 2013 году Reebok подписывает соглашение с UFC и презентует обновленный знак рибок, получивший название Reebok Delta. Треугольник рядом с названием фирмы должен символизировать людей, которые активно занимаются фитнесом.
Соглашение вступило в силу в 2014 году и сразу оказало влияние на возможности бойцов в использовании экипировки. Если до подписания контракта спортсменам разрешалось выходить на бои в экипировке разных производителей, то после они могли выступать только в экипировке одной компании.
С июля 2015 года по декабрь 2020 Reebok вложил в UFC 70 млн долларов, из которых около 40 млн ушли на гонорары бойцам. Однако структура выплат, предлагаемая брендом, не устраивала новичков UFC, которые могли рассчитывать только на 2,5 тыс. долларов за 1-5 поединков. При этом они могли зарабатывать больше на контрактах с экипировщиками, что тоже было невозможно из-за соглашения UFC с Reebok. В результате компании решили не продлевать истекшее в 2020 году соглашение, при этом Reebok остался поставщиком лиги до конца 2021 года.
Современные коллекции и новшества
Прямо сейчас на официальном сайте Reebok продается несколько коллекций одежды, обуви и других спортивных аксессуаров. Большинство из них названы по видам спорта:
- Running – Бег;
- Training – Тренировки;
- Basketball – Баскетбол;
- Nano X4 – Сверхлегкие кроссовки;
- Walking – Ходьба;
- Club C – Винтажная ретро-коллекция кроссовок;
- Pickleball, Tennis and Padel – Пиклбол, теннис и падел.
Reebok Classic
Для выпуска полюбившихся поклонникам бренда моделей кроссовок была запущена линия Reebok Classic. Также это направление используется для создания коллабораций с известными дизайнерами и артистами. В этой коллекции выпускаются, например, Reebok Classic Leather.
Рекламная и спонсорская деятельность
В настоящее время Reebok продолжает специализироваться на товарах кроссфита и единоборств.
Однако до 2012 года бренд активно работал на футбольном рынке. Именно в футболке с логотипом Reebok «Ливерпуль» выиграл Лигу чемпионов в легендарном финале сезона-2004/2005 с «Миланом». Помимо «красных», в форме Reebok выступали «Манчестер Сити», «Астон Вилла» и «Болтон». Заходил бренд и на российский рынок, с 2008 по 2012 год в форме от Reebok играл московский ЦСКА.
Кроме того, в начале 90-х годов в форме от Reebok выступала и сборная России, соглашение бренда с РФС действовало до 1997 года, когда национальная команда стала экипироваться у Nike.
В начале 2000-х годов Reebok стал официальным партнёром НБА, однако после поглощения Adidas, на посту спонсора главной баскетбольной лиги мира его сменил немецкий бренд. В 2000 году компания подписывает соглашение с еще одной американской лигой, НФЛ – лигой американского футбола.
Во время партнерства с UFC большинство бойцов подписывали контракты с Reebok, здесь стоит выделить соглашения с Конором Макгрегором и Хабибом Нурмагомедовым.
Обвинения в обмане потребителей
В 2011 году Федеральная комиссия по торговле США приняла решение о том, что Reebok своими действиями вводила в заблуждение своих клиентов рекламой обуви с технологией EasyTone.
Согласно заявлению проверяющего органа, в рекламе содержалось ложное утверждение, что кроссовки с технологией EasyTone помогают прокачивать мышц ягодиц на 28% эффективнее моделей от других брендов.
Стоит отметить, что решение федеральной комиссии поддержали американские потребительские ассоциации.
По итогам разбирательств, Reebok был оштрафован на 25 млн долларов.
Перспективы после продажи Adidas
В начале 2020-х история бренда Reebok сделала новый виток – компания ушла из под крыла Adidas и перешла в управление не такой известной широкой мировой аудитории ABG, которая владеет многими известными брендами (например, QuickSilver и журнал Sports Illustrated), а также правами на нейминг на наследие настоящих легенд мировой культуры – Мухаммеда Али, Мэрилин Монро и Элвиса Пресли.
Официальное заявление и будущее бренда
В августе 2021 года Adidas достиг соглашения с Authentic Brands Group (ABG) о продаже Reebok за 2,1 млрд евро. Сделку закрыли в первом квартале 2022 года, а первая информация о возможной продаже появилась в 2020 году.
После появления новостей о сделке с официальным заявлением выступил генеральный директор Adidas AG Каспер Рорстед:
«Reebok – важная часть adidas, мы благодарны за вклад, который бренд и стоящая за ним команда сделали в нашу компанию. Мы считаем, что после смены владельца бренд Reebok будет иметь хорошие возможности для долгосрочного успеха»
Причиной продажи стало сокращение ежегодной выручки Reebok, которая на момент приобретения компании составляла около 3 млрд евро, а в 2020 находилась на показателе в 2 млрд евро.
Стоит отметить, что несмотря на период поглощения, Reebok c 2009 года не опускался ниже четвертого места в рейтинге производителей спортивных товаров. А топ-10 производителей одежды за тот же период reebok чей бренд держался в нижней части, ни разу не покинул.
Заключение
Появившись изначально как фирма по производству легкоатлетической обуви, Reebok за более чем 60 лет своего существования с нынешним названием и более чем 125 лет с момента начала работы фирмы Джозефа Фостера, прошёл путь от узконаправленного бренда до одного из крупнейших производителей спортивных товаров в мире.
Безусловно, этого не могло случиться без грамотного объединения усилий как с различными известными людьми из самых разных сфер, так и со спортивными организациями.